Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости: воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы. Дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, которая требует к себе особого внимания и отношения. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе. Поэтому необходимо формировать у дошкольников такое отношение к окружающим природным явлениям, которое строится на эмоциональном отношении к ней.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают окружающий их мир, в котором они живут. Они открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранности и приумножении природных богатств. Природа - это источник красоты, радости, отдыха и здоровья.
Природа с ее необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие впечатления, чем книги, картинки и рассказы взрослых. Познание предметов, явлений природы, понимание связи между ними, гармоническое сосуществование с природой и психологическая готовность беречь природные ценности везде, всегда, ответственное отношение к природному окружению - это основа экологического образования и воспитания. Шестым чувством назвал К. Г. Паустовский чувство природы. Оно проявляется лишь на определенной ступени сознания. Развить у детей «шестое чувство» - значит научить их экологически мыслить.
Как показал опыт работы, чем больше дети соприкасаются с природой, тем эффективней проходит обучение и формируется осознанное отношение к природе. Прогулки дают великолепные возможности не только для оздоровления и закаливания, но и для обогащения ума впечатлениями, а души - красотой и светом.
К концу дошкольного возраста в результате сезонных наблюдений у детей формируется умение обобщать увиденное и выражать свои сенсорные ощущения в виде связных рассказов, художественно-игровой и трудовой деятельности. Под влиянием впечатлений существенно меняется и отношение к природе. Появляется желание сберечь ее красоту, т. е. зарождается действенная любовь к природе.
Использование игровых приемов, а также практических заданий развивает наблюдательность, активизирует мысль. При изучении природы в системе, логической последовательности, во взаимосвязи всего живого с внешней средой у ребенка формируется тот образовательный стержень, который необходим для совершенствования его экологического мышления, осознанного правильного отношения к природе и готовности к практической деятельности, направленной на ее сохранение.
В основе данных методических рекомендаций лежит комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» О. В. Акуловой, Т. И. Бабаевой, Т. А. Березиной и др.
Цель методических рекомендаций: организация деятельности педагогов ДОО по приобщению детей среднего дошкольного возраста к природе родного края через систему сезонных прогулок.
Задачи: формирование основ и начального опыта природосообразного поведения дошкольника, эмоционально-положительного, ответственного отношения к окружающему миру; развитие умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями, способности анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы, различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, трудовой, познавательной, речевой).
Цели: формирование умений наблюдать характерные явления осенней погоды, понимать связь между ними; развитие интереса к красоте родной природы.
Задачи: развитие умений наблюдать осенние признаки и явления природы, видеть красоту осенней природы; формирование навыков узнавания деревьев, кустарников по листьям, плодам, семенам; расширение представлений об овощах и фруктах.
Цели: формирование умений наблюдать характерные явления зимней погоды, понимать связь между ними; развитие способности любоваться красотой зимнего пейзажа.
Задачи: развитие умений наблюдать зимние признаки и явления природы, различать птиц по существенным признакам, классифицировать их на перелетных и зимующих; расширение представлений о связях между живой и неживой природой; воспитание бережного отношения к птицам, желания помогать им выжить в зимнее время; развитие исследовательского интереса к природе.
Цели: формирование умений наблюдать характерные явления весенней погоды, понимать связь между ними; развитие способности любоваться красотой весенней природы.
Задачи: развитие умений наблюдать весенние признаки и явления природы; формирование способности выделять особенности весеннего состояния растений; расширение представлений о птицах, их образе жизни весной; развитие интереса к жизни насекомых весной; воспитание радостного, эмоционального, заботливого отношения к пробуждающейся природе.
Цели: формирование умений наблюдать характерные явления летней погоды, понимать связь между ними; развитие способности любоваться красотой летней природы.
Задачи: развитие умений наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов; формирование представлений о жизнедеятельности растений и животных, способности выражать эмоционально-бережное отношение; развитие наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с неживой природой.
Познавательные и речевые умения.
Различать объекты и явления природы по их признакам, вычленять совокупность их сенсорных признаков. Пользоваться - всеми способами сенсорного анализа, уметь сравнивать предметы и явления природы по заданным свойствам, постепенно научиться самостоятельно выделять основания для сравнения.
Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи, например: морфофункциональные - между строением органа и его назначением; связи между способом поведения живого существа и условиями среды обитания. Уметь обобщать объекты по сенсорным признакам, пользуясь моделью.
Уметь составлять описательный рассказ о растениях или животных, хорошо знакомых детям, отражать в речи результаты наблюдений, сравнения; использовать слова, отражающие меру качества того или иного признака (светлее, темнее, холоднее и т. п.), установленные связи, усвоенные обобщения.
Практические умения. Под руководством и контролем взрослого осуществлять уход за растениями и животными уголка природы, огорода, цветника (поливать, рыхлить почву, удалять пыль с растений разными способами, размножать растения луковицами, крупными и мелкими семенами; кормить животных, мыть поилки, кормушки, помогать готовить корм). Проявлять некоторую самостоятельность, радоваться достигнутым успехам, видеть положительные результаты труда.
Уровни развития ребенка 4-5 лет на прогулке
Вид деятельности |
Низкий |
Средний |
Высокий |
1 |
2 |
3 |
4 |
Наблюде |
Ребенок может показывать отдельные объекты природы, но называет лишь некоторые признаки объектов природы не выделяет. Отношение к объектам природы неустойчиво |
Ребенок может показывать отдельные объекты природы и называть их. Выделяет самые яркие признаки, свойства объектов природы. Отношение к объектам природы носит эпизодический характер. Имеет элементарные представления о взаимосвязях в природе |
Имеет конкретные представления о живой природе, узнает и называет растения и животных ближайшего окружения. Владеет достаточной изменениях в природе. Проявляет любознательность, наблюдательность по отношению к объектам живой природы. Может делиться своим личным опытом общения с природой |
Познавательная деятельность |
Ребенок понимает речь взрослого, может использовать жесты, слова-заменители. В разговор по своей инициативе не вступает |
Ребенок может отвечать на заданные вопросы. Может проявлять собственную инициативу в разговоре. Способен к восприятию произведений о природе |
Ребенок инициативен в разговоре, отвечает и задает вопросы. В речи воспитателя узнает используемые приметы, пословицы, поговорки. Способен к воспроизведению знакомых произведений о природе |
Игровая деятель |
В игре участвует по инициативе взрослого, не способен самостоятельно контролировать свои игровые действия в соответствии с поставленной задачей |
Может включаться в игровую деятельность, удерживать поставленную перед ним задачу. С интересом наблюдает за игровыми действиями других детей |
Способен самостоятельно включаться в игровую деятельность. Способен действовать по правилам игры и контролировать свои действия и действия других детей в соответствии с поставленной задачей |
Опытно- экспериментальная деятельность |
Не испытывает интереса к опытно-экспериментальной деятельности, не удерживает поставленную перед ним задачу |
Может проявлять познавательную активность в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Принимает поставленную воспитателем задачу |
Проявляет познавательную активность в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Способен к реализации элементарных опытов в соответствии с поставленной задачей |
Трудовая деятель |
Ребенок не проявляет активности в выполнении трудовых поручений взрослого |
Ребенок может самостоятельно выполнять некоторые трудовые поручения по инициативе взрослого |
Стремится к выполнению трудовых поручений в природе. Может выступать в роли организатора трудовой деятельности |
Картотека прогулок в средней группе по ФГОС на ноябрь с целями
Картотека прогулок в средней группе по ФГОС на октябрь с целями
Картотека прогулок в средней группе по ФГОС на декабрь с целями
Картотека прогулок в средней группе по ФГОС на январь с целями
Картотека прогулок в средней группе по ФГОС с целями. Сентябрь
Нет комментариев. Ваш будет первым!