Организация экологического образования детей дошкольного возраста в ДОУ

Организация экологического образовательного пространства в ДОО

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы, то есть научиться экологически целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему. Важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создав развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы, и активно взаимодействуя со взрослыми.

Для получения результатов в группе детского сада необходимо создать определенные условия и, прежде всего, систему работы воспитателя и его коллег, которая состоит из взаимосвязанных компонентов.

Компоненты системы экологическою воспитания в детском саду

Формы и методы работы разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей:

• экологические занятия;

• игры экологического содержания;

• словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;

• трудовой отряд маленьких экологов;

• муравьишкина библиотека;

• лаборатория юного эколога;

• экологические экскурсии;

• спортивно-экологические праздники;

• инсценировки, театрализованные представления.

С самого раннего возраста внимание детей привлекают разнообразные природные явления. Пытливые вопросы детей о природе и природных явлениях заставляют взрослых постоянно разъяснять непонятное, рассказывать о причинах, вызвавших т или иное явление.

Методика формирования элементов экологической культуры у младших дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Доказано, что 3-4-й годы жизни характеризуются двумя качественно новыми чертами: началом формирования личности ребенка и его самостоятельной деятельности.

У ребят появляется самооценка. У малышей вместе со стремлением действовать самостоятельно, возникает желание соответствовать требованиям взрослых - быть хорошим. Действия детей в любой деятельности приобретают намеренный характер. Под влиянием взрослого у них появляется желание сделать что-то хорошее для других, для растений и животных. Но наряду с этим у малышей отмечается непроизвольный характер всех психических процессов. Исходя из этих особенностей ребенка, надо создать благоприятные педагогические условия и хорошее оснащение для экологического воспитания детей.

Для этого прежде всего необходимо переоборудовать уголок природы в групповой комнате. Советуем отвести большую площадь и центральную стену для эколого-биологического воспитания, на которой ребята смогут увидеть Дерево времен года, а живущая на нем белка пригласит ребят поработать с календарем погоды; изготовленный ландшафт (горы, низменность, пустыня, степь) ознакомит детей с рельефом Земли. Водный мир даст возможность детям окунуться в его просторы, а его хозяин Водяной будет непрочь поиграть с детьми цветными мелками (развитие творческих способностей, умение фантазировать). Ребятам понравится наблюдать за рыбками в аквариуме. А сухопутная черепаха Тартила и две водные черепашки приведут детей в восторг. Живущая птица попугай вызовет у детей интерес и желание общения с ней.

В группе должно быть много разнообразных комнатных растений: декоративных и цветущих. При подборе рекомендуем использовать принцип: один вид - от двух до трех различий. Такой подход в оснащении природной зоны позволяет широко использовать прием анализа-синтеза в сравнении и изучении многообразия флоры и фауны.

Для того чтобы организовать поисковую исследовательскую деятельность дошкольников в природе, необходима лаборатория, то есть место, где сосредоточен материал для постоянного наблюдения за опытами и взаимосвязи живой и неживой природы. Этот метод поможет активизировать познавательный интерес.

Разнообразие предметной и природной среды, которое окружает детей, помогает использовать в работе самые разнообразные методы, рекомендуемые Н. А. Рыжовой: длительные наблюдения за посадками в группе и на участке, ознакомлением с экосистемами парка, с приспособляемостью животных к среде обитания, включение игровых обучающих ситуаций в занятия, экскурсии, работу с календарями.

Раскроем работу на примере игровых обучающих ситуаций. Обучение в этом случае проходит как регламентируемая игра. Воспитатель предлагает детям сюжет, берет на себя основную роль, а остальные распределяют между детьми и коллегами, поддерживает игровую ситуацию. План, по которому развивается сюжет, соответствует логике решения дидактических задач, занятий и наблюдений. В рамках игры дети получают новые знания, наблюдают за объектами природы, выполняют обследования и трудовые действия.

В игровых обучающих ситуациях можно использовать кукольные персонажи: Буратино, Лесовичка, Айболита. Кукольный персонаж становится непосредственным участником наблюдения. Все это достигается посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумываются при подготовке к игровому занятию. Ситуации, в которые попадают персонажи, требуют от детей знаний, опыта, умения находить самый оптимальный вариант. Все это активизирует умственную деятельность малышей.

Чтобы провести с детьми занятия по обследованию комнатных растений, можно использовать такую игровую обучающую ситуацию как «Профилактический осмотр комнатных растений доктором Айболитом». Айболит «выписывает рецепты» по уходу за растениями, малыши выполняют все рекомендации доктора.

Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда на участке детского сада. В процессе работы с детьми замечено, что они в ходе конкретных наблюдений легко могут установить связи между различными природными явлениями. Например, наблюдая за птицами, дети могут связать их прилет с наступлением весны.

Ознакомление ребят с домашними животными и дикими зверями осуществляется с помощью наблюдений за кошкой, собакой, рассматривания картинок. Представления о жизни животных у детей постепенно становятся реалистичными. Они узнают о детенышах животных, об особенностях их внешнего вида.

• Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Систематичность и последовательность организации тематических бесед, наблюдений позволяют развивать у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под наблюдением воспитателя (взрослого), дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

• Планирование занятий подчинено сезонному принципу: каждый сезон длится достаточно долго, дети его проживают и накапливают опыт повседневной деятельности (видят явления природы, изменения, одеваются для прогулки, играют соответствующим сезону образом). Каждая тема преподносится детям маленькими порциями на многих занятиях в разных видах деятельности, что способствует более прочному усвоению материала.

Чтобы провести занятия «Цветы», необходимо проделать предварительную работу. Научить детей любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы, уважать груд людей, посадивших цветы для общей радости. Так как в младшем возрасте дети плохо осваивают названия цветов, то с ними просто можно водить хоровод вокруг небольшой клумбы, повторяя слова стихотворения и утверждая, что дети нашей группы цветы не рвут.

В средней группе можно продолжить разговор о красоте природы, но уже усложняя задачи, цели занятия.

На осенней прогулке старайтесь показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объясняйте, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам, земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы.

• Интересные наблюдения, занятия, увлекательные экскурсии и прогулки в природу, работы в уголке живой природы, как бы хорошо они ни были поставлены воспитателем, все-таки не позволят детям обойтись без чтения книг.

Живая интересная книга, научно правильно освещающая жизнь природы, ее отдельные явления, а также деятельность человека, преобразующего природу, совершенно необходима для того, чтобы в одном случае пробудить интерес у детей к природным явлениям, в другом случае, наоборот, углубить интерес, возникший у ребенка в процессе живого общения с природой, расширить знания и представления ребенка, привести эти знания в систему.

Исходя из этого, рекомендуем создать мини-библиотеку, в которой собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, издания журнала «Натуралист».

Разнообразную литературу известных детских писателей- природоведов Пришвина, Бианки можно использовать на занятиях, тематических чтениях.

Почаще с детьми разучивать стихи о природе известных поэтов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина и других.

Среди книг о природе советуем разместить и кукол - сказочных персонажей, которых вы сможете использовать на занятиях по экологии.

Экология - это наука, изучающая взаимоотношение организмов и окружающей среды.

Совместно с физинструктором детского сада рекомендуем составить перспективный план эколого-оздоровительной работы. В план необходимо включить не только занятия по физкультуре, но и оздоровительную лечебную гимнастику, закаливание, пальчиковую гимнастику (коррегирующую), упражнения для профилактики ангины и простудных заболеваний, плоскостопия, комплексы упражнений для бодрости.

Все занятия с детьми младших и средних групп должны проводиться в игровой форме.

В особую группу задач эколого-оздоровительной работы следует отнести воспитание у детей нравственно-волевых качеств, восприятия себя как личности, обучение правилам безопасного поведения на природе (в лесу, поле, на водоеме).

Важным аспектом в данной работе по экологической культуре является работа с родителями. Она ведется непрерывно. В группе проводятся родительские собрания по вопросу экологического воспитания детей, где родителям разъясняется, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, рассказать об эколого-оздоровительной работе, о пользе экскурсий, об участии родителей в этом процессе познания. Воспитатель должен постараться привлечь родителей к участию в проведении праздников: «Здравствуй, осень», «Масленица», «Волшебная зима».

Экологическое воспитание должно сопровождаться диагностикой уровня сформированности экологического образования у детей - в начале (сентябре) и в конце (мае) учебного года. Изучая отношение детей к окружающему природному миру, остановитесь на следующих моментах:

1) наличие у детей интереса к природе:

- изучают ли они вообще растения и животных, замечают сами или по просьбе воспитателей;

- задают ли вопросы;

- огорчаются ли, если имеется неблагополучие в состоянии растений и животных;

2) наличие стремления у детей принять участие в уходе за животными и растениями (по просьбе воспитателя или самостоятельно);

3) наличие элементарных знаний о жизни растений и животных из уголка природы: название, необходимость определенных условий, способы ухода, способы передвижения и питания.

По результатам заданий диагностики определите отношение детей к природе.

Каждое задание носит свое название, например, «Знакомство с уголком природы».

Дети не реагируют на растения. Они относятся к ним, как к чему-то неживому. Растения безмолвны, неподвижны, и малышам трудно осознать, что они живые. Однако с первых дней необходимо сформировать понимание того, что обитатели уголка природы — живые существа. Это будет началом формирования у детей младшей группы правильного отношения к природе.

Для того чтобы определить результативность вашей работы, проведите в группе сравнительный анализ того, что было в начале учебного года и что стало в конце учебного года. Вычерченный график позволит сделать следующий вывод: начальный период учебного года, не имеющий показателя достаточного уровня знаний, идет по линии повышения.

Занимаясь вопросами экологического воспитания с детьми, старайтесь сделать обучение интересным, увлекательным. В связи с этим найдите новую, интересную литературу по этому разделу, высказывания различных современных педагогов.

Программа Н. А. Рыжовой включает в себя комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предполагаемых знаний, это позволяет постепенно переходить от более простых знаний к более сложным. Рекомендуем опираться на ряд разработанных Н. А. Рыжовой и ее коллегами форм по разделу диагностики, что облегчит работу по исследованию каждого блока отдельно и по программе в целом.

Приведем пример на блоке «Вода».

Вопрос детям: «Для чего нужна вода?».

Ответы детей были разделены на три группы:

1) прагматическая или потребительская (дети отвечали: пить, стирать, мыть руки, готовить суп и т.д.);

2) смешанная - наряду со значением для человека, указывалось значение воды для объектов природы (ответы детей: чтобы люди пили, чтобы животные пили, рыбки плавали);

3) природоцентрическая - указывает только значение воды для объектов природы (ответы детей: чтобы поливать цветы, чтобы птички пили и т. д.).

В начале диагностики преобладала потребительская группа. Знаний у детей мало, а повседневный опыт ребят и личный интерес отражались в ответах: пьет чаи, моет руки и только изредка поит животных, поливает растения.

Следует отметить, что в контрольном срезе ответы детей были уже более развернутые и полные, а самое главное, возрастало разнообразие ответов.

Такую диагностику можно провести и по другим блокам, используя программу Н. А. Рыжовой: «Солнце», «Почва», «Воздух».

Остановимся еще раз на важных моментах:

1) Одним из важных условий для реализации экологического воспитания является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

2) Главной задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически правильного поведения.

3) Помещение и участок детского сада должны быть хорошо озеленены. Групповую комнату необходимо разделить на функциональные зоны. Выделите зону для занятий, зону для выставок детских работ, зону для природоведческой библиотечки, зону для игр.

4) Групповая комната - это, прежде всего, помещение для детей, где им будет интересно. По этой причине можно оформить как можно больше коллекций: камней, ракушек, семян растений, перьев, сухих листьев. Собирайте материал вместе с детьми, к таким коллекциям они будут совершенно по другому относиться.

5) Постарайтесь найти небольшое помещение для лаборатории. Там хранятся оборудования и материалы, необходимые для проведения опытов.

6) Живой уголок - это прекрасное место для организации наблюдений. Такой уголок очень любим детьми и играет большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждает детей заботиться о них.

В живом уголке следует содержать животных, которые в наших условиях не могут прожить без человека: морская свинка, черепашки, волнистый попугай. Также устанавливается аквариум с рыбками и соответствующей растительностью.

Если позволяют условия дошкольного учреждения, желательно на территории детского сада разбить огород для выращивания овощей.

7) Экологическая тропа для дошкольников имеет свою специфику. Объекты тропы должны быть как можно более разнообразными. Цель ее создания - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.

8) Главное - воспитатель должен творчески подходить к своей работе и активно включать в нее других сотрудников детского сада: воспитателей, инструкторов по физическому воспитанию, музыкального руководителя.

9) Если вы решили заниматься экологическим образованием, подумайте, насколько лично ваше поведение «экологично». В быту, во время отдыха на природе?

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям.

10) Специалисты выделяют в развитии человека ряд возрастов, каждый из которых представляет качественно особый этап психического развития.

Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований.

Для ребенка-дошкольника характерно целостное восприятие мира. Так, М. А. Шаргаев считает, что «необходимо начинать экологическое обучение и воспитание человека с его утробного развития... детей надо учить, начиная... даже не с грудного возраста, а намного раньше». Р. Левина отмечает, что экологическое образование дошкольников может начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение, то есть с 2-3 лет.

Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы (комнатные растения, животные, природный материал), за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им.

11) Учитывая младший и средний возраст детей, в планирование можно включить разделы опытнической работы, совместной деятельности с детьми.

12) Разработайте серию этюдов по развитию эмоционально-волевой сферы, ряд дидактических игр, типа «Звуковые странички», изготовьте комплект наглядных пособий по темам «Дети в лесу», «На лужайке», «Защити животных, насекомых и птиц».

Рекомендуем посмотреть:

Экологические праздники в ДОУ. Конспекты

Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе. Ценность радости и счастья

КВН по экологии в подготовительной группе

Экологическое воспитание детей дошкольников

Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе

Нет комментариев. Ваш будет первым!