Данное мероприятие не только познакомит учащихся средних классов с историей возникновения вещей, необходимых и незаменимых в повседневной школьной жизни, но и значительно расширит их кругозор, вызовет интерес к учебе.
Информация для сообщений дана в сжатой форме, в общих чертах. Учащиеся, самостоятельно проработав в библиотеке научно- познавательную литературу, могут дополнить представленный материал своими энциклопедическими находками и изысканиями.
К сожалению, о самом Науме Грамотнике не удалось найти практически никакой информации. В старинном месяцеслове вскользь упоминается имя этого пророка. Известно лишь, что в стародавние времена он считался покровителем учеников. После окончания всех полевых работ, в конце осени - в Наумов день, детей, достигших школьного возраста, - «отроков» - отдавали «в учение», совершая при этом определенные обрядовые действия.
Подготовка к проведению мероприятия.
За несколько дней до проведения мероприятия учитель оповещает учащихся о теме Устного журнала. Предлагает желающим принять участие в его подготовке и проведении: выбираются двое ведущих, докладчики, причем инициатива должна исходить от самих ребят. Остальные учащиеся могут принять участие в подготовке мероприятия следующим образом: рисовать, подбирать нужные материалы, оформлять класс и т. п. Целесообразно создание «редакционной комиссии», отвечающей за проведение Устного журнала.
В конце мероприятия уместно поговорить об успеваемости в классе, выделить тех учащихся, которые успевают по всем дисциплинам, любознательны, учатся с интересом, активно участвуют в общественной жизни школы.
Последняя страничка Устного журнала посвящается викторине или игре (например, «Самый умный учащийся этой недели» и т. п.). Также вполне уместен конкурс на сочинение и исполнение лучшей школьной частушки. В этом случае необходимо позаботиться о небольших призах, например книгах познавательного плана.
Действующие лица:
Двое ведущих.
Витя Тимофеев.
Доктор школьных наук.
Докладчики (рассказчики).
Оборудование: школьная доска (можно передвижную); несколько листов ватмана с изображением школьных предметов (школьной тетради, ручки и др.), скрепленные между собой вверху (по принципу настенного календаря, причем листы должны легко сниматься); учительская указка; магнитофон или проигрыватель; фонограмма (грампластинки) с музыкальным сопровождением.
Оформление: мероприятие может проводиться как в классе, так и в актовом зале. На классной доске (или переносной) прикрепляются листы ватмана. На титульном листе написано:
Устный журнал «школьное обозрение»
дата выхода ______
Каждый лист имеет свое заглавие, пронумерован и проиллюстрирован. По ходу действия ведущие или выступающие с сообщениями ребята «переворачивают» следующую страницу, то есть убирают ее.
1-й ведущий. Здравствуйте, ребята! Я поздравляю вас с выходом нашего первого Устного журнала (показывает на титульный лист), который называется «Школьное обозрение»...
2-й ведущий. А также поздравляем вас с Днем Наума Грамотника!
1-й ведущий (удивленно). Постой, а какое отношение имеет наш журнал к старинному, давно всеми забытому празднику?
2-й ведущий. Самое прямое. Вот послушай и все поймешь.
В стародавние времена, поздней осенью, примерно в первых числах ноября, когда завершались все крестьянские полевые работы и подбирались домашние дела, детей отдавали на обучение грамоте какому-нибудь местному грамотею - дьячку или писарю. А где-то через месяц, в день покровителя учеников - в Наумов день, - проходил древнейший обряд, связанный с посвящением в ученики. Обряд заключался в следующем: учитель приглашался в дома своих учеников, с почестями его усаживали в передний угол, угощали и одаривали подарками. Например, подавали горшок каши, посыпанной сверху монетами.
Учитель приходил не с пустыми руками, он приносил с собой букварь и плетку. После трех символических ударов плеткой ученик демонстрировал все то, чему успел научиться за месяц. Глава семейства благодарил учителя и просил его: «Сына грамоте учи, уму-разуму учи, как учили нас, учи — чаще плеткой хлещи».
1-й ведущий (морщась): Да, не позавидуешь нашим предкам, тяжело им учение давалось...
2-й ведущий. А то... Чуть что не так, линейкой по рукам или плеткой по мягкому месту, мало приятного! Но мы немного отвлеклись. Как видите, некоторые старинные традиции сохранились и поныне - учебный год для современных школьников начинается осенью. Правда, не с начала ноября, а чуть раньше.
1-й ведущий. Но как здорово, что порка в наших школах не прижилась и современные провинившиеся ученики отделываются лишь замечаниями в дневнике или плохой отметкой в журнале; в исключительных случаях - приглашением в кабинет директора для личной беседы.
2-й ведущий. Демократия и гуманность являются одной из отличительных особенностей XXI века. Ученики же того времени, чтобы избежать наказаний за свое невежество, часто обращались к своему покровителю. Они просили: «Батюшко Наум, наведи на ум». С той поры до нас дошли такие поговорки: «Пророк Наум наставит на ум», «Пророк Наум и худой разум на ум наведет». (Обращается кучащимся.) Ребята, а какие старинные поговорки и пословицы о знаниях и учении известны вам?
Ребята перечисляют:
• Ученье - свет, а неученье - тьма.
• Век живи, век учись.
• Большому кораблю - большое плавание.
• Кончил дело - гуляй смело.
• Учись смолоду - пригодится в старости.
• Терпение и труд все перетрут.
• И сила уму уступает.
• Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
• Учение - путь к умению.
• Не копьем побивают, а умом.
• Повторение - мать учения.
• Глупый киснет, а умный мыслит.
• Без дела жить - только небо коптить.
• Мир освещается солнцем, а человек знанием.
1-й ведущий (обращаясь ко второму ведущему). Да, времена меняются, а проблемы школьников остаются теми же. Кто-то стремится к знаниям и учится с удовольствием, а кто-то учится с прохладцей и отсиживает занятия, считая минуты до перемены. Как быть такой категории учащихся, тоже обращаться к пророку Науму с просьбой наставить на путь истинный?
2-й ведущий. Есть только одно средство - перевоспитание! Я знаю одного мальчика из 5 класса, он как раз здесь присутствует - Тимофеев Витя. Пусть он поделится с нами историей своего «перевоспитания». ..
Выходит Витя Тимофеев и рассказывает свою историю.
Тимофеев.
ПЕРЕВОСПИТАНИЕ
(из школьной жизни ученика 5 класса Вити Тимофеева) В нашем классе Тимофеев - отстающий ученик.
Потому что он уроки сам готовить не привык.
И тогда решила школа положенье изменить
И Лариску Иванову для занятий прикрепить!
Иванова так за дело добросовестно взялась,
Что работа закипела, и отметил это класс.
Все как будто бы прекрасно, но признаюсь вам, друзья:
Дело в том, что в нашем классе Тимофеев - это я...
Мне бы с горки покататься, а уроки - подождут,
Только некуда деваться, и Лариска тут как тут:
Ей сначала по порядку весь параграф расскажи
И по русскому тетрадку с упражненьем покажи!
Я тогда решил, ребята, все уроки сам учить,
Чтобы мне скорей обратно Иванову открепить...
Я остался слову верным, все учил и повторял,
И на все вопросы первым в классе руку поднимал!
Вот исправился давно я и учусь почти на пять,
Но Лариска Иванова продолжает опекать.
Если это продолжаться будет весь учебный год,
То меня она, признаться, до инфаркта доведет!
Стоит мне пойти куда-то отдохнуть от всех забот –
И она туда, ребята, обязательно придет!
«Это - надо, это - надо!», - неустанно тарахтит.
Просто нету с нею сладу, голова уже болит...
Я совсем забыл про игры, я живу без выходных,
По ночам мне снятся тигры - и Лариска среди них!
Подойти боюсь к ней близко, что-то нужно ей всегда...
Неужели от Лариски не избавлюсь никогда?
Из-за кулис слышится голос Ивановой: «Тимофеев! Куда ты запропастился? Тимофеев, отзовись!..».
Тимофеев (обреченно, но с некоторой надеждой обращается к присутствующим).
Мне уже и на концерте нет спасенья от нее!
Каждый стал из вас свидетель, каково мое житье...
Коль у вас среди знакомых есть лентяи, может быть, -
Помогите мне другому Иванову прикрепить!
Вновь слышится голос Ивановой: «Тимофеев, ау, отзовись!».
Тимофеев (безнадежно махнув рукой, прощаясь со зрителями, кричит Ивановой). Да тут я, иду!
(Зрителям.) Вот привязалась-то еще на мою голову! Скорей бы каникулы, устал я и от учебы, а больше всего от Лариски Ивановой. (Уходит.)
1-й ведущий. Кстати о каникулах. Первая страничка нашего устного журнала так и называется - «Каникулы, или Собачьи дни».
Снимает титульный лист, на первом листе изображено вечернее небо, усыпанное яркими звездами. В их причудливом расположении угадывается слово «каникулы». Под звездами сидит собака и, задрав морду к небу, воет на луну.
Ведущий (обращается к учащимся). Вот скажите, ребята, что означает это слово в вашем понимании?
Ребята объясняют значение слова: оно означает желанный, долгожданный отдых после школьных месяцев труда.
Ведущий. Верно. Но знаете ли вы о том, что это любимое нами слово своим появлением обязано небу?
Ребята отвечают отрицательно.
Ведущий (открывает толстый том энциклопедии с закладкой посредине и зачитывает). Оказывается, «каникулой» в древности называли самую яркую и самую главную звезду в созвездии Большого Пса — Сириус (указкой показывает на самую большую и яркую звезду на иллюстрации). Появляется она на небосводе ежегодно в самый разгар лета, 26 июля (по нашему календарю).
Обязаны мы открытием сей звезды древним египтянам. Они заметили, что с ее появлением начинается нестерпимая жара. В это время года - в «собачьи дни» - прекращалась всякая активная общественная жизнь египтян, в том числе и школьные занятия, до более благоприятного времени. Поначалу каникулами называли только летний отдых, а потом и всякий перерыв в учении, на какое бы время года это ни приходилось. Таково происхождение слова «каникулы».
Выходит второй ведущий, открывает следующую страничку журнала, которая называется «Тетрадкознание». На иллюстрации изображена раскрытая ученическая тетрадь, над которой стоит большой вопросительный знак. Звучит в записи фонограмма песни «Чему учат в школе» («Буквы разные писать / Тонким перышком в тетрадь / Учат в школе (3 раза)...»). Музыка приглушается.
2-й ведущий. Выступить с докладом по данному вопросу мы пригласили доктора школьных наук, большого специалиста в области исследований и познания ...
Называет фамилию, имя и отчество выступающего. Выходит учащийся и рассказывает об истории происхождения тетради. В своем выступлении он может использовать различные иллюстрации, собственные рисунки.
Рассказчик (в руках у него обыкновенная тетрадь). Слово «тетрадь» произошло от греческого «тетро», что означало: «сложенный вчетверо». Посмотрите на тетрадь (показывает). Она действительно представляет собой сложенные листы бумаги. Со временем она стала намного толще, да и сама тетрадь несколько изменилась. ..
2-й ведущий (обращаясь к рассказчику). Скажите, уважаемый, в далекие времена ведь не было бумаги, на чем же тогда писали ученики?
Рассказчик. Верно, в далекие времена ученики писали не на бумаге, а на небольших деревянных дощечках, связанных в книжечку шнуром. Первые такие тетради появились еще во времена древних греков. Середину дощечек выстругивали, а ложбинку заливали ровным слоем воска коричневого или черного цвета.
2-й ведущий. Для такой необыкновенной тетрадки, наверное, и орудие письма должно быть необычным?
Рассказчик. Совершенно верно. Писали в таких тетрадках стальной палочкой. Один конец был у нее острый, чтобы буквы на воске выцарапывать, другой - тупой, в виде лопаточки. Им стирали с восковой странички написанное.
2-й ведущий. Это напоминает наш современный карандаш с ластиком!
Рассказчик. Правильно. Эта палочка в одно и то же время была и старинным карандашом, и ластиком.
Но вернемся к тетрадям. Кроме восковых, были в старину еще металлические тетрадки, вернее дощечки. На таких приходилось не писать, а вырезать буквы острым резцом.
2-й ведущий. Вот уж совсем не позавидуешь тогдашним школьникам!
Рассказчик. Действительно, им можно только посочувствовать: для того чтобы научиться писать в тающих, как мороженое, восковых или в твердых, словно камень, металлических тетрадках, необходимо затратить много сил и приложить немало стараний. Вот, пожалуй, и все, что я хотел вам, ребята, рассказать о тетради.
Второй ведущий благодарит рассказчика. Тот садится на свое место. Первый ведущий спрашивает у присутствующих, есть ли у
Учащийся. Мне хотелось бы дополнить рассказ... (называет имя предыдущего выступающего).
Из выступления предыдущего докладчика вы, ребята, уже узнали, что в старину ученикам тетради заменяли восковые и даже железные дощечки. На Руси же в качестве тетрадного листа использовалась кора березы, так называемая береста. Тексты, написанные на бересте, назывались берестяными грамотами.
Первое историческое открытие, подтвердившее существование «берестяной письменности», было сделано не так уж и давно - 26 июля 1951 года, то есть пятьдесят пять лет тому назад, - в Новгороде, при археологических раскопках. Прямо на мостовой XIV века, в щели между двумя плахами настила, было найдено берестяное письмо. Состояло оно из 13 строк, каждая по 38 см, то есть длина текста составляла около пяти метров. Прямо скажем, письмецо было внушительных размеров!
Ведущий. Что же получается: для того чтобы нашим предкам, допустим, написать письмо, достаточно было подойти к березе и снять с нее кору?
Учащийся. Нет, что ты! Для изготовления берестяных грамот требовалось немало времени и труда. Вначале бересту варили в воде, что делало ее более эластичной. Затем расслаивали, убирая наиболее грубые слои коры, и обрезали со всех сторон. Надписи наносились на внутренней стороне коры. Буквы процарапывали острым железным или костяным стержнем - гшсалом. На другом его конце - лопаточке - делалось отверстие, с помощью которого оно подвешивалось к поясу.
Ведущий. Раньше на поясе писало носили, а сейчас - мобильные телефоны. Да, прогресс шагает семимильными шагами!
Учащийся. Ты сейчас еще больше удивишься, когда узнаешь, что наиболее состоятельные граждане того времени носили писало в специальном кожаном чехле, как в наше время носят мобильный телефон. Современному человеку без средств сообщения обойтись трудно. А раньше, в древние времена, общались на расстоянии при помощи берестяных грамот. Между прочим, утверждение, что наши предки были малообразованными и неграмотными, является ошибочным. Благодаря археологическим находкам и открытиям ученые пришли к выводу, что просвещенность и грамотность среди простого люда была очень высокой. Это подтверждают те же берестяные грамоты. Их находят не только в Новгороде, но и еще в 40 городах Древней Руси.
Из далекого прошлого дошли до нас упражнения и рисунки ученика, который жил еще во времена Александра Невского. На двенадцати грамотах мальчика Онфима изображены всадники, сцены сражений, забавные человечки, лодка, сказочный зверь. Рядом с рисунками идут то буквы, то слоги: «ба, ва, га, бе, ве, ге, ви, ги»...
Учащийся садимся на свое место. Ведущий переворачивает следующую страничку журнала.
1-й ведущий. Ну а сейчас мы несколько расширим тему, затронутую предыдущими рассказчиками, и углубим свои познания в области изучения истории школьной доски. Итак, следующая страничка нашего журнала так и называется: «Доскоизучение».
Берет в руки указку и показывает иллюстрацию, на которой изображена школьная доска, а на ней — смешная рожица с высунутым языком. Тут же изображены кусочек школьного мела и тряпка для стирания мела с доски.
Для освещения данного вопроса мне хотелось бы пригласить... {произносит фамилию и имя выступающего. Следующий выступающий рассказывает об истории возникновения классной доски).
Докладчик. В старину у школьников вместо тетрадок были маленькие аспидные доски в деревянной рамке. Они были деревянными, а аспидными назывались потому, что были покрыты слоем серовато-черного чешуйчатого сланца - аспида. Каждый школьник на своей аспидной доске специальным грифелем выводил буквы, а потом стирал написанное тряпочкой. Так как доска была маленькая, на ней мало что умещалось, поэтому в ход то и дело пускалась тряпка.
За столетия восковые, металлические дощечки, берестяные грамоты превратились в хорошо нам известные тетради, а аспидная доска осталась, перейдя из личного, индивидуального пользования к коллективному, то есть к классному. Сегодня такая доска выросла до громадных размеров и служит одним большим тетрадным листом сразу для целого класса. Современная доска сделана также из дерева, но покрыта уже не аспидом, а выкрашена в черный или коричневый цвет. Ученики выводят буквы или решают примеры не грифелем, а мелом. Вот только тряпка так и не поменяла своего назначения. Необходимый атрибут школьного процесса до сих пор верно служит школьникам. Как и в прежние времена, то есть столетия назад, стирать написанное ею очень удобно.
Первый ведущий благодарит докладчика и открывает следующую страничку «устного журнала». Она называется «Ручковедение». Выступающий рассказывает о том, когда была изобретена первая ручка, что из себя представляла, как выглядела.
2-й ведущий. Мы выслушали ряд интересных рассказов о происхождении предметов, так хорошо нам знакомых и привычных. А теперь я хочу узнать, насколько вы были внимательны. Предлагаю вам блицтурнир. Я задаю вам вопросы по прослушанному материалу, на которые вы должны быстро и лаконично ответить. Готовы?
Примерные вопросы:
1. Назовите самую яркую и главную звезду в созвездии Большого Пса. (Сириус)
2. Как называли в древности эту звезду? (Каникулой.)
3. Как часто она появляется на небосводе? (Ежегодно, в самый разгар лета - 26 июля.)
4. Как называют ученого, наблюдающего за различными небесными явлениями? (Астроном)
5. Что означает слово «тетро» в переводе с греческого? (Сложенный вчетверо.)
6. На чем писали древние ученики? (На восковых, металлических дощечках, кусочках бересты и т. д.)
7. Назовите предмет, предназначенный для стирания написанного на доске. {Тряпка.)
8. Прародительница классной доски? (Аспидная доска.)
9. Чем пользовались в древности для писания на восковых дощечках? (Заостренной палочкой.)
10. А для писания на аспидной доске? (Грифелем.)
11. Где и когда была изобретена первая ручка?
В заключение ведущие еще раз поздравляют всех присутствующих с днем Наума Грамотника и желают больших успехов в учебе.
Автор: Арсенина Елена Николаевна
Внеклассное мероприятие 8, 9 класс по теме искусство
Внеклассное мероприятие для 8, 9 классов. Экономическая игра для школьников
Ольга Николаевна Захаркив # 27 августа 2017 в 12:52 +1 |
Олеся Игоревна Глинская # 14 января 2018 в 14:29 0 |