Игротека для детей дошкольного возраста 4-5-6 лет в детском саду

Игры в детском саду для детей средней – старшей – подготовительной групп

Косынка

Играют две команды по 4 человека (мальчики и девочки). Дети строятся в две шеренги. У первого — косынка.

Ведущий. Кому из вас, ребята, не хочется помочь маме? На кухне столько дел! Но прежде чем за них взяться, надо повязать косынку: первый повязывает косынку второму, второй ее развязывает и повязывает третьему, последний игрок — первому. Чья команда справится с заданием первой, объявляется победителем.

Как я хороша! (Если мальчик — «Как я хорош!»)

Играющие, глядя в зеркало, должны три раза сказать: «Как я хороша! (Или: «Как я хорош!») — и не засмеяться.

Мишки и шишки

Ведущая.

Я игру вам предлагаю,

Она вовсе не простая.

Я мишутку дам тому,

Кто играть будет в игру.

И как скажем: раз, два, три —

Быстро шишки собери!

По полу рассыпают шишки. Двум или троим детям предлагают их собрать лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше шишек.

Игра с игрушками

На трех стульчиках, стоящих в ряд на небольшом расстоянии друг от друга у любой стены, сидят дети. Напротив каждого ребенка стоит стульчик с определенной игрушкой: зайчик, кукла, мишка. По сигналу дети бегут к стульчику, берут игрушку, переносят на стульчик, где только что сидели, и садятся на освободившийся (на место игрушки). Кто быстрее?

Собери снеговика

Дети по отгаданной загадке узнают, в какую игру будут играть:

Снежный ком и снова ком,

Шляпа старая на нем.

Нос приделали, и вмиг

Получился... (снеговик).

Для этой игры необходимо вырезать из картона три круга различного диаметра (части фигуры снеговика), нос-морковку, шляпу, метлу, два глаза и рот. (Все в двух или трех комплектах.)

Соревнуются двое или трое. Кто первый?

Склад

На «склад» привезли вещи. Необходимо их перенести в свой магазин. «Склад» — стулья, стоящие рядом, — находится в пяти-шести шагах от места расположения команд. «Носильщикам» завязывают глаза. Переносить можно только по одному предмету. Выигрывает тот, кто, не перепутав стулья, быстрее перенесет вещи.

Кто я?

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий стоит в центре с завязанными глазами. На один хлопок ведущего начинается движение по кругу под любую музыку. Если он хлопнул еще раз, музыка и движение прекращаются. Дети поворачиваются лицом в круг. Ведущий указывает на любого из играющих и, после произнесенных им любых слов, старается узнать, чей это голос.

Бег в брюках

Для игры необходимы две пары брюк, два пенька.

Играет две команды. Дети становятся парами друг за другом. Каждой команде выдается пара брюк. Начинает играть первая пара. Один просовывает ногу в одну штанину, другой — во вторую. Обегают вокруг пеньков, возвращаются назад, передают брюки следующей паре. Кто быстрее?

Пожарники

В середину зала поставьте два стульчика спинками друг к другу на расстоянии 1 м. На спинку каждого из них повесьте две куртки с вывернутыми рукавами. Под стульчики положите веревочку длиной 2 м. Оба участника стоят возле указанных стульчиков. На слово «Пожар!» они должны вывернуть рукава в своей куртке, надеть ее, застегнуть, сесть на стульчик и дернуть веревочку к себе. Кто лучший пожарник?

Танцы со сменой партнеров

Игроки становятся парами спиной к спине и сцепляются руками (за локти). Звучит музыка, и пары пытаются танцевать. Музыка прекращается, и пары расцепляются, ищут нового партнера по танцам. Игра начинается сначала.

Слушай внимательно

Дети образуют круг. В центре — ведущий. Игра проходит по принципу «эхо» — повторяют движения ведущего. Но делать это нужно только после слова «пожалуйста». Если «волшебное слово» не прозвучало, дети движения не выполняют. Игра проводится в разных темпах. Это придает веселье и задор. Так как игра на внимание, победителей и побежденных здесь нет. Можно отметить самых внимательных детей.

Игру следует проводить под фонограмму веселой музыки.

Найди пару

Для игры необходимы два мешка.

В конце зала лежат два мешка. У участников собирают обувь с одной ноги и складывают в мешок. Нужно добежать до конца, найти там свою пару обуви, обуться, вернуться назад.

Накорми папу

Играет две команды. В конце каждой из них — папа. Он капитан команды. Перед каждой командой на расстоянии 5 - 6 м стоят стульчики. На них ложка и две миски: одна с клюквой, другая с ложкой. По сигналу начинаются соревнования: добежав до стульчика, ложкой зачерпывают клюкву, пересыпают в пустую миску. Последним прибегает капитан команды — папа — и съедает клюкву.

Волшебный транспорт

Ведущая. Для того чтобы узнать, в какую игру будем играть, отгадайте загадку:

Не похожа на ракету,

С самолетом сходства нету.

Все ж летает, как стрела,

Бабушки Яги... (метла).

В игре принимают участие две команды. Двое детей, стоящих первыми, садятся верхом на швабру друг за другом, удерживая ее двумя руками между ног. На своем «помеле» нужно обежать елочки, стоящие на расстоянии 5 м, и вернуться, чтобы передать метлу очередным участникам. Кто первый?

Пляска сидя

Игра-танец проводится со всеми детьми.

Ведущая.

На край стульчика садитесь,

Хорошенько закрепитесь.

Надо что-нибудь сплясать,

Музыкальность показать.

Пляшут ноги, пляшут руки,

Не зачахнем мы от скуки

И, конечно, без сомненья.

Всем поднимем настроенье!

Звучит веселая музыка, и все танцуют сидя. Движения свободные. (Можно по показу.)

Расплети и заплети косичку

Вносится обруч, на нем по кругу 4—5 косичек. Нужно расплести и заплести их.

Угадай предмет

Необходимо с завязанными глазами узнать предметы: рукавичку, елочную игрушку, вязанную шапочку, еловую ветку, шарф, очки и т. п.

Иду в гости

В игре принимают участие двое детей. Перед ними ставят журнальный столик, на котором — два «подарка». Их нужно красиво упаковать в оберточную бумагу и, обвязав красочной лентой, завязать бант.

Расфасовщики

В игре участвуют двое или трое детей. Перед каждым стоит журнальный столик. В центре его — корзина с овощами и фруктами. По бокам корзины — два пустых подноса. Под веселую музыку соревнующиеся танцуют. Как только музыка прекращается, они начинают раскладывать: на один поднос овощи, на другой — фрукты (по одному). Кто правильно расфасует овощи и фрукты, быстрее освободит корзину — победитель.

Бульба

Ведущая. Поднимите руки, кто знает, как на Беларуси называют картошку.

— Правильно, бульба.

Пусть тот похлопает в ладошки,

Кто любит белорусскую картошку.

(Дети хлопают.)

Отвечайте дальше по порядку,

Кто любит драники и бабку.

(Дети хлопают.)

— А клецки из картошки и кашу?

(Дети хлопают.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем «бульбочку» сажать!

Дети образуют две команды и строятся в колонны по одному. Рядом с каждой командой стоит корзина с картошкой (по количеству играющих). Впереди, на расстоянии 5—6 м лежат два обруча (для каждой команды по одному). Под белорусскую народную музыку «Бульба» (фонограмма) дети начинают «садить» картошку: дети, стоящие первыми, берут одну картошку и быстро переносят в обруч. За ними, взяв картошку, бегут вторые и т. д. Чья команда быстрее посадит?

По этому же принципу картошку собирают в машины.

Дегустатор

Ha журнальном столике — тарелка с кусочками овощей и фруктов. Она накрыта салфеткой. Ребенку - «дегустатору» завязывают глаза. Ведущий снимает салфетку и просит определить на вкус, как называется тот или иной овощ, фрукт.

Наряди березку

На полу в четырех углах лежат листья осенней окраски на прищепках (одинаковое количество в каждом): зеленые, желтые, коричневые...

В центре зала — макет березки без листьев.

По сигналу дети «наряжают березку» в осенний убор, прикрепляя листья к веткам прищепками. Брать листья следует только по одному.

Играет четверо детей (или четыре команды). Победителем становится тот, чьи листья быстрее украсят березку.

Чей это наряд?

У центральной стены на небольшом расстоянии друг от друга стоят макеты трех деревьев: клена, дуба, березы. Чтобы их отличить друг от друга, к каждому макету прикреплены плоскостные стволы, соответствующие каждому дереву.

По всему залу на полу разбросаны листья клена, дуба и березы (на прищепках). Играет трое детей. Каждый становится возле определенного дерева. По сигналу дети начинают прикреплять листья к своему дереву. Брать листья нужно только по одному. Побеждает тот, кто правильно и быстрее нарядит свое дерево.

Диагностика

На журнальном столике лежат в корзине овощи: кабачок, морковь, патиссон, лук, чеснок, репа, укроп, петрушка, мята. Они накрыты салфеткой. Играющему завязывают глаза и дают в руки любой из овощей. Следует на ощупь и запах определить, что у него в руках.

Репка

В игре участвуют две команды. В каждой из них по 6 участников: дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. На голове у каждого — шапочка одного из героев.

Играющие становятся друг за другом у центральной стены в следующей последовательности: дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. В руках у дедки корзина.

Перед каждой командой (на расстоянии 5—6 м) — лейка. В центре зала репка (объемная или плоскостная).

По команде водящего начинает игру дедка. Обежав лейку, он отдает корзину бабке и т. д.

Команда, чья мышка быстрее «вырвет» репку и положит в корзину, объявляется победителем.

Осенний убор

В центре ковра — макет дерева без листьев. На четырех углах ковра стоят стульчики. На каждом из них — подносы с кленовыми листьями разной окраски (четыре-пять на прищепках). На одном — зеленые, на другом — желтые, на третьем — красные, на четвертом — коричневые. Играет четверо детей. Им заранее говорят, с листьями какого цвета они будут играть. Под музыку любого вальса дети кружатся по залу («листопад»), С прекращением музыки каждый бежит к листьям указанного цвета, берет один, бежит к дереву и прикрепляет прищепкой к ветке. Кто первый украсит дерево, тот и побеждает.

Веночек

Дети стоят лицом в круг. В руках у любого ребенка красочный венок. В центре круга находится ребенок — «догонялка». По сигналу или под народную музыку дети ритмично передают его вправо (восемь раз) рядом стоящему ребенку, напевая или проговаривая текст. «Догонялка» следит глазами за движением веночка и вместе с детьми говорит слова:

Наш веночек покатился,

Красотой своей хвалился.

А как выбился из сил.

Остановки попросил.

Ребенок, у которого оказался в руках венок на слово «попросил», — убегает, «догонялка» его догоняет (в любом направлении через круг). Пойманный ребенок становится «догонялкой».

Веселые матрешки

3-4 ребенка становятся вдоль стены. В руках у них косынки. На расстоянии 4-5 м от них взрослые натягивают шнур к которому привязаны шары с нарисованными лицами (по количеству играющих).

По сигналу дети бегут к шарам и пытаются завязать им косынки. Это сделать очень трудно. Кто первый?

Веселый поезд

Обе команды стоят в колонне. По сигналу первый бежит к финишу, возвращается, берет второго (второй держится за его талию), бегут до финиша, обегают его, берут третьих и т. д. Игра идет до тех пор, пока в «поезде» не окажется вся команда.

Мост

Все дети стоят в центре зала в двух шеренгах лицом друг к другу, образовав пары (на расстоянии одного шага). Выставив правую ногу вперед (носок к носку), образуют «мост».

Любой праздничный герой (Дед Мороз, Петрушка, Клоун и т. п.) должен пройти через «мост», переступая соединенные ноги детей. Первый раз он проходит с открытыми глазами, а второй — с завязанными. В этот момент дети тихо садятся на стульчики, а «герой» осторожно шагает (чтобы не «наступить детям на ноги»).

Побеги и присядь

Играющие разбиваются на две равные по числу игроков команды и образуют два круга. Все поворачиваются спиной. В каждой команде назначается ребенок, который будет начинать игру. По сигналу водящего назначенный игрок обегает свой круг против часовой стрелки, возвращаясь на свое место. Сразу начинает движение ребенок, стоящий от него справа и т. п. Последний игрок, вернувшийся на свое место, поднимает вверх руку. Побеждает команда, в которой последний игрок раньше вернется на свое место.

Узнай маму по голосу

Играют одинаковое количество детей и их мамы. Дети отворачиваются от мам и говорят хором: «Маму поздравляем!» Ведущий указывает рукой на любую из мам. Мама отвечает: «Спасибо!» Кто узнал голос своей мамы?

Перенеси покупки

У центральной стены на расстоянии 3 - 4 м друг от друга стоят два стула с покупками (одинаковое количество). Напротив, рядом со зрителями, — журнальный столик. Играющих двое. Под веселую музыку они свободно танцуют. Окончание музыки служит сигналом к началу соревнования. Дети начинают переносить по одному предмету на стол. Кто быстрее перенесет, тот становится победителем.

Завяжи бантик

В игре участвует одинаковое количество девочек и мальчиков. Девочки сидят на стульчиках. По сигналу мальчики завязывают им бантики. Кто первый?

Мальчики трудятся

Мальчик.

Говорят, что все мальчишки —

Драчуны и шалунишки.

Мы хорошими бываем,

Часто маме помогаем.

И сейчас мы вам докажем.

Вы не верите?

Покажем!

Играет две команды по шесть человек. Для каждой команды — тазик. В нем: два платочка, лента, две прищепки.

Первый — завязывает ленту между двумя стульями.

Второй — бежит к ленте с одним носовым платком и вешает на ленту.

Третий — берет одну прищепку и бежит к платочку, чтобы его закрепить.

Четвертый — бежит к ленте со вторым носовым платком и вешает на ленту.

Пятый — берет вторую прищепку и бежит к платочку, чтобы его закрепить.

Шестой — бежит к ленте, снимает носовые платочки, возвращается к команде и поднимает их вверх. Чья команда справилась с заданием первой — победитель.

Мамины помощники

Играют две команды. Два тазика, в каждом 5—6 полотенец. У первых игроков на шее бусы из прищепок. Взрослые натягивают веревку такой длины, чтобы можно было повесить все полотенца. По сигналу игроки бегут с тазиком к веревке, вешают одно полотенце, закрепляют его двумя прищепками, возвращаются к команде, ставят перед следующим игроком тазик с полотенцами и вешают ему на шею бусы из прищепок, становятся в конце команды и т. д.

Красота — страшная сила!

Девочка (обращается к мальчикам).

Порой мы в затрудненьи сами:

Ну что придумать с волосами?

Как причесать, чем завязать?

Вы не могли бы подсказать?

Мальчик.

Прически делать мы умеем,

И сил своих не пожалеем,

Чтоб всем вам это доказать.

Готовы всех очаровать!

В игре-конкурсе принимают участие 4—5 мальчиков со своими мамами, бабушками. Под музыку дети должны успеть украсить их прически бантиками, цветными резинками и различными заколками (приготовлены заранее).

У кого красивее?

Девочка.

Вы все неотразимы были

И нас приятно удивили.

Ведущая.

Прошли достойно испытанье,

Отлично справились с заданьем.

Визажисты

Ведущая показывает обратную сторону большого портрета на подставке (или прикрепленного к стене):

Чей портрет, хотите знать?

Загадку нужно отгадать:

 

Лес кругом и на дорожке.

Дом стоит на курьих ножках.

 

На печи лежит старушка,

У печи — метла-подружка. (Баба-яга.)

(Переворачивает портрет.)

Ведущая. Во всех сказках Баба-яга мечтала помолодеть, но у нее ничего не получалось. Давайте ей поможем. У нас есть цветные фломастеры и маркеры. Вы должны сделать ей макияж, изменить прическу.

Выбираются 2—3 визажиста. Под веселую музыку они «работают» над лицом и головой Бабы-яги. С окончанием музыки ведущая выносит МЕТЛУ.

Ведущая.

Бабушка наша красавицей стала,

Как же она об этом мечтала!

Вот и метла ее к нам прилетела,

Мы не позволим стоять ей без дела.

— Объявляю «Танец с метлой»!

Все становятся свободно парами. Ведущий берет метлу. Пары, взявшись за руки, танцуют под любую веселую музыку. Как только музыка прекращается (ее можно прервать в любом месте), все ищут себе нового партнера, чтобы образовать другую пару. Бросив метлу, ведущий старается сделать то же самое. Тот, кто остался без пары, танцует с метлой. Снова звучит музыка, и игра продолжается.

Дочь и мачеха

Ведущая. Назовите сказку, в которой девочка говорит:

Я мачехи злой надоела,

В лес увезти меня велела,

Ругается день ото дня,

Теперь нет дома у меня. («Морозко».)

Играют девочки. Они делятся на две команды и становятся в колонну друг за другом: мачеха, за ней дочка, мачеха, за ней дочка и т. д. Перед каждой командой на расстоянии 4 - 5 м лежит обруч. Первыми стоят мачехи. У них в руках корзины с картошкой (5 - 6 шт.). По сигналу мачехи бегут к обручам и, высыпав картошку, бегут обратно, чтобы передать пустые корзины дочкам. Дочки бегут к обручам и собирают по одной картошке. С наполненными корзинами бегут назад и отдают ее следующей мачехе. Каждый ребенок, отыграв, садится на стульчик. Чья команда быстрее справится с заданием?

Клумба

На полу раскладывают цветные обручи. В них становятся группы детей — «цветы». Под музыку любого вальса дети имитируют рост цветов, выбегают из обручей и танцуют. С прекращением музыки они должны быстро вернуться на свои клумбы (стараться их не перепутать).

Учимся красиво ходить

Девочка. Походка для девочки многое значит.

Красиво пройти — это суперзадача.

Мальчик.

Мы тоже умеем красиво шагать

И рады вам это сейчас доказать.

Для игры нужны две пары женских туфель (желательно «лодочка») большого размера. Участвуют две команды мальчиков. Первые номера надевают туфли на свою обувь и по сигналу ведущего бегут до заданной отметки и обратно, передают туфли вторым участникам. Какая команда справится быстрее?

Собери цветок

Из картона вырезаются по пять лепестков и сердцевин различных цветов: тюльпана, василька, ромашки. Все части цветов в беспорядке раскладывают по всему залу. Играющих детей трое. По сигналу ведущего они начинают собирать цветы. Кто быстрее справится с заданием?

Веселое превращение

Играют 5 - 6 мальчиков. По сигналу они должны надеть юбки, повязать косынку и принять участие в инсценировании песни «Во поле береза стояла» (с другим текстом). Кто первый?

После игрового вступления дети принимают участие в инсценировании песни «Во поле береза стояла».

Мы для мам сегодня нарядились

И в любимых дочек превратились.

Люли, люли, нарядились,

Люли, люли, превратились.

 

Посмотрите, как красивы дочки

В юбочках и аленьких платочках.

Люли — аленьких платочках,

Люли — аленьких платочках.

 

Мамы, поздравляем вас сердечно

И целуем в щечку бесконечно.

Люли, люли, бесконечно,

Люли, люли, бесконечно.

 

Счастья и здоровья вам желаем,

На прощанье крепко обнимаем.

Люли, люли, обнимаем,

Люли, люли, обнимаем.

Идут к своим мамам — целуют и обнимают.

Найди себе пару

Играющие становятся попарно в один общий круг. Водящий находится в середине круга. По его команде: «Лицом к лицу!» игроки в каждой паре поворачиваются лицом друг к другу; потом следует команда: «На место!» По команде: «Спиной к спине!» они становятся друг к другу спиной, а если водящий восклицает: «Меняйтесь парами!», каждый ищет себе другого партнера. В это время водящий тоже старается стать с кем-нибудь в пару. Тот, кто остается без пары, становится водящим.

Зверюшки, навострите ушки!

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Водящий проходит по кругу и разъединяет его в нескольких местах. Из образовавшихся звеньев создаются маленькие кружки («норы») «зайчиков» и «белок», «лисят» и «мишек».

Под любую музыку водящий проходит мимо зверят, стоящих в «норах», и одного за другим приглашает следовать за собой. «Белки» передвигаются быстро, семеня ногами, «зайцы» — мелкими прыжками, «мишки» — тяжело ступая, переваливаясь с ноги на ногу, «лисята» — мягкой, вкрадчивой походкой. Водящий образует из детей круги, и все свободно пляшут.

Неожиданно водящий подает команду: «Охотники идут!» «Зверята» бросаются на свои места, стараясь как можно скорее образовать кружки («норки»). Кто сделает это быстрее всех, тот и побеждает.

Hoc — ухо — лоб

Дети стоят свободно. Водящий говорит: «Указательным пальцем правой руки дотроньтесь до носа и скажите при этом “нос”. Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например, “лоб”, вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос — нос — нос — нос — ухо!» (В это время водящий указывает пальцем на подбородок, и многие невольно делают за ним то же самое.)

Пропавший колокольчик

В центре зала ставят два стульчика спинка к спинке. На них сидят играющие. Им дают в руки колокольчик. По команде водящего они встают и кладут колокольчики на стульчик. Играющим завязывают глаза и под счет сидящих детей: «Раз, два, три!» — делают вперед три шага. На слова: «Повернись!» — поворачиваются один раз вокруг себя. После этого вновь команда: «Раз, два, три!» Играющие, сделав три шага, должны вернуться к своему стульчику и взять колокольчик. Выполнить это задание непросто. Очень часто играющие теряют направление и, возвращаясь, идут совсем не в ту сторону, откуда пришли.

Поиски погремушки

Два стула ставят на расстоянии 2—3 м один от другого и на каждый кладут бубен. Возле стульев становятся играющие лицом друг к другу. Им завязывают глаза. По сигналу водящего каждый из них должен пойти вперед, обойти стул своего товарища, вернуться обратно, взять бубен и ударить по нему ладошкой. Кто первый?

Найди дорогу через лес

В центре зала расставляют 8—10 елочек (можно кегли, кубики...) на расстоянии 70—80 см одну от другой. Это лес. Играющим завязывают глаза. Они должны пройти через лес, не задев елочки. Кто первый?

Нужна помощь

Ведущая. Угадайте, какой героине потребуется помощь:

Маленькая девочка,

Чуть больше ноготка,

Родилась у мамы

В чашечке цветка. (Дюймовочка.)

В игре участвуют трое: ребенок с корзиночкой в левой руке (в корзиночке — маленькая куколка — Дюймовочка), ребенок- «жаба» и ребенок — ее сын. В левой руке у каждого тоже по корзиночке, чтобы положить туда пойманную девочку.

Ведущая. Помогите малышке убежать от жабы и ее сына. Убегать нужно «по кочкам» — дощечкам. Вставать необходимо обеими ногами на одну «кочку», положив другую «кочку» перед собой. Переступив на нее, берете ту, на которой вы стояли, и перемещаете правой рукой вперед и т. д. (Перекладывать дощечки нужно только правой рукой.)

Хорошие родители

Играет две команды. На финише кладут две куклы — по одной для каждой команды. Первый участник бежит, раздевает куклу и возвращается на место, второй — одевает, третий раздевает и т. п. Побеждает команда, которая справилась с заданием быстрее и у которой кукла осталась опрятной.

Сбор грибов

На полу расставлены 12—15 муляжей съедобных грибов. Трем участникам игры дают в руки корзинки и завязывают глаза. По свистку водящего (или под музыку) дети собирают грибы в корзинки. Выигрывает тот, кто собрал большее число грибов.

Кто больше наберет лисичек

Ведущая. В лесу

Есть верная тропинка,

Где золотая блещет нить...

Бери скорей

Свою корзинку,

Идем искать

И находить.

(Рассыпает по всему залу лисички — муляжи.)

Смотрите,

Вот грибное место,

Желтеют прямо под сосной.

Пригорок,

Где лисички тесно

Живут веселою семьей.

Они сегодня на рассвете

Для нашей радости взошли,

Лесные солнечные дети —

Скорей в корзинки их бери.

Двое или трое детей собирают по одной лисичке в корзинку. Кто больше?

Ромашка

В игре участвует 4—5 команд по 5 человек (по числу лепестков у ромашки). Они становятся в кружки, спиной к центру. Это «ромашки». Под веселую музыку дети разбегаются в разные стороны и свободно танцуют. С последним аккордом все должны стать на свои места и образовать «ромашку». Чей кружок быстрее?

Поймай мяч

Дети стоят в кругу. В середине — водящий. Он неожиданно (на любой высоте) бросает кому-нибудь мяч. Тот, кто не поймал его, поворачивается спиной в круг. Ребенок, на которого указал водящий, называет его имя и назначает штраф (прокукарекать, рассказать стихотворение, спеть, попрыгать на одной ноге, обойти на корточках всех играющих и т. п.).

Выполнив задание, отвернувшийся ребенок должен догадаться, кто его придумал.

Рыболовы

В центре зала круг из шнура (диаметр 3 м) — «озеро». В нем «плавают» рыбы (плоскостные из картона с проволочным кольцом со стороны головы).

Водящий раздает «удочки» играющим (4—5 человек). К каждой удочке прикреплена веревочка с кольцом на конце. По сигналу водящего «рыбаки ловят рыбу» — нанизывая ее на крючок. Помогать свободной рукой нельзя. У кого улов будет больше всех?

Белки, орехи, шишки

Игроки рассчитываются на тройки. Им раздают медальоны с изображением белки, ореха и шишки. Они берутся за руки, образуя маленькие кружочки — «гнезда». В каждом из них «белка», «орех и шишка». Один игрок — бездомный. Он находится в середине зала. По команде водящего: «Белки, меняй!» — все «белки» должны менять гнездо, а бездомному постараться занять место в гнезде. Оставшаяся без дома «белка» отдает свой медальон и становится в центр зала. Игра продолжается. Водящий меняет команды по своему усмотрению: «орехи меняй», «шишки меняй, «белки, орехи, шишки меняй». Важно, чтобы в тройках образовалось три разных названия.

Автобус, трамвай, троллейбус

Дети сидят на стульях у одной из стены. Им раздают цифры от единицы до пяти. Каждая группа цифр от единицы до пяти разного цвета: красного, синего, желтого, зеленого. Они образуют соответствующие цвету названия команд: «красных», «синих», «желтых», «зеленых». У противоположной стены, спинками к детям, на расстоянии 1 м друг от друга стоят три стула. К одной спинке прикреплено плоскостное изображение автобуса, к другой — трамвая, третьей — троллейбуса.

Водящий начинает игру словами: «Раннее утро. Люди спешат на работу, на остановках полно народу. Вдали показался...смотрим, смотрим, что же там идет? Это же третий номер автобуса!» Последние слова водящий говорит быстро. Те, у кого в руках цифра три, должны быстро побежать к стулу, на котором изображен автобус, и сесть на него. Кто первый займет «место в автобусе», тот приносит своей команде очко — флажок соответствующего цвета. Его водящий ставит в вазочку. Остальные возвращаются на свои места. Игра продолжается. Водящий: «Народу было так много, что только несколько человек смогли войти в пятый номер троллейбуса!» Пятые номера разных команд стремятся занять место на стуле с изображением троллейбуса. Победивший приносит очко своей команде. Водящий ставит в вазочку флажок соответствующего цвета. И т. д.

В конце игры подсчитываются флажки каждого цвета. Побеждает команда, собравшая больше флажков.

Рукопожатие

Играющие становятся в круг. В центре — водящий (ребенок). Ему завязывают глаза. Дети быстро меняются местами. Водящий, протянув руку вперед, указывает, с кем он хочет поздороваться. Ребенок, на которого указал водящий, подбегает к нему и, пожимая руку, изменив голос, говорит: «Здравствуй, Саша!» В ответ водящий должен узнать говорившего и сказать: «Здравствуй, ...!» Ребенок, которого узнали, становится водящим. Игра продолжается.

Веселый ринг

Конкурс проводят скоморохи или клоуны (или любые гости праздника).

Чтобы силу и сноровку показать,

Для боксеров ринг сейчас начнем мы создавать.

С помощью веревки образуют «ринг» — сами встают по углам и приглашают двух помощников — детей или взрослых.

Ждет забава, не дождется храбрецов!

Вызываем добровольцев-удальцов!

На наш веселый ринг приглашаем двух бойцов!

Участникам вручаются мягкие подушки из яркой ткани в заплатках. Чемпионом становится тот, кто своей подушкой нанесет больше ударов сопернику.

Сначала клоуны показывают, как это надо делать:

— Не трудно?

— Не больно?

— А с завязанными глазами?

Участникам завязывают глаза, подталкивают на середину, и «бой» начинается. Между ними время от времени попадают клоуны, чтобы удары достались и им.

«Бой» заканчивается словами:

— Вот так да! Шишка будет? Не беда!

Знакомьтесь! Чемпион! Представьтесь, пожалуйста...

(В игре может принимать участие две команды. У кого будет больше побед?)

Хрустальный башмачок

Участвуют две команды девочек по 5-6 человек в каждой и два мальчика.

Одна команда девочек садится на стулья против другой на расстоянии 4—5 м.

Водящий просит мальчиков отвернуться, а девочкам снять по одной туфельке. Собрав все туфельки, он ставит их в середине зала на расстоянии 2 м от каждой команды. Затем по сигналу водящего мальчики должны подбежать к туфелькам и поочередно надеть каждой девочке ее «хрустальный башмачок». Чья команда девочек раньше сможет встать со стульчиков, та и является победителем.

Туфля — великан — скороход

Ведущая.

Туфли-великаны смастерили сами.

Туфли-скороходы поиграют с нами.

В туфлю помещаются сразу две ноги,

Быстро надевай ее и вперед беги!

Играет две команды. Дети образуют пары и берутся за руки. Впереди каждой команды, на расстоянии 5—6 м, находится любой предмет. Под веселую музыку (фонограмма) дети, стоящие в паре первыми, вставляют ногу в туфлю (справа — левую, слева — правую), обегают впереди стоящий предмет и передают ее следующей паре. Чья команда быстрее?

Халат на двоих

Игра строится по принципу выше описанной. Вместо «двух ног — в одну туфельку, две руки — в один рукав».

Кто быстрее

(Игра для родителей.)

В игре принимают участие четверо или шестеро взрослых. Они делятся на первые и вторые. В руках у первых — начало цветной длинной (5—б м) ленты. Вторые номера, натянув ее, держат за конец. Звучит любая музыка — вторые номера начинают быстро закручиваться лентой вокруг пояса. Закрутившись до ее основания — раскручиваются. Кто первый?

Посох Деда Мороза

Дети (8-10 человек) образуют плотный круг. В центре стоит Дед Мороз с посохом. Под веселую музыку все танцуют. Как только музыка прекращается (в любом месте), Дед Мороз отпускает посох. Дети должны его подхватить, чтобы он не упал на пол. Игра начинается сначала.

Снежная дорожка

Из больших бумажных снежинок (диаметром 20—25 см) от центральной стены до зрителей выложена прямая дорожка. (Сколько играющих, столько и дорожек.)

Играющие с завязанными глазами должны пройти по ним. Кто пройдет быстрее и точнее, тот и победитель.

Необычный бег

В игре принимает участие две команды. Каждая команда разбивается на пары, дети в которых, прижавшись друг к другу спинами, образуют как бы одно целое.

Команды располагаются у центральной стены. Напротив каждой команды рядом со зрителями стоят две елочки (по одной для каждой команды). Команды по сигналу начинают бег вокруг елочки и обратно парами. Кто быстрее справится с дистанцией?

Бег в мешках парами

Игра аналогична выше описанной.

Наряди ёлку

Участвует 3-4 человека. Их задача: как можно быстрее и красивее нарядить игрушками полиэтиленовую елочку. Каждому на больной стул ставится елка и набор игрушек «Малютка».

Два из трёх

Играют двое. На полу три надувных шара. Звучит музыка. Играющие танцуют вокруг шаров. С окончанием музыки дети должны взять из трех шаров два. Проигравший выбывает, его место занимает другой ребенок. И т. д.

Игра «Воробышки»

У центральной стены на полу свободно разложены плоскостные домики-гнездышки для воробышков (по количеству детей). В противоположной стороне — коврик или скамеечка для кошки. Дети стоят перед ведущей. Она берет шапочку воробьихи и подходит к любому ребенку.

Ведущая (надевая шапочку).

Перед нами — воробьиха.

Как воспитывает лихо!

Воробьиха.

Воробышки, бойтесь кошки —

Не скачите по дорожке,

Под окном не клюйте крошки —

Попадете в лапы кошке.

(Надевает любому ребенку шапочку кошки. «Кошка» ложится на коврик или скамеечку).

Воробышки.

Мамочка, не беспокойся,

Ты за нашу жизнь не бойся!

Видишь, крепко спит она

И теперь нам не страшна.

«Воробышки» свободно двигаются под веселую музыку: «клюют зерна», скачут, летают, танцуют. С окончанием музыки «кошка» старается их догнать. Игра повторяется.

Игра на внимание

Ведущая. Если «Вальс» услышим —

Все стоим, не дышим. (Стоят.)

(Звучит любой вальс.)

Если «Полька» зазвучит —

Каблучок наш зазвучит. (Танцуют.)

(Звучит любая полька в исполнении музыкального руководителя или фонограмма.)

Под «Полянку» — не зевать,

Будем мы в снежки играть.

(Играют в «снежки».)

(Звучит «Полянка» — рус. нар. мелодия.)

А под «Марш» должны все знать,

Нужно весело шагать. (Маршируют.)

(Звучит любой марш.)

Кто проворней?

Двое взрослых стоят у центральной стены с натянутым шнуром через весь зал. К шнуру прикреплены четыре больших колпачка: красного, синего, желтого и зеленого цвета. Играет четверо детей. У них на голове маленькие колпачки такого же цвета.

Дети располагаются напротив больших колпачков своего цвета на расстоянии 4—5 м. Под любую веселую музыку все свободно танцуют. С окончанием музыки играющие бегут к большим колпачкам и без рук вставляют маленький колпачок в большой. Кто первый?

Мамины помощники

(Фонограмма любой современной музыки в стиле «Диско» среднего темпа.)

Ведущая. Встаньте прямо. Ноги поставьте на расстояние, немного меньше, чем ширина плеч. Теперь согните колено левой ноги, а правую оставьте прямой. Вес перенесите на правую ногу. Слегка разогните левое колено, затем верните его в прежнее положение, как бы слегка «качните» коленом. Постарайтесь при этом немного вывести правое бедро вправо (как бы толкая в бок соседа справа). Теперь согните другое колено и исполните «качалку» бедрами в другую сторону.

Движение первое «Стираем»

Представьте себе, что мы стираем белье, поднимая его из тазика и опуская обратно. Сожмите пальцы в кулачки.

Раз — сгибая руки в локтях, поднимаем кулачки до уровня талии, затем опускаем вниз (подъем и опускание рук исполняются на один счет). Два — повторяем то же самое.

Сначала сгибаем два раза вправо, исполняя при этом «качалку вправо» (т. е. сгибая левое колено). Затем стираем два раза влево, исполняя одновременно «качалку влево». Движение исполняется 8 или 16 раз.

Движение второе «Полощем»

Представьте себе, что мы, наклонившись над ванной, полощем белье, двигая его в воде вправо — влево. Раз — слегка наклонившись вперед, отводим руки вправо (пальцы собраны в кулачки). Два — повторяем движение влево. Одновременно с движениями рук исполняем «переменную качалку» бедрами.

Движение третье «Выжимаем»

Представьте, что у вас в руках мокрое полотенце. Вы выжимаете его, работая винтообразно кистями рук, собранными в кулачки. Поставьте слегка согнутые в локтях руки перед грудью — и за работу! Раз — «винт» от себя. Два — «винт» к себе. Одновременно исполняем «переменную качалку», начиная вправо.

Движение четвертое «Встряхиваем»

Возьмите наше воображаемое полотенце двумя руками и энергично встряхните. Раз, два — встряхиваем вправо. Три, четыре — влево. Одновременно исполняем «качалку вправо» (два раза подряд), затем «качалку влево».

Движение пятое «Прищепочки»

Теперь нам нужно повесить полотенце на веревочку, которая натянута чуть выше нашей головы. И закрепить его прищепочками. Раз — закрепляем прищепочку правой рукой. Два — повторяем то же левой рукой. Одновременно исполняем «переменную качалку».

После стирки мы приступаем к приготовлению обеда.

Движение шестое «Варим суп»

Перед вами большая кастрюля с супом, и вы поварешкой помешиваете ее содержимое. Раз, два — круг правой рукой по часовой стрелке (помешиваем вправо). Три, четыре — круг левой рукой против часовой стрелки (помешиваем влево). Одновременно исполняем «переменную качалку».

Движение седьмое «Котлетки»

Теперь нам необходимо из приготовленного заранее мясного фарша вылепить очень вкусные кругленькие котлетки. Раз — зажимаем ладошками кругляшок (правая рука вверху). Два -— меняем положение рук. Одновременно исполняем «переменную качалку».

Движение восьмое «Салатик»

На этот раз одна рука у нас изображает разделочную доску, а вторая — ножик, который крошит зелень. Раз, два, три, четыре — ножик (правая рука) на каждый счет делает удар по доске (левая рука). Пять, шесть, семь, восемь — положение рук меняется. На первые четыре счета исполняем «качалку вправо», на следующие четыре счета — «качалку влево».

Движение девятое «Моем руки»

Мы закончили приготовление обеда и под струей воды моем руки. Попробуйте сделать это ритмично.

Раз, два, три, четыре... Одновременно исполняйте «переменную качалку».

Движение десятое «Устали»

После такой трудной работы по домашнему хозяйству вы очень устали и медленно вытираете пот со лба (движение очень медленное) сначала правой рукой. Раз, два, три, четыре — правая рука медленно скользит по лбу слева направо. Пять, шесть, семь, восемь — левая рука медленно скользит по лбу справа налево. На первые четыре счета исполняется «качалка вправо», на следующие четыре такта «качалка влево».

Ведущая. Молодцы! Как вы думаете, что скажет вам мама после такой помощи?

Правильно, «Спасибо!» А вам станет так приятно от проделанной работы.

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Доброта — она от века

Украшенье человека.

— Прежде чем закончится наша игра, давайте представим себе, что нас пригласили в гости. А принять его мы можем только тогда, когда вспомним все правила общения. Сейчас их назовем.

Формы приветствия

Здравствуйте!

Доброе утро.

Добрый вечер.

 

Формы прощания

До свидания.

До скорой встречи.

 

Формы пожеланий

Всего хорошего.

Всего доброго.

Будьте здоровы.

Спокойной ночи.

 

Формы благодарности

Спасибо.

Большое спасибо.

Благодарю вас.

 

Формы извинения

Простите, пожалуйста.

Извините, пожалуйста.

 

Формы просьбы

Пожалуйста.

Будьте добры.

Будьте любезны.

Прошу вас.

 

Перед тем как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтоб сердечными вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

 

Стихи для разучивания с детьми:

Ежели вы вежливы

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В автобус вы поможете

Взобраться инвалиду.

 

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы — то есть сами.

 

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с бабушкой, и с дедушкой

Вы их не перебьете.

 

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

С. Маршак

Куклы танцуют

Игра-танец исполняется под музыку любой польки.

Дети стоят в кругу лицом к центру. В середину выходят трое-четверо ребят с куклами на руках (это могут быть куклы петрушки, надетые на руку, или обыкновенные куклы).

После небольшого музыкального вступления начинается игра-танец.

На 1—8 такты танцуют куклы на руках у детей. В это время все стоящие в кругу хлопают в ладоши на первую четверть каждого такта.

На 9—16 такты дети с куклами образуют хоровод и идут простыми шагами по кругу против хода часовой стрелки.

На 17—24 такты дети с куклами кружатся вправо и влево.

Одновременно остальные дети, не разъединяя рук, поворачиваются лицом к центру и делают восемь маленьких шагов к центру круга, а потом восемь шагов обратно, расширяя круг.

На 25—32 такты дети, стоящие в кругу, хлопают в ладоши на каждую четверть такта. В это время дети с куклами перестают кружиться, каждый подходит к кому-нибудь из стоящих в кругу, передают ему куклу; тот, взяв куклу, выходит на середину. Дети, танцевавшие с куклами, становятся в хоровод.

Музыка продолжается, игра повторяется несколько раз, и каждый раз новые дети танцуют с куклами.

Игра-шутка «Приговор»

Дедушка спросил у внука:

— Что умеют твои руки?

Что «сварила голова»

За прожившие года? —

Антошка молчал, задумался, мгновенно стал серьезным и дал такой ответ:

Умею все слова говорить,

Не умею кашу варить.

Умею кушать груши,

Не умею мыть уши.

Умею лопать апельсины,

Не умею покупать их в магазине.

Умею с горки мчать,

Не умею звезды считать.

Умею схватить комара за нос,

Не умею схватить муху за хвост.

Умею прятаться за слонами,

Не умею держать язык за зубами.

Умею в холодильник лазить,

Не умею с сестричкой ладить.

Умею телевизор смотреть,

Не умею за столом сидеть.

Умею в цирк ходить,

Не умею траву косить.

Умею роботов рисовать.

Умею в доме все вверх дном поднимать,

Умею тарелки мыть.

Не умею пуговицу пришить.

Не умею от пчел убегать,

Умею с детьми играть!

Умею сам гулять ходить,

Не умею без мамы и папы жить...

Слушал дедушка и, усмехнувшись, вынес такой приговор:

Молодец, хвалю, Антошка,

Очень ты старался.

Что умеешь — рассказал,

В том, что нет, — признался.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет

Игры на прогулке с ребенком 4 лет

Игры для детей средней группы в детском саду

Развивающие игры для детей 5-6 лет дома с родителями. Примеры

Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!