Конкурсы

Опыты и наблюдения весной и летом с дошкольниками

Опыты и наблюдения весной и летом с детьми дошкольного возраста

Начало сокодвижения. Сокодвижением называется процесс перемещения воды и растворенных в ней веществ из нижележащих отделов в вышележащие и наоборот. Восходящий ток жидкости обусловлен деятельностью корневой системы. С приближением теплых дней она начинает всасывать из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества и подавать их по стволу к веткам и почкам. Нисходящий ток жидкости несет органические вещества (глюкозу, аминокислоты, биологически активные вещества) из мест, где они были запасены с осени (в основном, из ствола и веток), к тем частям растений, которые будут расти: к почкам и зонам роста новых корней. Из них будут строиться новообразующиеся ткани.

За счет поступления воды размер почек увеличивается, они набухают. Обмен веществ в них усиливается.

Таким образом, начало сокодвижения — важный переломный момент в жизни растений, свидетельствующий об окончании периода вынужденного покоя и о полном пробуждении деревьев. В фенологии — науке о сезонных изменениях в природе — момент начала сокодвижения считается признаком окончания зимы и наступления предвесеннего периода. Если быть более точным, критерием наступления предвесеннего периода служит начало сокодвижения у первых проснувшихся деревьев — березы борадавчатой и клена остролистного. Остальные деревья пробуждаются немного позднее.

Таким образом, на практике определение конца зимы может быть проведено с точностью до 1—2 дней. Дети с удовольствием будут следить за данным показателем. Для этого в конце зимы педагог на их глазах прокалывает острым шилом веточку дерева. Дети следят, не появится ли из отверстия капля сока. После наблюдения это отверстие замазывают пластилином и открывают через каждые 2—3 дня для проверки: не началось ли сокодвижение. По мере приближения теплых дней процедуру можно повторять ежедневно.

Демонстрируя этот опыт, педагог должен предупредить детей, что добывание сока в большом количестве наносит дереву вред. В этом случае питательные вещества не доходят до листьев, и их рост замедляется. Кроме того, большая рана опасна для дерева, как и рана для человека: нарушается целостность тканей, возникает вероятность инфекции. Хоть оно и не испытывает боли, но болеет. Педагог знает, как сделать эту процедуру безопасной, но дети не должны ее повторять самостоятельно, чтобы не навредить дереву.

Поэтому для эксперимента желательно брать молодую поросль и конечные веточки. Возможно, сокодвижение в стволе удастся увидеть раньше, и количество выделившегося сока будет большим, но в данном случае разница в несколько дней не играет существенной роли, поскольку детям важно понять сам принцип весеннего пробуждения природы.

Наблюдение за веткой, поставленной в подкрашенную воду.

Этот опыт позволяет лучше понять, как осуществляется движение воды по стеблю. В воду, куда помещена срезанная веточка, добавляются чернила или (что лучше) пищевые красители. Через некоторое время прожилки древесины и листьев окрасятся в соответствующий цвет. При длительном наблюдении видно, что вода поднимается по стеблю все выше и выше. Полученный результат можно зарегистрировать графически, отмечая высоту подъема краски на линейке или бумажной ленте.

Если плотная кора не позволяет увидеть изменения окраски, в воду ставят несколько веточек, и педагог периодически подрезает одну из них. На срезе окрашивание заметно лучше.

Набухание почек. Всем известно, что весной почки набухают. Чтобы увидеть это воочию, дети пришивают на общий лист веточки какого-либо одного дерева (кустарника), срезанные в разное время: поздней осенью, зимой, ранней весной и в середине весны — непосредственно перед распусканием листьев.

Набухание становится заметным через 10—12 дней после начала сокодвижения.

Особенности молодых листьев. Молодые листья каждого вида растений выглядят по-разному. У одних деревьев они покрыты клейким душистым веществом, у других — пушком. Эти приспособления предохраняют листья от холода. Дети легко увидят оба явления на растениях своего участка.

Общая закономерность такова: на всех ветроопыляемых деревьях цветы распускаются раньше листьев, которые мешают свободному переносу пыльцы. Среди растений, опыляемых насекомыми, без листьев зацветает ива. В конце апреля раскрываются почки черемухи и березы, в первой половине мая — клена, желтой акации, яблони, груши, несколько позже—дуба и липы. Однако год на год не приходится. Занося в специальный дневник наблюдений сроки распускания почек, дети смогут установить общие закономерности развития деревьев своего участка. Этот дневник продолжают вести дошкольники, пришедшие на смену тем, кто начинал первые наблюдения. Данные, собранные за много лет, имеют не только практическое, но и научное значение.

Отличия листовых и цветочных почек. Как отличить цветочную почку от листовой? У плодовых деревьев цветочная почка крупная, куполовидная, расширена в средней части. Верхушка ее закруглена. Из нее сформируется цветок, а потом и плод. Листовая почка имеет коническую форму; верхушка ее острая.

Присмотревшись к почкам декоративных деревьев, дети тоже легко научатся отличать цветочные почки от листовых. Если воспитатель сам затрудняется в определении признаков почек, можно их разорвать и убедиться, что в одной из них находятся туго свернутые листья, в другой — зачатки цветов. Дети могут пометить с помощью шариковой ручки один тип почек красной пастой, а другой — синей, а затем в процессе наблюдений установить, из каких почек разовьются цветы, из каких — листья.

У всех деревьев цветы разные. Дальнейшие наблюдения за деревьями позволят выявить различия в строении их цветов. Цветы растений, относящихся к семейству Розановых (Розоцветных) имеют типичную форму. У них крупные лепестки, много тычинок и один или несколько пестиков. К Розановым относятся шиповник, роза, яблоня, груша, вишня, слива, черемуха и многие другие растения. Они опыляются насекомыми.

У ветроопыляемых растений мы не найдем привычных частей — лепестков и чашелистиков; они мешали бы переносу пыльцы ветром. Их мелкие цветки собраны в соцветия.

У всех Кленовых цветы безлепестковые, зеленоватые. Мужские (тычиночные) цветки собраны в пониклые пучки, женские (пестичные) — в пониклые кисти. У Ивовых, Березовых, Буковых (к последним относится дуб) мелкие цветки собраны в сережки, но их форма обладает видовой специфичностью. Дети легко запечатлеют в памяти эти различия, когда будут рассматривать соцветия.

У ивы сережки пушистые, сравнительно короткие и толстые. Они напоминают пушистые шарики. Желтый цвет шариков обусловлен наличием большого количества пыльников (пыльцевых мешочков), содержащих пыльцу. Присмотревшись, дети увидят, что каждый из них висит на тонкой тычиночной нити.

У тополя, осины, ольхи, березы, орешника сережки длинные и сравнительно тонкие. Цветки расположены в них плотно. Дуб тоже имеет длинные сережки, но цветки располагаются в нем рыхло.

Интересны женские (пестичные) цветки ольхи: они имеют вид коротких шишечек длиной около 1,5—2 см и на первый взгляд напоминают мелкие шишки хвойных.

Образование плодов. По окончании цветения дети с большой пользой для себя наблюдают, как на месте цветов образуются плоды. Сначала они мелкие, нежные, совершенно непохожи на зрелые плоды; затем становятся крупнее и плотнее; наконец приобретают характерную форму, постепенно созревают.

Для уяснения общих закономерностей формирования плодов дети собирают плоды любого дерева на всех стадиях развития и пришивают их (или приклеивают) на общий лист.

Разнообразие плодов. В продолжение лета и осени воспитатель помогает дошкольникам найти и рассмотреть плоды всех древесных и кустарниковых растений, произрастающих на участке детского сада и на прилежащей территории. Работу можно продолжить в лесу, саду, сквере, парке и иных местах, посещаемых детьми, включая дачи и садовые участки.

Дошкольники должны убедиться, что плоды есть у всех растений, но выглядят они по-разному: бывают большими и маленькими, сухими и сочными, круглыми, овальными, длинными, а также съедобными, несъедобными и ядовитыми.

Так, плоды березы очень мелкие. В центре плода находится одно семя, по бокам которого расположено по два крылышка. Эти семена переносит ветер. У плодов вяза тоже есть крылышко, но оно образует сплошное кольцо. Плод вяза летит как планер. Плоды клена, ясеня, липы, тоже являющиеся крылатками, летят, вращаясь как пропеллер. Это хорошо видно, если встать под деревом в период рассеивания плодов зимой или сбросив плод с некоторой высоты в любое время года. С помощью ветра распространяются семена хвойных — ели и сосны.

Интересны плоды тополя. Они представляют собой легкий пух, хорошо летящий по ветру, в центре которого есть затвердение — семя. Плоды дуба — желуди. Разнообразие растений столь велико, что все перечислить невозможно. Одни плоды созревают и рассеиваются летом, другие — осенью, третьи — зимой. Если педагог сам недостаточно знаком с данным вопросом, это не помешает ему организовать работу с детьми, поскольку все знать невозможно. Но можно легко сориентироваться в процессе наблюдения и эксперимента, если четко знаешь, что хочешь узнать.

Чтобы закрепить знания о разнообразии плодов, педагог объявляет в группе конкурс «Какие бывают плоды». Он предлагает детям приносить плоды разных растений (в данном случае — деревьев и кустарников, но работу можно расширить и собирать плоды дикорастущих трав и культурных растений, выращиваемых в поле и на огороде). Каждый принесенный плод дети сравнивают с уже имеющимися в коллекции и решают, является ли он для них новым. Новые оставляют, а те, что есть коллекции, используют для поделок и игр. Способ оформления коллекции полностью находится в компетенции педагога. Семена пришивают или приклеивают к листу плотной бумаги, заделывают в небольшие мешочки из прозрачной пленки, которые складывают в аккуратно сделанную коробочку, создают книжку, на каждый лист которой приклеиваются не только плоды, но и фотографии растений и их цветов, и т.п. Сочные плоды либо консервируют, либо засушивают.

Зачем нужны плоды. Очередная задача педагога — показать, что в каждом плоде есть семена. Плод — орган, в котором образуются, развиваются и созревают семена.

Чтобы убедиться в этом, дети разрезают сочные плоды, а сухие рассматривают и ощупывают или разламывают. У многих растений обнаружить семена нетрудно. Сложнее найти их у тополя, ясеня, клена, осины. Семена этих деревьев выглядят как уплотнения или утолщения в нижней или центральной части плода.

Рекомендуем посмотреть:

Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка

Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме

Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий

Игры дразнилки для детей 5-6 лет

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Нет комментариев. Ваш будет первым!