Рассказ учителя с элементами беседы.
Резьба по дереву издавна сопутствовала русской архитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие природные условия. Простота в обработке, доступность материала, богатые традиции способствовали этому. Особенно знамениты были резчики Москвы, Русского Севера, Урала, Сибири, Поволжья, Костромской и Владимирской губерний. В старину частные дома, постройки и отдельные церковные памятники обильно украшались резьбой по дереву и камню. В Москве «над вратами домов у христиан поставлялись звери и змии, и невероятно храбрые мужи». (Показ плакатов «Кижи, Архангельск, Томск».)
Истоки возникновения резьбы по дереву лежат в древнейших временах, когда изображения птиц, животных, небесных светил, зверей носили культовый характер.
Домовая резьба имеет и другое название - корабельная. Как считают ученые, она пришла именно с кораблей и оказала большое влияние на мастерство резчиков. Корабельная «резь» богато украшала волжские расшивы и барки.
Художник-маринист А. П. Боголюбов, любовавшийся ими, писал, что «эти суда - самые красивые на Волге. Украшения их весьма затейливы. На носу обыкновенно рисуют глаза либо сирены, либо иные чудовища, неведомые самим художником, их рисовавшим, а борта украшают резьбой, над которой, кроме топора, не трудился никакой другой инструмент». Эти изображения символизировали мощь, силу, храбрость мореплавателей и являлись оберегом от злых духов. Оберег спасал от сильных штормов, уводил от скал и рифов, хранил от злых существ, обитающих на дне морском.
Что такое оберег? Оберег - это предмет или изделие, наделенное, по мнению наших предков, магической силой и призванное беречь дом или человека. (Показ стенда «Обереги нашего дома».)
С заменой деревянных корпусов металлическими, с развитием техники в XIX веке, мастера-плотники и резчики по дереву перенесли свое искусство на «берег» и стали украшать собственные и соседские избы. Потому в украшении домов можно увидеть изображение русалок, драконов, птиц - это фрагменты корабельной резьбы. (Показ плаката «домовая резьба XVIII-XIXвеков».) В домовой резьбе мы можем наблюдать изображения русалки-берегини, драконов, львов, также на самом высоком месте дома укрепляется конек.
Что же означают эти изображения? Лев выполняет роль стража, часто завершает орнамент. Это любопытный мотив для крестьянских подзоров. Лев всегда изображался лениво лежащим на конце доски. Он держит в лапе ветвь растения. Художник украшает его гривой с витиеватыми завитками. Льва народный мастер никогда не видел и потому изображал как знакомых ему животных, часто он похож на большую кошку.
Птица Сирин (с человеческим ликом) означает райскую птицу, или жар-птицу, - для достатка в доме. Изображают с раскрытыми узорными крыльями. Ее прототип - райские птицы - часто встречаются в рукописях и в книжном орнаменте XVII века. Они близки к жар-птице русских сказок. Некоторые птицы - сирины в резьбе приобретают пышный павлиний хвост и делаются очень декоративными.
Русалка-берегиня оберегала дом от неудач и невзгод, приносила тепло и уют. Она помещается среди травных узоров подзоров и наличников. В Нижегородском крае их называют «фараонки», или «берегини». Первое название местные крестьяне объясняют так: «фараоны», преследовавшие евреев при переходе через Черное море, утонули и превратились в диковинных чудовищ (толкование XVIII-XIX веков).
Но изображение русалки-берегини имело более раннее происхождение, чем львы и сирины. Русалка-берегиня была речным божеством и имела отношение к культу воды и солнца. Среди древних славянских божеств русалки представлялись «в образе красивых чарующих девушек, с серыми, голубыми и черными глазами, с русыми, черными или зелеными распущенными волосами. Они считались богинями вод. Поклонение земле у наших предков соединялось с поклонением рекам, источникам, озерам. Русалка-берегиня предстает перед нами как символ обожествления воды (без нее нет жизни). Также, по древним поверьям, богини вод оберегали путешественников от несчастных случаев. Образ русалки-берегини сохранился и на предметах быта, связанных с водой.
Конь - любимое животное. Символ порывистого ветра (мужской символ), отгоняет от жилья, «сдувает» злых духов. Приносит счастье, поэтому его укрепляли на самом высоком и видном месте дома.
Фигура коня оказалась настолько популярной в народе, что он как бы «спустился» на землю, в дом. Его изображение можно встретить на посуде, игрушках, мебели.
Солнце - этот символ, по народным поверьям, был оберегом от злых чар, должен светить, греть, побеждать злые силы. (Показ солярных знаков на плакате. Показ иллюстрированного материала.)
Домовая резьба. Название этой резьбы говорит о ее названии и назначении - выполняется на доме и украшает дом. Наибольшее развитие домовая резьба получила к началу XX века. Она носит свободный характер и имеет несколько разновидностей. Домовую резьбу иногда называют пропильной резьбой.
О ней мы узнаем на следующих уроках, а сегодня послушаем легенды, предания о том, где и как нужно строить дом. Ведь каждое действие человека в строительстве дома имело особое значение и свой смысл.
На севере русское деревянное зодчество сохранилось в наиболее «чистом» виде. Там и по сей день живы традиции народной культуры, рожденные в далеком прошлом.
Познавательная, игровая деятельность учащихся.
Сцена 1.
Где-то рядом, за горой
Жил мужик с большой семьей:
Сыновей своих растил,
Старших двух уже женил
И с собою жить пустил.
Ну а младший молодец
Говорит ему: «Отец!
Может, я от вас уйду
С женкой в новую избу?
Нужно род наш расширять,
Чтоб ему не затухать.
Помню, дед мой говорил,
Что младшой с семьей уходит,
Новый дом себе заводит,
И с женою молодой
Продолжает род людской.
Раньше что ж, пошел до леса,
Бревен кучу нарубил,
Все венцами уложил,
Крыша, двери, окна, лавки, печь в углу
Да скот в хлеву...
Вот и все убранство дома.
Много ль средств ушло на то?!
И удобно, и красиво,
Дешево и очень мило».
- Это - правда, да не вся, -
Старый молвил со двора, -
Все совсем не так ведь было,
Сколь воды с тех пор уплыло.
Стройка - это не пустяк,
Раньше было все не так...
Строительство дома начинали после Евдокии Плющихи (14 марта). «Пришли Евдокеи - мужику затеи: соху точить, борону чинить, дом строить».
Сцена 2.
Новый дом - не новый склад,
Старый должен быть уклад,
Защищать он должен всех
Много зим и много лет.
Главный враг у дома есть,
А вообще врагов не счесть:
Навьи души - злые уши,
Бабка-ежка - кривоножка
И русалка - рыбий хвост –
Все хотят навлечь на дом
Вред, несчастья и урон.
Ты, Федот, решай быстрей,
Где усадьба будет ваша.
Хочешь здесь, а может, здесь?
Может, там, где в прошлом годе
Поломали баню вроде...
Можно там, к дороге ближе,
Будешь к ярмарке быстрей
Приезжать с свеклой своей...
- Да ты что? На месте бани
Строить дом? Там столько дряни!
Все равно, что строить дом
На погосте за углом,
А на кладбище спешить,
Только черту угодить.
У дороги строить дом –
Нанести себе урон:
На дорожьих перекрестках
Всякой нечисти вагон.
Нет, ну что ты говоришь,
Строить надо, где телега
С лесом полная пройдет,
Конь внезапно остановит
И траву щипать начнет.
Ты, отец, мне помоги
И советом подскажи,
Как мне стройку начинать,
Печь сначала воздвигать,
Или лавку, или крышу,
Иль наличник вырезать?
- Что ты! Строить надо так,
Чтобы дом стоял в веках,
А для этого сюда
Надо бревна без воды:
Срублены в лютую стужу –
Вечно нам теперь послужат.
Круг в усадьбе очерти,
Чтоб нечистым не войти,
Начерти квадрат внутри,
Встань по центру и пойди
На четыре стороны.
И большие валуны
Положи в углу усадьбы.
Будет дом на них стоять
И веками зимовать...
Учитель. Мы услышали упоминание о всякой нечисти, о врагах дома. По поверьям наших предков, мир делился на три части: Правь - мир верхний, где живут боги, Явь - наш мир, Навь - нижний мир, где живут души умерших людей и всякая нечисть. Навьи души - души предков, ушедших в иной мир. «Бабка-ежка» связана с образом Бабы Яги Костяной Ноги. Это уже не то умерший, не то живой человек. Она живет на границе двух миров. Может приносить и зло, и добро. Если обратиться к русским народным сказкам, то на лопату посадит да в печь налаживает, то в баньке попарит да накормит.
Отец не советует Федоту строить дом там, где была раньше баня - это место считается опасным, незащищенным, открытым для духов.
Нельзя строить дом на «погосте за углом» - это кладбище. Нельзя на дорожных перекрестках - это место скопления нечистой силы.
Не всякое дерево годилось для дома:
- не брали скрипучие деревья - считали, что в них плачет душа замученного человека;
- не годились высохшие на корню - в них нет жизненных сил, люди в доме будут болеть;
- не брали для строительства липу - леший попутает, да и жаль было, дерево полезное: мед брали, лыко драли, доски да посуду резали.
Самым удобным деревом для строительства дома считается сосна: хороша в обработке, светла и «дух от нее хороший».
Особыми обрядовыми действиями сопровождалось крепление матицы - это основная балка в доме, на которую настилают крышу. По преданию, к ней привязывали вывернутый мехом полушубок, в него заворачивали каравай хлеба, пироги, горшок каши. Разрубали веревку, если хлеб падал коркой вверх - будут рождаться девочки, если вниз - мальчики.
По старинному поверью, в каждом доме есть свой домовой. Он появляется со строительством нового дома. А откуда он берется? Язычники считали, что для того, чтобы в доме появился домовой, необходимо принести дому жертву - петуха. Его зарывали под крыльцом. Поэтому, возможно, матицу с уличной стороны украшали головой коня или петушком.
Считается, что без домового никак нельзя - он хозяин в доме. Молодая хозяйка, входя в дом, должна была бросить свой пояс на печку, чтобы домовой ее признал. И в доме жить позволил. Ведь она пришла из другого рода, из другого дома.
В новогоднюю ночь женщина должна была 8 раз переодеться и покрасоваться, так как домовой 8 раз из норки вылезал и должен был видеть ее всегда в новом наряде («новой перемене»), Все съестное, что в доме есть, на стол ставят, даже если пирог подгорел, все равно, ведь никто не знает, что домовой любит, может, это его самое любимое блюдо. Не поставишь, решит, что утаил, - неприятностей не оберешься. Вся семья должна в эту ночь дома быть, он должен всех своих пересчитать, увидеть.
Посмотрите на Федота!
Дом готов, и счастлив он,
Но еще ведь есть работа –
Нужно нам украсить дом!
Что же нам изобразить –
Домовому угодить?
На причелинах - резьба,
«солнце», «воздух» и «вода»,
На фасаде - львы и птицы,
Чудо - Сирина Сестрицы
Защитить помогут двор,
Нечисти дадут отпор.
А на ставнях - виноград –
Будет наш Федот богат!
Пусть стоит дом долги годы,
К радости всего народа!
Резьбой украшали карнизы, фронтоны, слуховые окна, калитки, ворота. Это делало жилище красочным, нарядным и защищало дом от непогоды. (Показ плакатов.)
Рассмотрим схему расположения пропильных элементов на фасаде дома. (Показ плакатов, зарисовка дома, его частей.)
Обращаем внимание учеников на мотивы прорезной резьбы, они напоминают часто мотивы народной вышивки и плетения кружев. Резьба на карнизах домов, балконов похожа на кружево подзоров, поэтому ажурные прорезные доски, свисающие с карнизов, называют подзорами.
В нашем городе также встречаются дома, украшенные домовой резьбой. Для Астрахани характерна пропильная домовая резьба. (Показ видеофильма «Домовая резьба в Астрахани».)
В этом сюжете вы увидели, что многие старые дома в Астрахани украшены пропильной резьбой. Обратите внимание на следующие элементы:
• Подзор - защищает от атмосферных воздействий верхнюю часть сруба.
• Причелина - резная доска на фасаде избы, прикрывающая от снега и влаги торцы бревен.
• Полотенце - защищает стык между причелинами.
• Кисть - нижняя часть причелины.
• Фронтон дома - передняя часть крыши, часто оформленная в виде балкона.
• Слуховое окно - оформлено в виде солярного знака (изображение солнца) на фронтоне дома.
Для закрепления изученного материала и проверки усвоенного можно задать следующие вопросы:
1. Почему домовая резьба называлась корабельной?
2. Какой орнамент предпочитали в резьбе на кораблях?
3. Где сохранились резные памятники архитектуры?
4. На какой части дома располагалась резьба?
5. Как называется короткая доска, закрывающая стык причелин?
6. Какое дерево чаще всего использовали в строительстве дома?
7. Что такое «оберег»?
8. Когда можно было заготавливать бревна для строительства и почему?
Заключение. В богатстве орнаментальных форм домовой резьбы проявляется неистощимая фантазия и тонкий вкус мастеров-художников.
Талант русского народа, присущие ему чувства прекрасного и гармонии позволили создать глубоко самобытные произведения, способствовали подъему и расцвету высокого искусства народной архитектуры и домовой резьбы.
Внеклассное мероприятие для 8, 9 классов. Экономическая игра для школьников
Внеклассное мероприятие 8, 9 класс по теме искусство
Внеклассное мероприятие в 8, 9 классе по географии
Нет комментариев. Ваш будет первым!