Внеклассное мероприятие для 10, 11 класса. Тема: Экология

9. Когда появился водопровод? (Индийцы держали воду в медных сосудах. Это было около 4 тысяч лет назад. В Древнем Египте прокладывали деревянные и медные трубы. В Древнем Риме существовала система акведуков. В XI веке в Новгороде был построен настоящий водопровод. В XVвеке был проведен родниковый водопровод для Московского Кремля. Настоящий водопровод в России построили в Петербурге во второй половине XIX века.)

10. Что вы знаете о радиоактивных осадках? (Загрязненная атмосфера возвращает нам самые опасные последствия человеческой деятельности (аварии на атомных станциях, испытания ядерного оружия) в виде радиоактивных осадков. Они представляют собой пыль и капли атмосферной влаги. Радиоактивные атомы (радионуклиды) оседают в виде пыли на почве. Попадают они и в наши дома, водоемы, на кожу животных и людей, на листья растений и т. д. Радионуклиды попадают в организм человека и разрушают живые клетки, ослабляют его сопротивляемость к болезням, разрушая генетический аппарат.)

11. Что вы знаете об озоновых дырах? (Озон - форма кислорода. Формула кислорода состоит из двух атомов, а озона - из трех. Озон, который образуется вблизи поверхности Земли, вреден (образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др.). Солнечные лучи, действуя на оксиды озона, вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое использование фреона приводит к появлению озоновых дыр. Доля озона в некоторых местах озонового экрана уменьшается до 50 процентов. Озоновые дыры могут перемещаться. А впервые их существование установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи.)

12. Что такое пестициды и нитраты? (Пестициды - это ядохимикаты, которые используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени, желудка). Нитраты - соли азотной кислоты. Используются в качестве удобрений. Азотные удобрения повышают урожайность сельскохозяйственных культур. Но их избыток откладывается в растениях про запас и вместе с продуктами питания попадает в организм человека. Нитраты помогают образованию в организме нитрозамина, активного канцерогенного вещества, вызывающего раковые заболевания.)

13. Почему так опасны аварии на атомных станциях? (Аварии на атомных станциях - это настоящие экологические катастрофы. Они наносят вред здоровью миллионов людей. При авариях в воздух попадает огромное количество радиоактивных веществ (изотопы цезия, стронция - во время чернобыльской аварии). Последствия таких аварий сказываются многие десятки лет. Загрязняется почва, лес, вода. Происходят генетические изменения в организмах животных, людей. Иммунная система людей и генофонд оказываются под угрозой.)

Ведущая предлагает командам задания, которые предполагают нестандартное решение вопросов.

1. Известно, что далеко не каждый ученик в школе заботится об экономии энергии: кто-то из-за неполного осознания проблемы, кто-то из-за невнимания и т. д. Какое решение этой проблемы, проблемы сбережения электроэнергии вы бы могли предложить? (Один из вариантов ответа. Мы предлагаем вмонтировать в систему специальный прибор, который бы сам смог регулировать уровень освещенности. Этот прибор должен быть настолько чувствительным, что при превышении уровня освещенности он будет сам отключать освещение помещений или напоминать присутствующим своим электронным голосом сделать это самим.)

2. К сожалению, не все учащиеся школы соблюдают порядок, необходимый для поддержания в школе чистоты помещений, а значит, и воздуха, который мы вдыхаем. Мусор, жевательная резинка, плевки и окурки, особенно, если никто не видит нарушителя, все еще часто встречаются в стенах наших школ. Кто бы, кроме учителей и воспитателей, смог решить эту проблему? Ваши предложения. (Один из вариантов ответа. Мы предлагаем пустить по школе робота Роберта, который смог бы устанавливать не только фотофакт нарушения, но и, поймав нарушителя за ухо (он -робот, ему можно!), смог бы заставить этого нарушителя сделать уборку.)

В то время, пока команды обдумывают варианты ответов, их болельщики, желая добавить любимой команде несколько баллов, выступают с подготовленными ими рекомендациями.

Выступление 1. Об опасности пластмассы (говорят двое):

- Пластмасса и быт - неразделимы!

 

- Зачем тебе пластмасса? Это же - химия!

Пластмасса для здоровья так опасна.

 

- Я, конечно, с тобою согласна.

Что-то из веществ приносит загрязнение.

И может вызвать даже отравление.

 

- Вода их растворяет, особенно - жиры.

Хранить в пластмассе можно все до времени-поры.

 

- Обратите внимание на температуру,

Она может нарушить пластмассы структуру.

 

- Не пейте чай и кофе из пластмассовой посуды.

 

- Разве нельзя? Ну, хорошо, не буду.

 

- Не пользуйтесь пленкой для продуктов хранения,

Если на ней не стоит разрешение.

 

- Не жгите пластмассу, мусор, ее содержащий,

Для здоровья очень опасен.

 

- К надписям тоже будьте внимательны,

Все прочитайте их обязательно.

Для непищевых, сыпучих, холодных –

Значит, для горячего посуда непригодна.

 

- К рекомендациям есть наша приписка:

Берегите здоровье свое и своих близких!

Выступление 2. Об опасности электросмога

Ах, Эдисон, ученый такой мудрый!

Даже из ночи смог он сделать утро.

Он электростанцию свою построил

И весь быт человека прекрасно обустроил.

Спору нет, Эдисон всем помог.

Но в результате - элекросмог!

Живем в океане электромагнитных полей,

Такое загрязнение опасно для людей.

И частота, и мощность излучения –

Все вызывает в организме изменения.

Лишь те поля вокруг нас появляются,

Вся биорегуляция наша нарушается.

Нервных клеток повреждение

Дает мелатонина уменьшение.

А он регулирует скорость развития.

Если что неясно, нас расспросите вы.

Наших советов на всех вас хватит,

А главный - электронные –

Подальше от кровати.

Викторина «Охрана природы»

1. Когда возникла идея создания Красной книги? (В XX веке, в конце 50-х годов. Международная Красная книга впервые была издана в 1966 году, Красная книга СССР - в 1978 году (шесть лет спустя — новое, дополненное издание). Цель Красной книги - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. Существует и Черная книга для тех видов, которые навсегда исчезли с лица Земли.)

2. Назовите заповедник у Тихого океана. (Это - Сшотэ-Алиньский заповедник с его Уссурийской тайгой. Лесной массив

занимает более 90 процентов площади заповедника. Здесь можно встретить редкие растения и животных, которые занесены в Красную книгу. К сожалению, тайга усиленно обживается человеком, что отрицательно сказывается на ее обитателях.)

3. Что вы знаете о тропических лесах? (Их флора и фауна насчитывает до 3 миллионов видов, из которых описана только шестая часть. Изучением занимается более 4 тысяч ученых. Тропические леса являются дождевыми. Это кладовая лечебных препаратов, многих химических соединений, которые обладают большой биологической активностью. Истребление тропических лесов отрицательно скажется на климате, чистоте воздуха, водоемов и даже на изготовлении продуктов питания.)

4. Что вы знаете о народных традициях охраны природы? (Такие традиции появились еще в древности и передавались из поколения в поколение. У многих народов, например, есть особо почитаемые деревья. Для россиян это - береза. А в древности славяне почитали дуб. Священными объявлялись целые рощи. Еще сравнительно недавно архангельские и сибирские крестьяне собирались на сходы. На этих сходах они объявляли запрет на вырубку деревьев в лесных угодьях в течение нескольких лет. Запрещение называлось заповеданием. Отсюда и произошло слово «заповедник».)

5. Где находится самый большой заповедник? (Самым большим заповедником считается Антарктида. На материке и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, на континенте обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов). Мшанка и антарктическая айра - два вида цветковых растений Антарктиды. Растения, среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в году.)

6. Зачем нам нужны зоопарки? (Некоторые люди считают, что зоопарк - это тюрьма для животных. Но если придерживаться всех правил содержания животных в неволе, то они могут жить в зоопарке дольше, чем на воле. Многие животные в зоопарке дают потомство. Человек таким образом спасает редких животных. Так сотрудники Московского зоопарка сохранили соболя.)

7. Что такое принцип Ноя? (Принцип Ноя - это название теории сохранения видов. Критерий ценности – существование самого вида. Это дает ему право на жизнь. Человек учится видеть красивое и удивительное на планете. Люди решили, что уничтожение биологического разнообразия им невыгодно. Население Земли растет. И его надо прокормить. А еще и решить многие экологические проблемы.)

8. Что вы знаете о птичьем зоопарке? (Он находится на Канарских островах. Его площадь более 20 гектаров. Зоопарк специально оборудован для того, чтобы в нем хорошо себя чувствовали 300 видов животных и почти 500 видов растений. Птичий зоопарк очень популярен у туристов.)

9. Расскажите о заповеднике «Аскания-Нова». (Он расположен на Украине (Херсонская область). Площадь составляет 11 тысяч гектаров; 400 видов растений, более 150 видов кустарников, павлины, фазаны, орлы, попугаи и страусы хорошо себя чувствуют среди степей. Водная гладь — для черных лебедей, розовых фламинго, гусей и уток. На пастбищах можно встретить лошадь Пржевальского и буйвола, верблюда и зебру, косулю и оленя. Ученые работают над созданием новых пород домашних животных.)

10. Что вы знаете о заповеднике на западе России? (Российский заповедник в южной части брянского леса охраняет природу (с 1987 года). Площадь - 12 тысяч гектаров. Все живое в лесу охраняется законом. В заповеднике много видов млекопитающих и рыб, почти 200 видов птиц и около 20 видов пресмыкающихся и земноводных. Здесь обитают черные аисты - почетные члены Красной книги. Посторонним вход в заповедник запрещен.)

11. Что такое Детский тропический лес? (12-летний шведский мальчик по имени Роланд Тиендсуу решил предпринять попытку спасения тропических лесов. Ему очень хотелось, чтобы они не пропали, пока он вырастет. Вместе с одноклассниками и их учителем ребята стали продавать печенье для местных жителей. Дела шли успешно, и им удалось купить 4 гектара тропического леса в Южной Америке. Этот лес был приобретен для заповедника в Коста-Рике. Другие шведские школьники последовали их примеру и выкупили еще 7 гектаров. Благодарное руководство заповедника назвало эту часть леса «Детский лес навсегда». У ребят есть последователи в других государствах.)

Ведущая. Историческое событие нашей планеты - конференция ООН по окружающей среде и развитию. Она проходила в июне 1992 года. Было представлено 179 государств. Принятая на ней программа получила название «Повестка дня на XXI век».

Главная мысль программы - устойчивое развитие человечества и биосферы.

Если бы вам представилась возможность, с какими словами вы бы обратились к собравшимся?

Выступление команды «Родник»

Ты, человечество, увлекшись жизнью смело,

Забыло,

В жизни есть большое дело:

Оберегать природу, Землю нашу,

Сине-зеленую,

Что нет в пространстве краше.

Надо подумать, образ жизни изменить,

Не только нам на этой Земле жить!

Мы эру новую должны все поддержать,

Чтобы развитием чрезмерным

Природу не попрать.

Эру, которая для всех нас безопасна,

Сегодня объявляем громогласно!

Мы голосуем за защиту всей природы,

И слово наше - от себя и от народа.

Выступление команды «Лесник»

Повестка дня на XXI век:

Благоразумен будь же, человек,

В делах своих.

Будь чист умом, душой,

Природа не рассорится с тобой.

Ты экономику, конечно, развивай,

Но равновесие среды не нарушай.

Развитие устойчивым пусть будет,

И биосфера вновь поможет людям.

Мы знаем, принята программа,

На семистах страницах расписали.

Признаемся, не все страницы

Мы в той программе прочитали.

Но знаем главное и можем подписать:

Природу нашу

Будем все оберегать!

Земляне, вместе на планете жить,

Так значит, очень стоит

Усилия свои объединить!

Экологический аукцион

Пока жюри подводит итоги, определяет победителей в различных видах турнира, суммирует баллы и т. д., ведущая предлагает провести экологический аукцион. Она называет слово «экология». Тот из участников аукциона, кто последним назовет слово (или большее количество слов, условия оговариваются) на одну из букв получает приз. Слова должны быть по смыслу связаны со словом «экология».

Например:

Э - экосистема, энергия, эрозия, экотуризм, экосфера и т. д.;

К - климат, кислород, канализация, катастрофа, Красная книга и т. д.;

О - озон, озеро, охрана, океан, окисление и т. д.;

Л - лес, лосось, легкие, лед, лишайники и т. д.;

Г - гербициды, гибель, грязь, голомянка, грибы и т. д.;

И - истребление и т. д.;

Я - ядохимикаты и т. д.

Награждение участников проводит председатель жюри и Зеленый рыцарь.

Ведущая. Порфирий Корнеевич Иванов - этот человек был одним из самых закаленных людей на земле. Фашисты в 30-градусный мороз вылили на него 20 ведер холодной воды, а потом в течение 14 часов возили его обнаженным по городу. Но русский солдат выдержал. Впоследствии он рассказывал о том, что молил Мать-природу о помощи. Природа помогла и сохранила жизнь солдату Великой Отечественной. Немцы после этого назвали Иванова русским богом.

П. Иванов после войны дал много полезных советов людям. Он говорил о целительных свойствах природы и пропагандировал целебные свойства воды. Вот некоторые из его советов:

• Два раза в день купайся в холодной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся в чем можешь: в озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание заверши холодным.

• Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.

• Не употребляй алкоголя и не кури.

• Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего. Привыкни к этому - это твое здоровье.

• Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа!

• Мысль не отделяй от дела. Прочитал - хорошо, но самое главное - делай.

П. Иванов нашел способы приобщения различных качеств природы для лечебного дела, для лечения психики и тела человека. Он говорил, что человек - это часть природы. И то, что естественно для природы, должно быть естественным и для человека. Воздух, вода и земля помогают воздействовать на биологически активные точки организма. Происходит комплексное воздействие на нервную систему, и организм усиливает свои защитные свойства.

Любите и защищайте природу. И она вернет вам вашу заботу. Вы почувствуете это через достигнутую гармонию своего внутреннего мира с миром внешним.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие в 10, 11 классе. Сценарий внеклассного мероприятия для старшеклассников

Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Экономический КВН

Внеклассное мероприятие в 10, 11 классе. Сценарий

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Викторины для старшеклассников. Тема: Экология

Страницы: 1 2 3

Нет комментариев. Ваш будет первым!