Конкурсы

Конспект НОД в ДОУ по теме: «Наши уши»

Конспект НОД в старшей и второй младшей группе детского сада

Автор: Пикалова Надежда Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201», г. Оренбург

Образовательная область «Здоровье»

Возраст: 3 – 5 лет.

Конспект НОД по теме: «Наши уши»

Цели:

- формировать элементарные представление детей об органах чувств –  уши - орган слуха, их функциях;

- показать детям, какую роль играет слух в жизни человека;

- развивать способность рассматривать друг друга;

- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы

- воспитывать стремление заботиться о своем здоровье

Оборудование: кукла – перчатка «Незнайка»; иллюстрации с изображением людей разного пола и возраста; карточки «Берегите ваши уши»;  набор музыкальных инструментов или предметов, издающих разные звуки; ширма

Содержание:

Воспитатель предлагает детям позвать в гости Незнайку, но сделать это необычным способом: сначала с помощью руки (дети жестами «зовут»), написать на бумаге «Незнайка, приходи в гости», затем позвать шепотом. Результат: Незнайка не приходит.

Воспитатель: Ребята, похоже, что Незнайка так и не знает, что мы зовем его в гости, как же быть (варианты ответов детей). Правильно, давайте попробуем позвать его громко.

Дети громко хором зовут.

Появляется Незнайка: Здравствуйте, ребята, вы меня звали.

Воспитатель: Да, Незнайка. Ребята звали тебя в гости, а как ты об этом узнал?

Незнайка: Я услышал, как вы меня зовете.

Воспитатель: Ребята, значит, Незнайка услышал наши голоса, а помогли ему это сделать… (дети отвечают) Правильно, это уши.

Незнайка: Вот это да! Значит, у меня есть еще одни помощники.

Ушки, ушки

У зверей на макушке.

А у вас ребята,

Покажите, где ушки?

Дети показывают на свои уши.

Незнайка: Сколько у вас ушей?

Дети:  Два

Воспитатель рассказывает:  У всех людей по два уха и расположены они по обе стороны нашей головы.

В отличие от глаз, которые могут закрываются и отдыхать, наши уши постоянно «работают»  - они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда человек спит. Уши очень хорошо слышат разные звуки. Подумайте, какие звуки могут услышать ваши уши? (ответы детей - кто как кричит и разговаривает, как  шумит море,  деревья, шуршит листва и т.д.)
Незнайка: Ребята, я знаю очень интересную игру, хотите поиграть?

Проводится игра: "Узнай по голосу":

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Ты сейчас стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: "Ау!".

Глаза крепко закрывай,

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал. Игра проводится несколько раз.

Незнайка: Молодцы, ребята, хорошо играете, скажите, пожалуйста, какие помощники помогали нам в этой игре? (ответы детей). Голоса своих друзей вы легко угадали, а сможете ли вы по звуку отгадать музыкальные инструменты?

Проводиться игра: "Какой музыкальный инструмент звучит?"

Музыкальные инструменты находятся за ширмой. Незнайка поочередно играет на инструментах. Дети на слух определяют, какой музыкальный инструмент прозвучал. Незнайка хвалит детей.

Воспитатель: А теперь послушаем тишину.  Кто больше услышит в ней звуков? (Дети замолкают и слушают звуки на улице, раздающиеся в здании, участке детского сада). Воспитатель по очереди спрашивает нескольких детей, какие звуки они услышали (ответы детей – вода шумит в умывалке, гудит лампа, в соседней группе играют дети и т.д.)

Воспитатель подводит вывод:  Какие хорошие у вас уши, они очень важные наши помощники, а значит, их надо беречь и ухаживать за ними.

Работа с карточками «Берегите ваши уши»  - мальчик слушает громкую музыку, девочка карандашом чешет в ухе, мальчик в бассейне надел плавательную шапочку и т.д. После обсуждения карточек, воспитатель предлагает детям подвести итог – Как надо беречь свои уши, как за ними ухаживать? (ответы детей)

Воспитатель: правильно, ребята, а теперь давайте поиграем с нашими ушками (проводится массаж «Поиграем с ушками»).

Воспитатель читает стихотворение, чтение сопровождается следующими действиями:

Подходи ко мне, дружок

Становись  скорей в кружок.

дети подходят, становятся в круг

Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

дети находят свои уши, показывают их

Ушко кажется замёрзло

Отогреть его как можно?

дети прикладывают к ушам ладони  и  трет ими всю раковину

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

дети прижимают уши к голове, затем резко отпускают

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

дети захватывают мочки, тянут их вниз, затем отпускают

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра,  

Наступила ти-ши-на!

играющие замолкают и слушают тишину

В конце занятия Незнайка прощается с детьми, говорит, что еще обязательно придет к ним в гости.

Дополнительный материал по теме:

➣ Рассматривание и обсуждение карточек «Берегите ваши ушки»

➣ Рассматривание иллюстраций с изображением ушей человека и разных животных, беседа об их назначении.

➣ Игровое упражнение «Определи по звуку» - предложите детям угадать звуки, издаваемые различными предметами и музыкальными инструментами. (Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой, стучит ложками, мешает чайной ложкой в стакане, разрывает бумагу, играет на музыкальных инструментах).

➣ Массаж ушек – «Поиграем с ушками» (см. ранее)

➣ Опыт «Слышу – не слышу». Взрослый встает за спиной ребенка на расстоянии 2 – 3м. произносит различные слова, причем каждое последующее слово надо произносить более тихим голосом. Сначала закрыть ватным тампоном одно ухо ребенка. Повторить опыт. Затем закрыть ватным тампоном оба уха ребенка. Повторить опыт. После этого попросить ребенка рассказать о своих ощущениях, чтобы он объяснил, когда было слышно хорошо, когда хуже, когда вообще не было ничего слышно и почему.

➣ Чтение: Н. Кнушевицкая «Уши», Э. Мошковская «Уши», С.Волков «Шелестит листвой березка…», С.Шукшина «Не кричите слишком громко…», «Я вчера гулял без шапки…», Р. Сеф «Тишина», загадки на тему: «Уши»

➣ Составление коллажа «Что могут слышать уши»

➣ Изготовление с детьми «игрушек – погремушек»: с помощью пустых пластиковых бутылок и сыпучих материалов (песок, камушки, бусинки и т. д.)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Люди»

Конспект НОД в ДОУ по теме: «Наши глаза»

Конспект НОД в детском саду по теме: «Наша кожа»

Конспект НОД в младшей группе по теме «Моя дружная семья»

Конспект НОД в младшей группе на тему «Волшебные деревья»

Ольга Михайловна Подгорных # 6 января 2014 в 07:26 0
очень полезное и интересное занятие.
Марина Владимировна Дворянинова # 2 мая 2014 в 18:05 0
Познавательное и интересное занятие. Детишкам очень понравятся такое полезное развлечение. Вы молодец!
Екатерина Викторовна Давыдова # 1 февраля 2015 в 01:49 0
благодарю за полезное занятие. возьму себе на заметку, проведу с детьми )
Екатерина Викторовна Давыдова # 1 февраля 2015 в 01:52 0
Очень интересное занятия. виды деятельности подобраны разнообразные - дети не устанут, занятие пройдет легко. спасибо.