Автор: Пикалова Надежда Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201», г. Оренбург
Возраст: 3 – 5 лет.
Цель:
- формировать познавательный интерес к человеку, дать детям элементарные представления о том, что руки – это важная часть человеческого тела
Задачи:
Образовательная:
- расширять представления детей о значении рук в жизни человека
- закреплять названия частей руки: ладошка, кулак, локоть
- закреплять знания детей о действиях, выполняемых руками – трогает, берет, дает и т.д.
- продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования – рисование ладошкой
Воспитательная:
- воспитывать в процессе общения доброжелательность друг к другу, умение сотрудничать и сопереживать
- продолжать учить детей вежливому обращению к взрослым и друг к другу
- учить детей выслушивать друг друга, не перебивать при разговоре
- воспитывать интерес к изучению своего тела, бережное и заботливое отношение к своему телу
- закрепить с детьми гигиенические навыки – правила при мытье рук
- учить детей быть аккуратными при работе с красками
Развивающая:
- развивать способность устанавливать взаимосвязи между предметами
- развивать двигательные навыки, мелкую моторику
- развивать внимание, логическое мышление
Оборудование:
мешочек из ткани, небольшие предметы различной формы, выполненные из разного материала, предметы детской одежды – две юбки, две футболки, две ленты или два эластичных бинта, две тонкие дощечки 30-35см диной, 5-7см шириной, эластичный бинт или лента с липучкой (для фиксации локтевого сустава), карточки «Берегите ваши руки», два силуэта ладони («грустная» и «веселая»), магнитная доска, магниты, кукла «Незнайка, краски, ватман.
Воспитатель предлагает детям сыграть в игру «Пузырь».
Раздается стук в дверь, в группу заходит Незнайка.
Воспитатель: «Ребята, подойдите скорее сюда, смотрите, кто к нам пришел?»
Дети: «Это Незнайка».
Воспитатель: «Давайте поздороваемся с Незнайкой. Как это можно сделать?»
Дети: «Сказать «Здравствуйте», «Доброе утро», можно подать и пожать друг другу руки»
Воспитатель: «Давайте сегодня мы поздороваемся так – встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и скажем «Здравствуйте». (Дети здороваются с Незнайкой)
Воспитатель: «Незнайка, а что у тебя в руках?»
Незнайка: «Это - «Чудесный мешочек». Он волшебный. В нем лежат игрушки. Мне так хочется узнать, какие игрушки в нем? А вам интересно? Тогда помогите мне»
Дети подходят к мешочку, «угадывают» предметы на ощупь, вытаскивают их.
Воспитатель: «Ребята, в мешочке было много игрушек, они такие разные. Скажите, как вы узнали какие игрушки лежали в мешочке, с помощью чего? Ведь их не было видно» (Ответы детей).
Воспитатель подводит итог – «Вы потрогали предметы, спрятанные в мешочке, руками. С помощью руки вы определили форму предмета, его поверхность. Это руки помогли определить, что лежит в мешочке»
Незнайка: «Значит, руки – это наши помощники»
Воспитатель: «Давайте поближе познакомимся с нашими помощниками.
Покажите ваши руки» (Выполняются практические упражнения):
- хлопните в ладоши
- погладьте свой животик
- спрячьте руки за спину
- дотроньтесь до своей спины
- дотроньтесь до спины своего соседа
- погрозите пальчиком
- поднимите руки перед собой
- достаньте ладошками до пола
- сожмите ладошку в кулачок
- пошевелите пальчиками
Незнайка: «А зачем всем людям руки?»
Дети читают стихи:
1. Ручки могут все достать,
Можно в ручках подержать
И игрушку, и травинку,
И тяжелый стул за спинку.
2. Можно ручками махать
Можно в кубики играть,
Рисовать, копать песочек,
Хлеба отломить кусочек.
3. Даже капельки из тучки
Поймать сумеют наши ручки.
И мягкую вскопают грядку,
Чтоб посадить горошек сладкий.
Воспитатель: «Молодцы, ребята. Незнайка, теперь тебе понятно, зачем нужны руки? Ребята, посмотрите на ваши руки. Дима, сколько у тебя рук? А у тебя, Лера, сколько рук? Полина, скажи, а сколько рук у Оли? (ответы детей). Правильно у каждого из вас и у тебя, Незнайка, по две руки»
Незнайка: «Подумаешь, две, только мешаются. Мне бы и одной хватило – смотрите, шляпу снять и надеть могу, кушать тоже и дверь открыть и с вами поиграть… (щекочет детей)»
Воспитатель: «Ребята, а может Незнайка прав, может, действительно, нам хватило бы и одной руки, а другая рука – лишняя, как вы думаете? (ответы детей). Давайте, проверим»
Проводится опыт «Значение рук» - вызвать двух девочек и двух мальчиков, один ребенок из пары надевает вещь (девочки – юбку, мальчики – футболку) при помощи обеих рук, а другой – при помощи одной руки (вторая рука фиксируется при помощи ленты к телу).
Воспитатель и дети сравнивают результаты: «Посмотрите, кто быстрее оделся, а кому было легче это сделать? А кому было трудно, почему? Значит, обе руки важны для нас одинаково. Поэтому относиться к ним надо бережно»
Незнайка: «Как это, бережно?»
Воспитатель: «Сейчас все поймешь, Незнайка. Давайте, ребята, объясним Незнайке, что для наших рук хорошо, а что плохо?»
Проводится игра «Хорошо – плохо».
На магнитную доску с одной стороны прикрепляется силуэт с «веселой» ладошкой, с другой стороны – силуэт с «грустной» ладошкой. Взрослый показывает детям карточки (из набора «Берегите ваши ручки») - Кто нарисован на картинке? Правильно или нет делают дети на картинке? Почему? Хорошо или плохо это для рук? – затем карточка при помощи магнита прикрепляется рядом с соответствующей ладошкой на доске.
Воспитатель подводит итог: «Беречь руки – значит не трогать острые и горячие предметы, чтобы не пораниться и не обжечься, держать руки в чистоте, когда холодно – обязательно надевать варежки. А чтобы руки были сильными, их надо тренировать»
Незнайка: «Вот это да! А как тренировать руки? Что надо делать?» (ответы детей)
Воспитатель: «Ну конечно, нужно делать зарядку. Ребята, давайте покажем Незнайке несколько упражнений»
Дети вместе с Незнайкой выполняют упражнения по показу взрослого:
На зарядку становись!
Вверх рука, другая вниз!
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками.
(одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки)
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать!
(руки к плечам, вращение вперед и назад)
Руки ставим перед грудью,
Поворачиваться будем.
Там стена, а там окно,
Это знаем мы давно.
(руки перед грудью, повороты корпуса вправо и влево)
Ручки потянули вверх,
Словно там висит орех.
(потягивания – руки вверх)
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом.
(потягивания – руки в стороны)
Наклоняемся пониже.
Ну-ка, руки к полу ближе!
(наклоны вперед)
Руки в боки. Улыбнись.
В стороны ты наклонись.
(наклоны в стороны)
Вот и все. Конец зарядки.
Молодцы вы все, ребятки.
Незнайка: «Ух, натренировал руки. Хорошо еще, что руки могут сгибаться! Вот согнешь руки, и идешь вперед, а если кто мешает на дороге – того локтями распихиваешь»
Воспитатель: «Незнайка, опять ты все путаешь. Локтями толкаться невежливо, правда, ребята? Если хочешь пройти, что нужно сделать? (вежливо попросить, чтобы тебя пропустили). Локти – это очень важная часть наших рук. С их помощью руки могут сгибаться и разгибаться. А вот почему это важно, мы тебе сейчас покажем»
Проводится опыт: «Значение локтевого сустава» - вызывается два ребенка, у одного из них фиксируется локтевой сустав. Детям дается задание - поднести ложку ко рту, почесать ухо или погладить животик, надеть шапку, застегнуть пуговицу на рубашке и т.д.
Затем воспитатель вместе с детьми сравнивает результаты: «Кто справился с заданиями, а кто не смог их выполнить? Как вы думаете, почему? Можно выполнить задания, если рука не сгибается, или нельзя?»
Незнайка: «Вот это да!»
Воспитатель: «Не удивляйся, Незнайка, наши руки могут очень много. Мы можем даже стихи рассказывать с помощью рук!»
Двигательная пауза – дети и Незнайка выполняют движения по тексту стихотворения по показу воспитателя:
Наши руки – это волны
Ветер гонит их вперед.
Наши руки – крылья чаек,
Небо их к себе зовет.
Наши руки – рыбки в море,
Плавают туда - сюда.
Наши руки – это крабы,
Разбежались кто куда.
Незнайка: «Здорово у нас получилось, а что еще удивительного могут сделать руки?»
Воспитатель: «Руки могут сделать подарок. Ребята, сделаем для Незнайки подарок? Наш Незнайка живет в Цветочном городе и очень любит цветы, давайте подарим ему красивый букет цветов»
Незнайка: «Но сейчас уже не найдешь на улице ни одного цветочка! Не понятно, почему?»
Воспитатель: « Ребята, а как вы думаете, почему сейчас цветы не растут? (потому что наступила осень, и цветы завяли) Правильно, но ты, Незнайка, не расстраивайся, нам опять помогут наши ручки – мы нарисуем тебе букет ладошками»
На доску вывешивается заготовка для коллективной работы «Букет для Незнайки», на столы ставятся тарелочки с краской.
Воспитатель приглашает детей к столу, предлагает опустить ладошку в краску и оставить отпечаток.
Незнайка (кричит): «Стойте, стойте, не делайте этого! Вы же запачкаете руки красками!»
Воспитатель: «Ребята, вы боитесь испачкать руки красками? Почему?» (руки можно вымыть) Конечно, Незнайка, мы просто вымоем потом руки, вот и все. Хочешь, давай рисовать вместе с нами»
Незнайка (грустно):
Мне очень хочется порисовать ладошками, но
Я не знаю, как мне быть,
Не умею руки мыть!
Воспитатель: «Ребята, расскажем Незнайке, как надо мыть руки. Посмотрите, на карточки – Лера, что надо сделать сначала? Какую карточку мы поставим первой? (Лера выбирает нужную карточку) Эллина, а что надо делать потом? Какую карточку мы поставим второй? (дети перечисляют порядок действий при мытье рук, выстраивая при этом в ряд соответствующие карточки)»
Воспитатель: «Вот видишь, Незнайка, мыть руки совсем несложно»
Незнайка: «Тогда, давайте рисовать»
Дети выполняют работу – ладошками «печатают» цветы, Незнайка тоже «печатает» вместе с детьми.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, такой красивый букет получился. А тебе, Незнайка, нравится?»
Незнайка: «Мне очень нравится, спасибо, ребята»
Воспитатель: «А теперь пойдемте мыть руки. Сейчас, Незнайка, ты посмотришь, как моют руки наши ребята»
Дети вместе с воспитателем и Незнайкой моют руки, воспитатель еще раз проговаривает действия, которые выполняются при мытье рук.
Незнайка (разглядывает свои ладошки): «И, правда, мои руки совсем чистые. А ваши? Покажите мне ваши руки»
Дети показывают Незнайке свои руки, Незнайка благодарит детей, говорит, что еще придет к ним.
В конце занятия воспитатель подзывает детей к себе и предлагает поиграть в игру «Руки в стороны»: дети вместе с воспитателем выполняют задания в соответствии со словами стихотворения:
Руки в стороны, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожми и на бочок.
➣ игра «Чудесный мешочек» - определить, что находится в мешочке, не заглядывая в него, на ощупь.
➣ пальчиковые игры
➣ игровое упражнение «Кто быстрее наденет…» - упражнение выполняется в парах. Один ребенок надевает вещь при помощи обеих рук, а другой – при помощи одной руки. Результаты сравниваются
➣ чтение: стихотворения «Руки» Н. Кнушевицкой, «Мои руки» Э. Мошковской, «Руки могут все достать…» С.Волкова, потешки «Ручки спляшите разок…», «Вымоем ручонки…», «рукавички новые…», К.Женэ «Руки человека», В. Лунин «Сами и само», загадки
➣ рассматривание иллюстраций – карточек «Берегите ваши руки»
➣ гигиенические процедуры (мытье рук)
➣ игра «На что похоже» - показать детям силуэт ладони, спросить: на что это похоже? (варианты: рыбка, осьминог, птица и др.) – способствовать развитию воображения
➣ игра «Почини варежку» - детям предлагаются варежки (из цветного картона), которые прохудились (дырки в виде разных геометрических фигур) – их надо починить, подобрав подходящую по цвету, размеру и форме заплатку.
➣ Эксперимент: Представьте, что у нас нет рук, как можно есть конфету без рук – руки за спину, конфета на столе. Попробовать съесть конфету (вызвать 2-х детей). Вывод: Руки важны в нашей жизни. Поэтому относиться к ним надо бережно и тренировать их силу.
Конспект НОД во второй младшей группе по валеологии
Конспект НОД по лепке в 1 младшей группе детского сада
Конспект НОД. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
Конспект НОД для старших дошкольников на тему «У кошки новоселье»
Нет комментариев. Ваш будет первым!