Рассказы о профессиях для детей старшего дошкольного возраста

О профессиях для детей 5-8 лет

Поговорим о профессиях

Дорогие ребята! Поговорим с вами о профессиях. Что такое профессия? (Дети отвечают.) Правильно! Профессия — это труд, которому человек посвящает свою жизнь.

Давайте вместе вспомним, какие есть профессии. (Дети отвечают.) Верно! Учитель, врач, воспитатель водитель, библиотекарь, продавец, бухгалтер... Профессий очень много!

О некоторых, самых распространенных, мы поговорим с вами.

Каждое утро взрослые члены вашей семьи уходят на работу. Расскажите, какие у них профессии. Чем занимаются ваши родные и близкие? Хотели бы вы иметь профессию папы или мамы? Почему? (Дети рассказывают.)

Профессии появились тогда, когда между людьми возникло разделение труда!

В средние века в городах возникли цехи — объединения людей одной профессии, например: цех ткачей, цех портных или цех оружейников. У каждого цеха было свое знамя, свои праздники. Цех защищал своих членов. В нем были ученики, подмастерья и мастера. Чтобы стать мастером, нужно создать шедевр, т.е. очень хорошее изделие.

Как же все-таки узнать, какую профессию выбрать? Некоторые люди очень рано чувствуют свое призвание. Девочки любят рисовать фасоны модных платьев, шить, вышивать, вязать; мальчики — мастерить планеры, строить модели кораблей. Многие дети свободно и естественно держатся на сцене: любят петь, читать стихи, танцевать. Другие прекрасно рисуют. Вспомним гениальную девочку Надю Рушеву, иллюстрировавшую романы Л.H. Толстого «Война и мир», М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Ее рисунки поражают мастерством зрелого художника, а ведь ей было всего четырнадцать лет.

Великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт в пять лет уже давал публичные концерты, а в двенадцать лет получил звание академика. Как это случилось, написано в книге В. Суслова «Твое дело»: «Надо было выполнить задание, и на это давалось три часа. Звания хотели получить опытные залуженные мастера, и задания давались нешуточные. Легко сказать: экзамен на академика! Каждого запирали в комнату на три часа, чтобы не было никакого обмана! И Моцарта запирали. А он через полчаса стучит: отоприте! Думали, что мальчик испугался, разволновался. А он протягивает написанные листы — все сделал. И сделал прекрасно».

Но так бывает не всегда! Иногда человек долго и мучительно ищет свое призвание, меняя профессию за профессией, и все-таки, в конце концов, находит его. Ведь профессия должна приносить радость и самому человеку и людям.

Послушайте стихотворение.

Твое призвание

Строитель нам постоит дом,

И мы в нем дружно заживем.

 

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

 

Даст книги нам библиотекарь,

Хлеб испечет в пекарне пекарь,

 

Учитель выучит всему —

Научит грамоте, письму.

 

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

 

Я думаю, ты подрастешь

И дело по душе найдешь!

А теперь давайте поговорим о разных профессиях.

Рассказ о профессии Артист

Думаю, что не ошибусь, если предположу, что многие из вас мечтают стать артистами. Артист — необыкновенная профессия! Знаменитых артистов знают миллионы людей во всем мире, ими восхищаются, им хотят подражать. Их фотографии украшают обложки журналов, а в жизни этим счастливцам сопутствуют цветы и аплодисменты.

Все так. Но это только одна сторона жизни артиста, которая на виду у всех.

А есть и другая, скрытая от глаз публики, наполненная неустанным трудом, многочасовыми репетициями, ежевечерними спектаклями, переездами из города в город, многодневными съемками в кино и т.д.

Давайте поговорим о профессии артиста более подробно.

Представьте, что вы с мамой собрались в театр на спектакль «Золушка». Открывается занавес, и вы видите комнату в небогатом доме, где мать собирает своих капризных дочерей на королевский бал. Ей помогает юная, прелестная Золушка. Она не родная дочь, а падчерица. Поэтому, бедняжка, на бал не поедет, одета она в лохмотья.

И мачеху, и ее дочерей, и Золушку играют артисты, но вы забываете об этом! Ведь основа профессии артиста в том и состоит, чтобы ему поверили зрители, чтобы им казалось, будто перед их глазами проходит самая настоящая жизнь.

Когда разряженные сестры уезжают в карете на бал, Золушка остается на кухне одна перебирать бобы и горох. У многих ребятишек на глаза навертываются слезы! Им жалко бедную девушку!

Попытайтесь вспомнить, что же произошло дальше. Чем заканчивается эта сказка? (Дети отвечают.)

Зрители выходят из театра взволнованными! Кудесники-артисты подарили им прекрасную сказку, заставили задуматься о добре и зле.

Что же главное в работе артиста?

Артист на время спектакля перевоплощается в другого человека. У него изменяются походка, голос, манера держать себя.

Посмотрите на мачеху Золушки: голос у нее визгливый, движения резкие. А дочери?

Играя того или другого героя, артист должен понимать, почему этот герой ведет себя так, а не иначе, говорит именно эти слова, т.е. актер должен понять характер своего героя.

У артиста должна быть великолепная память! Ведь ему нужно запомнить не только произносимые слова, реплики, но и весь рисунок роли.

Играя на сцене, актер забывает о технике, слова его льются свободно, словно их «рождает не память рабская, но сердце», как говорил А.С. Пушкин.

Настоящий артист полностью отдается вдохновению, он не думает о том, правильно ли стоит на сцене, красива ли поза, те ли интонации голоса.

Все это остается, если можно так сказать, «за кадром», когда артист долгими часами занимается пением, танцем, ритмикой, фехтованием, учится носить тот или иной костюм.

В детском саду или школе под руководством воспитателя или учителя ребята сами ставят спектакли по известным сказкам и пьесам.

А бывали вы когда-нибудь на спектаклях кукольного театра?

Кукольный театр пришел к нам из глубокой древности.

Кукольные театры в разных странах были разные. В Китае и Японии использовались куклы-марионетки, которые подвешивались и двигались с помощью нитей или тонкой проволоки, а артисты, их ведущие, находились над сценой.

Перчаточные куклы потому так и называются, что надеваются на руки, как перчатки.

Есть еще и тростевые куклы. Актеры, находящиеся за ширмой, управляют ими с помощью тростей — прямых тонких палок.

Особенность творчества актеров в кукольном театре состоит в том, что сам он на сцене не появляется (его лицо зрителям незнакомо), но на сцене действует, двигается, танцует, прыгает кукла, им управляемая.

Даже свой естественный голос актер изменяет с помощью особой мембраны, делающей его «кукольным».

Самое главное для артиста-кукольника — руки! Они должны быть пластичными, гибкими. Работа с куклой требует ловкости, виртуозности и силы рук.

Знаете ли вы, кто создал самый известный кукольный театр в России? (Дети отвечают.)

Замечательный театр кукол в России создал актер, драматург и режиссер С.В. Образцов.

А кто из вас, ребята, видел балет?

Сочетание прекрасной музыки, отточенных движений создает впечатление дивной гармоничности этого вида искусства.

Послушайте стихотворение.

Балет

Гаснут яркие лучи,

Тихо музыка звучит.

Скрипки и виолончели

Нежно менуэт запели.

Под напев его старинный

Закружились балерины,

Словно сказочные феи.

Скрипок сладостное пенье,

Грациозный пируэт,

Красоту и вдохновенье

Дарит зрителям балет!

Кажется, что без малейшего усилия плетут балерины кружево танца. Но так ли это на самом деле?

Искусству балета учат детей с десятилетнего возраста.

Жизнь артиста балета — беспрерывный изнуряющий труд, труд физический и духовный.

Стать артистом балета может далеко не каждый! Важны и рост, и телосложение, и чувство ритма, и музыкальный слух, и координация движений, и очень крепкое здоровье! Ведь тело балерины должно стать гибким, чутким, способным выполнить любое движение легко и красиво!

Как часто вы бываете в цирке?

Очень многие дети, да и взрослые, любят яркие, эффектные цирковые представления! Звучит веселая зажигательная музыка, сияют разноцветные огни прожекторов. Все блестит, сверкает позолотой и блестками! В центре любого циркового представления — артист цирка. Он главное лицо сложного циркового искусства. Это и ловкий жонглер, подбрасывающий сразу несколько предметов и успевающий подхватить их на лету. Предельная ловкость, мгновенная реакция, развитое чувство ритма — вот качества, необходимые жонглеру. Это и акробат — физически сильный, бесстрашный, с развитой мускулатурой, он восхищает зрителей полетами под куполом цирка.

Давайте вспомним, какие еще есть артисты в цирке. (Дети отвечают.) Верно! Дрессировщик, клоун, фокусник...

Дрессировщик занимается с различными животными. Он учит их танцевать, прыгать через обручи, ввозить повозку, играть в футбол.

Многие дрессировщики работают с собаками. Собаки понятливы, не боятся ни яркого света, ни громких аплодисментов. Другие дрессировщики работают с крупными хищниками — львами, тиграми, третьи — с птицами и даже обитателями морей — дельфинами, моржами, морскими котиками.

Послушайте стихотворение.

Собачка цирковая —

Веселая, живая.

В голубой кафтан одета,

Пышную везет карету,

А каретой правит кот,

Кошку он на бал везет.

С ними рядом две болонки

В желтых шляпах из соломки.

Ловко поправляя шляпки,

Кружатся на задних лапках,

Забавляя в цирке нас,

Весело танцуют вальс.

А что делают на арене клоуны? (Дети отвечают.) Они нас смешат, развлекают, то подражая другим артистам, то отпуская остроумные реплики*. Нескладная фигура клоуна среди стройных и ловких артистов уже сама по себе вызывает смех.

Попробуйте рассказать, как выглядит клоун. (Дети рассказывают.) Верно! У него рыжий или малиновый парик, красный нос, нелепая шляпа, огромные башмаки с загнутыми носами.

А теперь давайте вспомним фокусника. Его трюки так загадочны!

То он вытягивает из кармана целую сотню шелковых платков, то выпускает из рукава стаю голубей.

Вот с какими разными артистами мы с вами познакомились, ребята! Но все они способны доставить нам радость своим творчеством, оставить незабываемые впечатления.

Ответьте на вопросы

1. Хотите ли вы стать артистом? Почему? Что вас привлекает в этой профессии?

2. Как вы думаете, когда артист играет какую-либо роль, он показывает самого себя или другого человека?

3. Что помогает артисту перевоплощаться?

4. Расскажите о кукольном театре. Какие бывают куклы?

5. Ставили ли вы в детском саду или школе какой- либо спектакль? Участвовали ли в нем?

6. Расскажите, что вам особенно запомнилось, когда вы были в цирке.

Рассказ о профессии Библиотекарь

Библиотекарь — очень важная и нужная профессия. Слово «библиотекарь» происходит от слова «библия», что означает «книга». Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг.

У нас в России огромное количество библиотек. В Москве находится самая главная Российская государственная библиотека, в которой собраны миллионы книг, старинных и современных. Есть в столице Историческая библиотека, в которой представлены книги, связанные с историей; в Научно-технической библиотеке специалисты могут прочесть книги по науке и технике.

Но мне хотелось бы рассказать вам о работе библиотекаря в детской библиотеке.

Посещали ли вы когда-нибудь детскую библиотеку? Расскажите об этом посещении. (Дети рассказывают.)

Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке их выбор неизмеримо больший! Представьте, что вы пришли с мамой в библиотеку.

В чем состоит работа библиотекаря? (Дети отвечают.)

Библиотекарь выдает книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Ведь книга помогает юному читателю «выстраивать жизнь». Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей.

Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвященные юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками.

Библиотекари приглашают авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями.

Пожалуй, самый большой праздник детской книги — это «Книжкина неделя», он проходит весной.

Послушайте стихотворение.

Книжкина неделя

Мы пришли на праздник

Книжкиной недели.

Как красиво книжки

Художники одели!

 

Гладкие обложки,

Яркие картинки —

Петушок в сапожках,

Розовые свинки.

 

Стены украшают

Звездочки, флажки.

Нам поэт читает

Новые стихи.

 

Про кота-котишку

И про воробьишку.

Воробьишка Гоша —

Он такой проказник!

Добрым и хорошим

Вышел Книжкин праздник!

И теплое весеннее солнышко, и обложки нарядных детских книг — все радует маленьких читателей, прививая им любовь к ее величеству Книге.

Какими качествами должен обладать библиотекарь? (Дети отвечают.) Правильно! Самое главное свойство его души — бескорыстная и бесконечная любовь к книгам! Великолепная память — ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находится та или иная книга. Общительность, знание литературных произведений, их авторов. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю.

Ответьте на вопросы

1. Были ли вы когда-нибудь в библиотеке? Любите ли вы читать книги? Может быть, вам читают книги мама или бабушка?

2. Назовите свою любимую книгу. Кто ее написал?

3. В чем заключается работа библиотекаря?

4. Какими качествами должен обладать библиотекарь?

5. Хотели бы вы стать библиотекарем?

Рассказ о профессии Бухгалтер

Бухгалтер — очень распространенная профессия. На каждом предприятии: в магазине, кафе, на фабрике, заводе, ресторане и пекарне — есть бухгалтер. Слово «бухгалтер» в переводе с немецкого языка означает «держатель книг».

Как это понимать? Бухгалтер ведет особые бухгалтерские книги, в которых содержатся документы и счета.

Я хочу рассказать вам о работе бухгалтера на примере кафе.

Представьте, что вы с друзьями пошли в кафе, чтобы отметить день вашего рождения. Вы сели за столик и заказали официанту* мороженое, торт и соки.

Официант выполнил ваш заказ, принес на подносе шоколадный торт, несколько порций мороженого и бокалы с соками.

Вы оплатили заказ в кассе. А деньги у вас принял кассир**. В конце рабочего дня кассир представил отчет о полученных деньгах бухгалтеру. Бухгалтер записал доход в особую книгу.

Бухгалтер ведет учет всех денег на предприятии. Он учитывает расходы и доходы. Например, в кафе, которое вы посетили, деньги тратятся на закупку товаров, заработную плату сотрудникам. Платить руководителям кафе надо и за газ, и за воду, и за электроэнергию, и за использование помещения. А приход денег происходит за счет посетителей кафе: они платят за соки, пирожные, торты, мороженое и за обслуживание официантом.

Бухгалтерское дело очень нужное и важное. Если не вести учет доходов и расходов, то порядка в работе предприятия не будет!

Кроме того, без бухгалтерского учета государство не могло бы контролировать работу предприятия.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать бухгалтер? (Дети отвечают.) Верно! Бухгалтеру необходима тщательность в работе, внимание и сосредоточенность, хорошее знание математики, усидчивость и терпеливость.

Послушайте стихотворение.

Бухгалтер

Есть бухгалтер в ресторане,

И на фабрике, и в бане.

Он деньгам ведет учет:

Где расход, а где приход.

 

Математику он знает,

Цифры быстро сосчитает,

Здесь расход, а здесь приход —

Ничего не пропадет!

Ответьте на вопросы

1. Что означает слово «бухгалтер»?

2. Чем занимается бухгалтер?

3. Какими качествами должен обладать бухгалтер?

4. Хотели бы вы стать бухгалтером? Почему?

Рассказ о профессии Водитель

Попробуйте отгадать такую загадку:

Умело он ведет машину —

Ведь за рулем не первый год!

Слегка шуршат тугие шины,

Он нас по городу везет.

Правильно! Это водитель. Что же это за профессия?

Водитель легковой машины возит людей, а грузовой — перевозит различные грузы. Но и тот и другой должны отлично знать устройство машины, умело ею управлять, особенно на улицах большого города, где много машин и пешеходов.

Правила дорожного движения водитель обязан знать назубок и никогда не нарушать их!

Водитель, работающий таксистом, возит людей по городу. Он хорошо знает все городские улицы и переулки.

Грузовой автомобиль гораздо больше и мощнее легкового. Управлять такой большой машиной не так-то просто! Поэтому водители грузовиков имеют очень высокую квалификацию.

Послушайте стихотворение о работе водителя грузовой машины.

Мой грузовик

Вот огромный грузовик!

Я водить его привык,

Грузы я вожу на нем,

Если строят новый дом.

Всем машинам он машина —

Настоящая махина!

Возит кирпичи, песок,

Он бы гору сдвинуть смог!

Целый день мы с ним вдвоем,

Я — в кабине за рулем.

Он послушный, как живой,

Словно он товарищ мой.

Тихо музыку включу

И баранку закручу,

Дождь ли хлещет, снег идет,

Едем, едем мы вперед!

Перед выездом водитель тщательно проверяет исправность своей машины. При малейшей неисправности машина не должна выходить на трассу, ею должен заняться специалист — механик.

Многие водители работают на общественном транспорте — трамваях, автобусах, троллейбусах. Перед выходом на трассу эти транспортные средства проверяются механиками, а врач осматривает водителя. Водитель должен быть здоров! Ведь он в ответе за жизнь многих людей.

На остановках водитель нажимает особую кнопку и открывает двери. Одни пассажиры выходят из автобуса, трамвая или троллейбуса, а другие входят.

Очень многие ребята на вопрос о том, кем они хотят стать, когда вырастут, отвечают: водителем!

На самом деле эта профессия интересная! Машина все время в движении, за окном постоянно меняется пейзаж, меняются и люди в салоне автомобиля.

Но к человеку профессия водителя предъявляет высокие требования: быстроту реакции, отличную память, выносливость, силу, умение мгновенно принять правильное решение в сложной ситуации, крепкое здоровье, прекрасное зрение.

Водитель должен безошибочно различать все световые сигналы и обладать отличным слухом.

Профессия водителя привлекает к себе людей живых, любящих разнообразие и частую смену впечатлений.

Ответьте на вопросы

1. Расскажите о работе водителя.

2. На каких видах транспорта работают водители?

3. Почему работа водителя считается очень ответственной?

4. Что должен знать водитель?

5. Какими качествами должен обладать водитель?

6. Хотели бы вы стать водителем?

Рассказ о профессии Военнослужащий

Кто же такой военнослужащий? (Дети отвечают.) Правильно! Это человек, состоящий на военной службе.

Я уверена, что каждый из вас видел по телевизору военный парад, который проходит 9 Мая — в День Победы нашего народа в войне против фашистской Германии. По Красной площади идут стройными рядами, чеканя шаг, представители всех родов войск. На них парадная форма. Блестят на солнце ордена и медали ветеранов, собравшихся на трибунах, чтобы посмотреть праздничный парад. А вечером, когда стемнеет, в небе зажигаются яркие огни салюта.

Парад — это демонстрация силы и мощи нашего государства, проявление патриотизма наших военных.

Как у каждого государства, у России есть армия, т.е. вооруженные силы.

Вооруженные силы можно разделить на три главные группы: сухопутные, или наземные войска, действующие на суше; военно-воздушные силы — они защищают Родину в воздухе; и военно-морские — несущие вахту в морях и океанах.

Поговорим о сухопутных войсках. К ним относятся мотострелковые войска, вооруженные автоматами, пулеметами и гранатометами. Они передвигаются на боевых машинах.

Танкисты воюют на танках, защищенных толстой броней. Это самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности: по оврагам и бездорожью. Танки вооружены пушками и пулеметами. Внутри танка находятся люди — экипаж.

К сухопутным войскам относятся артиллерия и ракетные войска. Артиллерийские установки стреляют из пушек снарядами, а ракетные — ракетами. Знаменитая ракетная установка «Катюша» громила врагов во время Великой Отечественной войны. В артиллерии служат артиллеристы.

Мотострелки, артиллеристы и ракетчики служат в сухопутных войсках.

К военнослужащим сухопутных войск относятся также связисты и саперы, которые могут разминировать минные поля, дороги и мосты.

В каждом государстве есть и пограничные войска. Они стоят на страже границ Родины. Военнослужащие пограничных войск проходят службу на пограничных заставах. Их главная задача — не пропускать через границу шпионов, террористов, вооруженные вражеские группировки, людей, перевозящих наркотики. Нести нелегкую службу пограничникам помогают специально обученные собаки.

В особую группу выделены воздушно-десантные войска (сокращенно их называют ВДВ). Военные, служащие в этих войсках, — физически сильные, спортивные. Они проходят специальные многодневные тренировки, осваивая правила ближнего боя, знают боевые приемы, изучают разные виды противоборств.

Десантников обычно доставляют на самолетах и вертолетах к местам боевых действий. Они спускаются на землю с помощью парашютов.

Кроме смелости и отваги, «голубым беретам» — так называют десантников (ведь они носят голубые береты) — необходимы выносливость, абсолютное здоровье, ловкость и сила.

В нашей армии есть и авиация — боевые самолеты и вертолеты. Они готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Самолет управляется экипажем летчиков: это первый и второй пилоты; штурман, прокладывающий курс самолета в небе; радист, держащий связь с аэродромом; механик, отвечающий за исправность самолета. Летчики носят красивую голубую форму под цвет неба. Кроме того, в полете они имеют специальные высотные шлемы. Эти военнослужащие должны обладать великолепным здоровьем, смелостью и решимостью, умением мгновенно оценить обстановку и принять решение.

Юноша, мечтающий о профессии летчика, проходит медицинскую комиссию, затем учится в летном училище, по окончании которого он может продолжить обучение в военной академии. Ведь летчику нужно очень много знать и уметь!

Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе они и составляют военно-морской флот.

Большие надводные корабли — линкоры — вооружены орудиями, пулеметами, крылатыми ракетами. Крейсер — корабль поменьше, а миноносец — корабль сторожевой.

Военных, служащих во флоте, называют моряками.

На корабле всегда есть капитан. Он в ответе за весь корабль. Ему помогает помощник капитана и штурман, прокладывающий в море курс. Боцман следит за порядком на корабле. Радист поддерживает связь с землей и другими судами. Корабельного повара называют коком. У каждого моряка в команде свои обязанности.

Послушайте стихотворение.

Мой папа — капитан

Папа знает все на свете,

Знает, где родится ветер,

Как бушует океан,

Ведь мой папа — капитан!

 

Мы достанем карту мира,

Станем вместе изучать.

Вот — высокий пик Памира,

Здесь морей синеет гладь.

 

Это — южная Анапа,

Это северный Ямал.

Обо всем расскажет папа —

Папа всюду побывал.

 

Подрасту и тоже стану

Я, как папа, капитаном!

Есть у России и подводный флот — атомные подводные лодки. Они поражают суда противника особыми большими снарядами — торпедами. Подводные лодки передвигаются под водой, они уходят в открытое море на много месяцев.

Многие подводные лодки помогают пограничникам, если граница с другими странами проходит по морю.

Военнослужащие всех родов войск носят военную форму. Она бывает повседневной и парадной. Отличие морской формы — бело-голубая полосатая тельняшка, а на голове бескозырка с лентами. На плечах военные носят погоны, на которых число звездочек указывает на звание военнослужащих.

Знаменитый полководец А.В. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Но чтобы солдату стать генералом, надо подняться по лесенке воинских званий на много ступеней.

Высшее морское звание — адмирал флота.

Давайте вспомним самых выдающихся российских военачальников. Во флоте это Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, Н.Г. Кузнецов. В сухопутных войсках — А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков. Самые бесстрашные летчики — это П.Н. Нестеров, В.П. Чкалов, М.М. Раскова.

Послушав мой рассказ о военной службе, я думаю, вы поняли, что служба эта «и опасна и трудна». Военнослужащие часто рискуют жизнью и здоровьем, защищая мир и покой на земле. Они глубоко любят свою Отчизну и свой народ, обладают большими знаниями, здоровьем, силой, готовностью выполнить любой приказ.

Если среди вас есть те, кто мечтает о службе в армии, им можно посоветовать поступить в военное училище — Суворовское или Нахимовское.

Ответьте на вопросы

1. Кого называют военнослужащим?

2. На какие три главные группы можно разделить вооруженные силы государства?

3. Расскажите о сухопутных, воздушных и морских родах войск.

4. В чем состоит служба пограничников? Десантников? Саперов?

5. Какими качествами должен обладать военнослужащий?

6. Хотели бы вы стать военнослужащим?

Рассказ о профессии Воспитатель

Многие из вас ходят в детский сад и очень любят своих воспитателей.

Ходите ли вы в детский сад? (Дети отвечают.) Как зовут вашего воспитателя? (Дети отвечают.) Какие черты характера привлекают вас в нем? (Дети отвечают.)

Представьте, что ясным осенним утром мама привела вас в детский сад. Вы весело взбегаете по ступенькам, рады, что встретитесь с любимым воспитателем, друзьями, что впереди у вас целый день, наполненный играми, занятиями, интересными делами, прогулками. Вы уже ходите в детский сад не первый год, и все здесь вам хорошо знакомо. Вы, конечно, знаете, что сначала нужно поздороваться с воспитателем, назвав его по имени и отчеству. Затем раздеться, снять куртку, шапку, развязать шарф, переобуться в сменную обувь. Кто поможет вам справиться с этим? (Дети отвечают.) Правильно! Воспитатель. Он не только расстегнет пуговки и крючки на курточке, но и объяснит, как это сделать самому.

По утрам воспитатель делает с ребятишками зарядку — несложные, но очень полезные физические упражнения.

После того как вы хорошенько помыли руки с мылом, можно приступить к завтраку.

За завтраком воспитатель внимательно следит, правильно ли вы держите ложку, правильно ли сидите за столом, обучает вас правилам этикета*.

После завтрака можно под руководством воспитателя заняться каким-нибудь интересным делом, например, сшить из разноцветных тряпочек мягкую игрушку, сделать нарядную аппликацию, нарисовать картинку.

Как много должен знать и уметь воспитатель! Шить, вышивать, вырезать из бумаги, клеить, рисовать, лепить из пластилина, знать песни, стихи, игры и считалки. И все эти умения и знания он передает малышам.

Но главное — воспитатель должен любить и понимать ребенка!

Воспитатель прекрасно видит отношения детей в группе, знает, кто отзывчив, дружелюбен, кто любит жаловаться, ябедничать, кто затевает споры и ссоры. Знает, кто из детей щедр, а кто жаден и завистлив. Своим поведением, беседами, иногда с глазу на глаз, воспитатель влияет на детей, стремясь подавить в них проявления дурных качеств и воспитать хорошие.

В старших группах воспитатели готовят детей к школе.

Наконец, приходит время расставания с детским садом. Выпускники подготовительной к школе группы с грустью прощаются со своими любимыми воспитателями, посвящают им стихи, песни, например, такие:

В детском саду

Нас в саду встречали лаской,

Добротою и теплом,

Вечером читали сказки.

Детский сад — наш добрый дом!

Приучали нас к порядку,

К красоте и чистоте,

Ранним утром на зарядку

Дружно мы вставали все.

Здесь всему нас научили —

Танцевать, читать стихи.

Мы особенно любили

Новогодние деньки:

Елочка сверкала ярко,

Мы водили хоровод,

Дед Мороз дарил подарки

Каждому под Новый год.

Нас кормили повара,

Нас лечили доктора.

 

И мы очень нежно любим

Воспитателей своих,

Вспоминать мы долго будем

Лица ласковые их!

 

Никогда мы не забудем

Детский садик наш родной,

Приходить к вам в гости будем

Мы и летом и зимой!

Ответьте на вопросы

1. Хотели бы вы стать воспитателем детского сада? Почему?

2. Расскажите, что должен знать и уметь воспитатель.

3. Какое, на ваш взгляд, главное качество воспитателя?

4. Какая самая важная задача воспитателя детского сада?

Рассказ о профессии Врач

Представьте, что летним жарким днем вы гуляли в парке, пили холодный квас, съели несколько порций мороженого. К вечеру у вас разболелась голова, поднялась температура, запершило в горле, начался насморк. Ясное дело — вы заболели!

Утром мама позвонила в районную поликлинику и вызвала на дом детского врача — педиатра. Наука о лечении детей — педиатрия — происходит сразу от двух греческих слов: «пейдос» значит дитя, и «атрия» — лечение.

Поможет врач

Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плачь —

Ведь тебе поможет врач!

Вот и к вам пришел ваш участковый педиатр — Ольга Сергеевна. Она внимательно послушала легкие и сердце, попросила у мамы ложечку и посмотрела ваше горло.

— Ничего страшного! Ни ангины, ни бронхита у Андрюши нет, — успокоила Ольга Сергеевна маму. — Ему нужно побольше пить — можно чай с лимоном, с липовым цветом, подойдет и теплое молоко с медом. Полоскать горло настоем целебных трав. Никаких лекарств я пока выписывать не стану, а вот витамины, особенно свежие овощи и фрукты, мальчику помогут выздороветь быстрее. Конечно, Андрюше следует полежать в постели три-четыре дня, а потом приходите ко мне, я его снова осмотрю.

Вы стали выполнять рекомендации врача, и через несколько дней болезнь как рукой сняло!

Может быть, оттого вы поправились так быстро, что любите и уважаете Ольгу Сергеевну. Ведь вы знакомы с ней с раннего возраста. Она всегда приветлива, внимательна, любит пошутить, умеет расположить к себе. Некоторые малыши боятся врачей, не могут сами рассказать о том, что у них болит. Поэтому детскому врачу так важно быстро найти контакт с ребенком.

Послушайте стихотворение.

Наташа заболела

У Наташи кашель,

И головка горяча.

Мама вызвала Наташе

Утром детского врача.

— Расскажите, что стряслось? —

Задал врач простой вопрос.

Шепчет девочка несмело:

— Я мороженое ела,

Оттого и заболела.

— Горло красное на вид, —

Вынес доктор свой вердикт:

— Чай с малиновым вареньем —

Вот прекрасное леченье.

И побольше витаминов —

Свежих ягод, мандаринов.

Уже с самых древних времен люди старались предупреждать и лечить болезни. Так появилась и стала развиваться медицина.

Первобытные люди познавали полезные свойства растений, минеральных вод, некоторых веществ животного происхождения.

В Древней Руси знахари-травники собирали целебные травы, сушили их, применяя для лечения хворей.

«На каждую болезнь — своя травка» — так они считали.

Издавна на Руси сложилась поговорка «Лук да баня все правят». Люди знали о полезных свойствах лука и чеснока, добавляли их в пищу. Ведь и в самом деле, в луке и чесноке содержатся особые летучие вещества — фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микробы. В крестьянских избах висели связки лука и чеснока.

Сложилась и такая поговорка — «Лук от семи недуг».

Наши предки любили париться в банях, хлестали друг друга березовыми вениками — хворь выгоняли.

Современная медицина, конечно, оснащена самыми последними достижениями науки и техники: аппаратами, инструментами, лекарствами. Но при всех достижениях медицины главной фигурой в ней остаются врач и его помощники — медицинские сестры и санитарки.

«Никакой прибор не заменит чуткого сердца врача, его доброй души», — писал академик Б.В. Петровский.

«Профессия врача — это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов», — говорил врач и писатель А.П. Чехов.

Если в семье заболел кто-то из взрослых, то из поликлиники вызывают терапевта (это слово происходит от греческого слова, означающего заботу, уход, лечение). Болезни, которые лечат терапевты, — самые распространенные.

Работа терапевта требует знаний, вдумчивости, внимательного отношения к больному. Прежде всего терапевт распознает, чем болеет его пациент, т.е. ставит диагноз. Когда диагноз поставлен, врач назначает лечение.

Очень важна в работе врача-терапевта и профилактика заболеваний — например, прививки. Врачи-специалисты лечат разные заболевания.

Инфекционист лечит инфекционные заболевания. Когда-то эпидемии чумы, оспы, холеры, сибирской язвы уносили жизни сотен тысяч людей, больше чем любые войны. Сейчас эти болезни можно считать побежденными. Но и в наше время существуют инфекционные болезни, передающиеся от больного человека к здоровому. Лечат их в особых инфекционных больницах.

Хирург — самая героическая из врачебных профессий. В переводе с греческого «хирургия» означает «рукодействие». Хирург должен быть готов к любым неожиданностям, он обладает глубокими знаниями, огромной выдержкой, «золотыми» руками.

По многу часов хирург стоит у операционного стола, ему помогает бригада врачей и медицинских сестер — операционная бригада.

Смелость, настойчивость, точность — важные свойства хирурга.

Офтальмолог (от греческого слова «глаз») занимается лечением зрения.

Ребенка перед поступлением в школу или детский сад обязательно показывают глазному врачу. С помощью специальных таблиц врач устанавливает, нет ли у ребенка дефектов зрения.

Офтальмологи лечат болезни глаз, проводят операции под микроскопом. Если надо, вживляют искусственный хрусталик.

Врачи-офтальмологи совершают поистине чудо — ослепший человек вновь видит!

Врач-стоматолог лечит зубы, десны. Слово «стома» по-гречески означает «рот». Вы, конечно, знаете, как важно чистить зубы, чтобы они были здоровыми, крепкими.

Зубы чистим пастой мятной,

Ароматной и приятной.

Щеткой действуем умело.

Зубы станут очень белы!

Случается, что на дороге или на производстве произошла авария, пострадали люди; или человеку стало плохо на улице, дома, на работе. Во всех этих случаях мы вызываем «Скорую помощь» — звоним по номеру «03». У врачей «скорой» есть машина (вы ее, конечно, видели — она белая с красным крестом). Врач должен мгновенно оценить обстановку, быстро поставить диагноз, действовать срочно. Если необходимо, то, оказав первую помощь, доставить больного в больницу.

Теперь вы знаете, дорогие друзья, в чем состоит работа врача, какие бывают специальности врачей.

Хочу добавить, что врачам, работающим в поликлинике, больнице, помогают медицинские сестры и санитарки. Они выхаживают тяжелых больных, делают уколы, своевременно дают больным лекарства, водят их на процедуры.

Санитарки следят за порядком и чистотой в палате, помогают сестрам ухаживать за больными.

Какие же качества необходимы врачу? (Дети отвечают.)

Верно! Любовь к людям, отзывчивое сердце, глубокие знания, умелые руки, хорошая память, самоотверженность и чувство долга.

Ответьте на вопросы

1. Как называют врача, лечащего детей?

2. Знаете ли вы своего участкового врача по имени и отчеству?

3. Какие качества нравятся вам в нем?

4. Хотели бы вы стать врачом?

5. В чем состоит работа врачей? Расскажите о работе стоматолога, офтальмолога, инфекциониста, врача «Скорой помощи», хирурга.

6. Что должен знать и уметь каждый из перечисленных врачей?

7. Почему работу врачей-хирургов называют героической?

8. Кто помогает врачу лечить больных? Расскажите о работе медицинской сестры и санитарки.

Рассказ о профессии Менеджер

Слышали ли вы о такой профессии, как менеджер? Если нет, то я расскажу вам о ней. Менеджер — это специалист или управляющий каким-либо предприятием.

Менеджер должен обладать знаниями во многих областях техники, науки, а также в области управления предприятием. Ведь от принимаемых им решений зависит, будет ли завод, фабрика, издательство, типография и т.д. процветающими или придут в упадок.

Опытный менеджер умеет предвидеть спрос на рынке, анализировать действия других предприятий.

Но, пожалуй, главное качество менеджера — это умение работать с людьми!

Любое предприятие существует благодаря добросовестной работе своих сотрудников. Поэтому менеджер в совершенстве знает своих подчиненных, их способности, возможности, желание трудиться.

Он защищает интересы своих подчиненных, создает им хорошие условия труда и отдыха.

Прежде всего менеджер должен быть творческим человеком, специалистом в своей области, умеющим самостоятельно принимать важные решения, управлять деятельностью многих людей и распределять ресурсы предприятия самым лучшим образом.

Послушайте стихотворение.

Фирмой менеджер управляет

И разумно, и умело.

Деньги так распределяет,

Чтоб росло и крепло дело.

Порученья он дает

Всем сотрудникам своим,

Чтобы фирма шла вперед,

Приносила прибыль им.

Ответьте на вопросы

1. Расскажите о профессии менеджера.

2. Какими качествами должен обладать менеджер, чтобы работа предприятия была успешной?

3. Что должен знать менеджер?

4. Хотели бы вы стать менеджером?

Отгадайте загадки

Сегодня играла я Бабу Ягу,

А завтра Снегурку сыграть могу. (Актриса.)

 

С малышами я вожусь,

С ними провожу все дни.

Никогда я не сержусь

На проделки ребятни.

С ними я хожу гулять,

Их укладываю спать.

И, конечно же, люблю

Я профессию свою. (Воспитатель.)

 

Складывает цифры,

Цифры вычитает.

Доходы и расходы

 В отчете представляет.

Здесь доход, а здесь расход.

Ничего не пропадет! (Бухгалтер.)

 

Мы защитники страны,

Тренированы, сильны.

Пограничники, танкисты,

Моряки, артиллеристы,

Службу мы несем везде:

На земле и на воде. (Военнослужащие.)

 

Если наводнение

Иль землетрясение,

На помощь нам всегда придет

И нас от гибели спасет. (Спасатель.)

Рассказ о профессии Повар

А какие еще профессии вы знаете? (Дети отвечают.) Правильно! Повар.

Послушайте стихотворение об этой профессии.

Повар — мастер щей, борщей

И рагу из овощей.

Вкусный сварит он бульон,

Торт испечь сумеет он.

Торт украсит шоколадом,

Кремом и цукатами.

Мы красавцу-торту рады,

Съедим его с ребятами.

Ведь сегодня именины

Нашей маленькой Ирины!

Как вы думаете, трудная у повара работа или легкая?

Некоторые ребята могут подумать, что совсем нетрудная! Каждый день они видят, как мама или бабушка готовят завтрак, обед, ужин: варят щи или жарят на сковороде картошку. Но одно дело приготовить вкусный обед на три-четыре человека, совсем другое — на сто-двести человек!

Повара вкусно и сытно кормят взрослых и детей в санаториях и домах отдыха, в ресторанах, столовых и кафе, в лагерях, школах и детских садах. Старинная русская пословица говорит: «Добрый повар стоит доктора». Как вы думаете, почему? (Дети отвечают.) Правильно! От питания во многом зависит здоровье человека. Питание всухомятку, на бегу, не вовремя может привести к болезням желудка, так же как и питание однообразное, в котором не хватает витаминов и других полезных веществ.

Современный повар работает на специально оборудованной кухне. Чего там только нет! И электропечи, и холодильные установки, и автоматы для приготовления теста, и разнообразные смесители, и автоматические ножи для чистки и резки овощей.

Но есть у повара и ручные орудия труда — длинные вилки с двумя зубьями для мяса, огромная разливательная ложка для супов, деревянные веселко, на самом деле похожее на лодочное весло. Им повар размешивает кашу. А варятся каши, супы, щи и борщи не в кастрюлях, а в огромных котлах!

Повар должен обладать великолепной памятью! Он знает и помнит, как готовить те или иные блюда, сколько и каких класть продуктов, какие подавать гарниры* к котлетам, курице, рыбе, мясу.

Как вы думаете, сколько существует способов нарезать картофель? Три, четыре? (Дети отвечают.) Нет, не угадали, Таких способов более десятка. Перечислю вам некоторые из них: соломкой, брусочками, кубиками, кружочками, ломтиками, стружкой, бочонками, шариками.

Выбирает профессию повара человек, любящий готовить, проявляя при этом фантазию, выдумку. Многие знаменитые повара сами придумывают новые блюда. Надев белоснежный халат и колпак, повар «колдует» над кастрюлями, что-то смешивает, доливает, обжаривает.

Кто знает, как появились «пожарские» котлеты?

Один путешественник ехал из Москвы в Петербург и остановился в городе Торжке. Он зашел в трактир (так в старину называли небольшие придорожные рестораны) и попросил трактирщика приготовить ему котлет из телятины. Но телятины не оказалось, и трактирщик, фамилия которого была Пожарский, приготовил котлеты из куриного мяса.

Путешественнику они очень понравились, и с тех пор эти котлеты вошли в меню под названием «пожарские».

Кстати, люди этой профессии должны обладать тонким обонянием и хорошо развитыми вкусовыми ощущениями.

Знают повара секреты

Приготовленья вкусных блюд.

Спасибо скажем им за это.

Быть поваром — нелегкий труд!

Ответьте на вопросы

1. Как вы думаете, почему говорится: «Добрый повар стоит доктора»?

2. В чем состоит работа повара?

3. Какими приборами снабжена современная кухня в ресторане, столовой?

4. Какие приспособления есть на кухне у вас дома?

5. Кто у вас в семье готовит пищу? Помогаете ли вы маме или бабушке готовить завтрак, обед, ужин?

6. Какое ваше любимое блюдо? Смогли бы вы что-нибудь приготовить сами? Кто научил вас?

7. Нравится ли вам работа повара? А вы хотели бы выбрать эту профессию? Почему?

Рассказ о профессии Продавец

Представьте, вы с мамой отправляетесь в книжный магазин, чтобы купить книгу в подарок другу. Каких книг здесь только нет! Все книги располагаются по отделам.

А вот и раздел детской книги. Здесь много книг в нарядных ярких обложках, с цветными картинками. Есть сказки, рассказы, сборники стихов для детей. Вы начинаете перелистывать книги, лежащие на прилавке, и к вам тотчас подходит продавец. Он знает о книгах своего раздела все! Кто автор данной книги, каким издательством она выпущена и в каком году.

Продавец улыбается вам, он приветлив, разговорчив. Недаром говорится, что «книгу нужно продавать с разговором»! Продавец может посоветовать вам, какую книгу выбрать, какие еще книги есть в магазине на эту тему. Вот он подает вам прекрасно оформленную книгу о космосе. Это подарочное издание. Как раз то, что вам нужно. Ведь ваш друг мечтает стать космонавтом, ему будет приятно получить в подарок великолепную книгу с яркими иллюстрациями, в которой рассказывается о звездах, созвездиях и полетах людей в космос.

Вы выходите из книжного магазина, довольный покупкой!

Профессия продавца подразделяется на несколько специальностей. Есть продавцы непродовольственных товаров (одежды, обуви, мебели, книг, электроаппаратуры, хозяйственных товаров и т.д.) и продовольственных (овощей, фруктов, кондитерских и других товаров).

Послушайте стихотворение.

Продавец — молодец!

Он товары продает —

Молоко, сметану, мед.

А другой — морковь, томаты,

Выбор у него богатый!

Третий продает сапожки,

Туфельки и босоножки.

А четвертый — стол и шкаф,

Стулья, вешалки для шляп.

Продавцы товары знают,

Даром время не теряют.

Все, что просим, продадут.

Это их привычный труд!

Из чего складывается труд продавца?

Продавцы приходят в магазин до его открытия. Им надо успеть подготовить товар к продаже, разложить на витрине и прилавке.

Продавец должен прекрасно знать свой товар, его свойства, помнить цены, размеры, расположение товаров. Значит, продавцу необходима хорошая профессиональная память!

Кроме того, продавцы электроаппаратуры — телевизоров, магнитофонов, музыкальных центров и т.д. должны знать, как работают эти электроприборы, и объяснить покупателю, как правильно ими пользоваться.

Немалое значение имеет и внешность продавца! Спецодежда его должна быть безукоризненно чистой, прическа — аккуратной. Но главное, конечно, доброе уважительное отношение к людям, вежливость, тактичность, обаятельная улыбка.

Согласитесь, у мрачного, неряшливо одетого продавца не хочется покупать товар! Кому стоит выбрать профессию продавца? (Дети отвечают.) Правильно! Тем, кто любит общаться с людьми. Ведь большую часть времени продавец взаимодействует с людьми. Умение сохранять спокойствие в любой ситуации, сдержанность, тактичность, вежливая речь, доброжелательная улыбка и, конечно, хорошее здоровье — вот качества, необходимые продавцу.

Ответьте на вопросы

1. Какими качествами характера должен обладать продавец?

2. Какими товарами торгуют продавцы продовольственных товаров?

3. Что должен знать продавец книг? Почему говорится: «Книгу нужно продавать с разговором»?

4. Что должны знать продавцы электротоваров, обуви и одежды, хозяйственных товаров?

5. Какие трудности вам видятся в работе продавца?

6. Хотели бы вы в будущем избрать профессию продавца?

Рассказ о профессии Сапожник

Посмотрите-ка на свои ноги! У вас ноги обуты в тапочки, туфельки, сандалии, ботинки.

А как обувались люди в древности?

Первобытные люди каменного века носили примитивную обувь: обертывали стопу куском шкуры или коры и закрепляли на ноге с помощью гибких корней, стеблей растений, полосок кожи или жил животных.

В Древней Руси весной и осенью крестьяне носили лапти, сплетенные из липового лыка — тонкого верхнего слоя коры липы. Лапти были легкие, удобные, через отверстия в них нога дышала. Летом крестьяне ходили босиком, и это очень полезно как для ног, так и всего организма в целом. Ведь хождение босиком — прекрасная закалка! Но зимы-то на Руси морозные, снежные. Поэтому славяне научились валять из шерсти теплые и удобные валенки.

В европейских странах в средние века искусству сапожника учились долго. Обувь шили разную. Богатые люди могли себе позволить туфли, ботинки и сапоги, сшитые сапожником из натуральной кожи. Короли и придворные щеголяли в сапогах, украшенных золотом, серебром, драгоценными камнями, жемчугом.

Работа сапожника была настоящим искусством, отличалась тщательностью отделки, высоко ценилась людьми. Знаете ли вы, что русский царь Петр I умел сам шить сапоги?

Простолюдины нередко носили деревянную обувь, но и она могла быть удобной и даже щеголеватой.

В XVIII—XIX вв. появилась сапожная швейная машина и вместо острого шила — главного инструмента сапожника — сапожная игла.

У нас в России первые сапожные фабрики были построены около ста лет назад.

Сейчас обувные фабрики шьют огромное количество разной обуви от домашних тапочек до вечерних выходных туфелек, от спортивных кроссовок до сапожек на высоких каблуках. Фабрики, конечно, оснащены автоматическими и полуавтоматическими станками.

Поговорим о том, в чем заключается рабата сапожника, шьющего обувь по индивидуальным заказам. Эти мастера работают в ателье по пошиву обуви. По эскизу* модельера** они выполняют модель сначала на бумаге, а затем изготавливают ее всю от начала до конца. Как правило, такие мастера пользуются ручными инструментами: клещами, шилом.

Мастера по индивидуальному пошиву обуви работают и в театральных мастерских. Здесь делают обувь для «королей», «вельмож», «принцесс», «мушкетеров» и героев сказок.

Если у вас сломался каблук или прохудилась подошва, вы отправляетесь в сапожную мастерскую. Здесь мастер починит вашу обувь, сделает набойки, поменяет подошву.

Работа сапожника продлит «жизнь» вашей обуви, принесет вам радость и пользу.

Послушайте стихотворение.

Лесной сапожник

В лес заснеженный на бал

Дед Мороз лису позвал:

— Приходи, краса-лисица!

Будем петь и веселиться,

Водить станем хоровод —

Дружно встретим Новый год!

Собралась на бал лисица,

Чтоб получше нарядиться,

Надела на ножки Алые сапожки,

Ножками притопнула,

Каблучком прихлопнула:

Цок-цок, чок-чок!

Вдруг сломался каблучок...

— Мне поможет дятел пестрый,

Клюв у дятла крепкий, острый.

Побегу его искать,

Чтоб на бал не опоздать.

 

Слышит рыжая: тук-тук!

Это дятел долбит сук.

— Дятел, милый, помоги —

Почини мне сапоги!

Тот уселся на сучок

И прибил ей каблучок.

— Все в порядке, — он сказал. —

Можешь ты идти на бал.

Как вы думаете, какие качества характера необходимы человеку, чтобы стать хорошим сапожником? (Дети отвечают.) Верно! Умение вежливо общаться с людьми, быстро и профессионально исполнять свою работу.

Сапожнику нужны вкус, фантазия, артистизм и умелые руки, особенно когда он шьет обувь по индивидуальным заказам театра, кино, цирка, балета.

Ответьте на вопросы

1. Какой работой заняты сапожники?

2. Какую обувь носили крестьяне в Древней Руси?

3. Почему профессия сапожника всегда высоко ценилась?

4. Где в наше время шьют много обуви?

5. Кто разрабатывает модели обуви?

6. В чем заключается работа сапожника, шьющего обувь по индивидуальным заказам?

7. Чем заняты мастера-сапожники в сапожных мастерских?

Рассказ о профессии Спасатель

Они придут на помощь нам,

Когда бушует океан,

Когда землетрясение,

Тайфун иль наводнение.

Рискуя жизнью, нас спасут —

Такой у них опасный труд!

Вы, конечно, догадались, что речь идет о спасателях. Эти бесстрашные люди всегда оказываются в самых опасных местах нашей планеты. Как же это им удается?

Спасатель — профессия особенная! У многих спасателей спортивные разряды по альпинизму и скалолазанию, владеют они и профессией водолазов, имеют самое современное снаряжение. В их распоряжении новейшие технические средства.

Именно спасатели извлекали людей живыми из-под завалов разрушенных землетрясением домов. Рискуя жизнью, вывозили пострадавших во время наводнений.

К помощи спасателей мы обращаемся и в житейских ситуациях, когда нет никаких стихийных бедствий.

Вот малыш засунул руку между двумя секциями батареи парового отопления, а вытащить назад не может. Мама тут же позвонила в службу спасения, и спасатели разрезали батарею и освободили маленького пленника.

Или такой случай: женщина вышла на балкон повесить выстиранное белье, а дверь порывом ветра случайно защелкнулась. Она была дома одна. Помочь ей никто не мог. Осенним днем женщина оказалась на холодном балконе в легком платье. Она стала звать на помощь. Кто-то их соседей услышал ее и вызвал бригаду спасателей.

Спасателям пришлось сначала вскрывать металлическую входную дверь, а затем и балконную. Женщина, к счастью, не простудилась, ведь спасатели провели всю операцию быстро и умело.

Можно привести множество примеров, когда спасатели помогали людям, выручая их из беды.

Какими качествами должен обладать человек, избравший профессию спасателя, я думаю, вы догадались. Конечно, это смелость, сила, самоотверженность, хорошая спортивная и физическая подготовка, умение мгновенно оценить ситуацию и принять верное решение, искреннее желание помочь людям, попавшим в беду. В общем, спасатель — профессия настоящих мужчин!

Ответьте на вопросы

1. Кто спасает людей во время стихийных бедствий?

2. К кому мы обращаемся, если попали в беду в бытовых условиях?

3. Какие качества нужны спасателям?

4. Какие требования предъявляет к людям эта профессия?

5. Хотели бы вы стать спасателем?

Рассказ о профессии Строитель

Оглянитесь вокруг! И жилые дома, и школы, и магазины, и детские сады, и библиотеки, и дворцы культуры, и станции метро — все построено строителями.

В Древней Руси наши предки строили дома из дерева.

Русь была страной дремучих лесов, а дерево — прекрасный строительный материал. Строили дома из разных пород деревьев, чаще из крепких могучих елей. Недаром говорилось: «Изба елова — сердце здорово!»

Кто же строил и бревенчатые крестьянские избы, и резные княжеские и боярские терема?

Плотники. А главным и порой единственным инструментом плотника был топор. Пилы появились позднее, и пользовались ими плотники реже. «Дело в том, что топор, рассекая бревно, уплотняет и сплющивает древесину. Срез, сделанный топором — блестящий и гладкий, в него с трудом проникает вода. А вот пила разлохмачивает древесные волокна и делает их легкой добычей гнили. Поэтому-то славянские плотники так упорно предпочитали топор», — пишет Мария Семенова в книге «Мы славяне».

Плотник топором умело вырезал красивые наличники на окнах, затейливо украшал крыльцо, увенчивал конек крыши резной фигуркой.

Как строят современный городской дом?

Строительным материалом современных зданий служат дерево, кирпич, бетон, железобетон, стекло, нержавеющая сталь.

В строительстве дома принимают участие рабочие разных специальностей: каменщики, плотники, маляры, сантехники и плиточники, а также экскаваторщики*, крановщики, водители, кровельщики, электросварщики...

Когда дом спроектирован архитектором и выбрано место для строительства, экскаватор огромным ковшом выгребает песок, глину. Образуется котлован — глубокая яма. Затем рабочие-строители на месте котлована возводят прочный фундамент, каменщики возводят стены, ровными рядами укладывая кирпичи. Чтобы кирпичи крепко держались, их кладут на цементный раствор.

Современные здания могут быть построены не только из кирпича, но и из железобетонных панелей или блоков. Соответственно, такие дома называют панельными или блочными.

С утра до вечера на строительной площадке кипит работа. Огромные самосвалы везут то бетон, то песок, то кирпичи, то трубы. Ведь к дому нужно подвести воду, газ и электричество.

Когда дом снаружи готов, кровельщики покрывают крышу, а потом начинаются отделочные работы. Бригады маляров, плиточников, столяров берутся за дело.

Столяры устанавливают оконные рамы и двери, маляры красят рамы, лестничные пролеты, белят потолки, наклеивают обои, сантехники устанавливают в квартирах раковины и ванны, плиточники кладут плитку на кухне, в ванной комнате, стекольщики стеклят окна и балконы.

Кого еще мы забыли? (Дети отвечают.) Верно, электриков, которые подводят к квартирам электричество, устанавливают розетки и выключатели, а газовщики подводят газ и монтируют на кухне газовые плиты. Чтобы в доме было тепло, слесари устанавливают отопительные батареи и трубы.

Находится работа электросварщикам, водителям грузовиков; подъемные краны поднимают необходимые стройматериалы на любую высоту.

Современные строители нередко осваивают сразу несколько строительных профессий. И вот красавец- дом готов!

Сколько радости приносят новоселам светлые уютные квартиры, где все новенькое, чистое, сделанное с любовью.

Послушайте стихотворение.

Мы — строители!

Мы вдвоем с Алешей

Построим дом хороший.

 

Пусть у нас не кирпичи,

Закаленные в печи,

А много кубиков цветных —

Дом постоим мы из них!

 

Экскаватор есть у нас,

Кран подъемный, а КамАЗ

Кубиков подвозит ящик,

Как на стройке настоящей.

 

Кубик к кубику кладем,

Быстро подрастает дом.

С ярко-красной крышей

Дом красивый вышел.

 

Будем, как родители,

Мы с тобой строители!

Давайте подумаем, какие качества необходимы строителям разных специальностей? (Дети отвечают.) Верно! Физическая закалка, отличное владение профессией, огромное трудолюбие и немалая физическая сила, а также желание делать нужное людям дело, своим трудом приносить им радость!

Ответьте на вопросы

1. Почему профессия строителя — одна из важнейших?

2. Из чего строили в прежние времена на Руси? Почему?

3. Из чего теперь строят дома?

4. Как называют строителей, строящих деревянный дом? Каким инструментом пользуются плотники?

5. Рабочие каких специальностей участвуют в строительстве дома?

6. Как называют рабочих, укладывающих кирпичи?

7. Как называют рабочих, которые кроют крышу?

8. Каких рабочих называют «отделочниками»?

9. Кто красит окна, двери, клеит обои?

10. Кто устанавливает оконные рамы, двери?

11. Кто кладет плитку?

Рассказ о профессии Учитель

Незаметно пролетит веселое теплое лето, и школа распахнет перед учениками свои двери.

Особенные заботы и волнения у будущих первоклассников: нужно хорошенько подготовиться к школе, купить ранец, пенал, краски, карандаши, альбом, счетные палочки, тетради и многое другое.

Как интересно вместе с мамой ходить по магазинам, выбирая новенькие школьные принадлежности! Послушайте стихотворение.

Новый ранец

Мама ранец мне купила —

Молнии, кармашки.

До чего блестят красиво

Новенькие пряжки!

Я надел его на плечи,

С ним весь день гулял в саду,

Говорил друзьям при встрече:

— Скоро в школу я пойду!

Наконец наступает волнующий и торжественный день — Первое сентября.

Как много нового ждет первоклассника в школе! И первый учитель, и новые друзья, и переменки, и веселые школьные праздники!

Первого сентября по улицам словно бегут яркие ручейки — со всех сторон к школе стекаются нарядные дети с ранцами за спиной, букетами пышных осенних цветов — хризантем, гладиолусов, астр и георгинов.

Послушайте стихотворение.

Скоро в школу

Когда листья полетят

Золотым дождем

И засыплют старый сад —

В школу мы пойдем.

 

Мы простимся с теплым летом —

Долгим и веселым,

И нарядные букеты

Принесем мы в школу.

Вот и первая встреча с вашим первым учителем! Он встречает вас и ведет в класс.

Теперь учитель — очень важный для вас человек. Он поможет сделать самые первые, самые трудные шаги по лестнице знаний. Вместе с ним вы будете учиться писать палочки и крючки, читать по слогам букварь, писать в тетради первые слова. Учитель — это друг, советчик, он не только учит, но и воспитывает детей. Водит их на экскурсии в парк, лес, музей, проводит веселые праздники, отмечает дни рождения детей — стихами, подарками, добрыми пожеланиями.

Самое главное качество учителя — умение отдавать! Когда-то великий грузинский поэт Шота Руставели сказал: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал — то твое!»

Настоящий учитель обладает щедрой и доброй душой, умением отдавать детям свои знания, силы, время, талант.

Самые замечательные учителя — это те, кому интересно с детьми, кому удалось сохранить в себе частицу детства!

У школьников первых-третьих классов один учитель. Он учит малышей чтению, письму, математике, рисованию. Вместе с учителем ребенок осваивает букварь — свою первую школьную книгу. А весной, когда дети прочли его от корки до корки, по-доброму прощаются с ним, говорят: «До свидания, Букварь».

Послушайте стихотворение.

До свидания, Букварь!

До свидания, Букварь дорогой!

Грустно нам расставаться с тобой.

Книг других ты милей и родней,

Мы читали тебя много дней.

 

Не теряли мы времени зря,

Знаем буквы от А и до Я

И теперь расстаемся с тобой.

До свидания, Букварь дорогой!

Но вот и закончена начальная школа, и настает время расстаться с первым учителем. Из начальных классов дети переходят в средние классы, потом в старшие. Теперь уже каждый предмет ведет учитель-предметник, да и предметов становится больше.

Учитель русского языка и литературы приобщает ребенка к чтению, сначала сказок, а затем изучает с детьми произведения писателей и поэтов.

Учитель иностранного языка учит основам английского, немецкого, или французского языка. Общее число языков в мире более трех тысяч, и за каждым стоят страны и народы, обычаи и традиции, наука и культура. Философ Вольтер писал: «Знать много языков — значит иметь много ключей к одному замку».

Учитель математики развивает логическое мышление ребенка, объясняет, как решать задачи и уравнения. Преподаватель этой дисциплины должен обладать логическим складом ума, высоким интеллектом, внимательностью и сосредоточенностью.

Учитель биологии преподает биологию — науку о растениях, зоологию — науку о животных, анатомию — науку об организме человека. Именно он прививает любовь к родной природе.

Учитель географии знакомит детей с океанами, реками, горами и равнинами, полезными ископаемыми, с земным шаром в целом.

Учитель физкультуры прилагает усилия, чтобы дети росли крепкими и здоровыми. Он учит быстро бегать, хорошо плавать, высоко прыгать, умело ходить на лыжах, кататься на коньках, играть в футбол, волейбол, хоккей.

Каждый учитель чем-то обогащает ребенка, приучает его к труду, старается увлечь учебой.

В октябре во всех школах отмечают День учителя, благодарят учителей за их нелегкий, но благородный и созидательный труд.

Дарим мы учителям любимым

Праздничные яркие цветы —

Хризантемы, астры, георгины —

Искорки осенней красоты!

Ответьте на вопросы

1. Почему первый учитель запоминается навсегда?

2. Какими качествами он должен обладать?

3. Чему первый учитель учит детей?

4. Как проводят в школе праздник букваря?

5. Чему учат учителя русского языка и литературы, биологии, математики, физкультуры?

6. Хотели бы вы стать учителем?

7. Почему сердце учителей называют «щедрым»?

Подводим итоги

Отгадайте загадки

Из просеянной муки

Он печет нам пироги,

Булки, плюшки, сайки.

Кто он? Угадай-ка! (Пекарь.)

 

Он одет в комбинезон,

Ловко красит рамы он.

Побелил он потолок,

Сделать нам ремонт помог. (Маляр.)

 

Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,

Пропишет пилюли и витамины. (Врач.)

 

У него серьезный вид,

За порядком он следит.

Ясным днем, ночной порой

Охраняет наш покой. (Милиционер.)

 

Он приучает детишек к порядку,

Он проверяет ребячьи тетрадки,

Научит детей и читать,

И писать,

И складывать цифры,

И вычитать. (Учитель.)

 

У него товаров горы —

Огурцы и помидоры.

Кабачки, капуста, мед —

Все он людям продает. (Продавец.)

 

Феном, щеткой и расческой

Ловко сделает прическу. (Парикмахер.)

 

Сошьет он платье, брюки,

Обрадует обновой.

Скажут: «Золотые руки

У этого ... (портного)».

 

Мы работаем бригадой,

Нам везут песок, бетон.

Дружно потрудиться надо,

Чтоб построить новый дом. (Строители.)

Поиграйте в игру «Слова»

Хлопните в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессиям (артиста, библиотекаря, водителя, фермера...). Объясните свой выбор.

Словарь: огонь, простуда, учебник, дым, платье, стрижка, ножницы, стихийное бедствие, пожарная машина, урожай, шляпа, книга, пальто, новый дом, туфли, экскаватор, сапоги, русский язык, овощи, больной зуб, доска и мел, ангина, весы, бесстрашный, каска, модная прическа, бульон, «скорая помощь», хлеб, «Книжкина неделя», самолет, военная форма, подводная лодка, швейная машинка, роль, кирпичи, корабль.

Комментарий для взрослых. Для активизации памяти и речи детей после игры можно предложить им следующее задание: вспомните, какие слова, подходящие профессии артиста (библиотекаря и т.д.), вы слышали?

Угадайте, какая профессия у человека?

Весы, прилавок, товар ... (продавец).

Сцена, грим, роль ... (артист).

Читальный зал, книги, читатель ... (библиотекарь).

Плита, кастрюля, вкусное блюдо ... (повар).

Доска, мел, учебник ... (учитель).

Руль, колеса, дорога ... (водитель).

Маленькие дети, игры, прогулки ... (воспитатель).

Топор, пила, гвозди ... (плотник).

Кирпичи, цемент, новый дом ... (строитель).

Краски, кисти, побелка ... (маляр).

Болезни, таблетки, белый халат ... (врач).

Ножницы, фен, модная прическа ... (парикмахер).

Корабль, тельняшка, море ... (моряк).

Небо, самолет, аэродром ... (летчик).

Поиграйте в игру «Кому для работы что пригодится»

На столе раскладываются карточки с изображениями: ножниц, иголки с ниткой, швейной машинки, шприца, градусника, указки, книги, тетради, станка, кисти, красок, рубанка, поварешки, кастрюли.

Воспитатель называет профессию: например портного — дети выбирают нужные карточки с изображением швейной машинки, иголки с ниткой, ножниц; врача — дети выбирают карточки с изображением градусника, шприца и т.д.

Рекомендуем посмотреть:

Беседа о медицинских работниках с детьми подготовительной группы

Стихи о профессиях для детей дошкольного возраста. Старшая группа

Конспект занятия в средней группе «Профессия повар»

Конспект занятия в старшей группе. Кто нас лечит

Конспект занятия в средней группе. Врач - стоматолог

Нет комментариев. Ваш будет первым!