Подготовительная работа.
В музыкальной гостиной учащихся 6-7 классов ждет встреча с русской народной песней и творчеством русских поэтов.
В подготовке к мероприятию необходимо задействовать участников фольклорного ансамбля, а также учащихся, посещающих музыкальную школу, народное отделение. Они могут исполнить обработки известных русских песен (это входит в программу обучения игре на народных инструментах).
Прекрасно впишется в мероприятие выступление ансамбля или оркестра народных инструментов, которые имеются почти при каждой музыкальной школе или Доме детского творчества, Доме культуры. В этом случае необходимо заранее, примерно за месяц, встретиться с руководителем коллектива и обговорить предполагаемый репертуар.
По желанию среди учащихся распределяются стихи, сообщения об авторских песнях, которые долгое время считались народными, разучиваются песни.
Оформление: оформление «гостиной» может остаться прежним, за исключением фортепиано. В этот раз здесь уместны народные инструменты: баян, аккордеон, домра, балалайка.
На центральной стене висит плакат со словами известного русского поэта XVIII века Г. Р. Державина: «Песня родилась вместе с человеком...».
Можно подготовить выставку детского рисунка на сюжеты русских народных песен. Это могут быть такие темы: любовь к родине; сердечная тоска и неразделенная любовь; тяжелый быт, непосильный труд и т. п.
Ведущий. Сегодня мы с вами поговорим о песнях. Многие из нас любят петь и слушать песни, но знаем ли мы, откуда берет свое начало песня, где ее истоки? На чем она основана?
Основана песня на реальной жизни и невыдуманных чувствах. Своими корнями она уходит глубоко в прошлое и непрерывно связана с историей нашего народа, его культурой и традициями.
В старину песня играла важную роль в жизни наших предков. Можно даже сказать, и это не будет преувеличением, что человек рождался с песней и умирал вместе с ней.
Родился ребенок, мать укачивает его, напевая колыбельную песню.
Выходит чтец, выразительно читает стихотворение С. М. Городецкого.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Смолкли в дальней детской звуки
Песни колыбельной,
Но не смолкли в сердце муки
Скорби беспредельной.
Спит ребенок. Ангел снится
С белыми крылами.
Только снится! Не стремится
Пролететь над нами.
Ах, давно, давно певали
Мне над колыбелью!
Снились сны и обещали
Счастье и веселье.
Я лежал, сложивши руки,
Тихий и счастливый...
А теперь какие муки,
Тьмы какие взвивы!
Выходит девушка в народном костюме, в руках у нее запеленутый «ребенок» (кукла). Девушка садится на скамеечку и, нежно прижимая к себе «ребенка», слегка покачивая его, исполняет колыбельную песню.
Ведущий. Подрос ребенок. Теперь он слышит, как напевают его родители за работой. О чем пелось в песнях? О тяжелой доле крестьянской, о безысходности и горестях простого люда...
Звучат строки из стихотворения С. А. Григорьева.
...Жаркое солнце над нивой гуляет,
Вольная пташка в лесу распевает,
Лоснится нива волной золотою,
Колос целуется с пыльной землею.
Песня за пашней вдали раздается –
По сердцу ядом страдание льется:
То завывает, то дико застонет,
Грубый напев оборвется, потонет...
Русская песня! Зачем ты уныла?
Иль тебе жизнь одну грусть подарила?
1871
РОДНАЯ ПЕСНЯ
Песня печальная, песня унылая
Слышится где-то в тиши;
Звуки, как ветер осенний, тоскливые
Льются из скорбной души.
Доля суровая, доля жестокая
В песне слагается той,
Жизнь горемычная, жизнь одинокая,
Жизнь с бесконечной тоской!
М. Л. Леонов, 1898
Ведущий. Но вот наступал праздник. Забывались горести, веселился народ!
Давай, гармошка звонкая,
Малиновы меха,
Сыграй про долю русскую,
Про Ваню молодца!
Давай меха растягивай,
Ты сил-то не жалей.
Про удаль молодецкую,
Играй, да поживей!
Играй, гармонь весёлая,
Мапиновы меха,
Чтоб сердце растревожилось,
Чтоб ахнула душа!
Сыграй нам песнь разгульную,
Чтоб сахар, чтобы мёд!
Да что там жизнь постылая -
Всё сгинет, все пройдёт!
Е. Арсенина
Учащийся музыкальной школы исполняет на баяне обработку русской народной песни.
Ведущий. А уж как частушку заведут, земля под ногами дымится!
Фольклорной группой исполняются русские народные частушки с танцевальными движениями.
Раздайся, народ,
Меня пляска берет!
Без гармони, без дуды
Ходят ножки не туды!
Эй, топни нога,
Топни правенькая!
Все равно ребята любят,
Хоть и маленькая!
Здесь пол не ровен,
Половицы шатки.
Ничего, что молода,
Знаю все ухватки.
У меня, у молодца,
Ловкая фигурочка.
Неужели не полюбит
Никакая дурочка?!
Ой, топну ногой,
Из-под пятки огонь!
Мать, корову продавай,
Меня замуж отдавай!
Ии-эх! Ии-их!
Ко мне сватался жених:
Борода как помело,
Глаза набок повело!
Ох, ох, аханька,
Какие парни махоньки!
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней!
Ой, топну ногой,
Притопну другой!
Сколько я ни топочу –
Все равно плясать хочу!
Уж я так устроена:
Петь, плясать настроена.
Один день не попляшу –
На другой - с ума схожу!
Не смотрите на меня,
Глазки поломаете.
Не из вашего села я,
Вы меня не знаете.
Раздайся, народ,
Меня пляска берет!
Пойду попляшу,
На народ погляжу!..
Ведущий. Пришло время создавать свою семью, жениться или выходить замуж, опять же вместе с родительским благословением звучат и песни.
Исполняется русская народная песня «Ох, матушка, головушка болит!».
Ведущий. Умер человек - провожают его близкие в последний путь с песнями-причитаниями...
Песня звучала и во время полевых и домашних работ, на вечеринках и посиделках, в будни и праздники, помогала в горести и в радости.
Фольклорной группой исполняется русская народная песня «Пряха». Девушки рассаживаются на широкой лавке, каждая со своим рукодельем, в середине - солистка. Отложив свое рукоделие, она мечтательно смотрит вдаль, через плечо перекинута коса. Подружки, склонившись над своими работами, подпевают ей.
Ведущий. Песня не только веселила, ободряла и развлекала, но и помогала, радовала в добрый час и утешала в несчастье...
Русская песня –
Простые слова.
Каждой строкою
Ты в сердце вошла.
Грусть одолеет,
Тоска ль навалит –
Песню затянешь –
Душа не болит!
Е. Арсенина
Исполняется русская народная песня «У нас нынче субботея».
Ведущий. Много на Руси безымянных песен, которые звучат и исполняются не один десяток лет. В многочисленные сборники песен они вошли как народные. Давайте вспомним и назовем эти песни.
Присутствующие вспоминают и перечисляют известные русские народные песни.
В записи звучит песня «Вижу чудное приволье...».
Вам, ребята, наверняка хорошо известны строки из этой песни. В первом классе вы уже познакомились со стихотворением, которое носит название «Родина». Долгое время песня считалась народной. Потом строки произведения приписывались известному поэту Михаилу Исаковскому. И лишь сравнительно недавно выяснилось, что автором слов является забытый сейчас, но некогда известный поэт Ф. П. Савинов. А музыка написана популярным в начале века композитором и музыкантом А. Н. Чернявским.
Довольно трагично сложилась жизнь Феодосия Петровича Савинова. Родился он в семье полицейского чиновника в маленьком городишке Тотьме Вологодской губернии. Отец его рано умер. В дальнейшем его воспитывал отчим, который недолюбливал мальчика за его рассеянность и «никчемность». Феодосия не интересовали блестящая карьера и светская жизнь. Так и не закончив курса в Московского университете, он возвращается в Вологду, где становится мелким канцелярским служащим.
Юноша с детства мечтал стать поэтом, поэтому единственным смыслом его жизни стало сочинительство. В своих стихах он остроумно высмеивал взяточничество и лицемерие чиновников всех рангов. Увольнение со службы скорее обрадовало, чем расстроило Феодосия. К этому времени он уже был автором поэтического сборника, изданного в Вологде (1887 г.), а несколько его стихотворений даже напечатаны в лучших российских литературных журналах - «Русской мысли», «Живописном обозрении» и др.
С верой в то, что ему удастся в скором времени выпустить еще один сборник своих произведений и прославиться, Савинов отправляется в Москву. Но выход в 1900 году первого московского сборника разочаровал его. В журнале «Русская мысль» появилась статья, которая зло и несправедливо раскритиковала автора и его произведения. После выхода этой статьи многие книготорговцы вернули тираж автору. Легкоранимый по своей природе, молодой поэт не выдержал такого удара. Через 15 лет он умрет всеми забытый и покинутый в психиатрической больнице под Вологдой. Но строки стихов Савинова стали бессмертными благодаря страстности, искренности, полноте чувств и любви к своей родине.
Вновь звучит песня «Вижу чудное приволье...».
Ведущий. Завершить нашу встречу мне хочется словами поэта В. С. Межевича, который в своем стихотворении «Русские песни» возвысил русскую песню до символа России, олицетворяющего собой народный характер и сам дух народа.
РУССКИЕ ПЕСНИ
Что за песни, что за песни
Распевает наша Русь!
Уж как хочешь, брат, хоть тресни,
Так не спеть тебе, француз!
Золотые, удалые –
Не немецкие,
Песни русские, живые - молодецкие!
Как затянет, как зальется
Православный наш народ,
Ведь откуда что берется, -
Прямо к сердцу так и льнет!...
Запоет про темпу ночку
Иль про белые снега,
Про купеческую дочку,
Про шелковые луга;
Запоет про сине море
Иль про матушку-реку,
Про кручинушку и горе,
Про сердечную тоску;
Да как гаркнет: «Эй, калина,
Не шуми, дремучий бор!» -
Чуешь Руси-исполина
И раздолье, и простор!..
Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка!
Ай да песни, что за песни
Распевает наша Русь!
Уж как хочешь, брат, хоть тресни,
Так не спеть тебе, француз!
Золотые, удалые –
Не немецкие,
Песни русские, живые –
Молодецкие!
Ведущий прощается с гостями музыкальной гостиной. Под звуки инструментальной народной музыки (в записи) все расходятся.
Автор: Арсенина Елена Николаевна
Музыкальная гостиная. Сценарий для старшеклассников
Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов
Музыкальная гостиная. Сценарий 5 класса
Мария Николаевна Колпакова # 8 сентября 2018 в 20:30 0 | ||
|