Буквенное панно в работе логопеда

Автор: Чурикова Ольга Николаевна, учитель-логопед МАДОУ №21 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи г. Губкин Белгородской области

Описание:

Данный материал предназначен для моих коллег, творческих учителей-логопедов, которые в своей работе с детьми применяют нетрадиционные методы и приемы. «Буквенное панно» я сшила из лоскутков ткани, но для его изготовления можно использовать цветную или бархатную бумагу, пластиковые бутылки, чтобы сделать самые разнообразные изображения. К тому же, это дидактическое пособие стало украшением моего логопедического кабинета.

Буквенное панно своими руками

Буквенное панно

Речевые нарушения у детей устраняются логопедом в ходе систематически организованной коррекционно-образовательной работы. В подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи проводится обучение элементарным навыкам чтения и письма. Это процесс длительный, сложный, поэтому у некоторых детей может появиться чувство утомляемости, иногда при появлении затруднений даже пропадает желание заниматься дальше. Для активизации у дошкольников познавательной и речевой деятельности приходится использовать в работе всё новые игровые методы и приёмы, чтобы фактор новизны оживил у них интерес к изучению новых букв, составлению из них слогов и коротких слов.

Для детей логопедической группы я из лоскутков ткани сшила настенное буквенное панно, укрепила его на старой магнитной доске и принесла на логопедическое занятие. Все с удовольствием рассматривали необычную картину, в которой изображённые предметы состояли из изученных и узнаваемых детьми букв. Ведь к середине учебного года дети усваивают половину букв, начинают по слогам читать слова и короткие предложения. «Буквенное панно» я сшила с целью закрепления у детей графического образа букв с помощью ассоциативного метода. Данная работа является профилактикой и предупреждением появления дисграфии и дислексии у детей при дальнейшем обучении в школе.

При изготовлении панно постаралась объединить картинку в единый сюжет, который будет доступен и прост в понимании детьми. Мне хотелось научить их узнавать образ буквы среди предметов окружающего мира. Оказывается, что дупло у дерева - это буква О, калитка у дома - буква И, ворота-буква П, а ласточка в небе - буква Э.

На коррекционно-логопедических занятиях при ознакомлении с новыми буквами мы всегда учим стихи В. Степанова, в которых метко подмечено их сходство с окружающими предметами. Они позволяют ребёнку буквально после одного занятия установить прочную связь между предметом и графическим изображением буквы. При рассматривании панно они сразу узнали и назвали уже изученные буквы, вспомнили о них стихи:

*   *  *

В старом дереве дупло,

Ну, совсем как буква О.    (буква О)

*  *   *

На калитку посмотри,

Чем тебе не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок        (буква И)

*  *  *

Подходящие ворота,

Проходи, кому охота          (буква П)

*   *   *

Над лугами в синеве

Пролетает буква Э,

Это ласточка весной

Возвращается домой         (буква Э)

Детям очень понравилось такое необычное «буквенное панно», ещё около месяца оно висело в логопедическом кабинете. В процессе индивидуальной и подгрупповой деятельности каждому ребёнку хотелось самостоятельно назвать все узнаваемые буквы. Поэтому каждый от меня получал такие задания:

- написать все буквы, которые изображены на панно;

- нарисовать к букве картинку;

- придумать, какие слова начинаются с этих слов (О- облако, Е- ель и т.д.)

- в вагончики посадить игрушки, в названии которых есть буквы, изображённые на панно.

Появление «Буквенного панно» помогло закрепить у детей изученные буквы, вызвало интерес к узнаванию и  усвоению новых букв, желание учиться читать и писать.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Мила Кузьмина # 5 октября 2013 в 23:09 +2
Замечательный дидактический материал для занятий.Вот оно творчество учителя - логопеда!  Сколько любви вложено в эту работу!  И для интерьера отличное оформление! Спасибо за идею.
Ольга Чурикова # 6 октября 2013 в 20:02 +2
Спасибо, приятно получить такую оценку моей скромной работы.
Светлана Сергеевна Утюжникова # 24 октября 2013 в 15:48 +2
Очень интересное наглядное пособие по технике исполнения.Особенно,уникально обучение детей на узнавание образов букв.Спасибо.
Анна Алексеева # 3 января 2014 в 10:51 +1
Здорово!С сыном играли.Очень понравилось!Спасибо!
Светлана Столярская # 4 января 2014 в 12:28 +1
Интересная задумка. Хорошо, что с детьми работают творческие педагоги.
Елена Михайловна Гаун # 2 февраля 2014 в 09:07 +1
Интересный красочный наглядный материал. Я не логопед, но думаю что это наглядное пособие можно применять и воспитателю в индивидуальной работе с детьми работе по звуковой культуре речи.
Ирина Алексеевна Межидова # 20 февраля 2014 в 20:04 +2
Нужный материал!Постараюсь изготовить и буду применять на своих занятиях
Ольга Сергеевна Блинова # 6 марта 2014 в 14:37 0
Спасибо за идею, возьму на заметку.
Ищенко Анна # 13 марта 2014 в 15:33 0
Яркое панно,не только позволяет научить чтению, но и развивает познавательный интерес, мелкую моторику, ведь картинки и буквы можно переставлять,что детям очень нравится. У нас похожее панно в группе, только из ковролина, тоже очень удобное
Елена Борисовна Лисицына # 5 мая 2014 в 15:38 0
Спасибо за идею, будем ее развивать.
Вероника Анатольевна Куманеева # 29 сентября 2014 в 22:06 0
Интересная придумка. Детям понравится, ведь все можно потрогать, передвинуть, переставить. Облегчает процесс запоминания букв и является хорошей профилактикой дисграфии. Спасибо автору.
Вера Кирилловна Кубышкина # 30 октября 2014 в 19:42 0
К сожалению не в каждом ДОУ есть логопед, поэтому мы, воспитателя, проводим работу с детьми по звукопроизношению. Прием использования буквенного панно поможет детям в упражнениях по правильному произношению звуков и в то же время в обучении грамоте. Спасибо Вам за интерес ную идею!
Анна Александровна Решетина # 4 августа 2015 в 02:58 0
Спасибо за идею! Обязательно ей поделюсь! Вот она совместная творческая партнерская деятельность детей, каждый ребенок может сделать свой вклад: найти буквы, создать совместный коллаж: спрятать букву. Блестяще!
Наталья Анатольевна Спирева # 5 апреля 2016 в 13:26 0
Отличная идея. Я не такая мастерица по шитью, поэтому подобное панно изготовила из остатков ковролина. конечно, работа получилась более масштабная, но не менее функциональная.
Наталья Юрьевна Батт # 16 июня 2016 в 19:42 0
Какое замечательное панно!Очень интересная идея! smile smile smile
Татьяна Сергеевна Нестерова # 13 августа 2016 в 08:07 0
Уникальная идея, поскольку предложенное панно позволяет донести знания дошкольнику через тактильное и сенсорное ощущение, способствует профилактики дисграфии. У картинок единый сюжет, что позволяет систематизировать имеющиеся знания.
Ольга Николаевна Литовкина # 4 февраля 2017 в 21:28 0
Очень понравилась ваша идея панно с ассоциациями. Думаю, это стоит взять в копилку не только учителям-логопедам, но и воспитателям "чистых" групп. Варианты панно могут быть разными, ведь фантазия педагогов безгранична.
Елена Юрьевна Котельникова # 1 октября 2017 в 17:02 +1
Добрый день!С удовольствием познакомилась с Вашей работой!Спасибо за кропотливый труд,творческую изюминку,за интересную идею! Такой дидактический материал будет полезен всем воспитателям для активизации у дошкольников познавательной и речевой деятельности.Любая новая игра в группе всегда заинтересовывает детей,а это панно сделано в форме игры,значит с ним заниматься детям будет всегда интересно.Возьму себе на заметку!