Автор: Бердова Жанна Рафаиловна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, детский сад общеразвивающего вида №
Я предлагаю вниманию педагогов дошкольных учреждений статью, в которой пытаюсь обратить внимание на актуальность использования проектного метода именно в экологическом воспитании самых маленьких дошкольников (детей 3-4 лет), привожу несколько коротких описаний экологических проектов для второй младшей группы детского сада. Данная статья поможет более вдумчиво подходить именно к экологическому образованию детей, может быть полезна при подготовке к тематическим семинарам и конференциям, а также поможет развить наши идеи экологических проектов в практической деятельности педагогов.
В начале 2000 годов появился новый метод педагогических технологий, который получил название проектного. Педагоги практики с удовольствием начали его осваивать, потому что к тому времени, в связи с растущими требованиями к развитию детей предшкольного возраста, назрела необходимость в систематизации прибодносимых знаний. Ранее дети, получая знания, не знали и не умели их привязать к реальной жизни. И получалось, что знания у ребенка есть, но их нужно из него извлекать.
В 2005 году были введены Федеральные Государственные Требования и этот метод стал уже необходимостью, а не интересным разнообразием для повседневной жизни дошкольного учреждения. Изучая и внедряя данный метод мы заметили, что каждый новый проект плавно может перетекать в следующий, в котором мы можем развивать знания и умения уже полученные детьми в предыдущих исследованиях.
Маленький ребенок всегда мыслит конкретно и отвлеченные категории не для него, ему нужно каждый исследуемый объект потрогать, попробывать и выявить его ценность. Лучше всего и понятнее начинать освоение данного метода именно с объектов природного мира, потому что это наиболее понятный и интересный для малышей материал, хотя бы потому, что ребенок с этими объектами встречается в своей еще очень короткой жизни постоянно, еще до прихода в дошкольное учреждения дети видят воду, небо, свет, камни чувствуют тепло, встречают птиц, кошек, собак и т.д.
Безусловно, при использовании метода проектов, на педагога ложится дополнительная нагрузка, ведь нужно найти и продумать всю непосредственно образовательную деятельность, подготовить новые игры по заданной теме, дать консультации для родителей, увлечь их, организовать для совместной деятельности, но с другой стороны это делает жизнь в детском саду более насыщенной и интересной, а родители воспитанников при этом виде деятельности становятся непосредственными участниками жизни детского сада и своих детей.
Хотелось бы сделать короткий анонс экологических проектов, которые были разработаны нами в этом учебном году для детей второй младшей группы детского сада:
В ходе проекта решались следующие задачи:
- обогащение детей новыми знаниями о свойствах воды;
- закрепление уже имеющихся знаний о воде;
- формирование умения организовывать деятельность и обеспечивать ее разнообразие;
- развитие творческого и познавательного потенциала детей;
- привлечение родителей к совместной поисковой деятельности.
Разрабатывался проект с учетом интеграции образовательных областей.
Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Данный вид деятельности позволил создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Как уже говорилось выше, ребенок мыслит конкретно. Следовательно он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями. В этом смысле проектный метод - наиболее целесообразная форма для решения задач экологического воспитания детей, ведь его дидактический смысл и заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью.
В ходе данного проекта мы с детьми постоянно играли с водой, ислледовали воду, снег, лед, конструировали фонтан и пенный замок, рассматривали, как изменяется вода в природе при различных погодных условиях, устанавливали причинно-следственные связи, читали художественные произведения о воде, снеге и пр. Слушая сказки, дети уже проводили какое то свое видение ситуации, например почему Иванушка превратился в козленочка....потому, что он пил грязную воду и заболел, это уже пример самостоятельного анализа услышанного, что способствует воспитанию людей мыслящих и сострадающих, готовых помочь персонажам, это приводит к осознанию значимости объектов природы для жизни каждого человека.
Продуктом данного проекта стала большая иллюстрированная «Книга о воде».
Данный проект имел среднюю продолжительность, был рассчитан на 4 месяца. Каждый месяц был посвящен отдельной подтеме: мы рассматривали со всех сторон «Овощи и фрукты», «Цветы и деревья», «Лекарственные растения», «Многообразие растений». В рамках данного проекта мы, совместно с родителями воспитанников, придумывали и находили самые разнообразные игры, литературу для чтения, стихотворения. Тема подавалась детям со всех доступных детям позиций и через познавательные беседы, и через художественное творчество, и даже через математические представления. Всем было очень интересно и детям, и взрослым. В результате был организован фитобар, который с удовольствием посещали все родители, приходя за детьми, и коллектив дошкольного учреждения.
В результате проведения данного проекта нам удалось сформировать у воспитанников знания о диких и домашних животных, развить устойчивый познавательный интерес к их внешности, особенностях жизни, дети самостоятельно оценивали их ценность для жизни каждого из нас, смогли установить причинно-следственные связи между образом жизни и средой обитания. Продуктом данного проекта стали книжки - малышки «Польза разных животных».
Анализируя нашу работу, мы пришли к выводу, что внедрение метода проектов в образовательный процесс детского сада, в том числе именно экологической направленности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, который наиболее полно соответствует природе ребенка и современным задачам обучения и формирования мыслящих граждан нашего общества.
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Экологическое воспитание детей дошкольников
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Мария Витальевна Москаленко # 17 января 2014 в 21:54 0 |