Конкурсы

Родительское собрание «Воспитание культуры поведения у младших дошкольников»

Сценарий родительского собрания во второй младшей группе детского сада «Воспитание культуры поведения у дошкольников»

Родители для ребенка — камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.

Время проведения: март-май.

Форма проведения: традиционное собрание.

Цель: воспитание культуры поведения у дошкольников.

Задачи: актуализировать понятие «культура поведения»; определить основные аспекты воспитания культуры поведения у дошкольников; расширить представления родителей о значении воспитания культуры поведения в жизни дошкольника; привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей: создать условия для обмена семейным опытом; вооружить родителей советами специалистов-психологов, педагогов по воспитанию культуры поведения у дошкольников.

Участники: родители, воспитатель.

Место проведения: помещение группы.

План проведения

1. Вступительный этап:

• разминка.

2. Основная часть:

• актуальность проблемы;

• анализ результатов социологического исследования;

• речевой этикет;

• памятка «Правила поведения дошкольника»;

• упражнения.

3. Подведение итогов собрания:

• рефлексия.

Ход мероприятия

Подготовительный этап

1. Приглашение родителей.

2. Проведение микроисследований.

• Анкетирование родителей (приложение 1).

• Опрос детей и запись ответов на магнитофон (приложение 2).

3. Оформление цитат:

• «Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек» (Эпиктет).

• «Умение себя вести украшает и ничего не стоит» (немецкая пословица).

• «Дети — это счастье, созданное нашим трудом» (В. Сухомлинский).

' «Родители для ребенка — камертон: как они прозвучат, так он и откликнется».

• «Хороший пример — наилучшая проповедь» (А. Чехов).

• «Воспитатель сам должен быть воспитан» (К. Маркс).

• «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой» (А. Чехов).

• «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества» (Т. Рузвельт).

• «Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях» (Ж.Ж. Руссо).

II. Организационный этап

III. Вступительный этап

(Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».) Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас. Как вы думаете, почему наше собрание началось с этой песенки?

Конечно, улыбка помогает нам показать доброе отношение и внимание к другим людям. И от этого у всех поднимается настроение и становится радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться внимательно и сердечно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.

Как вы думаете, как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно общаться? Верно, вежливым и воспитанным.

Итак, тема нашего собрания: «Воспитание культуры поведения у дошкольников».

Разминка

Вариант 1. Приветствие «Я рада видеть вас». (Родители и воспитатель становятся в крут. У каждого на груди - бейдж с именем и отчеством. В руках у воспитателя игрушка солнышко.)

Воспитатель. Я рада видеть всех вас и вас (поворачивается к соседке слева, передает ей солнышко)... (И.О.)

(Передавая игрушку, родитель обращается к стоящему рядом с такими же словами и т. д. Солнышко передается по кругу и возвращается к воспитателю.)

Вариант 2. Разминка с мячом.

— Закончите фразу: «Культура поведения — это...» (Родители заканчивают фразу по очереди и передают мяч друг другу.

— Каким должен быть культурный человек?

(Родители по очереди высказывают свое мнение. Движение мяча продолжается.)

IV. Основная часть

Актуальность проблемы

Культура поведения дошкольника — совокупность полезных для общества, устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Компоненты культуры поведения:

• культура деятельности;

• культура общения;

• культура речи;

• культурно-гигиенические навыки.

До родительского собрания мы побеседовали с детьми. Им были заданы следующие вопросы: «Какие вежливые слова ты знаешь?», «Кто такой вежливый человек?», «А ты вежливый?», «Почему?»

Предлагаем послушать наиболее интересные ответы.

(Включается магнитофонная запись с ответами детей.)

Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. Сегодня наш разговор о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но иногда не придаем им должного значения. А эти мелочи зачастую мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.

Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребенок и вдруг грубит, хлопает дверью... Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в детстве, что заложили в его душу от рождения до 10—11 лет.

Родители для ребенка - камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.

Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать от своих детей. В нашей повседневной жизни мы больше всего страдаем от недостатка культуры в людях.

Много лет люди создавали правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, разговоре, приеме гостей и сервировке стола — словом во всем, с чем мы входим в общество. Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200—300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали.

Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Именно об этом наш разговор. Надеемся, что вместе мы найдем ответы на многие вопросы.

Анализ результатов социологического исследования

Обратимся к результатам анкетирования родителей.

1. Первый вопрос звучал так: «Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок?»

(Приводятся примеры ответов родителей.)

Педагогические задачи

• Обеспечить условия для нравственного воспитания детей.

• Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия.

• Приучать общаться без свойственной возрасту крикливости.

• Продолжать формировать образ «я». Помогать детям осознавать, кто они и какие они. Сообщать им разные сведения (ты девочка, у тебя серые глаза, ты любишь прыгать и т. п.), в том числе сведения об их прошлом (не умел ходить, говорить, ел из бутылочки) и о произошедших с ним изменениях (умеешь рисовать, танцевать).

• Формировать доброжелательное отношение ко всем детям группы, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

• Формировать такие качества, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку различать состояние человека, решать, как следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятность.

• Приучать к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь.

• Учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами.

• Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевальной и умывальной комнатах, в спальне и столовой.

• Формировать навыки организованного поведения в детском саду, на улице.

• Формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности.

• Формировать умения выполнять действия в ходе режимных процессов.

• Формировать бережное отношение к игрушкам, к труду старших.

— Так с чего следует начинать воспитание культуры поведения?

(Родители высказывают свои предположения, опираясь на опыт семейного воспитания.)

С создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. Учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой сказки. Пусть иногда в комнате ребенка появляется фея в волшебном фартуке, в котором находится секрет. Пусть от нее придет записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которых он допускал оплошности. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску: если малыш вел себя прекрасно во всех отношениях - появится улыбающаяся маска феи, если слегка провинился - маска одного из гномов, если ведет себя совсем плохо — маска дракона.

2. Следующий вопрос анкеты звучал так: «Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?»

Одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример родителей. Именно вы, родители, — авторитет для ребенка. И именно с вас в первую очередь он берет пример во всем.

Представьте такую ситуацию. Мама забирает ребенка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребенок, заглядывая в группу. говорит: «До свидания». И мама с ребенком отправляются домой.

Как вы думаете, все ли правильно было сделано для привития ребенку правил культуры поведения? Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми.

3. Третий вопрос анкеты: «Перечислите методы, которые вы используете для привития ребенку навыков культурного поведения и хороших манер».

(Воспитатель перечисляет методы, которые указали родители в третьем вопросе анкеты: личный пример, чтение книг с ярким примером хороших манер, общение с авторитетными для ребенка людьми, постоянство и настойчивость в обучении, уважительное отношение друг к другу в семье, влияние общества (круг общения).)

Все эти методы имеют положительные результаты. В детском саду мы также используем методы и приемы, направленные на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок, обеспечивающие создание у детей практического опыта общественного поведения (приложение 3).

(Далее воспитатель предлагает родителям познакомиться с игрой «Ура и Фу», рекомендованной для детей 3—5 лет (приложение 5).)

Речевой этикет

Ребенок усваивает родную речь, подражая близким, так называемым материнским способом, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.

Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

А часто ли вы обращаетесь к своему ребенку в форме не приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете свое одобрение по поводу проявленной им вежливости? Задумайтесь над этим.

Памятка «Правила поведения дошкольника» (приложение 4).

Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста, с памяткой. Многие из советов, конечно же, проверены вами на практике и наверняка имеют положительные результаты.

(Звучит спокойная фоновая музыка. Родители читают памятку.)

Чаще вспоминайте строки из стихотворения Агнии Барто:

Когда не ладятся дела,

Мне помогает похвала.

Вопросы для обсуждения

— Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребенка надо тогда, когда не все получается, авансом, или же следует хвалить только за результат?

— Как часто и за что вы хвалите своего ребенка: за самостоятельность, проявление внимания, вежливости? Есть ли успехи?

Упражнения

Упражнение-конкурс «Кто дольше сможет хвалить ребенка за проявление вежливости?»

(Родители, называют фразы, которыми они хвалят ребенка и передают игрушку по кругу. Конкурс можно провести между двумя-тремя командами родителей.)

Похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. В детском саду существует традиция — «Поговорим о хорошем», когда каждый получает похвалу в присутствии всех детей. Продолжайте и дома хвалить ребенка, и вы увидите, насколько быстрее он будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребенок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой тоже обязательно найдите возможность его похвалить и дома в присутствии родственников, соседей, друзей хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.

Упражнение «Поведение детей»

А сейчас мы предлагаем вам как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах. Если ваш ребенок:

• выполняет данное правило, то вы кладете на стол фишку красного цвета;

• не всегда выполняет или не совсем правильно — желтого цвета;

• не выполняет совсем — синего цвета.

Варианты

• Ребенок умеет мыть руки.

• Моет их всегда перед едой.

• Моет их после посещения туалета.

• Умеет вытираться развернутым полотенцем.

• Аккуратно складывает одежду.

• Пользуется носовым платком по мере необходимости.

• Зевает и высмаркивается бесшумно.

• Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто.

• Благодарит за оказанную помощь.

• Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.

• Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.

• Не вмешивается в разговор без надобности.

• При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».

• Не бросает на улице, в помещении бумажки, обертки и т. д.

• Не говорит бранных слов.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой приемы: похвалу и упражнения.

Упражнение «Острое блюдо»

(Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, под музыку раздаются родителям. Время для ответа 1—3 минуты. Родители отвечают только по желанию, т. е. если вопрос достался родителю, не желающему отвечать на него, то он вправе передать вопрос дальше.)

— Следует ли говорить «будь здоров», если кто-то чихнул? (Оказывается, если кто-то чихнул или с ним произошла другая подобная неловкость, лучше всего не обратить на это внимание.)

— В каких случаях нужно говорить «вы», в каких — «ты»? (Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты» и в его устах это звучит даже мило, то с 4 лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, кроме близких родных, говорить «вы» и называть по имени и отчеству.)

— Как нужно принимать подарки? (Завернутый подарок нужно развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принес: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок.)

— В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? (Оказывается, если провинность незначительная, нужно говорить «извините», если же очень виновны — то «простите».)

— Каким образом следует указывать на предмет? (Нельзя показывать пальцем на какой-нибудь предмет и уж тем более на человека. Если вы хотите обратить внимание на какой-нибудь предмет, то показывать нужно всей ладонью.)

Воспользуйтесь советами, которые вы сегодня услышали, и вы увидите, как мир вокруг начнет изменяться.

V. Подведение итогов собрания

Путь от формирования у детей представлений о хорошем до их правильного поведения очень сложен и требует постоянной кропотливой работы взрослых над развитием нравственного сознания детей.

Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность? На эти вопросы у каждого свой ответ будет сегодня, завтра, спустя многие годы, и зависеть он будет от нашего желания и умения.

Желаем нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения.

Рефлексия

Вариант 1. Рефлексивный круг.

(Участники обмениваются мнениями по поводу проведенного собрания, высказывают пожелания на будущее. Воспитатель говорит о том, что сегодня все прекрасно работали, определили задачи на ближайшее будущее, которые предстоит решать, попытались взвесить свои потенциальные возможности для их решения, были активными.)

Вариант 2. Ваши впечатления.

Мыс вами проделали большую работу. Поделитесь впечатлениями.

— Насколько полезно было то, что мы делали?

— Что получилось удачно, а что стоило сделать иначе?

— Что важного для себя вы узнали?

(Принятие решения собрания.)

Приложение 1. Анкета для родителей

1. Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок?

2. Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?

3. Перечислите методы, которые вы используете для привития ребенку навыков культурного поведения и хороших манер.

Приложение 2. Опрос детей

1. Какие вежливые слова ты знаешь?

2. Кто такой вежливый человек?

3. А ты вежливый? Почему?

4. Вежливо ли обращаются с тобой взрослые? Почему?

5. Почему вежливые слова называют волшебными?

Приложение 3. Методы и приемы, направленные на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок

• Доверительное общение взрослого с ребенком, разговор по душам в вечернее время.

• Пояснение понятия конкретным примером.

• Чтение художественной литературы и рассказ с последующим обсуждением.

• Пословицы и поговорки о добрых отношениях между людьми.

• Беседы на этические темы.

• Игры-инсценировки несложных сюжетов с помощью игрушек с последующими разбором, беседой; сюжеты сценок взрослый черпает из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.

• Разыгрывание сценок из жизни детей при помощи кукол или кукольного театра.

• Прямые вопросы, побуждающие к выбору: «Что бы сделал, как поступил, если бы...».

• Решение проблемных этических ситуаций.

• Дидактические игры («Парные картинки» и т. п.).

• Обращение к личному опыту детей и взрослых (рассказ из личного опыта).

• Наблюдения младших детей за поведением детей старшего возраста (во время которых воспитатель разъясняет, в чем проявляются отзывчивость, щедрость, внимание друг к другу).

• Наблюдение за общением детей в процессе деятельности.

• Рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, на которых изображены различные ситуации; просмотр диафильмов, видеофильмов, телепередач, прослушивание радиопередач и т. д.

Приложение 4. Правила поведения дошкольника

Культурно-гигиенические навыки

• Вставай утром всегда в одно и то же время.

• Обязательно делай зарядку.

• Тщательно умывайся, обязательно чисти зубы, аккуратно причесывайся.

• Мой руки перед едой, после пользования туалетом, прогулки, ухода за животными.

• За столом всегда сиди прямо, не клади локти на стол.

• Правильно пользуйся столовыми приборами.

• Ешь не торопясь, аккуратно, бесшумно, жуй с закрытым ртом, тщательно пережевывай пищу.

• Не кроши хлеб, отламывай по кусочку.

• Косточки от фруктов из компота осторожно складывай на блюдце с помощью чайной ложки.

• Закончив еду, клади ложку и вилку в тарелку, а не на скатерть.

• Пользуйся салфеткой во время еды.

• Не бегай с бутербродом, кусками съестного — поешь за столом.

• Поднимаясь по лестнице, ставь ногу на ступеньку всей ступней.

• Спускаясь по лестнице, держи спину прямо и слегка придерживайся за перила.

• Пользуйся носовым платком; чихая и кашляя, отвернись от собеседника, прикрой рот и нос платком.

• После прогулки тщательно вытирай ноги, стряхивай и чисти щеткой пальто.

• Сам чисти свою обувь; аккуратно вешай или складывай одежду.

• Вечером, прежде чем лечь спать, приведи в порядок свою одежду и обувь.

• Ложись спать всегда в одно и то же время, спи в хорошо проветренной комнате.

Правила культуры общения

• Пользуйся словами вежливого обращения: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «будьте добры», «извините», «спасибо», «благодарю», «разрешите войти» и др.

• Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.

• Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.

• На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания; не ешь во время спектакля, демонстрации кинофильма.

• Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику.

• Умей выслушать товарища, не перебивая.

• С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.

• Уступай в транспорте место взрослым и малышам.

• Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.

• Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет (карандаш, варежку и т. п.).

• Мальчики должны пропускать вперед девочек в транспорт, в помещение.

• Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.

• Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.

• Умей признавать, что был не прав.

• Старайся уступить товарищу е споре, игре, помочь ему договориться.

Правила культуры деятельности

• Не сиди без дела.

• Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

• Доводи начатое дело до конца; выполняй работу только хорошо.

• Делай все, что умеешь сам, не требуя помощи взрослых.

• Соблюдай чистоту и порядок в своем игровом уголке, за своим столом.

• Везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам.

• Люби природу, заботься о животных.

• Книгу читай за столом, не загибай углы страниц, бери книгу чистыми руками.

• Если что-то не понял, переспроси старших или товарищей.

• Будь настойчив в достижении цели. Общие правила нравственности

• Радуйся успеху товарища.

• Будь правдивым, имей мужество откровенно сказать о своем проступке; не перекладывай вину на других.

• Говори всегда только правду.

• Дорожи доверием взрослых и товарищей.

• Не хвастайся даже самым красивым поступком — хорошее дело само за себя говорит.

• Дал слово — держи его, дал обещание — выполни.

• Настоящий друг познается не только в радости, но и в беде — он всегда поможет, утешит, удержит от дурного поступка.

• Никого не обижай — ни словом, ни поступком; заботься о младших, помогай им, защищай тех, кто слабее тебя.

• Живи и поступай так, чтобы окружающим — взрослым и детям — было с тобой приятно и радостно.

Приложение 5. Игра «Ура и Фу»

Игра проводится раз в неделю по 5—7 минут. Следует задавать каждый раз не более восьми — десяти вопросов. Игру можно проводить в любое удобное время. Взрослый предлагает поиграть в игру: «Я буду называть действия детей. Если они поступают хорошо, ты говори «ура», если плохо — «фу».

Прогулка

• Ломает лопатку.

• Катает друга на санках.

• Кормит птичек.

• Ломает чужую постройку.

• Помогает почистить снег на участке.

Отношение к другим

• Делится игрушками.

• Кусается.

• Играет с ребятами дружно.

• Дерется.

• Щиплет за руку малыша.

• Бьет малыша рукой по лицу.

• Царапает малышу лицо.

• Пачкает друга краской.

• Толкает друга в снег.

• Заступается за девочек.

• Помогает новенькому собирать конструктор.

• Помогает малышу застегнуть пуговицу.

• Помогает воспитателю отмыть краску.

• Помогает малышу отряхнуть снег.

• Помогает товарищу подняться, когда тот упал.

• Помогает товарищу вытереть грязь.

• Помогает товарищу восстановить постройку.

• Помогает подклеить книгу.

• Помогает достать упавший за забор мяч.

• Ставит подножку товарищу.

• Качает товарища на качелях.

• Отказывается играть в игру, в которую не приняли друга.

• Приносит свои игрушки и всем дает поиграть.

• Обсыпает песком малыша.

• Толкает товарища с велосипеда.

• Ломает игрушки.

• Рвет чужую книгу.

• Прячет чужую игрушку.

• Забрасывает чужую шапку в крапиву.

• Отнимает у малыша игрушку.

• Прогоняет малыша с качелей.

• Расталкивает других, чтобы пройти первым к дверям.

• Не дает другим свои игрушки.

Отношение к животным

• Кидает камнем в кошку.

• Пинает ногой собаку.

• Кормит голодного котенка.

• Кормит рыбок.

• Чистит клетку попугаю.

• Наливает птицам воды.

• Разоряет муравейник.

• Вытаскивает рыбок из аквариума.

• Выдергивает перо у попугая.

Отношение к природе

• Срывает цветы.

• Поливает цветы.

• Ломает ветки.

Отношение к вещам

• Убирает игрушки.

• Рвет книги.

• Ломает машинки.

• Подклеивает книгу.

• Чинит вместе с папой машинку.

• Отрывает у кукол ноги.

• Пачкает книги.

Автор: Чиркова Светлана Владимировна

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание во второй младшей группе. Кризис 3 лет

Первое родительское собрание во второй младшей группе в начале года по ФГОС

Темы родительских собраний в младшей группе детского сада на год

Родительское собрание во второй младшей группе. Детское питание

Родительское собрание во второй младшей группе «Формирование культурно-гигиенических навыков детей»

Нет комментариев. Ваш будет первым!