Оборудование: компьютер, аудиозаписи звонов колоколов, песен, аппаратура для просмотра слайдов, слайды (см. далее)
1-й ведущий. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя и гости нашего праздника!
2-й ведущий. 8 ноября православные христиане чтят память святого великомученика Дмитрия Солунского.
1-й ведущий. Сегодня мы расскажем вам о жизни этого святого, его подвигах.
1-й чтец. Дмитрий Солунский - святой, воин, богатырь - защитник отчей земли и покровитель всех, кто пострадал от вражеских нашествий, и кто пал на поле брани, - таким, прежде всего, оставался Дмитрий Солунский много столетий в сознании людей Древней Руси. День его памяти - 26 октября (8 ноября). Но главным днем почитания святого была предшествующая суббота. Ее так и называли - Дмитриевская. Установлена она была князем Дмитрием Ивановичем Донским. День ангела князя падал на день памяти Дмитрия Солунского - был он покровителем князя в его ратных делах.
2-й чтец. По легенде, во время обедни в церкви князю явилось видение: Богородица в окружении ангелов ходила по Куликову полю, отпевая погибших православных. После этого Дмитрий Донской и учредил правило - поминать в Дмитриевскую субботу всех павших в битвах. Потом суббота стала днем памяти всех усопших. Также установился обычай поминания предков. Ее называли Поминальной, Родительской, Деловой. Целыми семьями приходили на кладбище, по христианскому обычаю совершали заупокойную панихиду, а по древним языческим обрядам несли поминальную еду и ставили на могилы.
3-й чтец. Отец Дмитрия, начальник города Солуня (ныне известен как Салоники), во время гонений христиан тайно верил в Христа. В доме его был потаенный храм, молельня, сюда он привел подросшего сына, и приглашенный священник тайно окрестил его. Взрослого Дмитрия император Максимиан назначил проконсулом и поручил очистить город от христиан. Наперекор приказу Дмитрий открыто стал их защитником и начал, подобно апостолу Петру, распространять христианское учение. По одним версиям, император, узнав об этом, велел заточить непослушного проконсула в темницу. По другим - Дмитрий, предчувствуя надвигающуюся расправу с ним, раздал свое имущество, одну половину верному рабу Липку, другую - нищим, приготовился к мученическому концу. Святость житийных героев обычно предполагала умение сотворить чудо.
4-й чтец. Первое чудо Дмитрий совершил во время суда над ним. Из земли неожиданно появился скорпион, чтобы смертельно ужалить мученика, но Дмитрий, ведомый Божеским знамением, плюнул в него, и скорпиона тут же постигла смерть. А сошедший с небес ангел возложил на голову великомученика венец и сказал: «Мужайся и крепись!»
5-й чтец. За ним последовало второе чудо. Император любил устраивать игрища с поединками - кровавыми побоищами. Был у него непобедимый боец Люя (или Лий). Юноша- христианин по имени Нестор решил выступить против Лия и пришел к заточенному Дмитрию за благословением. Они вместе помолились за успех дела. Дмитрий сотворил о Христе знамение на челе его и на сердце и предсказал Нестору победу, но одновременно и мученическую смерть. Так и произошло. Нестор вступил в единоборство не ради богатого приза, а ради торжества христианской силы над язычниками-мучителями. Он убил Лия «молитвой святого Ди», и, когда разгневанный Максимиан обвинил его в чародействе, Нестор ответил: «Это бог Дмитрий, Бог христиан послал ангела своего, который убил и убил моей рукою». Нестора тут же казнили, а воины, посланные Максимианом в темницу, забили Дмитрия копьями.
6-й чтец. Итак, при жизни своей Дмитрий прославился как стойкий проповедник христианской веры, мученик, пострадавший за нее. После смерти началась другая полоса его подвигов. На месте погребения Дмитрия начались чудеса. Больные, которых сюда приносили, тут же выздоравливали. Много позднее на месте гибели святого возвели храм. Чудеса и исцеления продолжались и тут. Еще позднее произошло превращение мученика в воина-защитника.
Вот как рассказывает летопись, о том, как святой Дмитрий Солунский помог выстоять камышанам при осаде нашего города татарским войском.
Фонограмма звона колоколов.
Появление летописца.
«Но как еще город не был укреплен, то подступило под город великое множество татар и великое число кубанских и хотели город вконец разорить. Но на другой день в татарском стане явился святой великомученик Димитрий в виде воина и говорил князю и всем татарам, для чего они пришли к городу и нападают напрасно на него: «Я никак не допущу Вас до разорения моего города, не дам в обиду своих горожан». Напоследок все татары поражены были слепотою, и сделалось в их полку замешательство, и не стали они друг друга узнавать и сами себя стали убивать. Граждане же, видя в татарском войске такие смятения, тот же час собрались и вышли из города, и напали на татар, и начали их бить и рубить, и всех разогнали. А многих живых в плен забрали и спрашивали, от чего они в такое смятение пришли, что друг друга убивали. Они начали рассказывать, что как мы начали к городу подходить, чтобы его разорить, то кругом объезжал ваш русский Бог, который имя свое сказал Димитрий, и на всех на нас такую слепоту навел, что мы сами своих не стали узнавать, и такой на нас страх напал и ужас. И оттого сделалось в наших полках смятение. А какого он был вида; они сказали: собою молод, волосы черные и кудрявые, росту высокого. После того уже никакого явления не видали».
Инсценирование фрагмента летописи.
Звучит перезвон колоколов, предупреждая о беде, грозящей городу.
Ведущий. Подступило под город великое множество татар, и хотели они город вконец разорить. Но на другой день в татарском стане явился святой великомученик Димитрий в образе воина и говорил. (Демонстрация слайда с изображением иконы.)
Голос за сценой. Я никак не допущу вас до разорения моего города и не дам в обиду своих граждан.
Ведущий. Татары же, сколько ни старались, схватить его не смогли. Напоследок все татары поражены были слепотой, и сделалось в их полку замешательство, и не стали они друг друга узнавать. А жители города Дмитриевска, видя в татарском войске смятение, напали на татар, многих в плен забрали.
1-й воин. Отчего вы, грозные воины, в такое смятение пришли, что друг друга убивали?
1-й татарин. Как начали мы к городу подходить, чтобы разорить его...
2-й татарин. Появился ваш русский Бог, который имя свое сказал Димитрий...
3-й татарин. И на всех на нас такую слепоту навел, что мы сами своих не стали узнавать...
4-й татарин. И такой на нас страх напал и ужас...
5-й татарин. И оттого сделалось в наших полках смятение!
1-й воин. А какого он был вида?
1-й татарин. Собою молод, волосы черные и кудрявые, росту высокого.
Ведущий. И по сей день святой великомученик Димитрий бережет и охраняет наш город.
1-й ведущий. Имя святого великомученика Дмитрия неразрывно связано с историей нашего города Камышина.
Звучит «Камышинский вальс» в исполнении вокальной группы.
1-й ведущий (под фонограмму «Камышинского вальса»). Камышин первоначально носил название Дмитриевск в честь Дмитрия Солунского. Вот что рассказывает летопись о том, как возник наш город.
2-й ведущий. В 1703 г. камышинскую крепость захватили донцы (так называли донских казаков). Причиной их недовольства послужила перемена внешнего вида камышинцев, - они по указу Петра I обрили бороды и надели на себя немецкое платье. Казаки же, воспринимавшие Петра I как антихриста, возмутились этим обстоятельством и 6 недель тиранили жителей крепости: кому отрубили голову, кого бросили с яра в Волгу, кого жгли, кого расстреливали.
1-й ведущий. После чего, взяв присягу с оставшихся не брить бороду, не переменять русское платье на немецкое и не слушать Государя, а быть с ними заодно и готовиться к походу на Кубань, ушли. Царю доложили, что жители Дмитриевска изменили престолу и хотят бежать с донскими казаками на Кубань. Петр отреагировал немедленно: для уничтожения города из Астрахани был выслан отряд воеводы князя Хованского и 300 калмыков. Город хотели сжечь, имение жителей отдать в добычу калмыкам.
2-й ведущий. Вот что рассказывает летопись о том, что случилось дальше.
Под музыку К. Глюка.
«Во время этих событий образ великомученика Дмитрия, принесенный переходцами с родины, пропал и очутился за рекою среди непроходимой топи и камыша. Когда приехал воевода и хотел уничтожить город, то ему доносят, что образ святого явился за рекою Камышинкою. Воевода почел это особым знамением неба. Сие мнение было подтверждено чудесными сказаниями и сновидениями. Так он вместо уничтожения города велел перенести его на новое место (там, где явилась икона). Топь засыпана была камнями и, прежде всего, на новом месте выстроена церковь во имя великомученика Дмитрия».
1-й ведущий. Образ Дмитрия и эпизоды из его деяний получили отражение в церковной живописи.
Демонстрация слайдов.
Икона № 1. Может быть, самое старое из сохранившихся изображений - это мозаика Киевского храма (около 1113 года). Она сложена из кубиков цветного стекла, кусочков мрамора и кирпича. Дмитрий изображен во весь рост, опирающимся одной рукой на копье, а другой - на щит. Из-за спины выглядывают ножны и рукоять меча. На святом - золотая броня, из-под нее видна рубаха, а поверх наброшен малахитово-зеленый плащ.
Икона № 2. «Дмитрий Солунский на троне». Среброфонная икона Дмитрия Солунского из Успенского собора города Дмитрова очень сильно пострадала от времени. Лучше всего сохранилось лицо, подкупающее выражением торжественного величия. Художник, видимо, хотел подчеркнуть душевную стойкость воителя и его бесстрашие. Святой восседает на троне в боевых доспехах, поверх которых яркий плащ. Монументальная, спокойная фигура полна силы, в жесте правой руки, вынимающей меч из ножен, чувствуется огромная внутренняя собранность. Художнику удалось воплотить в образе Дмитрия древнерусский воинский идеал.
Поскольку на иконе был изображен княжеский знак собственности Всеволода, который украшает спинку трона, есть основания полагать, что икона была пожертвована великим князем Всеволодом Юрьевичем Успенскому собору в Дмитрове. Тем самым определяется время ее возникновения (конец XII - начало XIII века). В настоящее время икона хранится Москве, в Третьяковской галерее.
Икона № 3. «Великомученик Дмитрий Солунский». Эта икона создана в типично русской манере. На ней сохранились следы давнего пожара, что дает возможность отнести ее к иконостасу 1405 года.
Икона № 4. Русские князья испытывали к святому Дмитрию Солунскому особые чувства как к покровителю их в воинских делах. На большей части икон Дмитрий изображен в панцире, с крестом в правой руке и с копьем в левой. Взгляд его суров, Дмитрий Солунский, по праву, изображен в ряду святых воинов - покровителей Руси: вместе с Александром Невским, Пересветом, Дмитрием Донским.
* * *
1-й ведущий. В народном календаре день Дмитрия Солунского связывали с началом зимы. По нему пытались определить, какой будет зима - долгой, снежной или теплой. «До Дмитровской субботы зима не становится».
2-й ведущий. Коли 8 ноября холод и снег, весна - поздняя и холодная, а если оттепель - зима и весна теплые.
1-й ведущий. Дмитриев день - зима уж лезет на плетень.
2-й ведущий. На Митрия реки замерзают.
1-й ведущий. Наш праздник подошел к концу. Теперь каждый из вас знает имя покровителя нашего города.
2-й ведущий. Поделитесь со своими родителями всем, что вы сегодня услышали и увидели.
1-й ведущий. Каждый человек должен знать историю своей малой родины.
Святой великомученик Димитрий Солунский
Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции. Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере. Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий - христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и при ликовании озверевшей толпы сбрасывал их на копья воинов.
Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить как победителя, но вместо этого его казнили как христианина.
По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями. Это было в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324- 337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось в бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.
С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал, что миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ... Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.
С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предсказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.
Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после крещения Руси. К началу 70-х годов XI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов- Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в крещении Димитрием (1078 г.). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием» (то есть фресками).
Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Со- луни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока - иконописца Андрея Рублева. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский (1303 г.; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор.
Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну».
В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Дмитрия Донского, который был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Дмитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).
Память 26 октября по старому стилю. Является покровителем православного воинства.
Автор: Е. В. Васильева
Внеклассное мероприятие для 8, 9 классов. Экономическая игра для школьников
Внеклассное мероприятие 8, 9 класс по теме искусство
Нет комментариев. Ваш будет первым!