Развивающие игры для детей 5-6 лет дома с родителями. Примеры

Лучшие игры для дошкольников 5-6 лет в домашних условиях

Буквы для зверят

Пора изучать алфавит! Вы уже были в зоопарке? Сколько там животных! С каких букв начинаются их названия? Приготовьте карточки с этими буквами и соответствующие картинки и не забудьте взять их в дорогу. Теперь запомнить буквы будет очень просто. Вы называете букву, а ребенок вспоминает, название какого животного начинается на эту букву. Можно изменить условия — назовите животное, а малыш найдет карточку с нужной буквой. А если вы сами станете «малышом», позвольте себе один-два раза ошибиться — ребенок с удовольствием вас поправит. Очень хорошо! Значит, он очень внимательный.

❀ Игра расширяет кругозор, знакомит с алфавитом.

Имена

Это прекрасная дорожная игра. Правила такие же, как в игре «Города». Загадывается буква. Первый участник называет любое имя на заданную букву, а второй участник вспоминает имя на эту же букву или (что сложнее) имя, начинающееся с последней буквы названного имени.

❀ Игра расширяет словарный запас, знакомит с алфавитом.

Что из чего?

Предложите малышу найти в квартире предметы, сделанные из дерева, металла, стекла, меха и т. д., — для начала достаточно четырех-пяти слов.

❀ Игра развивает логику, речь и воображение.

Найди отличия

Скажите малышу: «Сейчас ты закроешь глаза, а потом по команде их откроешь и скажешь, что изменилось». Изменения можно вносить в интерьер купе поезда или салона машины (переставить какой-нибудь предмет на другое место), в собственной внешности (например, зачесать челку на другую сторону) и т. д. Проверьте, насколько внимателен ваш ребенок. А потом предложите ему проверить, насколько внимательны вы.

❀ Игра развивает внимание и память.

Четвертое - лишнее

У этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте малышу подобные тренировки внимания. Вот перед ним лежат кукла, мишка, тарелка, кубик. Что лишнее и почему? Правильно, из тарелки едят, а остальные предметы — игрушки. А теперь предложите малышу устроить вам подобный экзамен.

❀ Игра развивает внимание, память и логику.

«Я - поэт. Зовусь я цветик!..»

Помните, как Незнайка подбирал рифмы? «Пакля — рвакля». Научите малыша рифмовать простые слова. Первые рифмы могут быть неточными, главное — не сочинять несуществующие слова: поле — море, мама — панама, кошка — дорожка и т. д. А ваша задача — сочинить на получившуюся рифму маленькое стихотворение.

❀ Игра расширяет словарный запас, развивает речь и воображение.

«Да» и «нет»

Загадайте какой-нибудь предмет. Ребенок будет задавать вопросы, на которые вы можете отвечать только «да» и «нет». Чем меньше вопросов понадобится малышу, чтобы угадать слово, тем лучше. Если среди ваших попутчиков есть другие ребята, можно превратить игру в веселое соревнование!

❀ Игра развивает речь, логику и воображение.

«Нет» или «да»?

Как известно, в Болгарии люди кивают головой вверх-вниз, возражая собеседнику, и покачивают из сторону в сторону, соглашаясь с ним. Попробуйте пообщаться «по-болгарски». Кто первым собьется?

❀ Игра развивает внимание.

Зазеркалье

Ребенок сидит напротив вас и повторяет ваши движения. Сначала гладит себя правой рукой по голове, а левой рукой — по животу (сверху вниз). Затем он выполняет круговые движения, далее — похлопывания.

И наконец, самое трудное: одной рукой поглаживать себя по голове (или похлопывать), а другой — поглаживать живот круговыми движениями.

❀ Игра развивает координацию движений и внимание.

Что за сказка?

У вас в руках — волшебный мешочек, в котором находятся предметы, которые потеряли сказочные герои (туфелька, ключ, луковица, баночка из-под меда и т. д.). Дети должны отгадать, что за герой его потерял или в какой сказке встречается этот предмет.

Книжки-раскраски

Не забывайте покупать книжки-раскраски. Если вы отправляетесь в путешествие на поезде, значит, малыш сможет в дороге порисовать. Обязательно возьмите раскраски с собой.

❀ Раскраски помогут подготовить руку к письму, выработать аккуратность и терпение, рисовать, не выходя за контур.

Раскраски для детей

Учим цифры

Разделите лист на части, чтобы получились карточки.

На карточках нарисуйте от 1 до 10 предметов: вишенки, звездочки, шарики и т. д.

Например, на одной карточке — 1 кошку, на другой карточке — 2 птички, на третьей — 3 квадратика и т. д.

Рисуйте вместе с ребенком и проговаривайте, сколько предметов вы рисуете.

❀ Игра помогает запомнить цифры и научиться считать.

Маленький учитель математики

У вас есть математическое лото? Прекрасно! Воспользуйтесь тем, что малыши очень любят играть «в школу» (отводя себе, конечно же, рол ь учителя или воспитателя).

Сначала пусть ребенок составляет простые примеры. А потом предложите малышу составить примеры, которые будете решать вы. Пусть «учитель» проверит, справились ли вы с заданием. Иногда делайте ошибки, чтобы у ребенка была возможность заметить их, исправить и объяснить, почему вы не правы.

❀ Игра помогает малышу научиться составлять и решать арифметические примеры, знакомит с понятиями «больше», «меньше», «сумма», «разность», «равенство», «прибавить», «отнять».

Волшебные спички

Покажите, как нужно составлять из спичек или счетных палочек квадрат, прямоугольник, ромб, трапецию, многоугольник. Пусть малыш сам сложит и назовет известные ему геометрические фигуры.

Из спичек или счетных палочек можно составить цифры, буквы, короткие слова.

❀ Игра развивает мелкую моторику и пространственное мышление, знакомит с геометрическими фигурами.

Неведомый зверь

Играть можно вдвоем или втроем. Вы берете лист бумаги и рисуете голову человека или животного. Затем загибаете рисунок так, чтобы виднелся только кусочек шеи, и передаете листок малышу. Его задача — дорисовать туловище, вновь свернуть лист и передать его дальше. Так постепенно дорисовывается все остальное. Главное — не подглядывать, когда рисуют другие.

Что же за звери могут у вас получиться?!

❀ Игра развивает фантазию и воображение, укрепляет руку.

Проводим линии

Обязательно покупайте рабочие тетради для дошкольников. Сначала малыш должен научиться проводить прямые и извилистые горизонтальные линии, потом — вертикальные.  

Можно и самим придумать задания, которые принесут и пользу, и удовольствие. Предложите напоить нарисованные цветочки водой — пусть сверху польется дождик (прямые и косые линии).

А воздушные шарики нужно связать веревочками, чтобы они не улетели. Предложите провести прямую линию от одной точки до другой: кто раньше доберется до намеченной цели?

Задания на развитие графических навыков у детей 5-6 лет

❀ Эти графические упражнения являются переходным этапом от рисования к письму.

Обведи по контуру

Обведение рисунков по намеченным точкам — трудное задание! Зато потом получившийся рисунок можно раскрасить, конечно стараясь не выходить за контур.

Наметьте точками контур круга — это может быть мячик для куклы, клубок для котенка, солнышко и т. д.

Спросите малыша, что именно он хочет нарисовать, и попросите обвести круг по точкам. А потом пусть раскрашивает.

❀ Эти графические упражнения являются переходным этапом от рисования к письму.

Без отрыва

Приучайте малыша проводить длинные извилистые линии, не отрывая карандаш от бумаги. Нарисуйте или наклейте на бумагу маленький кораблик. Кораблик должен плавать. Предложите малышу нарисовать волны. Какими они будут — маленькими или большими?

❀ Эти графические упражнения являются переходным этапом от рисования к письму.

Штриховка

Приучайте ребенка во время штриховки производить равномерные движения, не выходя за контур, нажимая на карандаш с одинаковой силой.

Предложите заштриховать свитер для дедушки (простой силуэт доложен быть подготовлен заранее), будку для собачки.

Штриховать можно не только горизонтальными и вертикальными (слева направо и справа налево), но и наклонными, но обязательно параллельными.

Более сложный вид штриховки — вогнутыми, выпуклыми и волнистыми линиями.

❀ Эти графические упражнения являются переходным этапом от рисования к письму.

Кому медведь на ухо наступил?

Взрослый напевает мотив популярной песни, при этом страшно фальшивит. Ребенок должен угадать, что же за песню он услышал. Игра станет веселее, если ребят будет несколько.

❀ Игра развивает музыкальный слух.

Цепочка из слов

Цель игры — составить самое длинное предложение. Побеждает тот, кто скажет последнее слово, подходящее по смыслу.

Например: солнце, жаркое солнце, большое жаркое солнце, большое жаркое летнее солнце, светит большое жаркое летнее солнце, на небе светит большое жаркое летнее солнце и т. д.

Можно описывать предметы по тому же принципу.

Например: дерево — высокое, большое, зеленое, красивое и т. д.

❀ Игра расширяет словарный запас, тренирует внимание и память.

Фанты

Фанты — игра простая и веселая. Выберите двух ведущих.

Каждый игрок отдает одному из ведущих какую-нибудь свою вещь: платок, заколку, игрушку и т. д. Это фанты. Они выкладываются на видное место, один ведущий закрывает глаза, второй поднимает чей-нибудь фант и задает вопрос: «Что делать этому фанту?» Не открывая глаз, первый дает задание (например, рассказать анекдот, прокукарекать, показать, как летает крокодил, изобразить змею и т. п.). И так — всем остальным игрокам. Получается веселый импровизированный концерт.

❀ Игра развивает фантазию, артистические способности и умение общаться.

Малыш-«оркестр»

Предложите детям сымитировать звучание различных музыкальных инструментов.

Сначала пусть состоятся сольные выступления, а затем попробуйте исполнить известную мелодию всем «оркестром».

❀ Игра развивает музыкальный слух.

Последний герой

Несколько малышей по очереди и очень быстро называют героев книг или мультфильмов. Выигрывает тот, кто вспомнит «последнего героя»!

❀ Игра тренирует память и внимание.

Камень, ножницы, бумага

Разучите с детьми три основных положения рук:

— камень (сжатый кулак);

— ножницы (вытянутые указательный и средний пальцы — знак «Виктория»);

— бумага (прямая ладошка, плотно сжатые пальцы).

Камень побеждает (разбивает) ножницы, ножницы побеждают (режут) бумагу, бумага побеждает камень (камень можно завернуть в бумагу).

Ведущий считает до трех, и на счет «Три!» участники должны показать любую комбинацию, какую захотят. Выигрывает тот, кто угадал победную комбинацию. Игра идет на очки.

❀ Игра тренирует внимание и быстроту реакции.

Комплименты

Вежливому человеку живется легче и веселее. Его все уважают и ценят. Проверьте, умеете ли вы говорить комплименты и умеет л и это делать ваш ребенок. В эту игру можно играть вдвоем или большой компанией. В компании веселее!

Все по очереди говорят каждому из участников что-то приятное. За самый лучший комплимент — приз.

❀ Игра развивает умение общаться.

Предложение-задание

Детям, умеющим читать, предложите выполнить несколько заданий, которые вы напишете на небольших карточках: переложить подушку на другое место, достать с полочки полотенце, вынуть из сумки пакет с соком и т. п. Для тех, которые еще не умеют читать, задания можно нарисовать: изобразите полку и полотенце, сумку и пакет с соком... За выполненное задание — приз: конфетка под подушкой, маленькая шоколадка, завернутая в полотенце...

❀ Игра помогает закрепить навыки чтения, заставляет думать.

Домино из букв

Эта игра для тех ребят, кто уже знает буквы. Напишите на листке бумаги слова. Выделите красным цветом первую и последнюю буквы в каждом слове. Покажите малышу, как складывать цепочку слов, чтобы первые и последние буквы совпадали. Например: МАМА — АБРИКОС — СОК.

❀ Игра помогает закрепить навыки чтения.

Повторялочки

Рассказывайте ребенку сказки и стихи с повторяющимися словами и фразами. Детям особенно нравится, когда слова, которые они слышат, звучат в рифму, а фразы ритмичны, эмоциональны. Любой рассказ старайтесь превратить в маленький спектакль. Несомненно, сказки и стихи с повторяющимися словами и фразами можно придумывать и самим. А для тех, кто не боится готовых решений, кладовая русского фольклора предлагает сказки «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три поросенка». И не забудьте: говорить «взрослым» языком раньше других начинают те дети, чьи родители часто используют в разговоре сложные предложения (с союзами «потому что», «который»).

❀ Игра развивает речь и память.

Загадки

Загадки развивают воображение и логику, расширяют кругозор, тренируют память.

На цветы она садится,

Не устав с утра трудиться,

Людям воск и мед дала

Беспокойная...      (Пчела)

 

Кустом в лесу, саду растет

И белым зонтиком цветет.

Созреет красной, как малина,

Но это горькая...    (Рябина)

 

Насекомых он гроза,

Смотрят в стороны глаза,

С липким длинным языком,

Очень мало нам знаком.

Кожи цвет меняет он,

То ползет...    (Хамелеон)

 

Он не птицей называется,

Хоть откладывает яйца,

У него утиный нос,

Зверь не страшный — ... (Утконос)

 

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

По ночам распевает,

Время считает.    (Петух)

 

Нос у него белый,

Сам он черный,

К тому же проворный.

Друг садов и полей,

Поедает червей.

Кто это?    (Грач)

 

На цветок, жужжа, садится,

Чтоб нектаром насладиться,

Он — мохнатенький, как ель,

На пчелу похожий ... (Шмель)

 

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.    (Книга)

 

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят. (Месяцы)

 

Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра, наоборот, —

Спать немедленно зовет.    (День и ночь)

 

Летит — молчит,

Лежит — молчит,

Когда умрет, тогда ревет.    (Снег)

 

Белый, а не сахар,

Мягкий, а не вата,

Без ног, а идет. (Снег)

 

Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

 

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В улей пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весной)

 

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня, я — ...    (Лето)

 

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек, я — ... (Осень)

 

Он холодный, проливной,

По пятам бежит за мной.

Убегаю — только хуже,

Потому что всюду — лужи! (Дождь)

 

У нее одежки колки —

Все иголки да иголки.

Звери шутят: «Дядя Еж

На нее слегка похож!» (Елка)

 

Утром рано я проснусь,

Посмотрю — и засмеюсь,

Ведь в мое оконце

Ярко светит...     (Солнце)

 

Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел. (Гриб)

 

Не шмель,

Не пчела,

А жалит. (Крапива)

 

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

 

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.    (Лук)

 

По реке плывет бревно

Ох и страшное оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит... (Крокодил)

 

И в морях, и в океанах

Рыба страшная живет:

Пасть с ужасными зубами

И большой-большой живот. (Акула)

 

Наша милая подружка

Даст нам перьев на подушку,

Даст яичек для блинов,

Куличей и пирогов.    (Курица)

 

Он заметен среди веток.

В ярких перьях всех расцветок.

Если в клетке, приручен, —

Говорить умеет он.

Эту птицу не пугай.

Эта птица...     (Попугай)

 

По голове его пустой

Бьют и рукою, и ногой.

Не плачет, улетая,

Ведь голова пустая! (Мяч)

 

Накручусь и наверчусь,

Устану — на бок повалюсь. (Юла)

 

Вот упрямый человек!

He заставишь лечь вовек!

Он совсем не хочет спать,

Положу — встает опять,

И стоит, качается.

Как он называется? (Ванька-встанька)

 

Ой, насыпало снежка!

Вывожу коня-дружка,

За веревочку-узду

Через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу,

А назад его тащу.    (Санки)

 

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Скороговорки

Читайте скороговорки, а малыш пусть повторяет, четко произнося все звуки. К шести годам дети, как правило, овладевают всеми звуками родного языка.

* * *

У Саньки новенькие санки.

* * *

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

* * *

Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне...

Если б он не свалился во сне –

До сих пор бы сидел на сосне.

* * *

В поле — все, все, все:

В поле — сев, сев, сев.

* * *

Холода не бойся,

Сам по пояс мойся.

* * *

Сидела сорока на старой сосне,

Смеялась сорока прекрасной весне,

Всем весело стало в просторном лесу,

А солнце сияло, сияло вовсю.

* * *

Сеня вез сена воз.

* * *

Купила Марусе бусы бабуся,

На рынке споткнулась о гуся бабуся,

Не будет подарка у юной Маруси —

Все бусы склевали по бусинке гуси.

* * *

В миске — сосиски,

В тарелке — сардельки.

Сосиски — в миске,

Сардельки — в тарелке.

* * *

На скамейку мама села.

Справа — Сева,

Слава — слева.

* * *

Ест киска суп из миски.

Сыта киска, пуста миска.

* * *

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

В грозу, в грязи от груза арбузов

Развалился кузов.

* * *

От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.

* * *

Замок закрыт на замок.

У входа в замок — звонок.

Столетняя пыль на звонке —

Замок сто лет на замке.

(Т. Павлова-Зеленская)

* * *

Из загона три газели

На густой газон глазели!

— Вот бы сигануть с разгона

Через изгородь загона!

(В. Борисов)

* * *

Лезут козы

В грозу в лозу —

Лозу козы

В грозу грызут.

(И. Демьянов)

* * *

Розовы грезы у Розы.

* * *

— Заяц, заяц

Чем ты занят?

— Кочерыжку разгрызаю!

— А чему ты, заяц, рад?

Рад, что зубы не болят.

* * *

Три козы среди лозы

Схоронились от грозы.

Вот и кончилась гроза,

Козы здесь, а где лоза?

* * *

Целый день цыпленок Цып

Возле курицы сидит.

* * *

В цветнике овца гуляла —

Все цветы она сжевала.

* * *

У орлицы два птенца

Вылупились из яйца.

* * *

Мы купили огурцы,

Хлебцы, соль и леденцы.

* * *

Скворцы и синицы — веселые птицы.

* * *

Две девицы брали водицы из криницы

Поливать пшеницу.

* * *

Из соседнего колодца целый день

Водица льется.

* * *

Чайные блюдца

Легко бьются.

* * *

Бедным курицам не спится,

Если им лисица снится.

* * *

Пес тоскует на цепи,

А попробуй — отцепи!

* * *

Из колодца принесла

Курица водицы,

И цыплята всей семьей

Побежали мыться.

* * *

Сшила Шура шикарную шубу.

* * *

Шакал шагал, шакал скакал.

* * *

Тимошка Трошке

Крошит в окрошку крошки.

* * *

Смешные шутки

У Саши с Мишуткой.

* * *

В ночной тиши у шалаша

Чуть слышен шорох камыша.

* * *

Шесть мышат в камыше шуршат.

* * *

Слушали старушки

Кукушек на опушке.

* * *

В чашке — кашка,

В плошке — плюшки.

* * *

Лежит ежик у елки, у ежа иголки колки.

* * *

У мишки — шишка,

У кошки — мышка,

У мышки — сыр.

* * *

Не живут ужи, где живут ежи.

* * *

Я — жук, я — жук!

Я тут живу,

Жужжу, жужжу,

Гляжу, лежу,

Я не тужу,

Всю жизнь жужжу:

— Ж-ж-ж...

* * *

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

* * *

Жутко жуку жить на суку.

* * *

Два ужа. Один поуже.

Только он о том не тужит.

* * *

Ах, какая жара, жара,

Жара, жарища!

Ты дома сиди, ты не выходи,

Дружище!

* * *

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится

* * *

Ты нас, мама, не ищи —

Щиплем щавель мы на щи.

В роще, травы шевеля,

Мы нащиплем щавеля.

* * *

Два щенка, щека к щеке,

Грызли щетку в уголке.

* * *

Щуку я тащу, тащу...

Щуку я не упущу!

* * *

Щеки красные у Саши —

Щей он много ел и каши.

* * *

Мой руки чаще и чище.

* * *

Волки рыщут —

Пищу ищут.

* * *

Наварила щука щей,

Угощала двух лещей.

* * *

Щипцы да клещи –

Вот наши вещи.

* * *

На кочке — квочка, квочка на кочке.

* * *

Щеглиха у щегла

Щеголихою была.

* * *

Тощий Тимка всех тощее,

Тощее тощего Кощея!

Он не ест у нас ни щей,

Ни борщей, ни овощей —

Вот и тощий,

Как Кощей!

* * *

Черной ночью черный кот прыгнул

В черный дымоход.

* * *

Чики-чок, чики-чок!

Трещит за печкою сверчок.

* * *

В четверг, четвертого числа,

В четыре с четвертью часа.

* * *

У нас в печурочке

Золотые чурочки.

* * *

В Москве — москвичи,

Во Пскове — псковичи,

В Костроме — костромичи.

* * *

За приступочку крылечка

Закатилося колечко.

* * *

У скворца полно скворчат,

У сверчка полно сверчат.

* * *

— Сколько стоит кабачок?

— Кабачок? Пятачок.

— Дайте два кабачка!

— Дайте два пятачка!

* * *

На дереве почки, под деревом бочки.

* * *

Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

* * *

Синичка, синичка — воробью сестричка.

* * *

Полы мыла Алла,

А Луша помогала.

* * *

Под липой лиса,

На липе оса.

* * *

Налили Лене лимонада,

А ей еще лимона надо.

* * *

На льдине спит тюлень,

Он ленится весь день.

* * *

Олени на поляне

Под липами гуляли.

* * *

Под липами, под елками

Лежит мешок с иголками.

* * *

Веник пол подметал,

Лом дощечки ломал.

* * *

На лужайке дятел жил,

Дуб, как долотом, долбил

* * *

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

(И. Демьянов)

* * *

Мы ели, ели ершей у ели.

Их еле-еле у ели доели.

Три миллиона лимонов

Для миллиона хамелеонов.

(Т. Павлова-Зеленская)

* * *

А любили ли лилипуты лилии?

(М. Шварц)

* * *

Лапти лыковые, лыки липовые.

* * *

Лена искала булавку,

Булавка упала под лавку.

Под лавкой искать было лень,

Искала булавку весь день.

(В. Капралова)

* * *

Три дерева, три тетерева.

На каждом дереве — по одному тетереву.

* * *

Тридцать три трубача трубят тревогу.

* * *

Курьера курьер обгоняет в карьер.

* * *

Варвара варила, варила,

Да и не выварила.

* * *

Перепелка перепелят

Прятала от ребят.

* * *

Тропка на травке, травка на тропке.

* * *

Три ворона на воротах,

Три сороки на пороге.

Автор: Дмитриeвa В. Г.

Рекомендуем посмотреть:

Игротека для детей дошкольного возраста 4-5-6 лет в детском саду

Игры весной для детей старшей группы в детском саду

Игра «Капуста» для детей старшей группы

Игры на прогулке с ребенком 4 лет

Игры на развитие мелкой моторики для детей 5-6 лет в детском саду

Нет комментариев. Ваш будет первым!