Игра для школьников 10 класса «Модель человеческого общения»
Участники: учащиеся 10-го класса и их родители, классный руководитель, учителя-предметники, родители учащихся, психолог.
Цели:
1) содействовать развитию у учащихся способности к самооценке и самоанализу;
2) продолжить развитие коммуникативных навыков учащихся;
3) создать условия для разработки правил общения в классном коллективе.
Подготовительная работа
1. Из учащихся класса формируются две команды по 11 человек, выбираются капитаны команд.
2. Проводится тестирование «Какой я в общении», «Оценка самоконтроля в общении».
3. Готовятся сертификаты с присвоением званий: «Самый общительный», «Самый мудрый в общении», «Самый молчаливый», «Самый веселый»; опросные листы для мини- социологического исследования «Я общительный человек?».
4. Оформляются карточки с условиями эффективного общения: «восприятие», «понимание», «взаимопонимание», «сопереживание», «согласие», «сочувствие», «соучастие».
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) на классной доске прикреплены 2 плаката с изображением необитаемых островов, записан эпиграф «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери);
б) оформлена выставка литературы по теме игры.
Ход игры
I. Классный руководитель
Здравствуйте те, кто хорошо позавтракал.
Здравствуйте те, кто не позавтракал и мечтает об обеде.
Здравствуйте те, кто рад наступлению Нового года.
Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.
Здравствуйте те, кто готов работать.
Объявляется тема игры, присутствующие должны назвать себя по имени и отметить свои качества личности, позволяющие отличить его от других. После личного представления учащиеся по кругу говорят о сидящем рядом однокласснике, подчеркивая его индивидуальные особенности.
Проводится представление команд.
II. Классный руководитель просит десятиклассников записать на отдельные цветные карточки одним словом, что они хотели бы сегодня узнать, чему научиться. После выполнения задания карточки вывешиваются на доске и анализируются.
III. Классный руководитель. Вам приходилось задумываться, почему у кого-то все хорошо, много друзей, нормальные отношения с учителями, а у кого-то не все ладится? Скорее всего, это происходит потому, что успешные люди лучше знают себя, свои слабые и сильные стороны, интересы, умеют общаться. Но всему можно научиться. И сделать это можно через общение. Общение — это установление и развитие контактов между людьми, восприятие и понимание другого человека. Оно будет эффективным только при выполнении определенных условий.
На доске вывешиваются карточки с условиями эффективного общения.
Результатом нашей сегодняшней игры будет составление правил общения в классном коллективе. Наблюдая за героями телеигры «Последний герой», понимаешь, что самое трудное — общение в узком кругу людей на определенной территории. Классный коллектив — тоже небольшой круг людей с разными интересами. Сегодня наш класс разделился на две команды. Представим себе, что они отправились на необитаемые острова.
Командам предлагается придумать название, выбрать девиз, расположиться на острове (надписать имена).
IV. Классный руководитель обращает внимание учащихся на то, что человек — существо общественное, для него общение является важной частью жизни. Затем предлагает прослушать легенду и продолжить ее.
Царь одной страны решил узнать, как дети учатся говорить и общаться. Своим слугам он приказал привести младенцев, их заключили в башню и поставили к ним немых слуг. Прошло 2 года. Царь решил удовлетворить свое любопытство. Пришел в башню, ему открыли комнаты. Он заговорил, и...
Команды придумывают и рассказывают свое продолжение легенды.
V. Классный руководитель говорит о том, что ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может стать им в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми. Культура общения закладывается с рождения и обогащается в течение всей жизни. От общения зависят наши успехи, настроение, удачи.
Команды обсуждают, что необходимо учитывать и чего нельзя допускать при общении, а затем озвучивают свою точку зрения.
VI. Классный руководитель предлагает учащимся, работая в группах, определить те личностные качества, которые помогают и мешают им общаться с другими людьми.
Учащиеся с помощью учителя обобщают качества, которые им необходимо или сохранить, или от которых необходимо избавиться.
VII. Классный руководитель. Существуют различные способы общения. Ученые утверждают, что с помощью:
— слов передается 7% информации;
— звуковых средств — 38% информации;
— мимики, жестов, поз — 55% информации.
Командам предлагается выполнить следующие задания
Задание 1
1. Сделай замечание, чтобы не спровоцировать конфликт.
2. Дай понять собеседнику, что он говорит неправду.
3. Успокой маму, которая тебя за что-то ругает.
Задание 2
Скажи одну и ту же фразу с разными интонациями: «Доброе утро».
Задание 3
Прочитай отрывок так, как будто ты замерз, забыл:
Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
Н. Некрасов
VIII. Классный руководитель. Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильней! Общение всегда строится, как игра, по определенным правилам. Любое взаимодействие регулируется конкретными нормами, принятыми в обществе. Такие нормы установлены в русских пословицах и поговорках.
Учащиеся принимают участие в конкурсе пословиц и поговорок.
IX. Классный руководитель предлагает ученикам вернуться на необитаемые острова и в своих командах составить правила общения в классном коллективе.
Работа групп обобщается в следующий свод правил:
1. Улыбайтесь!
2. Будьте хорошим слушателем.
3. Не перебивайте говорящего.
4. Помните, что имя человека — самый сладостный для него звук на любом языке.
5. Искренне интересуйтесь другим человеком.
6. Помните главные условия общения.
7. Не забывайте о самоконтроле в общении.
X. Классный руководитель. Готовясь к сегодняшней игре, вы узнали свою оценку по самоконтролю, примите ее во внимание. Юность — время благодатное для формирования своего характера, для самовоспитания личности и совершенствования культуры общения.
Вы учитесь, изучаете литературу, стремитесь к идеалу общения. И тогда у вас не будет проблем. Это поможет вам жить и работать.
Литература
1. Батаршев А.В. Психология личности и общения. М 2004.
2. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя 10—11 классы. М., 2005.
3. КарнегиД. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1988.
4. Классные классные дела. Вып. 2 / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М., 2006.
5. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс Минск, 1988. »
6. Маленкова Л.И. Человековедение. М., 1993.
7. Соколова О.А. Мир общения — этикет для детей. СПб.. 2003.
8. Шемшурина A.M. Основы этической культуры. М., 2001.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни
Классный час в 10 классе на тему: Личность и наркотики
Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора
Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах