Время проведения: по плану воспитателя.
Форма проведения: заседание родительского клуба.
Цель: приглашение родителей к размышлению на темы, связанные с воспитанием детей.
Задачи: предоставить возможность родителям поделиться опытом семейного воспитания; совместно выработать оптимальные формы помощи и общения с ребенком; способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.
Участники: родители, воспитатели, психолог.
Место проведения: помещение группы.
План проведения
1. Вступительный этап:
• приветственное письмо;
• разминка «Я — птица».
2. Основная часть:
• чтение и обсуждение письма;
• анализ ситуаций;
• советы родителям;
• воспоминания детей.
3. Подведение итогов собрания:
• обсуждение мифа об орле;
• заповеди родителей;
• рефлексия;
• упражнение «Аплодисменты по кругу».
I. Подготовительный этап
1. Оформление приглашения на родительское собрание.
2. Подготовка печатных вариантов памяток «Советы для родителей», «Правила для родителей».
3. Оборудование: бумага, кисти, краски для рисования и т. п.
4. Цитата: «Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями» (М. Драгоманов).
II. Организационный этап
1. Размещение стульев полукругом.
2. Создание эмоционального настроя.
3. Выбор музыкального фона, поэтических строк.
4. Репетиция художественного номера по теме собрания.
Ill. Вступительный этап
(Воспитатель приветствует родителей.)
А сейчас давайте поприветствуем друг друга, но сделаем это не обычным способом, а с помощью приветственного письма.
Приветственное письмо
Напишите, пожалуйста, на листочке какое-либо приветствие присутствующим на собрании и положите его в ларец. (Воспитатель собирает приветствия.)
А теперь я их перемешаю, и вы получите новое приветствие. Прочтите его вслух (родители достают, зачитывают по желанию). Оставьте его себе на память о нашей сегодняшней встрече.
Тема нашей очередной родительской встречи звучит несколько необычно: «С высоты птичьего полета». Но прежде чем мы начнем, предлагаю по доброй традиции провести небольшую разминку, которая называется «Я — птица». Разминка «Я — птица»
Представьте себя в образе птицы. Расскажите, какая вы птица, чем она вас привлекла, как связана с вашим характером. Свой рассказ можно сопровождать действиями и движениями, характерными для данной птицы.
IV. Основная часть
Недавно в журнале «Бабья радость» я прочла письмо Натальи Третьяковой, которое меня очень заинтересовало. Предлагаю вам послушать и обсудить фрагмент из этого письма.
Чтение и обсуждение письма.
«Когда-то в одной умной книге я прочитала поразившее меня сравнен не матери с птицей, которая летит над дорогой, а там идет ее птенец, еще не научившийся летать. Мать-птица сверху видит все неровности, ямы, ухабы, камни, встречающиеся ее детенышу на узкой тропинке, которая и вообще-то порой пропадает. И она машет крыльями, кричит, кричит, предостерегая свое дитя от падений, но птенец не слышит ее, он идет, падает в яму, разбивается о камень, теряет тропку, поднимается и вновь идет».
Пожалуйста, выскажите свои суждения по поводу содержания
(Родители высказывают свое мнение.)
Согласитесь, ведь в жизни у людей все так же. Естественное желание матери — предостеречь, уберечь, направить, но дети все равно идут своим путем, набивая свои шишки, делая ошибки.
— Как же все-таки помочь детям?
(Родители высказывают свое мнение.)
Наверное, главное — не стоит подавлять, подчинять и управлять. Надо просто быть не «над», не «сверху», а рядом. Защищать, любить и принимать ребенка таким, какой он есть. Приходить на помощь, содействовать, сопровождать, понимать. В таком сотрудничестве и взрослые помогут сами себе научиться терпению и терпимости. Но этому надо захотеть научиться!
— Давайте рассмотрим некоторые картинки из жизни и обсудим их.
Анализ ситуаций
Вот характерная картинка из жизни.
Картинка 1. Мама трехлетнего сына приказывает: «Убери за собой игрушки», а сама уходит на кухню. Она искренне полагает, что ребенок способен это сделать самостоятельно, что это для него интересное и желанное занятие. Однако!.. Он вроде бы и начинает убирать свои игрушки, но вот наткнулся на какую-то интересную коробочку, вот услышал мяуканье кошки за окном, потом потерял свой тапок...
А мама? У нее на кухне что-то пригорело, позвонили с работы — что-то там не так, да и вообще она издергана своими повседневными заботами. Заходит в комнату, спотыкается о разбросанные кубики ну и, конечно, воздает сыну «по заслугам», злясь на него и жалея себя. Ребенок, захлебываясь слезами, кричит ей в ответ: «Уходи! Ты плохая!» Мама воспринимает его слова как проявление эгоизма, злобы, неблагодарности, раздражается еще больше и наказывает его уже за эти эмоции.
— Что же произошло на самом деле?
(Родители высказывают свое мнение.)
Психолог. Мать разрядила на ребенке собственное напряжение. А если бы она сумела понять свое эмоциональное состояние, то нашла бы другой объект для разрядки. Она не сумела услышать в крике ребенка обиду и страх, что его не любят, и это чувство у малыша только усугубилось новым наказанием.
Воспитатель. Еще один пример.
Картинка 2. Мама с дочкой идут из детского сада. Она торопится, а малышка капризничает. Мама нервничает: «Иди скорее, что ты еле ноги волочишь!» Но дорога к дому действительно далека, и уже хочется пить, а мама недовольна.
(Родители высказывают свое мнение.)
Психолог. А ведь настроение (свое и ребенка) можно поднять и даже прибавить сил, если вообразить себя отважной Элли, которая идет помогать своим друзьям. И от того, как бодро и мужественно она будет шагать, как настойчиво будет добираться к цели (к дому), зависят жизнь ее друзей и успех победы над злом. Поверьте, придет время, когда ребенок, теряя силы и надежду в борьбе с трудностями, научится сам воодушевлять себя яркими образами — примерами, как это делают многие взрослые.
Картинка 3. «... Он у нас такой худенький», — беспокоится мама и превращает ребенка в узника каш и котлет. «Она у нас такая бледненькая!» — и заменяет нудными моционами замечательный мир детских игр и забав. Степенная любящая бабушка оберегает внука от шумных и неугомонных сверстников: «Он так устает от других детей!»
(Родители высказывают свое мнение.)
Воспитатель. Конечно, это примеры крайностей, но давайте признаемся себе честно, что мы ежедневно стараемся управлять жизнью ребенка во всех обыденных мелочах, заставляя его жить по нашим законам и представлениям. И вот тогда при огромном желании взрослых вырастить жизнерадостного, здорового ребенка получается обратный результат: пассивный, несамостоятельный ребенок; «неуправляемый хулиган» (уж клеймо-то мы быстро приклеим!); неуверенный в себе, озабоченный вечными тревогами и страхами человечек.
Советы родителям
К нашей встрече мы подготовили добрые советы для родителей, которые находятся в волшебной корзинке (сундучке, коробочке).
(Родители по очереди достают по одному совету, не спеша и вдумчиво зачитывают их.)
• Если не знаете, как воздействовать на ребенка, — остановитесь!
• Устраните из вашего общения с ребенком те способы или формы воздействия, которые вызывают у него протест, т. е. не подавляйте, не поучайте, не игнорируйте самого ребенка. Насильственные методы не только не исправят положение, но еще больше усилят дефекты личности и поведения ребенка.
• Старайтесь соблюдать принцип равенства и сотрудничества с ребенком: ползайте вместе с ним по полу, собирая воображаемые грибы, или капризно стучите ножкой, превращайтесь в гномика или Бабу-ягу.
• Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы в этот момент желаете что-то исправить. И уж если не можете удержаться от оценки, то пусть они будут только качественные. Например, сказать: «как сияют глазки у твоего зайчика» — лучше, чем заметить, что «таких зайцев не бывает».
• Не сравнивайте ребенка с кем-либо, иначе у него будут комплексы.
• Ребенок не боится ошибок или неудач, если знает, что он всегда будет принят и понят взрослыми.
• Не выражайте свою любовь к малышу в избыточной форме — во всем нужно чувство меры. Ребенок, окруженный повсеместной симпатией и вниманием, будет бояться не соответствовать вашей любви или перемены отношений.
• Наши дети с утра до вечера слышат от взрослых: «Не туда», «Не так», «Не такой». Представьте, как тяжело, как трудно им выстоять, защитить и сохранить положительное представление о самих себе. Чтобы нормально расти, ребенку нужна ваша любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых. Поэтому постоянно выражайте свои чувства поддержки — улыбкой, подбадривающим пожатием руки, поглаживанием по голове, спинке.
(Педагогический всеобуч «Формирование у ребенка 3—4 лет представления о себе» (приложение 1).)
Воспоминания о детстве
Знаете ли вы, что воспоминания о детстве очень часто продолжают храниться именно в руках любящих родителей.
(Родителям раздают листочки с воспоминаниями о детстве, которые они зачитывают.)
1. «Мальчик играл в реки, в их притоки и дельты с натруженными венами бабушки, поглаживая ее руки. А на вопрос: «Какими у меня будут руки, когда я вырасту?» - мудрая бабушка ответила во время прогулки в осеннем саду. Она подобрала золотой кленовый лист, равный маленькой ладошке внука, и далее стала подбирать все большие и большие по размеру листья, пока не нашла чуть зеленоватый, равный взрослой мужской ладони лист. И сказала: «Вот такой будет твоя рука. Посмотри, ведь это осень протягивает тебе руку!»
2. «У моего дедушки были большие красивые руки, и мы, гуляя с ним, сплетали пальцы так, что я была уверена — этого никто не замечал, со стороны мы просто держались за руки. Это был тайный знак, и он доказывал, что дедушка мой — самый единственный и я у него — самая единственная. Тоска по особому сцеплению рук у меня до сих пор. И хождение за руку по улице для меня является каким-то сокровенным знаком соприкосновения людей» (А. Бернштейн).
3. «Часто думаю: почему так хочется погладить ребенка по голове, не только ребенка, но и взрослого?.. Возможно, рука, гладящая по голове ребенка, она и заступающая, и заслоняющая от возможных невзгод, она дарящая тепло. И в то же время она гладит то, чем ребенок устремляется вверх, растя. Полагаю, что какой-то момент есть и в отношении к взрослому, когда, гладя по голове, ты осознаешь в нем ребенка».
4. «Малыш, у которого кроватка была как футбольное поле и стояла она вплотную к кровати родителей, засыпая, непременно протягивал ручки к волосам мамы и, зарываясь в них, только так засыпал... Когда мама подстриглась по моде, пришлось укладывать малыша рядом — из своей кроватки он не дотягивался теперь до прически мамы и не мог уснуть. И не было возможности вернуть обратно ту счастливую шевелюру мамы и еще более счастливого ребенка».
Мы, взрослые, мудрее, а значит, должны быть терпимее к нашим детям.
(Игровой тренинг (приложение 2).)
V. Подведение итогов собрания
(Чтение воспитателем эссе «Ноктюрн дочери».)
(Звучит спокойная фоновая музыка.)
Обсуждение мифа об орле
Высоко в горах жил орел. Он был сильный, красивый, гордый. Орел жил в большом гнезде с прекрасной орлицей, и было у него три сына, три прекрасных птенца. Он защищал их от снега и ветра, от дождя и солнца. Всегда приносил им свежее мясо и чистую воду. И вот в один прекрасный день орел понял, что его дети выросли. Тогда он взял в когти старшего сына — любимца своей матери, взлетел с ним над пропастью и сказал: «О, мой старший сын, что ты будешь делать, когда я буду старым и немощным, а ты молодым и сильным?» — «Не отпускай меня, я буду приносить тебе еду», — сказал старший сын. И орел разжал когти. Тогда он вернулся в гнездо, взял второго сына, своего любимца, и взлетел с ним над пропастью. И спросил: «О, мой средний сын, самый любимый, что ты будешь делать, когда я буду старым и немощным, а ты молодым и сильным?» — «Я буду приносить тебе воду и мясо и сделаю, что ты захочешь», — ответил средний сын. И орел разжал когти. Затем он вернулся в гнездо и взял последнего, третьего сына и взлетел с ним над пропастью. И тоже задал вопрос: «О, мой младший сын, что ты будешь делать, когда я буду старым и немощным, а ты молодым и сильным?», — «У меня будет самое большое гнездо, прекрасная орлица, маленькие орлята, и что бы ты ни сделал сейчас, в этом гнезде всегда будет место для тебя, мой отец».
Заповеди родителей
(Родителям выдается текст, который они зачитывают по очереди.)
• Мы не будем ставить перед ребенком непосильные задачи: держать свое платьице в чистоте, а игрушки — в идеальном порядке.
• Мы сами вместе с ребенком будем решать эти задачи, беря на себя часть функций контроля за поведением.
• Мы не скажем ребенку, что тот «танцует как корова на льду», зная, что яркое, образное представление своего тела может привести к появлению скованности и неуклюжести.
• Мы будем сравнивать свою дочь с гордой и прекрасной принцессой, и это поможет ей раскрыться и обрести свободу движений.
• Мы не будем требовать от ребенка немедленно перестать плакать. Мы постараемся расслабить его судорожно сжатые ручки и напряженное тело ласковыми и спокойными прикосновениями, переключив его внимание на другие интересные и утешительные вещи.
Родители сами должны захотеть измениться и перестать дергать малыша по пустякам. Быть хорошими, умными родителями — это труд, и этому надо учиться. И труд этот должен быть радостным, ведь это ваш ребенок: любите его, любите в эту минуту, всегда и везде!
Рефлексия
Вариант 1. «Мудрец».
Опыт показывает, что в трудных ситуациях лучший советник для себя самого — вы сами, точнее ваше подсознательное «я». Как же спросить совета у собственного «я»?
Займите удобную позу. Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т. д. теплым ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, исчезает складка на лбу, разжимаются губы, опускаются плечи, освобождаются плечи и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и удовлетворенного собой, своей жизнью, профессией, детьми человека.
Теперь представьте поляну, на ней — большой развесистый дуб. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос, какой вы только сможете ему задать. Сформулируйте свой вопрос (в уме). Выслушайте (в уме) ответ мудреца. Можно ограничиться вопросом — ответом, а можно организовать диалог с мудрецом.
(Вариант 2. Родители высказывают свое мнение о проведенной встрече, пожелания.
Вариант 3. Выступления осуществляются по ролевому принципу: «Если бы я был ведущим встречи...», «Если бы я наблюдал за встречей со стороны...» и др.)
Скажите, что чувствует артист после концерта, когда ему аплодируют? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только на слух, но и всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру. Становитесь в общий круг. Сейчас мы будем дарить друг другу аплодисменты.
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
(Воспитатель подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты. Затем они оба выбирают следующих участников, которые также получают свою порцию аплодисментов, — они оба подходят, встают перед ними и аплодируют. Затем уже эта четверка выбирает следующих партнеров. Таким образом игра продолжается, а овации становятся все громче и громче. Важно не только услышать овации, но и почувствовать их всей душой.)
(В качестве решения собрания родителям раздается памятка «Самые важные вещи, которым родители могут научить маленького ребенка» (приложение 3). Решение текущих вопросов.)
Благодарю вас за активное участие. Надеюсь, что вы услышали Много полезного для себя. Большинство из вас призадумаются, а правильно ли они поступают со своими детьми. Успехов вам в воспитании детей. До новых встреч!
Ребенок с помощью взрослого знакомится с такими сферами действительности, как:
• представление о себе («я сам»);
• представление о других людях и об отношениях между ними («мир людей и человеческих отношений»);
• представление о рукотворном мире («предметная среда»);
• представление о нерукотворном мире («природа»).
Многие психологи полагают, что в возрасте 3 — 4 лет рождается
личность человека. Именно к 3 годам у ребенка начинает формироваться представление о себе. Он начинает осознавать себя как представителя человеческого рода и одновременно уникальную, неповторимую личность. Ребенок не только учится управлять своим телом, но и стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Это только первый шаг на длительном пути познания себя и мира, но он закладывает основу для дальнейшего развития личности.
Представление о себе в психологии называют самосознанием, т. е. это весь комплекс знаний человека о своем внешнем облике и внутреннем мире.
Развитие представлений о себе складывается из двух моментов: из представлений о себе как об уникальном, ценном индивиде и как о члене коллектива.
Для того чтобы ребенок ощущал себя неповторимой личностью, любимой и принимаемой другими людьми, взрослые должны направлять свои усилия на формирование более полных представлений ребенка о себе:
• о своем физическом облике — строении тела;
• об имени;
• о росте;
• о половой принадлежности, о различиях в поведении мальчиков и девочек.
Детям нужно прививать гигиенические навыки. У них следует развивать положительное отношение к себе, самоуважение, понимание своих переживаний и умение управлять ими.
Содержание работы с детьми 3—4 лет
1. Ребенка очень интересует, как он устроен.
Большинство детей к 3 годам уже знают, где у них руки, ноги, пальцы, голова, лицо и другие части тела. Однако для малыша слова «красивый», «любимый» и «хороший» являются синонимами. Если ребенок считает себя красивым, значит, он уверен в том, что он хороший, нравится окружающим, и прежде всего близким. Объективное, критичное отношение к внешности ребенка очень вредно на данном этапе. К сожалению, часто можно слышать такие высказывания трехлеток: «Я плохой, мама сказала, что у меня шея короткая».
Приемы: упражнения перед зеркалом с добрыми папой и мамой; в игровой форме, глядя в зеркало, по очереди поднимать ручки, ножки, показать головку, пошевелить пальчиками, обращая внимание на то, какие они у него красивые, умелые, веселые, ловкие и т. д.; стихи с движениями «Шла коза по лесу...»; релаксация под медленную, успокаивающую музыку, гладить малыша и тихим голосом рассказывать ему, какой он молодец, ловкий, умелый, красивый.
2. Знакомство с лицом, его частями, выражением различных эмоций. Формирование положительного отношения к себе.
Приемы: «волшебное зеркало», автопортрет, работа с книгой- альбомом «Я сам» Р. Сефа, чтение сказки «Крошка енот и Тот, Кто сидит в пруду» М. Мурр.
3. Отнесение ребенком себя к мальчикам или девочкам и знание особенностей поведения своего пола.
4. Положительное отношение ребенка к своему имени.
5. Развитие представлений ребенка о себе как о члене коллектива начинается с приходом в детский сад (организуются праздники, дни рождения, именины группы, чаепития с родителями, подходящие торжества, из которых складываются свои традиции). Традиции, название группы, ее символическое обозначение способствуют сплочению детей и пониманию ими общности с другими.
Фантазия
Цель: дать ребенку положительную обратную связь, помочь увидеть себя хорошим глазами родителей.
Родители рассказывают ребенку, каким они хотели бы его видеть.
Предложения, с которых можно начать такой рассказ:
а) Мне нравится, что ты... (смелый, честный, заботишься о сестренке, умеешь вести себя в детском саду, не обижаешь друзей, можешь постоять за себя, аккуратно носишь одежду и т. д.).
б) Давай я расскажу тебе, какой ты был маленький... (Ты не плакал по пустякам, рассказывал обо всех радостях и проблемах мне и папе, один раз защитил щенка на улице, погрозив старшему мальчику лопаткой, и т. д.).
в) Хочешь, я расскажу тебе, каким ты будешь? (У тебя будет много друзей, ты будешь уважительно относиться к людям, всегда заботиться о близких, хорошо учиться, все будут уважать тебя и т. д.).
Игра без правил
«Хочешь, я скажу тебе, каким ты будешь через пятнадцать лет? Ты будешь красивым, уверенным в себе, сильным, добрым, у тебя будут хорошие друзья...» Родителям не надо бояться запрограммировать своего ребенка на хороший жизненный сценарий. Однако, давая позитивную установку, нужно не забывать о том, что слишком часто источник несчастья — завышенные притязания.
Рисование на тему «Мой ребенок. Каким я представляла его до рождения и какой он сейчас»
- Вспомните ваши ощущения, когда вы ожидали появления ребенка. Изобразите их красками. Не бойтесь несовершенства вашей техники. Главное — совершенствование ощущений и чувств.
— Каким вы видите вашего ребенка теперь? Не стремитесь передать в рисунке все проблемы, которые связаны с ним в вашем сознании. Каким бы он ни был, он все равно ваш ребенок. Он нуждается в вашей любви и заботе. А эти чувства всегда во все времена существования человечества были прекрасны.
(Родители рисуют, а затем говорят несколько слов о своих рисунках.)
Игра с колокольчиком
А сейчас мы поиграем с колокольчиком. Для игры нам нужен водящий, ему мы завязываем глаза. Колокольчик нужно передавать по кругу, чтобы он звенел, а водящий должен поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик нельзя.
Тень
Все участники разбиваются на пары (родитель с ребенком). Звучит фонограмма спокойной музыки. Один человек (родитель) — путник, другой (ребенок) — его тень. Путник идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Через некоторое время участники меняются ролями.
Желательно стимулировать путников к выполнению разных движений: сорвать цветок, присесть, проскакать на одной ноге,
Сочинение сказки
Сейчас мы с вами будем сочинять сказку. Я начну, а вы по кругу будете добавлять, придумывать продолжение. Итак, наша сказка начинается...
«В одном сказочном городе жили-были маленькие дети, и были у них...»
Варианты заданий по теме «Почувствуй себя любимым»
Если бы я была мамой...
Давайте пофантазируем. Дети превращаются во взрослых, а родители — в детей, т. е., девочки, представьте, что вы мамы, а мальчики — что вы папы. Что тогда? «Если бы я была мамой...», «Если бы я была дочкой...» (по кругу).
Рисунки одним карандашом
Сегодня мы немного порисуем, но особым образом. Каждый ребенок садится за стол рядом со своим родителем. На двоих дается один большой лист бумаги и один карандаш. По команде ребенок и взрослый берут карандаш в руки и одновременно рисуют. Разговаривать нельзя. После завершения задания, картины демонстрируются с комментариями художников.
Мышеловка
Родители встают в круг, держась за руки. Дети — мышки находятся внутри круга. По команде мышки пытаются выбежать из круга, а взрослые стараются не выпустить детей из мышеловки.
Мы тебя любим
Каждому хочется чувствовать себя любимым. И чем чаще мы об этом слышим, тем счастливее становимся. Давайте скажем каждому ребенку о том, что мы его любим. Каждый ребенок по очереди выходит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим».
Варианты заданий по теме «Сделай себя счастливее!»
Комплимент
Родители передают клубок друг другу. С ними предварительно проведена беседа на тему «Что такое комплимент?». Участники образуют круг, берутся за руки. Участники по кругу говорят комплименты.
Танец «Распускающийся цветок»
Участники садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не опуская рук. После чего «цветок» начинает распускаться (отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.
Театр
Участники делятся на две группы, получают задание при помощи мимики и жестов изобразить ситуацию из жизни. Зрители должны угадать, что пытаются показать их товарищи.
Смысловые ряды
Сейчас я буду каждому называть по три слова, а вы должны будете сказать четвертое слово, подходящее по смыслу. Например: карандаш — бумага, мел — доска, т. е. карандаш пишет по бумаге, а мел — по доске.
Смысловые ряды:
• Дом — крыша, книга — ... (обложка).
• Птица — яйцо, растение — ... (семя).
• Квадрат — куб, круг - ... (шар).
• Хорошо — лучше, медленно — ... (медленнее).
• Электричество — выключатель, вода — ... (кран).
• Одежда — голый, обувь — ... (босой).
• Школа — обучение, больница — ... (лечение).
• Человек — ребенок, собака — ... (щенок).
• Птица — гнездо, человек — ... (дом).
• Пальто — пуговицы, ботинок — ... (шнурки).
Скульптор и глина
Упражнение выполняется в парах (родитель и ребенок). Ребенок - глина, родитель — скульптор. Задача скульптора — сделать из глины прекрасную статую. Скульптор сам решает, как будет выглядеть эта статуя, как она будет держать голову, в какой позе она будет стоять. После того как работа закончится, все рассматривают статую, пытаясь угадать, что слепил скульптор. После упражнения следует обсуждение по вопросам.
— Что вы чувствовали?
— Понравилась ли тебе форма, которую тебе придали?
— Легко ли вам было лепить скульптуру?
1. Любить себя.
Любовь к себе — наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока вы не будете способны ценить собственную жизнь, вы никогда не станете деятельным, не сможете реализовать собственные возможности.
Иногда мы не можем помочь ребенку полюбить себя до тех пор, пока не переоценим некоторые из наших собственных установок — тот груз, который несем в себе на протяжении всей
Ребенку необходима свобода! У ребенка, которому внушают, что он ведет себя плохо, развивается неприязнь к себе, и это мешает обучению, жизни и любви больше, чем любая другая психологическая проблема.
2. Общаться с помощью слов.
После того как дети смогут объяснить истинное значение своих поступков, им необходимо научиться помогать другим людям, понимать их. Если девочка может сказать учителю: «Я так боялась, что у меня ничего не получится, что просто не могла думать», учитель сможет понять, что ее страх мешает обучению, и сможет должным образом ее успокоить. Если ребенок может сказать своему отцу: «Ты меня пугаешь, когда кричишь так громко». можно надеяться, что отец попробует договориться с ним спокойно. Любой ребенок, который может спокойно и непринужденно рассказать о своих чувствах, говоря «Я боюсь» или «Я очень тебя люблю!», уже обрел навык, который предоставит ему необходимую свободу для того, чтобы думать, интересоваться и учиться.
3. Интересоваться и задавать вопросы.
Все популярные книги и разговоры о том, каким знаниям и умениям мы должны учить дошкольников, отодвинули на задний план и почти свели на нет естественную, инстинктивную любознательность. Зачастую мы бываем настолько увлечены счетными палочками, что перестаем прислушиваться к замечательным вопросам, которые дети задают сами по себе: «Почему листья меняют цвет?», «Что заставляет траву расти?», «Откуда берется снег?» и т. д. Когда мы говорим: «Я не знаю», «Я сейчас занят», «Спроси У папы» и т. д., мы отбиваем у ребенка охоту добывать знания. Если же, напротив, мы поощряем его любознательность и помогаем находить ответы, то способствуем развитию интеллектуальных способностей, наиболее существенных для человека.
4. Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов.
Поколение наших детей вынужденно столкнулось с самыми
5. Не бояться неудач — необходимое условие взросления.
Чтобы научиться чему-либо, мы должны не бояться допускать
6. Доверять взрослым.
Ребенку нужно обладать истинным доверием к взрослым, если ему предстоит сосредоточить все свое внимание на учебных задачах. А людям доверять трудно, если они тебя обманывают, говорят, что никуда не уйдут, но, проснувшись, ты обнаруживаешь на месте родителей няню; говорят, что доктор не сделает тебе больно, а он делает. Мы платим очень высокую цену за те игры, в которые мы играем с детьми, чтобы избежать их слез. Если вы хотите, чтобы вам верили, лучше сказать: «Я собираюсь выйти на несколько часов, пока ты спишь», даже если вам придется вынести мучительное прощание. И у доктора: «Тебе, может быть, будет немножко больно, но это скоро пройдет. Ты можешь посидеть у меня на коленях и поплакать, если тебе хочется». Для ребенка важно постоянство в одном: в наших попытках быть с ним честными.
7. Думать самому.
Сказать «нет» — для ребенка значит заявить — «я существую». Это происходит по мере того, как у малыша возникает некоторое представление о себе, ощущение того, что он на самом деле самостоятельная личность. Многих родителей пугает и злит такая возможность, в то время как они должны были бы радоваться этому. Чувство собственной уникальности и способность сделать выбор — жизненно важная часть человеческого существования. Ребенок должен обладать собственным мнением. Этому очень легко научить — надо просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут.
8. Знать, в чем можно полагаться на взрослого.
Доверие к взрослым отчасти состоит в том, чтобы знать, когда тебе нужна помощь, и уметь обратиться за ней. Нам необходимо объяснить детям, что мы можем быть друзьями, помочь им, не обращаясь с ними, как с маленькими, без излишней опеки, можем понять их мир.
Учиться, общаться и жить вашему ребенку будет намного легче, если у него не останется не удовлетворенных в раннем детстве потребностей.
Семья — это самое спокойное и надежное место для ребенка, это его дом, его крепость. Здесь он чувствует себя защищенным, здесь его понимают, любят. Все то хорошее, чему ребенок научится в детстве, он возьмет с собой во взрослую жизнь.
Автор: Чиркова Светлана Владимировна
Первое родительское собрание во второй младшей группе в начале года по ФГОС
Темы родительских собраний в младшей группе детского сада на год
Родительское собрание во второй младшей группе. Кризис 3 лет
Родительское собрание во второй младшей группе «Формирование культурно-гигиенических навыков детей»
Родительское собрание во второй младшей группе. Детское питание
Нет комментариев. Ваш будет первым!