Ролевая игра по экологии для школьников 7-9 класса

Разработка внеклассного мероприятия по экологии для школьников на тему «Мусор: что с ним делать?»

Актуальность проблемы: доля городского населения во всем мире, и в нашей стране в частности, постепенно увеличивается. Главной особенностью современных городов является то, что в них нарушено экологическое равновесие. В настоящее время в городах очень остро стоит проблема утилизации бытового мусора. Все процессы регулирования потоков веществ и энергии человеку приходится брать на себя. Процесс превращения современного города в экосистему должен осуществляться комплексно и сопровождаться экологизацией всей деятельности человека.

Цель: содействие становлению самостоятельной, инициативной личности, способной брать на себя ответственность в принятии решений и их выполнении; развитие интереса к изучению экологии.

Задачи: познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них; сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в ее решении; научиться работать в группе по созданию проекта.

Направленность: разработка данного внеклассного мероприятия направлена на повышение эффективности экологического образования и воспитания, развитие творческого потенциала обучающихся.

Тип занятия: ролевая игра.

Методы: поисковый; проблемный; исследовательский.

Оборудование: листы бумаги, фломастеры, набор предметов бытового мусора, тексты с заданиями, листы оценок.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Из присутствующих на занятии путем жеребьевки выбираются две группы - «Обыватели» и «Эксперты». После каждого тура группы меняются своими ролями. В конвертах находятся вопросы и задания. Экспертная группа озвучивает вопросы и оценивает задание после выполнения его «обывателями». В конце подводятся итоги занятия и определяется дальнейшая работа - создание проекта «Вторая жизнь ненужных вещей».

Игра проходит в четыре тура:

1. «Золотые россыпи помоек».

2. «Очумелые ручки обывателя».

3. «Устами младенца».

4. «Аварийная ситуация».

Итоги игры подводятся учителем.

II. Постановка проблемы.

Показ слайдов электронной презентации с комментариями учителя или нескольких учащихся. Готовить презентацию могут учащиеся средних и старших классов.

Что делать с мусором - «вечная тема». (См. Приложение 1. В виде слайда может быть включено в презентацию или в виде плаката вывешено на доску.) В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы.

Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:

- рост производства товаров массового потребления одноразового использования;

- увеличение количества упаковки;

- повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.

Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг твердых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» - американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг ТБО. Во всех странах состав ТБО довольно близкий, его главные составляющие - бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др.). В целом переработка каждой из фракций ТБО не составляет проблемы, и это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин - специальную крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв; пластики прессуют и делают из них садовые скамейки и тазики. Тем не менее проблема ТБО остро стоит во многих странах, и особенно в России. Есть три основных варианта обращения с ТБО.

1. Захоронение. Это самый антиэкологичный вариант. Из обычной свалки вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берет на себя» 20 % эффекта потепления климата). Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой пленки, в которой уплотненные слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют - их собирают и очищают. Тем не менее метан в атмосферу все-таки летит, а объем мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется, и нужно строить новый.

2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удается уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. 1 т мусора может дать 400 кВт-час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы приходится захоранивать. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора резко снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе также не строят мусоросжигающие заводы и постепенно закрывают имеющиеся.

3. Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Для того чтобы начать переработку, нужны инвестиции. Но после этого мусороперерабатывающие заводы становятся экономически рентабельными. Перерабатывать ТБО выгодно, так как на вторичное сырье - бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. - всегда есть спрос. Ситуация с ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более 2 %, так как сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во-первых, значительная часть городского населения живет в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько ёмкостей для разных фракций отходов. Во-вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения. В тех городах, где муниципальные власти проводили эксперименты по раздельному сбору мусора, результаты оказались неудовлетворительными. Несмотря на строительство специальных полигонов и создание более-менее контролируемых свалок, к сожалению, повсеместно вокруг городов, сел и садовых кооперативов растут «ожерелья» несанкционированных свалок. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места. Такие территории не огорожены, там нет специалистов, ведущих наблюдение за правильным размещением мусора. С этих «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие лёгкие отходы. «Дикие» свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья людей. Часть бывших свалок, оказавшихся в черте города, застраивается жилыми кварталами. Однако продолжающий выделяться там биогаз - результат разложения органических веществ - создает взрыво- и пожароопасную ситуацию. На свалках в больших количествах размножаются грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний. Свалки бытовых отходов загрязняют окружающую природную среду, создавая эпидемиологическую и токсикологическую опасность. Страдает атмосферный воздух (от выделяющихся метана, сернистого газа и пр.), загрязняются почвы и грунтовые воды (от тяжелых металлов, растворителей, полихлорбифенилов-диоксинов, инсектицидов и др.) - почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 км от свалок. Вблизи городских свалок в почве и грунтовых водах обнаружены соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля.

Не в любом месте можно устроить специально оборудованную свалку. К решению этой задачи привлекаются специалисты разных направлений: геологи, гидрологи, экологи и др. При этом должны учитываться:

- преобладающее направление ветров в районе свалки;

- расстояние от населенных пунктов, водоохранных и природоохранных зон;

- водопроницаемость грунтов;

- площадь территории, отводимой под свалку (площадь должна быть достаточной для приема мусора в течение длительного времени);

- расположение, удобное для подъезда транспорта, и др.

Специально оборудованные свалки - не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня без них не обойтись. Компостирование мусора - способ обезвреживания и использования отходов. Способом компостирования можно перерабатывать только органические вещества, составляющие в бытовых отходах немногим более половины. Органические вещества, имеющие естественное (растительное и животное) происхождение, под воздействием бактерий и кислорода воздуха разлагаются. При компостировании, как правило, бытовые отходы смешиваются с отходами, образующимися при переработке сточных вод на очистных сооружениях. Отходы перегнивают и образуют компост, используемый как удобрение. Аналогично получают компост в сельском хозяйстве, смешивая навоз с растительными остатками. Все большее значение приобретает переработка и вторичное использование отходов, так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты. Американский ученый А. Теллер говорил: «Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них еще не использованные источники сырья». Ежегодно в городах России образуется примерно 130 млн м3 твердых бытовых отходов, что составляет около 0,2 т на одного человека. На территории России сегодня действует 7 мусоросжигающих заводов, которые перерабатывают около 3 % твердых бытовых отходов, а 9 % вывозится из городов на более чем 1000 полигонов бытовых отходов. Остальная масса отходов поступает на свалки.

III. Игра «Мусорный ветер».

1-й тур. «Золотые россыпи помоек».

Команда «обывателей» получает три таблички с цифрами 1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос «эксперты» дают три варианта ответов. Посовещавшись, команда «обывателей» поднимает табличку с номером ответа. «Эксперты» его оценивают. (См. Приложение 2.)

2-й тур. «Очумелые ручки обывателя».

Команды меняются табличками, и новая команда «экспертов» вскрывает конверт с заданиями. Это могут быть, например, «Очумелые ручки обывателя». На стол «обывателям» ставится мусорная корзина с набором различных предметов бытового мусора, из которых в течение 5-7 минут нужно изготовить максимальное количество полезных вещей. Материал для работы прилагается. «Эксперты» по окончании работы дают оценку качеству, количеству изготовленных вещей, оценивают их необходимость в быту, оригинальность выполнения.

3-й тур. «Устами младенца».

«Эксперты» выступают в роли детей и свои «детские» высказывания адресуют «обывателям». Те должны определить, что имелось в виду. (См. Приложение 3.)

4-й тур. «Аварийная ситуация».

«Эксперты» предлагают «обывателям» ответить на вопросы и оценивают их ответы. (См. Приложение 4.)

Подведение итогов игры.

IV. Работа над проектом «Вторая жизнь ненужных вещей».

Учащиеся получают задания для работы в группе над проектом. Слушают объяснение учителя. Задают вопросы. Обсуждают форму защиты проекта.

Задание 1.

Мусор - то, что стало нам ненужным. В первую очередь это относится к упаковочному материалу: бумаге, полиэтилену, алюминиевой фольге, стеклянной таре и другим видам упаковки и расфасовки товаров.

Но не стоит торопиться. Внимательно рассмотрите упаковку различных товаров, которые есть в доме (например, упаковку продуктов питания, моющих средств, стеклянные банки, коробки от карандашей или фломастеров и др.). Какие знаки говорят о том, что упаковка может быть использована повторно?

Перерисуйте или наклейте эти знаки в свободные «окошки»:

                          

                                  

                                 

                        

 

 

 

 

Задание 2.

В течение 3-4 дней записывайте всё, что попадает в ваше мусорное ведро. Если есть возможность, взвесьте различные виды отходов на домашних весах, если нет - укажите наименование отхода.

В графе «День 1-й» - пример заполнения таблицы.

Дни

Пищевые отходы

Различные виды бумаги

Металл

Синтетические упаковочные материалы

1

2

3

4

5

День

1-й

Картофельные очистки (200 г)

1 газета,

4 бумажные салфетки, коробка от клавиатуры для компьютера

Фольга от шоколада, 2 пальчиковые батарейки

3 стаканчика из-под йогурта, оболочки от 5 сосисок

День

2-й

 

 

 

 

День

3-й

 

 

 

 

День

4-й

 

 

 

 

Внимание! Не сделайте ошибки: стаканчики из-под йогурта, пакеты из-под молока, полиэтиленовая оболочка от сосисок и т. п. - это не пищевые отходы, а упаковка продуктов.

- Каких отходов набирается за день больше всего?

- Как вы думаете, почему во многих странах во дворе ставят, как правило, несколько мусорных баков с надписями: «Пищевые отходы», «Стекло», «Пластмасса» и др.?

- Что вы можете предложить, чтобы отходов стало меньше?

Задание 3.

Придумайте варианты повторного использования отслуживших свой век вещей. Это может быть все что угодно: от спичечного коробка до старой маминой сумки.

Организуйте защиту проекта в виде выставки «Вторая жизнь ненужных вещей».

Приложение 1

«Мусор - вечная тема»

200 тыс. лет до н. э.

Первые мусорные кучи, найденные археологами. Целиком состоят из костей животных и обломков каменных орудий

400 лет до н. э.

В Афинах основана первая в истории муниципальная свалка

200 г.

В Риме возникла городская служба по уборке мусора

1315 г.

После долгого перерыва в Париже возобновился вывоз мусора с городских улиц на свалки

1388

Английский парламент запретил бросать мусор на улицы и в источники питьевой воды

1775 г.

В Лондоне появились первые мусорные баки

1800 г.

Муниципалитет Нью-Йорка приказал выгонять на улицы города свиней, которые должны были поедать мусор

1810 г.

В Англии изобретена жестяная консервная банка, занявшая вскоре почетное место на свалках

1869 г.

Началось производство целлулоида - первого из многих видов пластмассы

1874 г.

В Ноттингеме (Англия) началось организованное сжигание городского мусора

1897 г.

В Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора

1912 г.

Швейцарский химик Якоб Бранденбергер изобрел целлофан

1916 г.

80% отходов в крупных городах Европы и Америки составляет угольная и древесная зола из печей. К 1940 г. Этот показатель снизился до 42%, к 1960 г.-до 3%

1932 г.

В США изобретены машины, прессующие мусор

1942 г.

В СССР и США начинается массовый сбор мусора для переработки в военных целях

1948 г.

В Нью-Йорке открылась свалка Фреш-Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире

1965 г.

Конгресс США принимает Акт об утилизации твердых отходов

1992 г.

Международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем человечества

2000 г.

Страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50 % отходов

2019 г.

Мусорная реформа в России

Приложение 2

Тест «Золотые россыпи помоек»

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

а) пластмасса;          +

б) стекло;

в) металл.

2. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?

а) Производство упаковочных материалов;

б) переработка мусора;              +

в) производство автомобилей.

3. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

а) рассортировать;                  +

б) собрать в одном месте;

в) раскрошить.

4. Для того чтобы переработать пластмассу, её необходимо:

а) компостировать;

б) сжечь при специальных условиях;                +

в) переплавить.

5. Первоочередная забота при выборе места свалки:

а) защита поверхности земли и грунтовых вод;              +

б) ограждение места свалки;

в) укомплектование соответствующей техникой.

6. Появление «партизанских» свалок влечет за собой:

а) загрязнение почвы;

б) уродство ландшафта;

в) изменение климатических условий (температура, влажность).          +

7. Вредные выбросы оказывают влияние:

а) только на те регионы, где появилось загрязнение;

б) на близлежащие регионы;

в) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет».               +

8. Самая страшная «добавка» к воде:

а) бытовой мусор;

б) пестициды;             +

в) минеральные удобрения.

9. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду?

а) Газы;                 +

б) жидкости;

в) твердые вещества.

10. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

а) их захоронение;

б) разработка правовых механизмов регулирования процесса;

в) рециркуляция (повторное использование отходов).                 +

11. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:

а) загрязнением;             +

б) экологическим кризисом;

в) интродукцией.

12. Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

а) теплоэнергетика;

б) нефте- и газопереработка;

в) автотранспорт.              +

13. Гарбология - это:

а) наука о доме, местопребывании;

б) наука, изучающая почву;

в) мусороведение.                +

14. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

а) 10 лет;

б) 50 лет;

в) 100 лет и более.            +

15. Выброшенную бумагу «съедят» невидимки-микробы за:

а) 1-2 года;              +

б) 5-8 лет;

в) 20 и более лет.

Приложение 3

Тест «Устами младенца»

I. 1. У меня очень много игрушек сделано из нее.

2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4. Если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет.

5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

(Ответ: пластмасса.)

II. 1. Ее изобрели китайцы.

2. У нас ее получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из нее получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют или пишут.

(Ответ: бумага.)

III. 1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает, оно разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Ответ: стекло.)

IV. 1. Это получается, когда что-нибудь железное становится старым или ломается.

2. Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3. Это можно сдать и получить деньги.

4. Из этого можно сделать что-то новое.

5. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.

(Ответ: металлолом.)

V. 1. Это то, без чего мы уже не можем жить.

2. Этим мы пользуемся каждый день.

3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

4. Это убивает рыбу в воде, растения на Земле.

5. С помощью этого вещи становятся чище.

(Ответ: СМС.)

Приложение 4

Тест «Аварийная ситуация»

- Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком? (Нет, так как краски могут содержать соли свинца, кадмия, других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения.)

- Как поступить с использованной батарейкой? (Батарейки могут содержать ртуть, кадмий, соли других тяжелых металлов, поэтому их нельзя бросать где попало, а нужно сдавать в специальные пункты приема.)

Рекомендуем посмотреть:

Игра по станциям по экологии для школьников 8 класса

Экологическое лото. Сценарий

Игра по экологии «Что? Где? Когда?» для детей начальной школы

Экологические игры для школьников

Экологическая игра по станциям для летнего лагеря

Нет комментариев. Ваш будет первым!