1. Собрание должно запомниться.
2. Собрание должно заставить задуматься.
3. Собрание должно настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.
4. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.
5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.
6. На каждого родителя должно хватить времени.
7. Собрание - не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу,
8. Уважайте свое время и время родителей - собрание не должно длиться более 1 ч 20 мин (20 мин-донести новую информацию, 15-20 мин выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин - индивидуальные вопросы). Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.
9. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.
10. Будьте изобретательны - проводите каждое собрание по- новому.
• Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.
• Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.
• Давать негативную оценку всей группе.
• Использовать для общения с родителями назидательный тон.
Информационный блок формируется из информации:
• базовой;
• актуальной;
• применимой к данной группе детей.
Базовая информация - то, что известно о проблеме (теме собрания), как она обычно трактуется.
Актуальная - последние сведения, результаты исследований, новые подходы к проблеме (теме) собрания.
Информация, применимая к данной группе - сведения о детях, ситуациях, проблемах, путях решения, рекомендации воспитателя родителям.
Ответы на вопросы родителей опытному воспитателю давать несложно, день за днем он сталкивается с различными проблемами, разрешает конфликтные ситуации. Если вопрос родителя поставил воспитателя в тупик, следует обозначить готовность помочь и отсрочить решение вопроса: «К сожалению, сейчас я не могу ответить на ваш вопрос. Я проконсультируюсь со специалистом (получу или уточню информацию) и смогу в полном объеме ответить вам через несколько дней».
Для этого надо:
• приводить интересные факты. Например: «Леонардо да Винчи, Мирей Матье, Билл Гейтс - это далеко не полный перечень знаменитых левшей, возможно, ваш ребенок пополнит их ряды»;
• спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;
• рекомендовать упражнения, фильмы, книги;
• менять формы собраний.
Это значит:
• сообщать положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки;
• приглашать на ближайшие мероприятия и просить помощи и участия;
• всегда поощрять наиболее активных родителей.
Чаще смотреть на аудиторию, обращаться к родителям жестом, взглядом.
Готовясь к собранию, необходимо постараться предугадать, кто из родителей захочет пообщаться индивидуально, учесть это и уделить каждому желающему немного времени и внимания.
На первые ряды садятся родители благополучных детей и активно слушают все, что говорится, на последние — опоздавшие и родители проблемных детей. Они со страхом ждут, что скажут об их ребенке или ведут себя вызывающе демонстративно, готовя публичное разоблачение недостатков работы учреждения. Их можно понять: лучшее средство защиты - нападение. Такая ситуация складывается от того, что организаторы не принимают во внимание личные запросы родителей, руководствуются желанием скорее вовлечь родителей в свои задумки и плановые мероприятия. При этом не учитывается, что родитель - полноправный субъект образовательного процесса своего ребенка, имеет свои представления о том, как это должно проходить и что для этого следует делать. Воспитатель или специалист, организующий собрание, должен быть компетентным в разных вопросах семейной педагогики и психологии, образования взрослых.
Признаки успешного проведения собраний-встреч:
• направленность встреч на поддержку и помощь родителям в воспитании детей;
• искреннее выражение педагогами своих чувств, умение управлять ими; внимательность и чуткость к эмоциональному состоянию родителей и других членов семьи, участвующих в собрании;
• способность педагогов ставить перед участниками собрания открытые и закрытые вопросы, фиксировать внимание на главных мыслях, чувствах, предъявляемых участниками; умение перефразировать (проясняя смысл) и обобщать важнейшие высказывания родителей; держать паузу; способность выдвигать гипотезы, формулируя понятно их для присутствующих на встрече;
• умение педагогов подвести собрание к принятию совместного решения.
Ведущему собрание-встречу педагогу важно научиться:
• уважать права родителей, соблюдать меру, дистанцию и границы диалога;
• верить в уникальность родителей и их способность найти (при незначительной поддержке со стороны) способы решения проблемы;
• эмоционально, словами и жестами, мимикой поддерживать родителей;
• активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях в воспитании ребенка;
• определяя проблему, находиться в контексте рассказа родителей о ребенке; не торопиться с выводами и рекомендациями, а созда вать условия для инсайда (показывать ситуацию в зеркале своего восприятия, прояснять смысл высказываний, говорить о своих чувствах);
• стремиться к пониманию и совместному решению проблем.
1. Активизировать обсуждение с помощью вопросов.
2. Проводить собрание в спокойной форме и дружеской обстановке.
3. Обеспечить присмотр за детьми.
4. Использовать наглядные средства: магнитофонные записи, выставки, фотографии детей, видео и т. д.
5. Разослать красивые персональные приглашения.
6. Всегда оставлять время для общения родителей между собой.
7. Сообщения должны быть короткими.
8. Оживить собрание шуткой - посмеяться всегда хорошо.
9. Провести собрание как встречу с друзьями.
10. Если кто-то не смог посетить собрание, послать ему записку и выразить надежду, что следующая встреча состоится обязательно.
11. Оценить родительское собрание можно с помощью опросного листа или анкеты.
• Диалог педагога с родителями - это личностно равноправное общение, это совместное приобретение опыта.
• Диалогическое общение - наиболее оптимальный стиль общения с родителями. Условия такого общения:
а) безоценочное позитивное принятие другого человека;
б) активное эмпатическое (сопереживающее) слушание другого, выражение своего понимания другого человека в речи или действии;
в) искреннее выражение своих подлинных чувств в общении;
г) ориентация в содержании общения на потребности семьи, запросы родителей.
• Педагог должен не бояться своих чувств и уметь выразить без унижения и оскорбления другого, говоря о себе, о своих переживаниях, т. е. в форме «я-высказывания».
• Каждая сторона общения воспитателя с семьей ответственна за собственный выбор поступков, способов поведения, за культуру самовыражения своих мыслей, чувств, за собственные ожидания от противоположной стороны.
• Педагог должен занять в общении с родителями адекватную позицию в противовес позиции «обиженного (рассерженного) ребенка»;
• Необходимо стать более открытыми и откровенными в принятии чужого мнения (толерантными), свободными от рамок «норм и запретов», не бояться быть не услышанными родителями («Зачем им это, это наши проблемы», «Они не поймут» и т. п.).
• Больше верить в силу слова, в силу контакта, все более оказываясь обаятельными в общении.
1. Помните, что вы только помощник родителей, а не лицо, их заменяющее.
2. Родители несут всю полноту ответственности за развитие, обучение и сохранение здоровья своего ребенка. Ваша задача - помочь им в этом, но не взваливать весь груз ответственности на себя.
3. Вы не обязаны любить всех детей вашей группы. Любовь - это прерогатива родителей. Вы обязаны понять детей, принять их такими, какие они есть, и помочь им в преодолении проблем психофизического развития.
4. Каждый ценит только то, что ему удалось сделать самому. Следовательно, чем больше вы будете предоставлять родителям возможностей для самореализации, тем выше они будут оценивать эффективность работы детского сада в целом и вашу в частности.
5. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших воспитанников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т. п.
6. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся воспитанников вашей группы, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
7. Особое внимание обратите на размещение родителей в группе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
8. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
9. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т. д.
10. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
11. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
12. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
13. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета дошкольного учреждения.
14. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
15. Используйте все преимущества конкурсов и соревнований при формулировке домашних заданий. Это позволит создать атмосферу заинтересованности и сопричастности родителей к образованию ребенка.
16. Беседуя с родителями о достоинствах или недостатках их ребенка, о результатах выполнения им тех или иных заданий, прибегайте к примерам, описанным в литературе. Не сравнивайте конкретного ребенка с другими детьми вашей группы. Помните о том, что мера здоровья и развития у каждого ребенка строг о индивидуальна: что хорошо и нормально для одного, не всегда целесообразно и полезно для другого. Ведь педагог, как и врач, должен руководствоваться девизом «Не навреди!»
Как воспитателю организовать беседу с родителями
1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на педагоге.
2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.
3. Взаимопонимание быстрее наладится, если воспитатель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не партнера.
4. Важно спокойное дружеское вступительное слово воспитателя.
5. Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.
6. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Воспитатель не сможет понять поведение ребенка прежде, чем он поймет отношение к нему родителя.
7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение воспитателя
8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.
9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.
10. Постарайтесь прочувствовать «больные струнки» родителей и не задевайте их.
11. Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.
Родительское собрание в средней группе. Роль бабушек и дедушек в воспитании детей
Первое родительское собрание в средней группе в начале учебного года
Родительское собрание в средней группе. Сохранение психологического благополучия ребенка в семье
Родительское собрание в средней группе на тему «Здоровый образ жизни»
Родительское собрание в средней группе. Дополнительное образование в детском саду
Нет комментариев. Ваш будет первым!