Каждый взрослый был когда-то маленьким ребенком, и, следовательно, большим фантазером. Благодатной почвой для фантазий послужили рассказанные взрослыми сказки, прочитанные книги: какие необыкновенные чувства, переживания, эмоции! Многие это помнят, став уже довольно взрослыми.
Помнят также незатейливый мотив колыбельной песенки, которую напевали им перед сном мамы или бабушки. Помнят и стрекотание кузнечиков в зеленой траве, пение птиц, волшебные звуки невидимого сверчка и многое, многое другое...
Слушая эти простые звуки в детстве, мы и не подозревали, что, по сути, переживаем прекрасные мгновения единения с природой, Вселенной. В этом возрасте мы находились в полной гармонии с природой, с собой, с окружающими нас и близкими нам людьми. Но со временем почему-то пропадает эта гармония, притупляется острота чувств, ослабевает незримая тонкая нить, соединяющая нас с природой. Да это и понятно: жизненные ситуации и их перипетии, многочисленные проблемы, решение которых забирает столько сил и энергии, отодвигают на второй план все то, что в детстве для нас было самым важным и неотъемлемым.
Лишь иногда, случайно услышав знакомый мотив песенки или наткнувшись на свою детскую книжку, уже старенькую и довольно потрепанную, вдруг на мгновение испытываем какую-то ностальгию по ушедшему от нас безвозвратно детству, по тем чистым, ярким и светлым чувствам и ощущениям. Порой их невозможно передать словами, но заново их пережить и прочувствовать нам может помочь музыка.
Не зря Дмитрий Иванович Кабалевский сравнивал музыку по силе воздействия на человека с литературой. «Музыка похожа на книжку, может многому нас научить, может сделать лучше, добрее и умнее», - писал он. А музыка в соединении с литературой обладают двойной силой, мощной и позитивной. В обыденной жизни, в вечной будничной суете, увы, мало поэзии и романтики. Откуда черпать для себя жизненные силы, мудрость и доброту, как не из музыки, литературы, живописи, поэзии? Именно в них заложен мощный потенциал духовного развития.
В ряде воспитательных задач, стоящих перед педагогом, преобладающей является воспитание высоконравственной и гармонически развитой личности. Очень важно создать для учащегося такие условия, при которых он мог бы не только раскрыть и развить творческие задатки и способности, но и стал деятельной личностью, с большими духовными запросами и постоянной потребностью в общении, соприкосновении с прекрасным.
Как справиться с такой нелегкой задачей, ведь в каждом классе по 30, а иногда и больше учащихся? И все такие разные, к каждому нужно подобрать свой ключик, понять, направить и помочь. Секрет довольно прост: помогите понять своим подопечным, как прекрасен и неповторим язык музыки и искусства в целом, как много в нем духовного богатства и красоты.
Первый прием в музыкальной гостиной должен пройти интересно и незабываемо. В противном случае второго приема, не говоря уже о последующих, просто не будет, слушатели разбегутся.
Мероприятия лучше проводить в вечерние часы. Соответствующим образом оформите класс, зажгите свечи в подсвечниках. Обязательно наличие музыкального инструмента. Если речь пойдет о русской песне или о народной музыке и музыкантах - уместен баян. А вот при беседах о классической музыке, конечно же, нужно фортепиано. В беседе о романсе хороши любые инструменты: фортепиано, баян, аккордеон, гитара и даже балалайка, в исполнении которой великолепно звучит «Соловей» Алябьева (при условии, конечно, если произведение исполняется профессиональным исполнителем-виртуозом).
Прекрасными и незаменимыми помощниками в проведении мероприятий станут ребята, обучающиеся в музыкальной, хореографической и художественной школах. Своими выступлениями: игрой на музыкальном инструменте, танцем или художественными иллюстрациями к прослушанной музыке - они создадут соответствующий настрой и неповторимую атмосферу гостиной.
Мероприятия проводятся совместно с учителем музыки или преподавателем музыкальной школы.
Основные подготовительные этапы:
- встретиться с учителем музыки, обговорить организационные вопросы проведения мероприятия. Он должен подобрать соответствующий музыкальный репертуар, найти записи, подготовить фонограммы музыкальных произведений и т. п.;
- привлечь учащихся, владеющих каким-либо музыкальным инструментом, к участию в мероприятии: обратиться к ним с просьбой подготовить или исполнить романс. Ребята, которые неплохо рисуют, помогут оформить гостиную, подобрать портреты композиторов и т. п.;
- остальные учащиеся по желанию учат стихи, разучивают вокальные партии романсов или же подбирают соответствующий материал о жизни и творчестве композиторов;
- выбираются ведущий вечера, его помощники и ответственные за проведение мероприятия;
- о дате проведения предстоящего мероприятия учащихся следует оповестить заранее - с тем расчетом, чтобы они успели основательно к нему подготовиться;
- составляются пригласительные карточки для гостей, в которых указываются точная дата проведения мероприятия и время, а также уточняется форма одежды - вечерняя.
Оформление: «гостиная» должна соответствовать своему назначению: вдоль стен удобные, мягкие банкетки, кресла, диваны. Верхний свет несколько притушен. У центральной стены стоит фортепиано, на нем - два подсвечника с зажженными свечами и стопка нот.
Звучит «Вальс» А. С. Грибоедова в записи или в живом исполнении. Произведение несложное, поэтому вполне по силам учащемуся среднего класса музыкальной школы.
Ведущий и его помощники встречают гостей, рассаживают, занимают разговором, одним словом создают атмосферу непринужденного общения.
После заключительных аккордов вальса звучит, также в исполнении учащихся, романс «Рыбка золотая» (слова и музыка В. Кривилева).
Далее ведущий в интересной и доступной для слушателей форме рассказывает о романсе и о его создателях.
Ведущий. Романс - это музыкальное произведение, написанное для одного голоса с каким-нибудь инструментальным сопровождением. Романс чем-то схож с песней, но в то же время это совершенно разные музыкальные жанры. Как вы знаете, все песни имеют куплеты и припев. В куплете на одну и ту же мелодию поются разные слова, а в припеве сохраняются и слова и музыка...
Давайте с вами послушаем песню, которая называется «Колокольчик».
В исполнении дуэта звучит песня «Колокольчик».
Ведущий. В романсе же музыка сложнее, чем в песне: мелодия и аккомпанемент не только передают общее настроение, но и развивают и углубляют содержание текста. Музыка словно прислушивается к каждой фразе, чутко откликается на все, о чем в ней говорится, и все время меняется...
В записи или в живом исполнении звучит один из известных и популярных романсов русских композиторов.
Ведущий. Но все же романс связан с песней. Во-первых, романс, как и песня, по самой своей природе связан с поэзией. Хорошие стихи как будто сами просятся, «ложатся» на музыку. Во- вторых, романс - это та же лирическая песня о любви.
Пели эти песни до появления романса и простые деревенские девушки, и нежные городские барышни; и дочери помещиков и аристократов, и их служанки. Но аристократам того времени казалось недопустимым петь простонародные песни, это считалось невежеством, чем-то невозвышенным, неутонченным. Вот тогда-то по всей Европе городские песни с чувствительной мелодией и любовным содержанием, в отличие от простонародных, стали называть красивым иностранным словом «романс».
Слово «романс» пришло к нам из Франции, хотя оно и испанского происхождения. А так как в России в те времена большинство помещичьих и дворянских детей, детей аристократов обучали непременно французским манерам и языку, то и, естественно, большой популярностью стали пользоваться романсы. Барышни того времени непременно должны были уметь изъясняться по- французски, сносно играть на фортепиано и в своем репертуаре обязательно имели хотя бы несколько романсов.
Следуя тогдашней моде, русские композиторы стали сочинять множество таких «офранцуженных романсов». В русском же романсе, по существу, отражена вся история русской поэзии, от Пушкина и его предшественников - до наших дней.
Здесь можно послушать в исполнении учащихся стихи Пушкина, Дельвига, на которые были написаны известные романсы - Глинкой и Даргомыжским, Гурилевым и Алябьевым, Рубинштейном и Варламовым.
Создателей русских романсов: Варламова, Гурилева, Алябьева, Глинку, Чайковского, Рахманинова и многих других - любят и помнят не только у нас, в России, но и во всем мире. К романсам обращались многие известные зарубежные композиторы, такие как Шуберт, Григ, Брамс, Шуман. Созданные ими романсы и в наши дни пользуются большой любовью слушателей.
Далее исполняются различные романсы русских и зарубежных композиторов. Звучат романсы и современных авторов.
Учащиеся, занимающиеся хореографией или бальными танцами, могут исполнить вальсы. Далее ведущий приглашает поделиться своими впечатлениями гостей, благодарит всех за внимание и прощается со всеми.
Под звуки грибоедовского «Вальса» гости покидают музыкальную гостиную.
Автор: Арсенина Елена Николаевна
Внеклассное мероприятие для старшеклассников 11 класса
Музыкальная гостиная. Сценарий для школьников 6-7 класса
Развлекательно-познавательная программа «Культурные традиции народов Сибири»
Нет комментариев. Ваш будет первым!