Автор: Чурикова Ольга Николаевна, учитель-логопед МАДОУ №21 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи г. Губкин Белгородской области
Описание:
Данный материал предназначен для моих коллег, творческих учителей-логопедов, которые в своей работе с детьми применяют нетрадиционные методы и приемы. «Буквенное панно» я сшила из лоскутков ткани, но для его изготовления можно использовать цветную или бархатную бумагу, пластиковые бутылки, чтобы сделать самые разнообразные изображения. К тому же, это дидактическое пособие стало украшением моего логопедического кабинета.
Буквенное панно своими руками
Речевые нарушения у детей устраняются логопедом в ходе систематически организованной коррекционно-образовательной работы. В подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи проводится обучение элементарным навыкам чтения и письма. Это процесс длительный, сложный, поэтому у некоторых детей может появиться чувство утомляемости, иногда при появлении затруднений даже пропадает желание заниматься дальше. Для активизации у дошкольников познавательной и речевой деятельности приходится использовать в работе всё новые игровые методы и приёмы, чтобы фактор новизны оживил у них интерес к изучению новых букв, составлению из них слогов и коротких слов.
Для детей логопедической группы я из лоскутков ткани сшила настенное буквенное панно, укрепила его на старой магнитной доске и принесла на логопедическое занятие. Все с удовольствием рассматривали необычную картину, в которой изображённые предметы состояли из изученных и узнаваемых детьми букв. Ведь к середине учебного года дети усваивают половину букв, начинают по слогам читать слова и короткие предложения. «Буквенное панно» я сшила с целью закрепления у детей графического образа букв с помощью ассоциативного метода. Данная работа является профилактикой и предупреждением появления дисграфии и дислексии у детей при дальнейшем обучении в школе.
При изготовлении панно постаралась объединить картинку в единый сюжет, который будет доступен и прост в понимании детьми. Мне хотелось научить их узнавать образ буквы среди предметов окружающего мира. Оказывается, что дупло у дерева - это буква О, калитка у дома - буква И, ворота-буква П, а ласточка в небе - буква Э.
На коррекционно-логопедических занятиях при ознакомлении с новыми буквами мы всегда учим стихи В. Степанова, в которых метко подмечено их сходство с окружающими предметами. Они позволяют ребёнку буквально после одного занятия установить прочную связь между предметом и графическим изображением буквы. При рассматривании панно они сразу узнали и назвали уже изученные буквы, вспомнили о них стихи:
* * *
В старом дереве дупло,
Ну, совсем как буква О. (буква О)
* * *
На калитку посмотри,
Чем тебе не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок (буква И)
* * *
Подходящие ворота,
Проходи, кому охота (буква П)
* * *
Над лугами в синеве
Пролетает буква Э,
Это ласточка весной
Возвращается домой (буква Э)
Детям очень понравилось такое необычное «буквенное панно», ещё около месяца оно висело в логопедическом кабинете. В процессе индивидуальной и подгрупповой деятельности каждому ребёнку хотелось самостоятельно назвать все узнаваемые буквы. Поэтому каждый от меня получал такие задания:
- написать все буквы, которые изображены на панно;
- нарисовать к букве картинку;
- придумать, какие слова начинаются с этих слов (О- облако, Е- ель и т.д.)
- в вагончики посадить игрушки, в названии которых есть буквы, изображённые на панно.
Появление «Буквенного панно» помогло закрепить у детей изученные буквы, вызвало интерес к узнаванию и усвоению новых букв, желание учиться читать и писать.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР
Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР
Оформление логопедического кабинета для дошкольников
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы