Документально - поэтическая композиция Сопровождается демонстрацией слайдов на большом экране, музыкой.
Оформление: на сцене вывешены листы, на которых выписаны основные понятия: «геноцид», «Холокост», «гетто», «фашизм», «нацизм», «оккупационный режим», «антисемитизм», «нацистская идеология», «неонацизм». В начале представления все эти определения висят обратной стороной, как только понятие начинает обсуждаться, плакаты переворачивают.
Музыка: «Лунная соната» Л. Бетховена.
Слайд: фото концлагеря Освенцим.
Чтец 1.
Слушайте это, старцы, и внимайте,
Все жители земли сей: бывало ли такое
Во дни ваши или во дни отцов ваших?
Передайте об этом детям вашим;
А дети ваши пусть скажут своим детям,
А их дети — следующему роду...
Книга пророка Иоиля
Слайд: фото людей за решеткой лагеря смерти 1.
Ведущий 1. В небольшой роще в сотне метров от одной из газовых камер Освенцима-Биркенау женщины, дети и старики ожидают своей очереди. Скоро им прикажут раздеться. Затем их загонят в камеру и отравят смертельным газом. Их тела сожгут в печах в том же здании или в специально вырытых неподалеку ямах...
Ведущий 2. На фотографии вы видите евреев, привезенных в Освенцим-Биркенау из Венгрии в начале июня 1944 года. Снимок этот взят из альбома, принадлежавшего немцу, который в этот период работал в лагере.
Ведущий 1. Судьба евреев в Освенциме запечатлена на множестве фотографий; этот снимок, сделанный в роще, помещен под заголовком: «Нетрудоспособные женщины и дети».
Роща все еще там. От женщин и детей осталась лишь фотография...
Слайд: фото людей за решеткой лагеря смерти 2.
Ведущий 2. Трагедия, о которой мы сегодня будем говорить, унесла жизни более шести миллионов евреев в мире и из них три миллиона евреев на территории бывшего Советского Союза. Трагедия, превратившая в преступников не только нацистов, усеявших землю лагерями смерти, но и тех, кто стал их молчаливыми или открытыми соучастниками. Чем дальше мы отходим от Холокоста, тем более пронзительно становится ясно, что по социальным и психологическим последствиям Холокост, как и другие вспышки геноцида, — это опаснейший синдром человеко- фобии для всех жителей Земли.
Ведущий 3. Холокост — от греческого слова «холкаустос», что означает «сожженный целиком». Другое название — катастрофа.
Слайд: очередь в газовую камеру в концлагере.
Ведущий 1. Главной целью гитлеровцев являлась расчистка жизненного пространства для «высшей» арийской расы, к которой они относили лишь немцев, скандинавов, бельгийцев и население Северной Франции. Безусловному уничтожению подлежали евреи и цыгане. Остальные национальности, в частности и славянские, считались «трудоспособными» — значит годными для использования «на работах». Стариков, инвалидов, детей и женщин с маленькими детьми обычно зачисляли в разряд «нетрудоспособных» и направляли прямо в газовые камеры.
Слайд: фото людей за решеткой лагеря смерти 3.
Ведущий 2. Геноцид евреев, проводимый нацистской Германией во время Второй мировой войны, — преступление против человечества, принявшее исторические масштабы. Но наиболее тяжелые испытания выпали на долю самых незащищенных, самых невиновных, только- только пришедших в этот мир людей — на долю детей.
Ведущий 3. «Гонения на еврейских детей в самой Германии начались задолго до войны. С 1933 года их планомерно изгоняют из немецких школ.
Слайд: — урок нацистской идеологии, во время которого подвергались унижениям ученики-евреи. На доске слова: «Еврей — наш самый главный враг! Будьте бдительны с евреями».
Ведущий 1. Из воспоминаний Хильмы Геффен из берлинского пригорода Рангсдорфа: «От дружелюбной атмосферы не осталось и следа... Никто больше не хотел дружить со мной. А многие соседи даже боялись разговаривать. Некоторые, когда мы сами к ним заходили, говорили напрямик: «Больше к нам не ходите, мы боимся...»
Ведущий 4. Жительнице Нюрнберга Лоре Ганг-Зальхеймер исполнилось 11 лет, и ей разрешили учиться в немецкой школе, потому что ее отец был ветераном Первой мировой войны. Но и ей не удалось избежать изоляции. «Мы с тобой не можем идти домой, нельзя, чтобы нас видели вместе», — говорили дети-немцы.
Ведущий 5. С каждым новым днем нацистского правления, — писала Марта Аппель, — пропасть между нами и нашими соседями становилась все шире. Мальчики и девочки, с которыми мы много лет были в самых теплых отношениях, отвернулись от нас. Вдруг выяснилось, что мы другие».
Ведущий 6. Для еврейских семей были созданы гетто. Дело в том, что в средневековье в европейских городах евреи, как правило, селились в отдельных кварталах. С XVI века их стали называть «гетто». В Германии они прекратили существование в начале XIX века. Однако в 1939 году нацисты издали указ, согласно которому евреи должны были оставить свои дома и переехать в специально отведенные для них районы. Переселение евреев в гетто значительно облегчило последующие шаги вдохновителей и исполнителей Холокоста.
Слайд: выселение в гетто 1.
Ведущий 4. Из дневника тринадцатилетнего Ицхака Рудашевского: «Прекрасное солнечное утро. Улицы запружены людьми в форме со свастикой. Город бурлит... И вот передо мной открывается средневековая картина: переселение в гетто, черно-серая масса людей, впряженных в повозки с наваленными тюками. Я понимаю, что скоро придет и наш черед. Я смотрю на разоренный дом, на тюки, на растерянных, отчаявшихся людей. Я вижу разбросанные вещи, которые когда-то были мне так дороги, к которым я привык. Женщина стоит среди узлов. Ей не под силу их унести. Она горько плачет и заламывает руки. И вдруг все вокруг начинают плакать. Все рыдают...»
Слайд: выселение в гетто 2.
Ведущий 5. В гетто были особые перевалочные пункты — умшлагплац. Часто это была городская площадь или другое открытое место, где и решалось, кого отправить на смерть, а кто еще годен для работы. В крупных гетто умшлагплац нередко располагался рядом с железной дорогой. В Варшаве для облегчения депортации провели специальную железнодорожную ветку, соединяющую «перевалку» с основной железной дорогой. Массовые депортации в Треблинку шли день за днем, неделя за неделей...
Слайд: выселение в гетто 3.
Ведущий 6. Галина Биренбаум — одна из тех, кому удалось пережить Холокост. Она оставила нам живое свидетельство происходившего на умшлагплаце.
«Нас привели на Умшлаг, на этот тысячу раз проклятый Умшлаг, залитый кровью и слезами, где воздух дрожит от свистков и скрежета поездов, увозящих сотни тысяч евреев на последнюю в их жизни станцию.
Большая площадь перед зданием бывшей школы запружена отчаявшимися, запуганными людьми...
Потом мы увидели, что немцы устанавливают посреди площади пулемет. В толпе стали испуганно перешептываться. И хотя все понимали, что происходит, никто не осмеливался закричать или заплакать в голос. Стояла жуткая, давящая тишина. Мы обнялись, мать, отец, Гилек и я. Мы посмотрели друг другу в глаза — как смотрят перед вечной разлукой... чтобы сохранить в памяти образ любимых, пока нас всех не поглотит темнота. Все, чем мы жили, все, о чем мы думали и мечтали, потеряло значение. Мама наклонилась ко мне, улыбнулась и прошептала мне на ухо: «Не бойся, от смерти все равно не уйти, умирают только раз... И мы умрем вместе, так что не бойся, это не так уж и страшно...»
Слайд: расстрел людей фашистами 1.
Ведущий 1. Вспоминает узница Драней Одетт Дальтроф-Батси о еврейских детях: «Несколько суток везли их в опломбированных товарных вагонах. В каждом по девяносто детей и одна женщина, у которой в толпе двое, трое, а то и четверо собственных. Возраст детей от пятнадцати месяцев до тринадцати лет. Все — неописуемо грязные. Трех-, четырехлетние покрыты гноящимися язвами. Им так необходима наша помощь! Но у нас почти ничего нет, несмотря на непрестанную заботу и доброе отношение начальника нашего лагеря коменданта Кона. Мы сразу же начинаем устанавливать душевые кабинки. На тысячу детей у нас всего четыре полотенца».
Слайд: расстрел людей фашистами 2.
Ведущий 2. Детей в лагерях использовали в качестве «подопытных кроликов» в «различных медицинских экспериментах». Так, доктор Хайсмейер удалял у детей лимфатические узлы и вводил им под кожу живые туберкулезные бактерии. На допросе в 1964 году доктор заявил, что для него «не было принципиальной разницы между евреями и животными».
Слайд: расстрел людей фашистами 3.
Ведущий 3. Из воспоминаний Янкеля Верника, бывшего узника Треблинки:
«Всю эту зиму маленьким детям, совершенно голым и разутым, приходилось простаивать на морозе много часов подряд в ожидании своей очереди в переполненные газовые камеры. Их обмороженные ступни примерзали к ледяной земле.
Многие плакали. Некоторые замерзали насмерть. А немцы и украинцы, прохаживаясь вдоль колонны, пинали и били своих жертв.
Особенно зверствовал один немец, по имени Зепп, настоящий садист. Омерзительная тварь, которой особенно нравилось пытать детей. Когда Зепп издевался над женщинами с детьми на руках и его умоляли прекратить, он мог отобрать ребенка и тут же разорвать его пополам или, взяв за ноги, ударить головой о стенку и отшвырнуть прочь».
Слайд: расстрел людей фашистами 4.
Ведущий 4. По мере того, как война приближалась к концу, те, кто осознавал тяжесть совершенных преступлений, изо всех сил старались избавиться от улик. В восемь часов 20 апреля 1945 года, в тот самый день, когда Адольф Гитлер праздновал свой последний день рождения на этой земле, в лагере Нойенгамме, расположенном в окрестностях Гамбурга, убивали последних заключенных.
На тот момент в лагере оставалось двадцать еврейских детей в возрасте от пяти до двенадцати лет. Десять девочек и десять мальчиков... Среди них — две пары братьев и сестер. Детей вместе с четырьмя взрослыми заключенными, а это были французские врачи, доставили в большое школьное здание в Гамбурге, после чего их отвели в подвал, где была котельная; там, на трубе, под потолком, эсесовцы сначала повесили взрослых, затем настала очередь детей; некоторым из них ввели морфий, ни один ребенок не плакал.
Ведущий 5. Сохранились имена и возраст убитых детей: Маня Альтман, 5 лет; Лелка Бирнбаум, 12; Суркис Голдингер, 11; Ривка Герцберг, 7; Александр Горнеман, 8; Эдуард Горнеман,12; Марек Джеймс, 6; В. Юнглиб, 12; Лея Клигерман, 8; Жорж-Анри Кон, 12; Эдуард Райхен- баум, 10; Серджио де Симон, 7; Марек Штайнбаум, 10; Г. Вассерман, 8; Элеонора Витонска, 5; Роман Витонски, 7; Роман Целлер, 12, Рухла Зильберберг, 9 лет...
Слайд: расстрел людей фашистами 5.
Ведущий 6. А вот еще одна трагедия — судьба еврейской девочки Анны Франк.
Анна Франк родилась в 1929 году во Франкфурте-на Майне. В тринадцать лет она начала вести дневник, ставший одним из наиболее известных документальных свидетельств о Холокосте. Сегодня это едва ли не самая читаемая книга в мире. Дневник Анны Франк переведен на пятьдесят языков. Недавно увидело свет его новое полное, без сокращений издание. Оно вышло и в России.
Вскоре после прихода Гитлера к власти в 1933 году семья Анны бежала в Нидерланды. Как и многие другие немецкие евреи, ее отец Отто, мать Эдит и сестра Марго верили, надеялись, что теперь нацистским преследователям до них не добраться. На фотографии (слайд) — шестилетняя Анна (справа) и ее подружка Сане в Амстердаме в 1935 году.
Ведущий 7. Но в мае, когда немецкая армия оккупировала Нидерланды, налаженной жизни семьи пришел конец. Как многие евреи в Нидерландах, Отто Франк приготовил для своей семьи тайное укрытие. В июле 1942 года Франкам пришлось им воспользоваться. Вот что писала Анна в своем дневнике 2 мая 1943 года: «Мы живем в каждодневном напряжении. В напряжении от ожидания и надежды, но и от страха, когда слышим звуки в доме или на улице, когда ужасно стреляют или когда в газете печатают новые «объявления», потому что каждый день может произойти и такое, что некоторые из наших помощников вынуждены будут сами здесь скрываться. «Скрываться» стало самым обычным словом». Несмотря на помощь соседей-неевреев, семье не удалось уйти от рук гестапо. Их арестовали по доносу 4 августа 1944 года.
Как и других голландских евреев (общим числом более ста тысяч человек), семью Франк отправили в сборный лагерь Вестерборк. Месяц спустя всю семью депортировали в Освенцим.
Ведущий 8. Эдит Франк скончалась незадолго до освобождения Освенцима в январе 1945 года. Анну вместе с сестрой Марго отправили в Германию в концлагерь Берген-Бельзен. В апреле 1945 года лагерь освободили, но сестры умерли от тифа за несколько недель до прихода английских войск. Отто Франк пережил Освенцим и в конце концов вернулся в Амстердам, где друзья семьи и передали ему дневник Анны, который они хранили все это время.
Музыка: Реквием.
Слайд: расстрел людей фашистами 6.
Ведущий 9. Холокост — это составная часть и российской истории. Ведь нацисты, как известно, начинали с уничтожения евреев, но «на прицеле» у них были и другие народы, в том числе и славяне. Несколько миллионов мирных советских граждан других национальностей было уничтожено нацистами и их пособниками на оккупированной территории СССР. Идеологи расовой теории утверждали, что не только евреи, но и славяне являются представителями «низших рас», и, следовательно, не имеют права на свободное существование. Евреи оказались первыми в страшной очереди на уничтожение, но такая же участь ожидала и славянское население.
Чтец 1.
Бабий яр
К чему слова и что перо,
Когда на сердце этот камень,
Когда, как каторжник ядро,
Я волочу чужую память?
Я жил когда-то в городах,
И были мне живые милы,
Теперь на тусклых пустырях
Я должен разрывать могилы,
Теперь мне каждый яр знаком,
И каждый яр теперь мне дом.
Я этой женщины любимой
Когда-то руки целовал,
Хотя, когда я был с живыми,
Я этой женщины не знал.
Мое дитя! Мои румяна!
Моя несметная родня!
Я слышу, как из каждой ямы
Вы окликаете меня.
Мы поднатужимся и станем,
Костями застучим — туда,
Где дышат хлебом и духами
Еще живые города.
Задуйте свет. Спустите флаги.
Мы к вам пришли. Не мы — овраги.
Слайд: расстрел людей фашистами 7.
Ведущий 7. Осень 1941 года. Оккупированный Киев. Роман Анатолия Кузнецова «Бабий Яр» начинается с текста той самой листовки, которая появилась на улицах Киева в сентябре 1941 года. Вот ее текст:
Ведущий 8. «Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года к 8 часам утра на угол Мельниковой и Доктеривской улиц (возле кладбищ).
Взять с собой документы, деньги и ценные вещи, а также теплую одежду, белье и пр.
Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян.
Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян».
Ведущий 9. Муса Джалиль известный советский поэт, сам переживший ужасы гитлеровских концентрационных лагерей, написал эти стихи...
Слайд: фото Джалиля.
Чтец 2.
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор
И медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь.
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Чтец 3.
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Чтец 4.
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вдох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, —
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной,
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня!
Не надо умирать!
Он плачет, и как лист,
Сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
Чтец 2.
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
Чтец 3.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Чтец 4.
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
Слайд: расстрел людей фашистами 8.
Ведущий 7. Из воспоминаний Августа Хефнера, лейтенанта СС из зондеркоманды 4а, который свидетельствует об убийстве 90 (девяноста) еврейских детей в Белой Церкви на Украине. «Я вошел в лес. Солдаты вермахта уже выкопали могилу. Детей везли туда на тракторе. Техническая сторона дела меня не касалась. Украинцы стояли вокруг и дрожали. Их поставили на край могилы — когда украинцы начали в них стрелять, дети падали туда. Раненые тоже падали в могилу.
Это зрелище я не забуду до конца своей жизни. Оно все время у меня перед глазами. Особенно запомнилась мне маленькая белокурая девочка, взявшая меня за руку. Потом ее тоже застрелили...»
Чтец 1.
Я пришел к тебе, Бабий Яр.
Если возраст у горя есть, —
Значит, я немыслимо стар,
На столетья считать — не счесть.
Чтец 2.
Я стою на земле, моля:
Если я не сойду с ума,
То услышу тебя, земля, —
Говори сама.
Чтец 3.
Как гудит у тебя в груди!
Ничего я не разберу, —
То вода под землей гудит
Или души легших в Яру?
Слайд: голодные дети 1.
Чтец 4.
Слышу детское:
— Хлебца хочется! —
Где ты, маленький?.. Покажись!
Я оглох от боли тупой.
Я по капле отдам тебе жизнь,
Я ведь тоже мог быть с тобой.
Обнялись бы в последнем сне,
И упали б вместе на дно.
Слайд: голодные дети 2.
Чтец 2.
И выстрелы. Выстрелы.
Звезды внезапного света.
И брат обнимает последним объятьем сестру...
Если есть Бог и Он видел и слышал все это,
Зачем не хотел Он со всеми погибнуть в Яру?
Слайд: расстрел людей фашистами 2.
Чтец 3.
А люди подходят и падают в яму, на камни...
Дети — на женщин и старики — на ребят.
И, как пламя, рвущимися к нему руками
За воздух хватаются
И, обессилив, проклятья хрипят.
Девочка, снизу: — Не сыпьте землю в глаза мне!
Мальчик: — Чулочки тоже снимать?..
И замер,
В последний раз обнимая мать.
Слайд: расстрел людей фашистами 3.
Чтец 1.
У тебя ли не жизнь впереди,
Ты и наше должен дожить.
Ты отходчив — не отходи,
Ты забывчив — не смей забыть!
И ребенок сказал: — Не забудь!
И сказала мать: — Не прости!
И закрылась земная грудь,
Я стоял не в Яру — на пути.
Не забудь!..
Не прости!..
Слайд: расстрел людей фашистами 4.
Музыка: «Лунная соната».
Пауза.
Ведущий 8. Да, 6 000 000 жертв Холокоста, почти половину которых составили советские евреи, стали для всего человечества символом народоубийства. Преступления нацистов против еврейского народа признаны Нюрнбергским трибуналом. Они потрясли все человечество.
Холокост впервые показал миру, как легко сплотить нацию во имя уничтожения «других», как легко создать образ врага, как несложно изобрести и применить самые совершенные технологии для того, чтобы попытаться стереть с лица Земли целый народ.
Холокост учит тому, чтобы помнить. Нигде и никогда никакой народ от мала до велика не должен стать жертвой при равнодушии окружающих.
Ведущий 9. Когда пришли за евреями — я молчал, когда пришли за коммунистами — я молчал, когда пришли за соседскими детьми — я молчал, а когда пришли за мной — говорить было некому...
Слайд: убитые фашистами люди.
Ведущий 1. Нам нужны уроки Холокоста, чтобы мы и наши дети никогда не стали жертвами, палачами или сторонними наблюдателями преступления.
Классный час на тему 9 мая День Победы, 9 класс
Сценарий литературно-музыкальной композиции для младших школьников «Несовместимы дети и война»
Классный час на тему 9 мая День Победы, 10 класс
Классный час «Я - гражданин России», 10 класс
Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Победы в начальной школе
Лариса # 14 января 2022 в 14:57 0 |
Очень хороший сценарий. Продумано всё и музыка и текст |