Встреча в музыкальной гостиной проходит с учащимися пятых классов. На этот раз ребятам предстоит узнать немало любопытного о танцах и танцевальной музыке.
В мероприятии задействованы:
Ведущий - учитель.
Докладчики.
Фольклорная группа - учащиеся.
Чтецы.
«Доисторические люди».
Атрибуты, оформление, технические средства, костюмы: на центральной стене висят иллюстрации, отражающие эволюцию человечества и историю танца. На первой иллюстрации - наскальное изображение доисторических людей, выполняющих движения ритуального назначения. На второй - хоровод. На третьей иллюстрации пара исполняет менуэт, и т. п.
Технические средства: магнитофон с музыкальными фонограммами.
Костюмы: набедренные повязки, русские народные костюмы - сарафаны, вышитые блузки для девочек, исполняющих хороводные танцевальные движения...
Атрибуты: копья для доисторических людей, указка для ведущей, венок для хороводной игры; макет книги «Правила для благородных танцев», парик белого цвета, старая пожелтевшая и потрепанная газета.
Организационные вопросы: мероприятие готовится классным руководителем совместно с учителями музыки и ритмики или хореографии.
Учитель музыки подбирает репертуар, разучивает песни с фольклорной группой, отвечает за музыкальное сопровождение и фонограммы.
Учитель ритмики разучивает с ребятами танцевальные композиции, работает над выразительностью движений.
Ребята, умеющие рисовать, оформляют гостиную. По желанию учащиеся готовят рефераты или устные сообщения об истории танца.
Назначаются ответственные за костюмы и проведение мероприятия.
Ведущий. Сегодня нам предстоит знакомство с занимательными фактами из истории танца и танцевальной музыки. Но сначала я хочу задать вам, ребята, несколько вопросов.
Когда возник первый танец? Почему человек «затанцевал?»
(Предположительные ответы:
Танец возник и эволюционировал, развивался вместе с человеком. Первобытный человек не мог еще говорить, поэтому общался с себе подобными при помощи жестов и звуков.
Позже звуки вылились в речь, музыку, песни, а жесты - в танец. Иными словами, танец служил способом общения, выражением эмоционального настроя человека.)
Выступление учащихся об истории развития танцы. Выступающий в своем сообщении должен подобрать такую информацию, которая способна заинтересовать и заинтриговать присутствующих.
Ведущий. Совершенно верно. Очень давно, на много столетий раньше, чем на свете появилась не только первая книга, но и первые признаки будущей письменности, люди, населявшие тогда Землю, уже знали и песню, и праздничный танец. Но эти песни и танцы резко отличались от наших - современных. Представим себе такую картину: косматые лесные люди, шагающие с луками и стрелами по опушке первобытного леса навстречу племенам врагов-соседей, распевают воинственные песни на неизвестном нам языке. Строчки были коротки, как выкрики, но, повинуясь их ритму, воины шагали четко и мерно.
Берет в руки указку и показывает на одну из иллюстраций «картинной галереи».
Или же представим себе, как растрепанные полуодетые женщины, сев в круг у порога хижины, хлопали в такт ладошами, а одна из них кружилась перед хижиной. Монотонный односложный припев придавал ритм этому первобытному танцу.
Собираясь в поход, оттачивая каменные острия стрел и проверяя тетиву лука, первобытный человек просил силы природы и лесных духов помочь ему убить побольше дичи, а его самого сохранить живым и невредимым...
Слышатся гортанные звуки. Ритмично помахивая копьями, появляются «доисторические люди» в набедренных повязках или в «шкурах» животных. Они ходят друг за другом возле воображаемого костра, выполняя различные движения ритуального плана. После их ухода ведущий продолжает свой рассказ.
Ведущий. Шло время. Человек научился возделывать землю и строить себе жилище, обзавелся хозяйством, да и развлекаться стал по-другому...
Выходит чтец, выразительно читает.
Чтец.
У реки, у речки девицы плясали.
У крутого бережка песни распевали.
Над рекою, реченькой ивушка стояла,
Ивушка плакучая, слушая, рыдала.
«Что же ты, подруженька,
Слезы проливаешь?
Что же, ненаглядная,
Песни петь мешаешь?»
- Ох, девицы милые,
Девушки пригожие,
Песни ваши нежные
Сердце растревожили.
Мне бы ваши ноженьки,
Я бы поплясала,
Хоровод водила бы,
Песни распевала...
Е. Арсенина
Девушки в народных костюмах исполняют русскую народную песню «Утушка луговая».
Ведущий. Хороводы водили парни и девушки, сопровождая их песнями. Основными движениями хоровода были движения «по солнцу» (влево по кругу). Внутри одного круга мог двигаться другой - в противоположном направлении. В середине круга могли находиться парень или девушка, изображая то, о чем поется в круговой песне.
Кроме круга, хоровод мог идти «улицей» - по прямой линии, исполняя уличные (ходовые) песни, «змейкой» или по другому замысловатому направлению.
Хоровод также мог состоять из двух линий - рядов, стоящих друг против друга. Эти ряды по очереди наступали песней один на другой. Многие хороводы сопровождались играми, поэтому песни хороводные называют еще хороводно-игровыми.
Давайте познакомимся с одной такой игрой, которая называется «Венок».
Двое участников фольклорной группы с венком берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «Ворота». Остальные берутся за березовые ветки или концы платков, и цепочкой медленно проходят в «ворота». При этом поют:
ВЕНОК
Березка девочек кричала,
К себе призывала:
- Идите, девочки, на луг гулять,
Зеленые веночки завивать.
- Мы тебя, березка, не согнем,
На тебе веночки не завьем.
- Я к вам, девочки, сама согнусь,
Сама в веночки повьюсь.
Завьете венки зеленые,
Станете весь год веселые!
Ребята, которые образовали «ворота», кладут одному из участников на голову венок и командуют: «Веночек-венок, спрячься в теремок!». И участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. По мере приближения кого-нибудь к венку участник, спрятавший его, говорит «горячо», а при удалении - «холодно». Кто первый найдет венок - забирает его себе.
Ведущий. Так что же собой представляют танцы? На этот вопрос ответ мы можем получить, заглянув примерно в век восемнадцатый.. .
Выходит учащийся. На голове парик по моде того столетия. В руках — книга, на которой написано: «Правила для благородных танцев», внизу проставлен год издания - 1825. Раскрывает книгу и громко, выразительно зачитывает.
Докладчик (важно и обстоятельно). «... Что есть танцы? - Приятная веселость, когда ее употребляют со скромностью и нравственностью». Такой вопрос и ответ я нашел в книге (закрывает и показывает всем, присутствующим книгу) «Правила для благородных танцев», изданной учителем танцев при Слободской украинской гимназии Петровским в 1825 году.
А еще примерно на сто лет раньше, в 1723 году, о танцах ничего не писали, но зато танцевали вовсю. И пример подавал сам Петр, в народе прозванный Великим, который, по утверждению одного из современников, «в молодые свои годы любил танцы». Русские вообще, добавлял тот же современник, имеют большое расположение к этому упражнению и исполняют его с грацией. Кстати, дочь Петра - императрица Елизавета Петровна - славилась как замечательная исполнительница русских танцев.
Вскоре стали открываться первые танцклассы. Вот, к примеру, в Петербурге в 1769 году в газетах можно было прочесть такое объявление...
Докладчик вынимает из книги вложенную в нее пожелтевшую и сильно истрепанную газету, разворачивает и на второй странице читает строки следующего содержания:
«Каждое воскресение будет музыка: желающие при этом забавляться танцованием за билет платить имеют 25 копеек, а женщины безденежно впускаемы будут».
Докладчик неторопливо и аккуратно складывает газету, вновь открывает книгу, примерно посредине, и продолжает свой рассказ.
Обучали в таких танцклассах многому. Прежде всего, нужно было научиться правильно держать себя. Это описывалось следующим образом (зачитывает):
«Голову не слишком подавать вверх, что могло бы показать гордого, не хотящего смотреть на других человека, не опускать вниз, что показывает унижение самого себя и нерешительность смотреть на людей, притом надлежит голову держать прямо и равномерно. Глаза, служащие зеркалом души, должны быть скромно открыты, означая приятную веселость; рот не должен быть открыт, что показывает характер сатирический или дурной нрав, а губы расположены с приятною улыбкою, не выказывая зубов».
Докладчик садится. Ведущий благодарит выступающего за рассказ, берет в руки указку и показывает на следующую иллюстрацию «картинной галерею).
Ведущий. Одним из любимейших танцев времен Петра Первого был медленный бальный танец, называемый менуэтом. В Европе он стал известным и популярным еще в XVI веке. Название образовано от французского menu - маленький, из-за маленьких шагов, характерных для этого танца.
Выходит другой учащийся и рассказывает о менуэте.
Учащийся. Это был один из наиболее изящных и торжественных танцев. Он исполнялся одной или несколькими парами, построенными в колонну. Скользящие шаги перемежались поклонами и реверансами, что позволяло показать красоту и изысканность манер.
Как подчеркивалось в старинном руководстве, «...сей танец есть самый благородный и важный, а следовательно, и труднейший, и которому, дабы с потребной приятностью и со всей точностью танцевать, надобно довольное долгое время обучаться...»
Первое время на русских балах танцующих менуэт было немного. Все справедливо считали, что этот «минувет есть танец премудреный: поминутно то и дело, что или присядь, или поклонись, и то осторожно, а то с чужим лбом стукнешься, или толкнешь в спину, или оборвешь чужой хвост платья и запутаешься...»
Но постепенно стараниями танцмейстеров (распорядителей танцев) и благодаря личному примеру императрицы Елизаветы Петровны - отличной танцорки - менуэт при русском дворе стали танцевать, как нигде в Европе: «правильно, нежно и непринужденно».
Мода на менуэт продержалась до конца XVIII века, а потом он превратился из бального в сценический танец и перебрался на балетные подмостки.
Если есть возможность, желательно показать танцевальные движения менуэта. Танец могут исполнить как несколько, так и одна пара. Далее звучит в записи «Полька» Штрауса. Под приглушенные звуки танцевальной мелодии следующий выступающий рассказывает о происхождении польки.
Учащийся. Полька - бальный танец чешского происхождения. Вошел в моду в 1844 году и сразу же произвел настоящую сенсацию. Во всех нотных магазинах нарасхват шли ноты новых полек, художники заказывали рисунки и гравюры с изображением пар, танцующих польку.
Были даже придуманы фасон платья, мужская прическа из завитых волос, пирожное, парфюмерия - все с названием «полька». Такой популярности способствовал характер польки - танца очень живого и веселого, простого в исполнении. В танце участвовало любое количество пар, которые вприпрыжку, все время кружась, двигались то вбок, то по кругу.
В высшем обществе полька первоначально была сочтена ганцем «неприличным» из-за чрезмерного оживления и необходимости «скакать козлом». Зато на гимназических и студенческих балах, артистических и домашних вечерах ее сразу оценили по достоинству. Лишь став очень популярным и общепризнанным танцем, полька проникла и на большие балы, где продержалась до начала XX века.
Ведущий. Вернемся, наконец, в XXI век. Какие танцы предпочитают танцевать в нашем веке?
Присутствующие перечисляют. Звучит современная танцевальная музыка. Исполняется современный танец. Можно сделать небольшое сообщение по какому-либо направлению современного танца. Далее ведущий благодарит всех присутствующих: зрителей - за внимание; выступающих - за их выступления, и прощается. Под звуки танцевальной музыки Штрауса все покидают музыкальную гостиную.
Автор: Арсенина Елена Николаевна
Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов
Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Жители леса
Музыкальная гостиная. Сценарий для школьников 6-7 класса
Мария Барт # 19 апреля 2018 в 22:13 0 | ||
|