Внеклассное мероприятие «Люблю березку русскую», 5-7 класс

Тематическое занятия для учащихся средних классов «Люблю березу русскую...». Конспект

Цель занятия: воспитание патриотических чувств, любви к природе и родному краю, приобщение к поэзии.

Задачи: познакомить учащихся с творчеством русских и советских поэтов, чьи произведения пронизаны любовью и гордостью за свое Отечество, воспевающих красоты родного края.

Организационный момент: учитель разрабатывает и организовывает мероприятие, совместно с учащимися. Вместе они подбирают необходимые музыкальные записи, стихи; ребятами оформляется класс, готовится и соответственно оформляется выставка рисунков, посвященных теме занятия. Мероприятие также ведется школьниками.

Оборудование: магнитофон с музыкальными записями; портреты С. Есенина, Ф. Тютчева; картины или репродукции с картин с изображением березовых рощ или берез; сцен из народных праздников, связанных с завиванием березы.

Ход мероприятия

На фоне приглушенной лирический музыки в исполнении оркестра русских народных инструментов один из учащихся с чувством и выражением читает фрагмент стихотворения А. Прокофьева.

...Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую...

- Радостное, нарядное дерево. Оно забрало в свое одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. И как цвета эти ей к лицу!

Немало стихов, песен, рассказов посвящено этой русской красавице.

Учащиеся декламируют стихи Сергея Есенина.

* * *

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы...

* * *

Зеленая прическа,

Девическая грудь

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

 

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

 

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум...

Далее ребята выступают с небольшими сообщениями.

1-й учащийся. Любовью и нежностью наполнены поэтические строки о юной девушке с тонким станом и шелковистыми косами, то печально задумчивой, то радостно игривой. Не только у Сергея Есенина береза пробуждала трепетные чувства.

В одном из своих писем А. С. Пушкин писал: «... Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза. Сердце мое сжалось...» Как много этим сказано! Сколько же в ней прелести, неотделимой от природы нашего Отечества.

Никакое другое дерево не распространено так в нашей стране, как береза. Она завладела всеми широтами. В мире насчитывается примерно около 140 видов берез, большая часть которых произрастает в нашей стране. Лучше самой подробной карты она своими именами рассказывает о местах своего обитания: иркутская береза, байкальская, памирская, алтайская, киргизская, маньжурская, туркестанская, даурская...

Названия говорят не только о географической прописке березы, а так же об особенностях дерева: широколистная, большелистная, извилистая, изогнутая, мелколистная, ребристая, низкорослая, карликовая.

2-й учащийся. А еще люди нарекли ее белоствольной красавицей, невестой, веселкой.

В старинных песнях поется о березе, как о живом существе, совершающем определенные действия:

Береза девочек гукала:

Ходите, девочки, в луг гулять,

Зеленые веночки завивать!..

... Я вам, девочки, согнуся,

Сама в веночки повьюся!... (русский фольклор)

С древних времен нашими предками березе отводилось особое почетное место в различных обрядах и ритуалах. Ветвями украшались жилища, проводились в березовых рощах народные гуляния, водились хороводы.

Старые люди рассказывают, что на седьмую неделю после Пасхи, в четверг (Семик) спозаранку собиралась молодежь на краю деревни и, распевая под гармошку веселые песни, начинала хороводиться. Потом девушки шли в березовую рощу завивать березки. Делали это небольшими группами, по два-три человека. При себе имели пряденые нити, разноцветные тряпицы по количеству членов семьи, которые навязывали на березовые ветки, приговаривая: это за маму, это за тятю, за брата, за сестру... Таким вот образом завивались «веночки на все отрадные денечки»:

Пойдем, девочки,

Завивать веночки!

Завьем веночки,

Завьем зеленые.

Стой, мой веночек,

Всю недельку зелен,

А я молодешенька,

Увесь год веселешенька.

В Троицу девушки вновь возвращались в березовую рощу, припевая:

Не радуйтесь, дубы,

Не радуйтесь, зеленые!

Не к вам девушки идут,

Не к вам красные.

Не вам пироги несут,

Лепешки, яичницы,

Но, Но, Семик да Троица!

Радуйтесь, березы,

Радуйтесь, зеленые!

К вам девушки идут,

К вам красные,

К вам пироги несут,

Лепешки, яичницы,

Но, но, Семик да Троица!

Съев красное яичко, развивали каждый свое дерево, после чего ветки кидали в реку. Так вызывали дождь, который должен напоить посевы живительной влагой. Каждая веточка кидалась в отдельности. При этом наблюдалось, чья именная веточка поплывет, значит жить будет долго, а чья потонет - тот, за кого завивалась ветка, до следующей весны не доживет.

3-й учащийся. Завивали березки и так: в Семик пригибали верхушки молодых деревьев и переплетали их с травой, связывая концы веток в кольцо, чтобы сохранить силу их роста и в виде венков передать силу жизни полю, воде, людям. Все действия сопровождались песнями, запевавшимися девушкой, державшейся за самые верхушки березы, в которых но поверьям сосредотачивались весенние силы.

Старые люди рассказывают, что раньше в деревнях не было никакой зелени, только одни избы стояли. Накануне Троицы вся деревня преображалась как в сказке: возле каждого дома стояло по пять-шесть молодых кудрявых березок, а отдельными ветвями украшались ворота, крыша над крыльцом, красный угол избы. Молодежь веселилась до самой поздней ночи. На следующий день стаскивались подвядшие деревца и ветки в одну кучу и сжигались. И вновь звенели веселые песни, заводились пестрые и нарядные хороводы...

Не зря в народе пользовалась таким почетом и уважением береза. Еще в стародавние времена люди нарекли ее деревом четырех дел: первое дело - мир освещать (зажженной лучиной освящалось крестьянское жилище); второе - чистоту соблюдать (березовым веником парились в бане), третье - крик утишать (березовым дегтем смазывались телеги, чтобы не скрипели колеса), четвертое - больных исцелять (отваром и настоем из березовых почек исцелялись многие недуги).

В записи звучит русская народная песня «Во поле береза стояла».

4-й учащийся. Красавица в белом сарафане - единственное в мире дерево, имеющее такой необыкновенный наряд. Оказывается, в березовой коре имеется особое вещество бетулин (латинское «бетула»), окрашивающее её в белый цвет. Благодаря бетулину, тонкая и нежная кора дерева надежно защищена от солнечных лучей и ожогов, ведь белый цвет отражает солнечные лучи. Теперь понятно, почему чудо-дерево называется березой...

Зачитывается фрагмент стихотворения Афанасия Фета.

... Под оскудевшим солнцем,

Осенней, позднею порой

Их каждый лист блестит червонцем

Над серебристою корой...

Вопросы:

- Почему береза считается символом России?

- Какие известные русские писатели, поэты в своих произведениях упоминали о березе?

- Какие старинные русские народные праздники связаны с вовлечением березы в ритуальные и обрядовые действия?

- Упоминалось о том, что в старину березу нарекли деревом четырех дел. Как по-вашему, чем еще полезна для человека береза? (Великолепным, богатым витаминами березовым соком, которым поят ослабленных и истощенных после болезни людей; своим теплом - сухие березовые дрова хорошо отапливают и прогревают дом.)

«Песенная Русь...»

Ведущий. Песня... Такая близкая и родная сердцу каждого русского человека. То жалобная и заунывная, наполненная печалью и тоской, то радостная и озорная, задорная и бесшабашная. Она не требует для себя почетного возвышения сцены, тишины благоговейного внимания, она полностью растворилась в нашей жизни.

Одной из первых песен в жизни человека стали нежная колыбельная матери...

Бай-бай, бай-бай!

Спи-ко, милое дитя,

До восхода солнышка,

До заката месяца.

Бай-бай, бай-бай!

Когда солнышко взойдет,

Роса наземь упадет.

Бай-бай, бай-бай!

Роса наземь упадет,

Тогда Костюш ка встает.

Бай-бай, бай-бай!

Тогда Костюш ка встает –

На работушку пойдет.

Забавные пестушки и потешки близких малышу людей, отцов, мам, бабушек, старших братьев и сестер, которые изображая пальцами руки рога, слегка щекотали ими ребенка и припевали:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками: топ! топ!

Глазками: хлоп! Хлоп!

Кто кашки не ест,

Молока не пьет,

Того забодает, забодает.

А сколько разных песенок да сказок припасено у старших членов семьи -- бабушек и дедушек! Наверное, на все случаи жизни...

Ой, люди, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе лужок,

А на том лужку дубок,

А на том дубку сидит

Ворон в красных сапогах,

Во зелененьких серьгах.

Черный ворон на дубу

Играет во трубу.

Труба точеная -

Позолоченная.

Он утром в трубу трубит,

А вечером сказки говорит.

Сбегаются зверьки

Ворона послушать,

Пряничка покушать.

Подрос ребенок и уже сам водит хоровод со своими сверстниками, напевая: «Как на наши именины испекли мы каравай...» или, подставляя ладошку, обращается к дождю: «Дождик, дождик, пуще - дай хлеба погуще!» Пробьется сквозь тучки радуга, малыш и ей песенку поет:

Радуга - дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка...

Вопрос: Могут ли ребята вспомнить и напеть подобные песни своего детства?

Исстари песня была не только верной спутницей человека по жизни, но и его помощницей во всех делах и начинаниях. Мелодии и ритмы старинных песен приспособлены к движениям человека во время того или иного труда. Если работа была монотонная и кропотливая, пелись песни спокойного характера:

Склонившись над пяльцами с вышиванием, девушка в народном костюме напевает народную песню «В низенькой светелке».

В тяжелой работе для подспорья служила иная песня:

В записи слушается русская народная песня «Дубинушка».

Вопрос к учащимся. В каком виде работы пелась эта песня?

Ребята отвечают. Один из учащихся выразительно читает стихотворение русского поэта Л. Н. Трефолева, написанное в 1865 году.

Дубинушка

По кремнистому берегу Волки-реки,

Надрываясь, идут бурлаки.

Тяжело им, на каждом шагу устают

И «Дубинушку» тихо поют.

Хоть бы дождь оросил, хоть бы выпала тень

В этот жаркий, безоблачный день!

Все бы легче народу неволю терпеть,

Все бы легче «Дубинушку» петь.

«Ой, дубинушка, ухнем!» И ухают враз...

Покатилися слезы из глаз.

Истомилася грудь. Лямка режет плечо...

Надо «ухать» еще и еще!

...От Самары до Рыбинска песня одна;

Не на радость она создана:

В ней звучит и тоска - похоронный напев,

И бессильный, страдальческий гнев.

Это праведный гнев на злодейку-судьбу,

Что вступила с народом в борьбу

И велела ему под ярмом за гроши

Добывать для других барыши...

 

«Ну, живее!» - хозяин на барке кричит

И костями на счетах стучит...

...Сосчитай лучше ты, борода-грамотей,

Сколько сложено русских костей

По кремнистому брегу Волги-реки,

Нагружая твои сундуки!

Пелась «Дубинушка» всей рабочей артелью. Тяжела груженая баржа, не сдвинешь ее с места... В едином выдохе звучит: «Ухни, дубинушка, ухни! Ухни, березова, ухни! Ух!...» Общими усилиями в такт песни тянется лямка, от которой ноет грудь, ломит шею и спину...

Плывет по матушке Волге тяжеловесная баржа, разносит ветер над рекой песню бурлаков: «Ухни, дубинушка, ухни!..»

А в ответ, с бескрайних российских полей слышится другая песня, песня косарей.

Учащийся читает фрагмент произведения И. 3. Сурикова «Косари», часть первая, 1870 год.

Утро. Блещет роса, и сквозь лес от зари

Яркий свет на поля разливается.

За рекой, на лугу, по росе косари

Идут, косят траву, наклоняются.

 

«Эй, ты, что ж отстаешь, соловей записной,

Точно двигаешь бабу тяжелую?

Размахнись посмелей да пошире косой

И ударь-ка, друг, песню веселую!..»

 

И плечистый косарь вдруг кудрями тряхнул,

Поднялася его грудь высокая, -

Он кудрями тряхнул и легко затянул:

«Ах ты, степь ли моя, степь широкая!

 

Поросла-убралась ты травой-ковылем,

Да песками ты, степь, позасыпалась;

На тебе ль от беды, на просторе степном,

Не одна голова вихрем мыкалась.

 

И горела трава, дым до неба стоял, -

Вырастали могилы бескрсстные;

По ним вихорь ходил, гром над ними стучал

Да кружились орлы поднебесные!..»

 

Подхватила артель, дружно песня звенит

И по чистому полю разносится;

Упадая, трава под косами шумит, -

Как-то легче она с песней косится.

 

Ворота у рубах все расстегнуты, - грудь

Дышит легче, свободнее, голая;

Дружно косы блестят, дружно ноги идут,

И спорится работа тяжелая.

Третий учащийся декламирует стихотворение С. Л. Григорьева, написанное в 1871 году.

Жаркое солнце над нивой гуляет,

Вольная пташка в лесу распевает,

Лоснится нива волной золотою,

Колос целуется с пыльной землею.

Песня за пашней вдали раздается –

По сердцу ядом страдание льется:

То завывает, то дико застонет,

Грубый напев оборвется, потонет...

Русская песня! Зачем ты уныла?

Иль тебе жизнь одну грусть подарила?..

Как бы ни была тяжела и беспросветна жизнь простого человека, были и у него свои маленькие радости. В эти светлые минуты и песни звучали иные...

Девушки в народных костюмах исполняют русскую народную песню «У нас нынче субботея». Выходят юноши в русских рубахах, подпоясанные красным пояском с кистями, начинают заигрывать с девушками. Разыгрывается небольшая сценка. Автор стихов «Частушка» С. М. Городецкий, 1912 год.

1-й молодец.

Как пошли с гармоникой

Скуку в землю затолкай!

 

Как пошли по улице,

Солнце пляшет на лице.

 

Горюны повесились,

Пуще, сердце, веселись!

2- й молодец.

Выходите, девицы!

Мы любиться молодцы.

 

Не зевайте, пташеньки!

Стали вешние деньки.

 

Запевай, которая!

Будешь милая моя.

3-й молодец.

Рыжая, подтягивай!

Или в горле каравай?

 

Черная, подмигивай!

Ветер песней задувай.

 

Ох, гуляем по миру,

Распьянилися в пиру.

Исполняются русские народные частушки с движениями. Выходит молодец с гармонью, напевая.

Молодец.

Шел деревней - девки спали,

Заиграл в гармошку - встали,

Встали, пробудилися,

Окна растворилися.

1-я девица.

Это что же будет-то?

Больно рано будят-то!

По утру, по холоду

Посылают по воду.

2-я девица.

Мы с миленочком гуляли

Возле нашего пруда;

Нас лягушки напугали –

Не пойдем больше туда!

Девицы подхватывают под руки гармониста.

2-я девица.

Ох, кошка, брысь!

На порог не садись:

А то миленький пойдет,

Спотыкнется - упадет.

 

Я сидела на окошке,

Ехал милый мой на кошке,

Стал к окошку подъезжать,

Не мог кошку удержать.

Молодец (уводя девиц).

Завлекательные глазки

Завлекли умеючи;

Завлекли - оставили,

Горюй-ка я тепсречи...

Ведущий. Песни, которые рождались в повседневном быту, все время менялись, совершенствовались, как менялся и совершенствовался сам человек. Хотя сегодня звучат совсем иные песни, песни прошлых поколений до сих пор не утратили своего значения в нашей жизни...

Один из учащихся декламирует стихотворение А. Т. Твардовского, написанное в 1936 году.

Кружились белые березки,

Платки, гармонь и огоньки.

И пели девочки-подростки

На берегу своей реки.

 

И только я здесь был не дома,

Я песню узнавал едва.

Звучали как-то по-иному

Совсем знакомые слова.

 

Гармонь играла с перебором,

Ходил по кругу хоровод,

А по реке в огнях, как город,

Бежал красавец пароход.

 

Веселый и разнообразный,

По всей реке, по всей стране

Один большой справлялся праздник,

И петь о нем хотелось мне.

 

Петь, что от края и до края,

Во все концы, во все края,

Ты вся моя и вся родная,

Большая родина моя.

В заключении исполняется русская народная песня «Родина».

Автор: Арсенина Е. Н.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Жители леса

Внеклассное мероприятие для школьников ко Дню России

Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов

Конкурсная программа для учащихся 5-7 классов. Тема: Басня

Нет комментариев. Ваш будет первым!