Коррекционно-развивающее занятие для старших дошкольников

Путешествие на остров Гум - Гам

Автор: Федосенко Наталья Петровна, педагог-психолог, КУ «СРЦН Большереченского района», р.п. Большеречье, Омская область

Описание работы: Предлагаю вашему внимаю разработку коррекционно-развивающего занятия направленное на физическое и эмоциональное раскрепощение детей старшего дошкольного возраста. Разработка будет полезна педагогам-психологам работающих с детьми дошкольного возраста в детских садах, реабилитационных центрах, детских домах.

Цель:  Помочь ребёнку раскрепоститься как физически, так и эмоционально.

Примечание: Старайтесь подобрать и провести упражнения таким образом, чтобы у детей во время их выполнения отсутствовали критерии «красиво» и «правильно», и чтобы они смогли проявить свою спонтанность.

Оборудование: большой лист бумаги, цветные карандаши, магнитофон, ритмичная музыка (Чунга-чанга?).

Минута встречи.

Приветствия в тёплом кругу.

Ведущий: «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Нас ждут приключения. А полетим мы на воздушном шаре. Закрывайте глаза, устраивайтесь поудобнее и …(рассказывайте о том, как летите особым голосом).

- Ой, мы в незнакомом месте. Нужна карта для ориентировки на местности. Откройте глаза! Осмотритесь! Вспомните, что видели сверху?

1. Рисование «Карта острова».

Ведущий: с высоты вы видели на острове лес, горы, реки. Чтобы было удобнее путешествовать, надо нарисовать карту острова. На это у нас 8 минут.

Цель: групповое сплочение в работе.

Материал: большой лист бумаги, карандаши.

Обсуждение работы.

2. Упражнение «Танец дружбы». Ведущий: На острове живут люди, которые много танцуют ритуальных танцев. Чтобы нам подружиться с ними, надо станцевать танец «Дружбы». Чтобы они увидели наши мирные намерения.

Этот танец надо танцевать правильно, чтобы всё тело, и руки, и ноги, и шея, и голова могли свободно двигаться. Если не сможем, с нами островитяне не будут дружить.

Музыка подбирается ритмичная (хорошо получается под «Чунга-Чанга»).

Вопросы:

У кого во время танца руки двигались?

У кого  двигались ноги: Свободно?

Кто чувствовал себя скованно?

Кому хотелось добавить каких-то движений?

Как вы думаете, понравился наш танец?

3. Упражнение «Приветствие». Ведущий:

Островитяне даже  здороваются не так, как мы, а по гумм-гамовски.

Нужно встать спиной друг к другу и поздороваться через ноги могут быть и другие варианты. Можно предложить научить островитян своему приветствию. Чем чуднее, тем интереснее.

- Ваши чувства? Удобно, было так здороваться? Ваши предложения?

4. Игра «Дракон кусает свой хвостик».

Рассказ ведущего про Дракошу, живущего на острове.

Он однажды нарушил правило (придумайте какое), и в результате – стал догонять и кусать свой хвост и никак не мог остановиться, хвост всегда увернуться старался. Иногда это удавалось, иногда – нет.

Долго пришлось так жить Дракоше, если бы он не придумал выход. Вы сами попробуете его найти. Для этого  побудете этим дракончиком.

Ведущий:  «Голове» дракона  надо поймать свой хвост. А «хвосту» - увернуться, увильнуть от «взбесившейся» головы.

Пояснение: Когда дети устанут, предложить найти способ, которым воспользовался дракончик. Обсуждение.

5. Упражнение «Исследователи и островитяне». Ведущий:

Ваша задача в целях безопасности ходить друг за другом, держась за плечи того, кто впереди. Пытаться настигнуть исследователям островитян.

Если первый исследователь оказался перед 1 островитянином – цель достигнута.

Две команды: 1-ая – исследователи: 2-ая – островитяне.

Островитяне не понимают, что от них хотят, пугаются и убегают (под музыку). Обсуждение эмоций в игре.

6. Упражнение «Скалолаз».

Ведущий: пройти по кругу и вернуться на место. Идти нужно строго по линии, потому что иначе – упадёшь в пропасть.

Способы прохождения каждый выбирает сам.

Игра должна проходить очень быстро.

Идёт 1-ый, 2-ой, 3-тий и т.д. ; прошедший встаёт на место и принимает позу. Игра заканчивается, когда все пройдут маршрут.

Пояснение: надо помочь детям выйти за рамки привычного взаимодействия друг с другом и установить более тесные взаимоотношения.

На полу чертится большой круг. Участники распределяются равномерно по линии, принимая различные позы (горы, скалы, утёсы, выступы в горах). Начинает любой желающий.

- Ваши ощущения?! Пожелания?

7. Упражнение «Звуки моего настроения».

Ведущий:

- Попробуйте походить по комнате и найти место, где услышите «ритм» своего настроения (показывайте). Дети по очереди показывают своё настроение, другие поддерживают. Обсуждение: Удалось определить свой ритм? Были совпадения мест? Почему?

До свидания Дракоша!

Был день у нас хороший!

Пояснение: надо помочь играющим побыть в ситуации, когда тебе тебя слышат, понимают и поддерживают, и понять, как это здорово! Способствовать сплочению группы.

Минута прощания.

Рекомендуем посмотреть:

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Психологический тренинг для педагогов

Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Сипина Елена # 18 января 2014 в 12:51 0
Очень понравилось игровое упражнение "Приветствие", поскольку именно такой способ раньше в литературных источниках не встречался, хотя вообще приветствие различными способами достаточно широко распространено.
лиля # 25 марта 2014 в 18:19 0
нет задач занятия, в основном, занятие зачетное
Марина Викторовна Мальчихина # 26 января 2015 в 13:07 0
Очень интересно было "побывать на острове Гум-Гам. Занятие граммотно составлено,согласно современным требованиям.
Елена Рубанова # 26 января 2015 в 13:58 0
Спасибо за прекрасное путешествие на остров с прикольным названием Гум - Гам. Занятие построено методически грамотно. Разнообразие упражнений увлекает детей в мир игры, что и сплачивает ребят. Творческих успехов Вашему доброму сердцу.