Цель: приглашение родителей к размышлению на тему «Воспитание у детей бережного отношения к хлебу».
Задачи: способствовать формированию осознания необходимости бережного отношения к хлебу; предоставить возможность поделиться семейным опытом по использованию черствого хлеба; формировать привычку правильно питаться.
Форма проведения: круглый стол.
Время проведения: первый квартал (сентябрь — октябрь), в период сбора урожая зерновых и посева озимых.
Участники: родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Разминка «Кладезь мудрости».
3. Анализ результатов микроисследования.
4. Беседа «Цена хлеба».
5. Презентация валеологического проекта «Полезные продукты».
6. Совместное валеологическое развлечение «Хлеб».
7. Заключительная часть.
I. Подготовительный этап
1. Оформление для детей выставки «Продуктовый магазин» (хлебобулочные и кондитерские изделия).
2. Создание специального выпуска газеты для родителей «Учите детей беречь хлеб» (советы, рекомендации, интересный материал).
3. Организация конкурса на лучшую выпечку или приготовление блюда из сухого хлеба.
4. Создание родителями и детьми коллажа по теме собрания (используются листы одного формата с отверстиями для крепления). Составление из работ книжки или ширмы, рассматривание с детьми и беседа о ее содержании.
II. Организационный этап
1. Музыкальный зал оформлен в соответствии с темой собрания, подготовлены необходимые атрибуты, костюмы, декорации; оформлена выставка по теме собрания.
2. Накрыты столы для чаепития.
3. Оформлены плакаты с названием собрания и цитатами:
• «Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!»;
• «Хлеб стал для нас средством единения, хлеб стал спутником сострадания людей, хлеб стал символом величия труда» (А. де Сент-Экзюпери);
• «Не ездят дальнею дорогой, когда ближнюю знают» (русская пословица);
• «Ничего дороже нет, чем теплый хлеб на этом белом свете!» {И. Аникеева)',
• «Нет лучшего в мире цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба» (народная мудрость).
III. Вступительная часть
Звучит музыка.
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас в нашем зале. Тема нашей сегодняшней встречи — «Его величество хлеб».
Вот он — хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой!
Вот он — теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел!
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
С. Погореловский
Возможны два варианта дальнейшей беседы.
Вариант 1
Воспитатель. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, как заботливо оформлена выставка к родительскому собранию. Вот коллажи о хлебе, выполненные вами и вашими детьми, альбом народной мудрости о хлебе, выставка книг. С особой теплотой накрыты столы для чаепития в группе. Мы все, дети, родители, педагоги, с большой ответственностью готовились к этой встрече, которая посвящена воспитанию у детей бережного отношения к хлебу.
В одном педагогическом журнале было опубликовано письмо воспитателя И.С. Рябковой из Санкт-Петербурга. Вот что она пишет:
Сомнения, которыми я хочу поделиться с вами, возникли у меня, когда я только начинала свою педагогическую деятельность. В дошкольной педагогике «дальней дорогой» стало то, что не находит опоры в личном опыте детей: общественные праздники, социальные изменения в жизни страны, ее вожди и герои... Мы долгое время считали, что с помощью этих средств успешно воспитываем у детей основы патриотизма, интернационализма, доброты, справедливости и других сложных нравственных качеств. Сегодня мыс горечью убедились в иллюзорности подобных взглядов.
Между тем существует «ближняя дорога» к сердцу ребенка: предметы и явления, которые его окружают и могут благотворно влиять на формирование его морального облика. Например, хлеб.
Издавна в народе хлеб звали уважительно и ласково «батюшка», «кормилец». Мы же привыкли к другим словам: «Хлеб - наше национальное богатство, достояние».
Действительно, эта тема очень актуальная, серьезная и наболевшая, так как дети, а иногда и взрослые часто небрежно относятся к хлебу. Что вы думаете по этому поводу? (Рассуждения родителей.)
Вариант 2
Воспитатель. Нет, кажется, человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал бы его вкуса, не дорожил бы им. У нас хлеб, как и в далекие времена, всему голова. Вот он лежит перед нами во всех видах (обращает внимание на выставку) — от сухаря до пышного каравая, румяный, пышущий солнечной и земной энергией.
Хлеб в старину называли «жито», от слова «жить». Действительно, есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это слово «жизнь».
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
Хлеб по праву называли святым. И таких понятий в нашей родной речи очень мало: мать, Родина, хлеб... Русский человек всегда верил в его святость, что, к сожалению, нельзя сказать о наших современниках. Несмотря на высокую дену хлеба, к нему продолжают относиться с неуважением, выбрасывать.
По старинному русскому обычаю хлеб, нечаянно выпавший из рук, надо не только поднять и бережно обтереть, но и поцеловать, попросить у него прощения. Немалым грехом считалось уронить крошку хлеба и не поднять ее, еще большим грехом — растоптать ногами.
В одном из очерков, посвященных селу, есть такие слова: «Велик сеятель. Никогда не забывал о нем мир и никогда не забудет — ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!»
Пора и нам подумать: а как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или не очень, оттого, что он нам сейчас достается легко?
IV. Разминка «Кладезь мудрости»
Воспитатель. Старинная народная пословица гласит: «Если хлеб на столе, то и стол — престол! А когда хлеба ни куска — то и стол — доска!» Вот сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы, ведь пословица — это кладезь мудрости. Наша разминка так и называется: «Кладезь мудрости».
Вариант 1 (индивидуальная форма работы). Родители получают листы со словами, из которых нужно составить пословицу.
Вариант 2. Продолжить пословицу о хлебе. Воспитатель начинает, родители заканчивают (приложение 2).
V. Анализ результатов микроисследования
Воспитатель знакомит родителей с обобщенными результатами беседы с детьми (как относятся к хлебу воспитанники группы) и беседы с родителями (как поступают родители с черствым хлебом).
VI. Беседа «Цена хлеба»
Воспитатель. Перед воспитателями и родителями стоит важная нравственная и педагогическая задачи: научить детей беречь хлеб. При этом большое внимание следует уделить воспитанию определенного поведения детей. Дошкольникам свойственно подражать взрослым, поэтому контролируйте при детях свое отношение к хлебу.
Ежедневно в каждой семье выбрасывается хлеб. Прошу вас, берите столько хлеба в магазине, сколько можете съесть.
В приложении 3 приводится отрывок из воспоминаний В. Шалтонова «Ржаной и черный». Анализ текста рекомендуем включить в родительское собрание.
VII. Презентация валеологического проекта «Полезные продукты»
1. Инсценировка «О хлебе»
Воспитатель в костюме пекаря (белый фартук, колпак) сидит около стола. За столом, чтобы зрители не видели, стоит этажерка с необходимыми атрибутами для сценки.
Пекарь.
Да, известно:
Хлеб насущный
Всем продуктам голова.
Я лишь вкратце вам напомню:
Начинается с зерна (насыпает зерно на стол, а затем отодвигает его на край стола).
Из колосьев прямо в ступку,
Превращаясь там в муку.
Воду, яйца, соль по вкусу
Вместе с нею замешу (месит).
Дрожжи сыплю я немного (сыплет),
Минут двадцать подожду.
Глядь... и тесто уж подходит (достает тесто),
Будет хлебушек к столу.
Дальше — проще. Печь нагрета,
Тесто в форме на жару (кладет тесто в форму).
Глубоко и жадно хлебным
Ароматом я дышу.
Вот он — свежий и вкуснейший (достает хлеб)
Продуктовый исполин.
Среди моря искушений
Он под номером один (убирает хлеб).
Даже если он не съеден
Был вчерашним днем у вас,
Гренки к супу, просто гренки (насыпает на тарелку гренки)
Будут в доме про запас.
Голос из зала.
Правда все, тут все про нас.
Расскажите еще раз.
Пекарь.
Материал вы весь найдете
В папке толстой на столе.
Стол искомый — в кабинете,
Кабинет — вон в том крыле!
2. Познавательная игра «Хлеб всему голова»
Воспитатель. Уважаемые родители, представьте, что вы — отдыхающие санатория «Золотая нива». (Говорит в рупор.) Внимание, отдыхающие! Только один день! Поездка на море! Просим вас занять места в нашем микроавтобусе. Не упустите свой шанс! Синоптики обещают ухудшение погоды.
В качестве участников приглашаются три родителя, они рассаживаются в «микроавтобусе». Звучит музыкальная заставка программы «Такси» на канале ТНТ.
Ведущая. Здравствуйте, я вас поздравляю! Это программа «Такси» и я, ее ведущая... (Ф.И.О.).
Нет денег на такси,
Заработай их в такси!
Напоминаю условия игры. Вы отвечаете на простые, сложные вопросы и зарабатываете деньги. У вас есть две жизни и две подсказки: «Помощь жюри», «Звонок заведующему».
Итак, поехали. Посмотрите в окно:
Тихо встала рожь на цыпочки,
Потянулась к небесам.
Лето пестрое рассыпалось,
По полям и по лесам.
Я. Дягутите
Сейчас простые вопросы, цена которых 200 рублей. Готовы ли вы отвечать?
— Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и пушистый, Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб.)
— Из чего сварили геркулесовую кашу? Назовите злак. (Овес.)
— Детская хороводная игра, получившая название в честь этого хлеба. (Караваи.)
— Какие цветы растут среди колосьев ржи и пшеницы? (Васильки.)
— Какой хлеб пекут на Пасху? (Кулич.)
Вы выиграли 1000 рублей! А мы переходим к сложным вопросам, цена которых 1000 рублей.
— Музыкальный вопрос. (Звучит вступление песни «Москва златоглавая».) Какие изделия из теста упоминаются в этой песне? (Пироги, булочки, бараночки.)
— Из какой муки был испечен Колобок? (Из ржаной.)
— Как называется пшеничный хлебец в виде кольца из заварного крутого теста? (Баранка.)
— Верите ли вы, что возраст самого древнего хлеба оценивается в 3,5 тысячи лет? (Да.)
— Чем, по сути, является мушник? (Разновидность обыкновенного хлеба, выпеченного из пшеничной, ячменной, гороховой или гречневой муки.)
— Что обязательно кладут в пряничное тесто? (Мед и пряности.)
Я вас поздравляю. Вы ответили на вопросы и выиграли 7000 рублей. Предлагаю суперигру. Один вопрос — три варианта ответа, и ваша сумма удваивается.
— Древние греки поклонялись богине плодородия и земледелия Деметре, что в переводе означает «земля-мать». Как еще ее называли?
а) Хлоя («зелень», «посев»);
б) Карпофора («дарительница плодов земли»);
в) Сито («хлеб», «мука»).
(Верны все три ответа.)
И это правильный ответ. Вы выиграли 14 000 рублей! Поздравляю! 14 000 рублей — это 127 буханок белого хлеба. Вы сможете кормить 200 детей 3 дня. Я предлагаю вам обмен — продукция нашего хлебозавода утолит ваш голод в дальней дороге и позаботится о вашей фигуре. (Дарит связку баранок.)
А сейчас мы предлагаем вам принять активное участие в развлечении вместе с вашими детьми.
В зал входят воспитанники группы.
VIII. Совместное валеологическое развлечение «Хлеб»
IX. Заключительная часть
1. Подведение итогов
Воспитатель. Если человек, какой бы богатый он ни был, какое бы положение в обществе ни занимал, не уважает хлеб и считает, что может без него обойтись, он не вызывает никакого уважения.
Наше собрание подошло к концу. Я надеюсь, что оно помогло вам задуматься о том, чем для нас является хлеб. Хочется верить, что вы будете учить своих детей ценить и беречь хлеб, относиться к нему с уважением, быть благодарными тем, кто растит хлеб.
Будьте счастливы и полны оптимизма! Вы заслуживаете самой хорошей и достойной жизни, и она обязательно у вас будет. Хлеб и мир вашему дому!
2. Рефлексия
Родители берут карточки и крепят к доске:
• кто узнал много нового и было интересно — солнышко;
• кому было интересно, но нового не узнал — солнышко с тучкой;
• кому было скучно — дождик.
3. Чаепитие
За неделю до родительского собрания с детьми проводится небольшая беседа.
I. Какой хлеб ты любишь?
2. Из чего выпекают хлеб?
3. Кто печет хлеб?
4. Если у вас дома остался черствый хлеб, что вы с ним делаете?
5. Что означает выражение «Бережно обращаться с хлебом»?
• Не лошадь везет, а овес.
• Хлеб везде хорош — и у нас, и за морем.
• Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
• Ржаной хлеб всему голова.
• Хлебушко калачу дедушка (ржаной — пшеничному).
• Рожь кормит сплошь, а пшеница с выбором.
• Худ обед, коли хлеба нет.
• Полениться — и хлеба лишиться.
• Посеешь густо — в амбаре не будет пусто.
• Калач приестся, а хлеб никогда.
• Поле засевать — так и у печи не дремать.
• Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
• Много снегу — много хлеба, много воды — много травы.
• Пока есть хлеб да вода — не беда.
• Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
• Полениться — и хлеба лишиться.
• Хлеба нет — и корочка в честь.
• Хлеб сердце человеку укрепляет.
• Овес любит хоть в воду, да в пору.
• Овсяная каша сама себя хвалит, а гречневую — люди.
• Не трудиться — хлеба не добиться.
• Не в пору обед, как хлеба дома нет.
Как-то придя с работы в общежитие, мы с ребятами поспорили, кому идти за хлебом: за окном бушевала вьюга. Бросили жребий, и выпало идти мне. Ветер хлестал в лицо, забирался под полушубок, сбивал с ног.
Подойдя к магазину, я глубоко вдохнул теплый запах ржаного хлеба. Купив буханку, запрятал ее под полушубок и вышел на улицу. Обратно идти было легче, ветер дул мне в спину. Я чувствовал у себя на груди теплый хлеб. Он согревал, как живой.
Мое появление было встречено на ура. Хлеб, разрезанный на куски, задышал в ладонях, награждая каждого сытным своим теплом...
А мне вспомнилось далекое детство. Война...
Однажды, набегавшись на улице, я заскочил домой и отполосовал от буханки душистый кусок хлеба, воткнул в него нож и прикрыл рушником. Увидев это, мама тихо сказала: «Запомни сынок, хлебу тоже больно, как и тебе. Нельзя с ним так обращаться». На всю жизнь запали мне в сердце ее слова. «Ешь с хлебом, — в другой раз говорила она, — силы не будет, если хлеб не будешь есть». Кто же не хочет вырасти сильным?
Конечно, сейчас не те времена, хлеба достаточно, но больно и неприятно видеть, когда мальчик мусолит булку, он уже наелся и не знает, что делать с ней, и выбрасывает ее в первый попавшийся контейнер.
И еще, почему мы, люди, привыкли называть хлеб черным? Наверное, лучше сказать «ржаной». «Черный» и «белый» — холодные слова. Тогда как от слов «ржаной» и «пшеничный» веет теплом, достатком, добротой человеческих рук.
Родительское собрание в средней группе. Роль бабушек и дедушек в воспитании детей
Родительское собрание в средней группе на тему «Здоровый образ жизни»
Родительское собрание в средней группе. Сохранение психологического благополучия ребенка в семье
Родительское собрание в средней группе. Дополнительное образование в детском саду
Первое родительское собрание в средней группе в начале учебного года
Нет комментариев. Ваш будет первым!