Путешествие на остров Гум - Гам
Автор: Федосенко Наталья Петровна, педагог-психолог, КУ «СРЦН Большереченского района», р.п. Большеречье, Омская область
Описание работы: Предлагаю вашему внимаю разработку коррекционно-развивающего занятия направленное на физическое и эмоциональное раскрепощение детей старшего дошкольного возраста. Разработка будет полезна педагогам-психологам работающих с детьми дошкольного возраста в детских садах, реабилитационных центрах, детских домах.
Цель: Помочь ребёнку раскрепоститься как физически, так и эмоционально.
Примечание: Старайтесь подобрать и провести упражнения таким образом, чтобы у детей во время их выполнения отсутствовали критерии «красиво» и «правильно», и чтобы они смогли проявить свою спонтанность.
Оборудование: большой лист бумаги, цветные карандаши, магнитофон, ритмичная музыка (Чунга-чанга?).
Минута встречи.
Приветствия в тёплом кругу.
Ведущий: «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Нас ждут приключения. А полетим мы на воздушном шаре. Закрывайте глаза, устраивайтесь поудобнее и …(рассказывайте о том, как летите особым голосом).
- Ой, мы в незнакомом месте. Нужна карта для ориентировки на местности. Откройте глаза! Осмотритесь! Вспомните, что видели сверху?
1. Рисование «Карта острова».
Ведущий: с высоты вы видели на острове лес, горы, реки. Чтобы было удобнее путешествовать, надо нарисовать карту острова. На это у нас 8 минут.
Цель: групповое сплочение в работе.
Материал: большой лист бумаги, карандаши.
Обсуждение работы.
2. Упражнение «Танец дружбы». Ведущий: На острове живут люди, которые много танцуют ритуальных танцев. Чтобы нам подружиться с ними, надо станцевать танец «Дружбы». Чтобы они увидели наши мирные намерения.
Этот танец надо танцевать правильно, чтобы всё тело, и руки, и ноги, и шея, и голова могли свободно двигаться. Если не сможем, с нами островитяне не будут дружить.
Музыка подбирается ритмичная (хорошо получается под «Чунга-Чанга»).
Вопросы:
У кого во время танца руки двигались?
У кого двигались ноги: Свободно?
Кто чувствовал себя скованно?
Кому хотелось добавить каких-то движений?
Как вы думаете, понравился наш танец?
3. Упражнение «Приветствие». Ведущий:
Островитяне даже здороваются не так, как мы, а по гумм-гамовски.
Нужно встать спиной друг к другу и поздороваться через ноги могут быть и другие варианты. Можно предложить научить островитян своему приветствию. Чем чуднее, тем интереснее.
- Ваши чувства? Удобно, было так здороваться? Ваши предложения?
4. Игра «Дракон кусает свой хвостик».
Рассказ ведущего про Дракошу, живущего на острове.
Он однажды нарушил правило (придумайте какое), и в результате – стал догонять и кусать свой хвост и никак не мог остановиться, хвост всегда увернуться старался. Иногда это удавалось, иногда – нет.
Долго пришлось так жить Дракоше, если бы он не придумал выход. Вы сами попробуете его найти. Для этого побудете этим дракончиком.
Ведущий: «Голове» дракона надо поймать свой хвост. А «хвосту» - увернуться, увильнуть от «взбесившейся» головы.
Пояснение: Когда дети устанут, предложить найти способ, которым воспользовался дракончик. Обсуждение.
5. Упражнение «Исследователи и островитяне». Ведущий:
Ваша задача в целях безопасности ходить друг за другом, держась за плечи того, кто впереди. Пытаться настигнуть исследователям островитян.
Если первый исследователь оказался перед 1 островитянином – цель достигнута.
Две команды: 1-ая – исследователи: 2-ая – островитяне.
Островитяне не понимают, что от них хотят, пугаются и убегают (под музыку). Обсуждение эмоций в игре.
6. Упражнение «Скалолаз».
Ведущий: пройти по кругу и вернуться на место. Идти нужно строго по линии, потому что иначе – упадёшь в пропасть.
Способы прохождения каждый выбирает сам.
Игра должна проходить очень быстро.
Идёт 1-ый, 2-ой, 3-тий и т.д. ; прошедший встаёт на место и принимает позу. Игра заканчивается, когда все пройдут маршрут.
Пояснение: надо помочь детям выйти за рамки привычного взаимодействия друг с другом и установить более тесные взаимоотношения.
На полу чертится большой круг. Участники распределяются равномерно по линии, принимая различные позы (горы, скалы, утёсы, выступы в горах). Начинает любой желающий.
- Ваши ощущения?! Пожелания?
7. Упражнение «Звуки моего настроения».
Ведущий:
- Попробуйте походить по комнате и найти место, где услышите «ритм» своего настроения (показывайте). Дети по очереди показывают своё настроение, другие поддерживают. Обсуждение: Удалось определить свой ритм? Были совпадения мест? Почему?
До свидания Дракоша!
Был день у нас хороший!
Пояснение: надо помочь играющим побыть в ситуации, когда тебе тебя слышат, понимают и поддерживают, и понять, как это здорово! Способствовать сплочению группы.
Минута прощания.
Рекомендуем посмотреть:
Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»
Стихи о преодолении эмоциональных состояний
Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»
Психологический тренинг для педагогов
Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья