Цели. Задания по данной теме направлены на воспитание в детях:
— любви, ласкового и чуткого отношения к самым близким людям — папе, маме, бабушке, дедушке;
— уважения к повседневному труду родителей, их жизнен ному опыту;
— чувства семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте);
— потребности радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.
Ход этюда. Звучит латышская народная песня «Колыбельная медвежонку».
Мама-медведица и папа-медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама-медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа-медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже немножко покачивается. Мама-медведица передает медвежонка медведю. Теперь папа-медведь качает малыша, а мама-медведица глядит на обоих ласково, с любовью.
Выразительные движения: сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо-влево, на лице улыбка.
Ход беседы. Педагог просит рассказать детей об их папах: какие они сильные, как помогают маме и любят своих детей.
Педагог читает стихотворение С. Капутикян:
Спросим папу —
Пусть ответит,
Папа знает
Все на свете!
Педагог спрашивает детей, почему папа все знает? (Конкурс ответов.)
Педагог читает стихотворение Е. Серовой:
Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые сильные руки!
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
После этого педагог спрашивает: «Какие слова можно сказать про такого папу?» (Дети отвечают, а педагог оценивает ответы детей, поощряет застенчивых ребят.
Ход беседы.
Педагог: А теперь послушайте стихотворение про дедушку, которое написал Р. Гамзатов:
У меня есть дедушка, как зима, седой,
У меня есть дедушка с белой бородой.
На зарядке солнышко рядом видит нас.
Поднимаем руки мы по команде: «Раз»!
И водой холодною, прямо из ручья,
Вместе умываемся: дедушка и я.
Я вопросы разные задаю ему:
«Где? Зачем? А скоро ли?
Сколько? Почему?»
Мне на все мой дедушка может дать ответ.
И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет!
Педагог. Как вы думаете, почему столетний дедушка не кажется старым? (Конкурс ответов.)
Педагог показывает детям портрет дедушки одного из детей и просит ответить, кто здесь изображен.
Дедушка — дедушка. Я это знаю,
Нет никакого сомнения тут.
Дедушку дедушкой я называю,
Но по-другому другие зовут.
Бабушка с дедом лет сорок живет,
Бабушка дедушку ...зовет.
Педагог предлагает детям ответить, как зовут у каждого из них дедушку.
Далее подводит итог:
Сколько бы ни было разных имен,
Главное в дедушке — дедушка он!
Педагог читает стихотворение А. Костецкого (Е. Трутневой, С. Капутикян, Л. Квитко):
Дай, бабуся, поцелую
В волосах твои сединки,
Подышу на них, подую,
Как зимою на снежинки.
И быть может, понемножку
От тепла они растают,
Как цветы, что на окошке
Зимней ночью вырастают...
Е. Трутнева «Наша бабушка»
Бабушка наша
Очень добра.
Бабушка наша
Стала стара...
Если на лбу
Появляется шишка,
Пуговки нет,
Изорвется пальтишко
Или другая
Какая беда, —
Бабушка нам
Помогает всегда.
Бабушка теплые
Варежки свяжет,
Бабушка вечером
Сказку расскажет,
Слушать ее
Мы готовы часами!
Что позабудет —
Подскажем ей сами.
С. Капутикян
Стала бабушка
Старой, хворою,
От ходьбы она
Устает.
Храбрым летчиком
Стану скоро я,
Посажу ее
В самолет.
Не тряхну ее,
Не качну ее,
Отдохнет она
Наконец.
Скажет бабушка:
«Ай да внучек мой,
Ай да летчик мой!
Молодец!»
Л. Квитко «Бабушкины руки»
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Ах, сколько эти руки
Чудесного творят!
Летают, вяжут, метят,
Все что-то мастерят.
Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней,
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Настанет вечер — тени
Сплетают на стене
И сказки-сновиденья
Рассказывают мне.
Ко сну ночник засветят —
И тут замолкнут вдруг.
Умней их нет на свете
И нет добрее рук.
После чтения стихотворения педагог просит детей рассказать об их бабушках. Оценивая ответы, педагог отмечает правильные, подсказывая нужные эпитеты.
Ход этюда. Педагог читает стихотворение Н. Голя и Г. Григорьева. Дети вместе с ним сопровождают его жестами и движениями.
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки!
(Хлопают в ладоши.)
А у бабушки ладони
Все в морщинках собраны,
(Показывают руки ладонями вверх.)
А у бабушки ладони
Добрые-предобрые.
(Поглаживают ладони друг о друга.)
Все работали ладони
Долгими годами.
(Постукивают кулачками о ладони.)
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами.
(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются.)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони,
(Имитируют поглаживание.)
И с любой печалью сладят
Теплые ладони.
(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них.)
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки!
(Хлопают в ладоши.)
Ход этюда. У бабушки за дверью в комнате тишина. Маленькая девочка осторожно подходит к двери. Прислушивается. Открывает дверь. Подходит к кровати бабушки. Садится рядом на стул. Внимательно смотрит на нее. Гладит бабушку по руке.
Выполнение детьми этого этюда педагог сопровождает чтением стихотворения Е. Григорьевой:
И у бабушки за дверью
Почему-то тишина...
Может, и она больна?
Я вскочила.
Дверь открыла:
— Бабушка, ты что лежишь?
«Неотложку» вызвать на дом?
— Нет, — ответила, — не надо.
Лучше всякой «неотложки»,
Если рядом посидишь...
Болеет бабушка моя,
А «неотложка» — это я!
Ход занятия. Педагог предлагает детям порадовать своих бабушек и дедушек — нарисовать и подарить им рисунок. Но перед тем, как приступить к рисунку, дети рассказывают, что они хотят нарисовать. Педагог просит каждого обосновать свой выбор. Например: «Я нарисую бабушке вазу, а в ней букет, потому что она любит цветы».
Рисунки можно соединить в одну общую газету и вывесить на стене в групповой комнате.
Дидактический материал — заранее подготовленная фотография из семейного альбома одного из детей группы.
Ход занятия. Педагог читает стихотворение Н. Голя и Г. Григорьева:
Есть в доме любом
Семейный альбом.
Как в зеркале,
Мы отражаемся в нем.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото — правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
Их много — и старых и новых —
У нас,
У семейства ...!
Педагог предлагает детям внимательно посмотреть на семейную фотографию одного из детей группы. Педагог задает детям вопросы:
Кто изображен на фотографии?
Узнали ли они своего товарища по группе?
Где его папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра? Какое у них настроение?
Что они делают?
Обобщая ответы детей, педагог сам показывает и рассказывает о семье ребенка. Обращает внимание на отношение близких людей друг к другу.
Педагог заканчивает беседу стихами:
Итак, мы сегодня
Для вас открываем
Семейный альбом:
Мы в этом альбоме
Гостей принимаем,
Цветы поливаем
И в игры играем,
Мы спорим, гуляем,
Мы дом убираем,
Друзей вспоминаем
И песни поем!
Ход этюда. Дети сидят на стульчиках. Педагог читает стихотворение А. Костецкого. Дети вместе с педагогом сопровождают чтение жестами и движениями.
Встань, как только солнце встанет
(Тянут руки вверх.)
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет —
(Тянут руки вперед.)
Ты подставь скорей ладошку,
(Подставляют ладошки солнышку.)
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым.
(Проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви.)
Все прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: «С добрым утром!»
(Дети повторяют вместе с педагогом: «С добрым утром».)
А потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям,
Птицам...
(Широко разводят руки в стороны.)
И веселым, интересным
День твой должен получиться!
(Улыбаются друг другу.)
Цель. Игра приучает детей помогать своим родным в работе по дому, учит совместной деятельности и общению.
Дидактический материал — различные домашние вещи и предметы для уборки: посуда, швабра, ведро, тряпки и т.п.
Подготовка к игре. Педагог вместе с детьми распределяет домашние обязанности. Каждый получает необходимые для уборки предметы и занимает свое рабочее место.
Ход игры. Педагог читает стихотворение. В нужное время по его сигналу каждый из детей (группа детей) показывает, как он умеет выполнять свою работу.
На столе — посуда горкой.
Под столом — с водою таз.
Генеральная уборка начинается у нас!
Генеральная! Аврал! Наша мама — генерал!
Я ужасно храбрый, я хожу со шваброй!
Папа с мусорным ведром в пятый раз обходит дом.
И от дяди много толку — он помыл на кухне полку.
Дедушка с бабушкой вышли во двор — Палкой они выбивают ковер.
Далее все дети одновременно выполняют действия под куплет:
Все мы грязи не выносим,
Из квартиры сор выносим,
Полотенцем, пылесосом
Под сервантом и столом —
Так, что пыль стоит столбом!
Педагог благодарит своих маленьких помощников. Можно спросить, кто из детей помогает своим родным дома так, как это делает «помощница» из стихотворения А. Барто?
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала —
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
Педагог. Хорошо ли Таня поступает? (Конкурс ответов.)
Цель. Игра учит детей радовать своих родных, оказывать им посильную помощь, воспитывает у детей желание помогать близким людям, общаться в процессе совместной деятельности.
Дидактический материал — различные наборы из 3-4 предметов: ведро, тряпка, швабра, совок, очки, спицы, носок, журнал «Вязание», шарф, шапка, варежки, платок, клей, кис точка, книжка, обложка от книги, молоток, гвозди, клещи, отвертка и т.п.
Ход игры. Дети расставляют стульчики и раскладывают игровой материал по всей группе: на столах, на свободных полочках, на стульях и т. п. Педагог помогает им. Закончив под готовку к игре, малыши садятся на стульчики, а педагог — напротив них и начинает рассказывать: «Я знаю, что все вы уже умеете помогать своим папам, мамам, бабушкам, дедушкам. Давайте сейчас поиграем. Мы научимся помогать близким людям. Для этого вам придется выполнить разные поручения. Вы согласны? »
После ответа детей педагог подзывает к себе четверых из них. Педагог рассказывает детям о том, что бабушка вязала носок. Но она совсем позабыла, куда убрала необходимый ей журнал, спицы, носок, очки. Он обращается к первой четверке детей с просьбой помочь найти эти вещи. Педагог помогает детям договориться, какой предмет будет искать каждый из них. Названия предметов дети повторяют вслух. После этого помощники разбегаются по группе и ищут предметы. Найдя их, они возвращаются на место и показывают, что нашли. Остальные участники игры вместе с педагогом проверяют правильность выполнения задания каждым помощником. Педагог от имени бабушки благодарит их за помощь.
Первые бабушкины помощники садятся отдыхать, а педагог подзывает следующую четверку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети группы не примут участия в игре.
Для продолжения игры педагог предлагает следующие ситуации:
— Папа решил починить стул. Для этого ему необходимо собрать следующие инструменты: молоток, гвозди, клещи, отвертку.
— Маме надо помочь подмести и вымыть пол. Помощники должны принести ей ведро, тряпку, швабру и совок.
— Маленький братик собрался на прогулку. Но он растерял свою одежду и не может ее найти. Помогите ему. Где его шапка, шарф, рукавицы, платок?
— Порвалась твоя любимая книжка. Попросили дедушку ее склеить, но ему надо помочь. Для этого нужен клей, кисточка, книжка и оторванная от нее обложка.
В конце игры педагог благодарит детей и говорит, что они растут настоящими помощниками для своей семьи.
Ход беседы. Педагог говорит детям, что все они умеют не только хорошо трудиться по дому, но и отдыхать вместе со своими родными. Он рассказывает детям об одном мальчике, который придумал правило для родителей.
А. Костецкий
В дни отдыха <...>
Одних, без нас, родителей
В театры, в цирк, на стадион
Не допускать
Как зрителей.
Пусть надпись — буквы покрупней —
Там ярко освещается:
ВХОД МАМАМ, ПАПАМ
БЕЗ ДЕТЕЙ
СТРОЖАЙШЕ ВОСПРЕЩАЕТСЯ.
Тогда бы поняли они —
Все взрослое сообщество, —
Как детям
В праздничные дни
Быть с ними вместе хочется!
Педагог спрашивает у ребят, ходили ли они в парк кататься на каруселях? Он приглашает всех детей побывать в парке, где можно провести время с родителями.
Цель. Игра создает положительное эмоциональное настроение у детей, обучает умению согласовывать свои движения с движениями других детей и ритмом текста; развивает слуховое внимание.
Ход игры. Педагог сообщает детям о том, что они будут кататься на каруселях вместе с родителями. Педагог выполняет роль мамы. Наиболее смелого и активного мальчика он приглашает поиграть роль папы.
Мама и папа приглашают детей на карусели. Они собирают их в одну цепочку. Папа вместе с педагогом подходит по очереди к каждому из детей и спрашивает: «Сашенька, сынок, будешь кататься с нами? Тогда прицепляйся». Сашенька дает руку педагогу, и они уже втроем дают руку следующему ребенку.
Так собираются в общую цепочку родители и все дети. Цепочка замыкается и образует круг.
«Сейчас мы будем кататься на карусели, — говорит педагог. — Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели.
(Карусель медленно движется в правую сторону.)
А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали,
(Темп речи и движений постепенно ускоряются. На слова «побежали» карусель меняет направление движения.)
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те,
(Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз- два» все останавливаются и кланяются друг другу.)
Раз-два, раз-два (пауза),
Вот и кончилась игра.
Игра кончается тем, что дети хлопают друг друга по ладоням и разбегаются. Потом они снова собираются в круг, на роль папы выбирается другой мальчик, и игра начинается сна чала. После окончания игры дети благодарят своих родителей.
Примечание. Предварительно нужно выучить текст и на учиться произносить его в соответствии с движениями. Это важно, так как педагог дает детям образец движений и поведения в коллективной игре. Если в группе есть вялые, малоактивные дети, поставьте их между активными сверстниками, поручив им заботу о слабых.
Перед началом игры проверьте, крепко ли дети держатся за руки.
Игры на развитие мелкой моторики для детей 5-6 лет в детском саду
Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду
Игры весной для детей старшей группы в детском саду
Игры на развитие логического мышления для детей 5-6 лет в детском саду
Нет комментариев. Ваш будет первым!