Игра «Умники и умницы» по сказкам Бажова

Внеклассное мероприятие для школьников по сказкам Бажова

Литературно-познавательная игра по страницам сказов П.П. Бажова

До проведения мероприятия проведите подбор игроков: ребятам предлагаются листы с вопросами по сказам П.П. Бажова. Первые 9 человек, сдавшие правильные письменные ответы, становятся участниками игры, по три человека в группе.

Сделайте, из картона «Ордена Умников» на тонкой атласной ленте. Приготовьте листы цветной бумаги для обозначения дорожек — 4 зеленых, 3 желтых, 2 красных и конверты с квадратами цвета дорожек для выбора.

Предложите игрокам перед началом игры перечитать сказы «Огневушка-поскакушка», «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка», «Ермаковы лебеди», «Малахитовая шкатулка», «Горный мастер», а также биографию Павла Петровича Бажова.

Пригласите старшеклассников в качестве членов жюри.

Ведущий: Я рад приветствовать всех присутствующих на нашей игре «Умники и Умницы»! Тема игры — «По страницам сказов Бажова».

Перед нами девять участников игры, мы их будем называть агонистами, от греческого слова «агон», что означает «соревнование». Если агонисты не смогут ответить на вопрос, то это право предоставляется «теоретикам», ребятам из зала. За верный ответ «теоретик» получает «Орден Умника». Судьи будут внимательно следить, кто из «теоретиков» первым поднял руку для ответа.

Итак, я вызываю участников первого агона.

I агон

Ведущий: Перед началом конкурса мы распределим дорожки.

Ребята выбирают конверты с квадратами. Квадраты в каждом конверте имеют один цвет.

Дорожки выбраны. Напомню их свойства. Красная — самая короткая; на ней нельзя ошибаться. Желтая — на ней можно ошибиться один раз. Зеленая — самая длинная, но на ней можно ошибиться два раза. Агон заканчивается, как только один из участников пройдет до конца свою дорожку. На обдумывание вопроса дается 30 секунд, об истечении которых жюри напомнит звонком колокольчика.

1 ЭТАП

1. Чей это портрет?

а) «Вдруг из самой середки вынырнула девчоночка махонькая. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький, и в руке платочек тоже сголуба». (Огневушка)

б) На чем девчоночка плясала?

2. Послушайте отрывок:

«— Ну, прощай, Степан Петрович, смотри не вспоминай обо мне. — А у самой слезы. Она это руку подставила, а слезы кап-кап

и на руке зернышками застывают. Полнехонька горсть. — На-ка, возьми на разживу. Большие деньги за эти камешки люди дают. Богатый будешь, — и подает ему».

Что имела в виду Хозяйка Медной горы?

3. Как звали рассказчика, прототипа дедушки Слышко? (Василий Алексеевич Хмелинин)

2 ЭТАП

1. Старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце» узнал, как зовут девчушку, с первого раза. Он сказал: «Подаренка Григорьева не у вас ли живет?». Слово «подаренка» созвучно с именем девочки. Как же ее звали? (Даренка) Что имел в виду Кокованя?

2. «Тут приказали Степана на цепь посадить. Известное время было — крепость». Назовите сказ. Дайте объяснение выражению «время — крепость». (Сказ «Медной горы Хозяйка»)

3. Послушайте отрывок и ответьте на вопрос:

«Один-то молодой парень был неженатикта уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробленный». Что значит «изробленный»? Как называется сказ?

3 ЭТАП

1. В каком городе родился П.П. Бажов? {В Сысерти.)

2. Где Бажов познакомился с прототипом дедушки Слышко? (В Полевском заводе.)

3. Где происходит действие бажовских сказов? (На Урале.)

4 ЭТАП

1. Из какого материала была сделана знаменитая бажовская шкатулка? (Из малахита.)

2. Как звали кошку, которую Даренка взяла с собой в дом к Ко- коване? (Муренка.)

Победитель I агона занимает почетное место на стульях победителей.

II агон

Вызываются следующие три участника. Проходит розыгрыш дорожек.

1 ЭТАП

1. Назовите сказ и главного героя.

а) «С той поры стал он чуть не каждый день в лес бегать. Время как раз покосное, ягодное. Травы все в цвету. Людей в то время на покосах было много. Спрашивают они его — не потерял ли чего? Он улыбался этак невесело, да и говорит: «Потерять не потерял, а найти не могу». (Данила, сказ «Каменный цветок».)

б) «Проснулся он на другой день и видит — на вчерашнем огневище большая яма вырыта, а старатели стоят у четырех сосен и говорят одно:

— На этом месте в землю ушла!» (Федюнька, сказ «Огневушка- поскакушка»)

2. Вспомните, как звали мастера, который обучал Данилку. В каком сказе это было? (Прокопьич, сказ «Каменный цветок».)

2 ЭТАП

1. На каком музыкальном инструменте играл Данилка из сказа «Каменный цветок»? (На рожке.)

2. Объясните, как вы понимаете выражение «Расправа тогда известно, какая была. За всякую вину спину кажи».

3. Почему Данилку звали Недормышем? (Сирота. Матери не помнил, а отца вовсе не знал.)

3 ЭТАП

1. Донской казак Ермак из сказа «Ермаковы лебеди» плыл по этим рекам. (Кама, Иртыш.)

2. Какую реку прошел Василий из сказа «Ермаковы лебеди» с лебедями? (Чусовую.)

3. Как стали называть Катю, когда Данила исчез? (Мертвякова невеста.)

4 ЭТАП

1. Как звали Данилу за его тихий нрав? (Тихоход. Блаженный.)

2. К кому в дом ушла Катерина после ссоры с родственниками? (К Прокопьичу.)

Победитель II агона занимает место на стульях победителей.

III агон

Вызывается следующая тройка игроков. Проводится розыгрыш дорожек.

1 ЭТАП

1. Кем был старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце»? (Охотником.)

2. На какой драгоценный металл есть знак «пляшущая девочка»? (На золото, сказ «Огневушка-поскакушка».)

3. Что говорили люди о том, как Данилушка из сказа «Каменный цветок» исчез? (Кто говорил, что ума лишился, в лесу сгинул, а кто, что Хозяйка Медной горы взяла его в горные мастера.)

2 ЭТАП

1. Объясните смысл фразы из сказа «Горный мастер»: «Так и ушла Катя из дома. Родные не крепко вязались. Лишний из семьи — шуму меньше».

2. Чем стала заниматься Катя после исчезновения Данилы и смерти Прокопьича? (Обрабатывать малахит. Нехитрый товар для продажи на базаре.)

3. Где Катя брала камень малахит для своей работы? (На Змеиной горе.)

3 ЭТАП

1. Как назывался пруд, который находился за две версты от Змеиной горы? (Северский пруд.)

2. Где происходит действие сказа «Огневушка-поскакушка»? (Полевской завод.)

3. Как звали бабушку, которая поставила на ноги Данилушку после избиения? (Вихориха.)

4 ЭТАП

1. В какой свой юбилей Бажов выпустил книгу «Малахитовая шкатулка»? (В 60-летие.)

2. Сколько лет было Бажову, когда он приехал в Свердловск? (10 лет.)

Подводятся итоги, определяется третий победитель. Победители награждаются книгами со сказами П.П. Бажова и грамотами. «Теоретики», у которых оказалось больше орденов, награждаются дипломами.

Рекомендуем посмотреть:

Игра «Поле чудес» для младших школьников на тему «Цветы»

Внеклассное мероприятие в 1-2 классе на тему: Комнатные растения

Внеклассное мероприятие во 2 классе. Всемирный день красоты

Внеклассное мероприятие по сказкам в начальной школе

КВН по сказкам Пушкина. Сценарий для 2 класса

Татьяна Евгеньевна Сухарева # 11 января 2015 в 09:54 0
Интересная и познавательная игра. Необходимо уточнить для какого возраста предназначена игра ( на мой взгляд 4 - 7 классы). Не указаны цели и задачи мероприятия. Было бы интересно познакомиться с листом предварительного отбора участников игры. Если успеваете попробуйте сделать поправки к своей работе. scratch
Наталья Александровна Попова # 15 февраля 2015 в 21:08 0
Очень понравилась игра. Спасибо. Завлечь в игру не так сложно, а вот обучаться вместе с игрой - вот это ЧУДО!!! Спасибо!
Светлана Викторовна # 25 февраля 2015 в 21:30 0
Спасибо за сценарий! Проделана огромная работа. Цель занятия достигнута. Дети с удовольствием участвуют, а это самое главное.
Наталья Васильевна Севостьянова # 11 марта 2015 в 07:49 0
Здравствуйте! С желанием ознакомилась с конспекпом литературно - познавательной игры по страницам сказов П. П. Бажова. Проделана суперсерьезная подготовительная работа перед проведением мероприятия. Сказы П. П. Бажова трудно читать. А какой должна быть словарная работа!!! Детям огромная благодарность! Спасибо автору! Желаю успехов в дальнейшей работе. С уважением, Наталья Васильевна.
Гульнур Анваровна Вильданова # 9 апреля 2015 в 09:25 0
спасибо. ознакомилась с мероприятием
Алла Викторовна Третьякова # 18 апреля 2015 в 18:06 0
Здравствуйте! Спасибо за сценарий игры "Умники и умницы". Я тоже люблю проводить подобные внеклассные мероприятия. Мне нравится видеть, как ребята повышают свой интеллектуальный уровень. Уверена в том, что благодаря вашей разработке учащиеся захотят узнать больше о творчестве Бажова, захотят еще раз вспомнить пройденный материал и прочитать то, что еще не читали до сих пор. Значит, цель достигнута.
Наталья Геннадьевна Завалишина # 5 июля 2015 в 17:28 0
Разработка Ваша понравилась мне, в копилку перенесу с Вашего позволения к себе.
Материал подобран отличный, проверить знания можно свои, поддержать интерес у детей к чтению.
Уточнить можно: детям давалось время на подготовку (неделя, месяц) или проводилось мероприятие после изучения материала, как урок внеклассного чтения, но в виде игры?
Спасибо за то, что поделились с другими.
Вера Александровна Полушкина # 15 июля 2015 в 22:16 0
Интересный материал для детей. Детки любят сказки. Я обязательно воспользуюсь Вашей разработкой. Спасибо!
Сессер Мухаметовна Юсупова # 5 августа 2015 в 18:18 +1
Очень интересная и мотивирующая сказка с элементами игры Детям нужно побольше проводить такие праздники, иначе теряется интерес и тяга к знаниям. Большое спасибо!!!
Юлия Сергеевна Самсонова # 7 ноября 2015 в 20:50 0
Разработка, действительно, интересна. Но, увы, по нашей программе на Бажова отводится 3 часа. За это время не изучить такое количество произведений.
Тихонова Марина Михайловна # 23 декабря 2015 в 15:41 0
Материал очень познавательный!У детей должен появится интерес к книгам, и стремление к саморазвитию!
Анжелика Станиславовна Щербакова # 16 февраля 2016 в 15:59 0
Спасибо огромное! Хороший, познавательный материал. Беру себе на заметку.