Цель: дать родителям возможность ощутить ценность эмоционального, духовного и познавательного общения ребенка с близкими взрослыми, сопричастности к историческому прошлому столицы нашей Родины.
Форма проведения: игровая викторина.
I. Подготовительный этап
Каждая семья изготавливает эмблему, которая прикрепляется к одежде вместе с указанием имени участника.
II. Организационный этап
Несколько семей являются главными участниками викторины, остальные родители вместе с детьми выполняют роль болельщиков, помощников и зрителей. Ведущий викторины представляет все семьи-участницы и приглашает их занять место за «семейными» столиками.
III. Этап проведения игровой викторины
Ведущий выражает благодарность семьям, пожелавшим полным составом участвовать в викторине познавательного характера, желает всем удачи.
1. Вопрос-ответ
Правильные и наиболее полные ответы поощряются фишкой или вручением семье флажка.
Вопрос детям. Сколько лет городу Москве? (На 2008 год Москве 861 год.)
Задание семьям. С закрытыми глазами написать (или наклеить) эту дату на листе плотной бумаги между словами «Москве ... лет». (Члены каждой семьи договариваются между собой, кто будет выполнять это задание, а кто помогать его выполнить. Остальные родители вместе с детьми выступают в роли болельщиков и арбитров, оценивая правильность выполнения задания и эффективность помощи со стороны членов семьи.)
Вопрос семьям. Что сегодня напоминает нам о том, что в древней Москве было несколько городов? Назовите их. (В древней Москве было несколько городов: Китай-город, Белый город и Деревянный город. Так назывались крепостные стены, построенные вокруг Москвы, чтобы защитить ее от набегов врагов. Сегодня в центре Москвы можно увидеть фрагменты уцелевшей стены Китай-города, о ней напоминает название станции метро «Китай-город». Названия «Арбатские ворота», «Покровские ворота», «Никитские ворота» сохранили память о проездных воротах Белого города.)
Вопрос. В древней Москве ремесленники одной какой-нибудь специальности селились в особых районах - слободах. Об этом напоминают названия многих улиц и переулков современной Москвы. Чем, на ваш взгляд, занимались люди, жившие в Калашном и Оружейном переулках, на Кожевнической набережной, на Поварской, Пушечной, Мытной улицах и др.? (Чаще всего жители обслуживали царя и его приближенных: кузнецы и пушкари делали оружие, повара готовили еду и т. д. Мытная улица унаследовала название находившегося здесь в XVIII в. «Мытного животинного двора», где взималась пошлина («мыт») за пригнанный в Москву скот.)
Вопрос. Кто всей семьей может перечислить улицы, названия которых напоминают события татаро-монгольского нашествия на Москву? (Улица Ордынка, Большой Толмачевский и Малый Толмачевский переулки, где жили толмачи - переводчики с татарского языка; улица Сретенка (раньше называли сретение), на которой в конце XIV в. москвичи встречали икону Владимирской Божьей Матери. Москвичи надеялись, что икона защитит их от набега жестокого Тамерлана. Так и произошло.)
2. Задание «О чем говорят поговорки?»
- «Не откладывай в долгий ящик» - каким образом эта поговорка связана с историей древней Москвы? (В пору правления русских царей из царских палат, где царь обсуждал с боярами важные государственные дела, на длинной веревке спускали на площадь ящик для прошений и жалоб. В народе его прозвали «долгим».)
- «Работать спустя рукава» - о каких особенностях быта москвичей в старину говорит эта поговорка? (В старину носили длинную и широкую одежду. У некоторых видов одежды были очень длинные рукава. Их завязывали сзади или собирали в складки на запястье. Со спущенными рукавами работать было невозможно. Отсюда появилась поговорка.)
3. Задание «Закончи предложение»
- В древней Москве женщине считалось неприличным показываться на людях... (с непокрытой головой, т. е. простоволосой).
- В древней Москве горожане вставали очень рано, обедали в полдень. Затем вся Москва... (замирала часа на два, по обычаю все укладывались спать).
- В старину, когда в избу входил гость, прежде чем поздороваться с хозяином, он... (искал глазами икону и крестился).
- В старину самыми распространенными были такие русские напитки, как... (квас, мед, сбитень).
4. Задание «Из чего готовится сбитень?»
Каждая семья выполняет задание, отбирая из предложенных компонентов те, которые применялись в старину для приготовления напитка. (Сбитень — это горячий бодрящий напиток из меда и пряностей. Помимо меда туда входит зверобой, шалфей, лавровый лист, имбирь, стручковый перец.)
Вопросы детям
- Кому приходилось бывать на Красной площади?
- Почему она так называется? («Красная» - значит, красивая.)
- Как Красную площадь называли в древности? («Торг».)
- Назовите архитектурные сооружения, расположенные на Красной площади. (Собор Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, Лобное место, Мавзолей, Исторический музей, Казанский собор.)
(В это время в поле зрения детей могут находиться иллюстрации с изображением основных сооружений Красной площади. Другие члены семьи дополняют ответы детей.
Старшим членам семьи можно предложить рассказать об истории создания одного из архитектурных памятников Красной площади. Полный ответ поощряется дополнительной фишкой или флажком.)
5. Конкурс «Что таит бабушкин сундук?»
Вариант 1. Из бутафорского сундука, красиво расписанного, извлекаются старинные предметы быта и одежды. Дети дают им названия, например: сарафан, телогрея, рубашка, береста, кувшин и др.
Вариант 2. Каждая семья получает кроссворд «Одежда москвича в старину». Побеждает семья, заполнившая его раньше других. Параллельно разгадывают кроссворд родители и дети - болельщики и зрители.
Кроссворд «Одежда москвича в старину»
По горизонтали: 2. Верхняя одежда на меху или на вате. (Шуба.) 4. Женская теплая кофта без рукавов. (Душегрея.) 5. Широкий кафтан с откидным большим воротником и прорехами для рук под рукавами. (Охабень.)
По вертикали: 1. Одежда из легкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела или как нижнее белье. (Рубашка.) 3. Старинная мужская одежда - однобортный кафтан без воротника. (Однорядка.)
(Проведение викторины сопровождается народной музыкой, показом слайдов, кинофрагментов о Москве. Семьи-участники поощряются призами. Викторина завершается общим танцем или исполнением взрослыми и детьми песни о Москве.)
Сценарий творческой игровой программы в детском саду для детей подготовительной группы
Развлечение для детей подготовительной группы о труде
Физкультурный досуг в подготовительной группе зимой в зале
Развлечение на тему «Россия» в подготовительной группе в детском саду
Нет комментариев. Ваш будет первым!