Конкурсы

Игровые ситуации по математике в младшей группе

Развивающие ситуации по математическому развитию для детей 2-3-4 лет

1. «Что больше, что меньше?»

Цель. Освоение детьми умения различать предметы по размеру.

Использование в речи слов «больше», «меньше», «большой», «маленький», «такой же большой (маленький)».

Освоение умения выбирать необходимые предметы, определять их размер.

Необходимые материалы: набор предметов мебели для создания интерьера комнаты медведей; медведь (игрушка); предметы контрастных размеров (3—4 пары) разного цвета и одинакового цвета; кубы большие, кубики маленькие.

Организация. Участвуют 3—4 ребенка (то же — в следующих развивающих ситуациях).

Ход ситуации

Воспитатель рассказывает, что дети гуляли по лесу и зашли в домик, где живут медведи. Один медведь — Михаил Иванович — пришел домой и грустно смотрит: в его комнате беспорядок, кубы и кубики грудой лежат в углу. Что делать с ними, Михаил Иванович не знает. Пробовал строить дом — не получилось, кубики рассыпались.

«Не грусти, Михаил Иванович, — говорит воспитатель, — мы с ребятами тебе поможем. А ну-ка, покажи, как ты строил дом».

«Вот так (Михаил Иванович «говорит», воспитатель обыгрывает его действия): раз, раз и... все упало».

Воспитатель побуждает детей подумать, как помочь Михаилу Ивановичу. Вместе они приходят к выводу, что сначала нужно разделить кубики на большие и маленькие. Предлагают это сделать Михаилу Ивановичу. Но медведь «говорит», что не знает, как это сделать, ведь кубиков так много и не видно, где большие, а где маленькие.

«Ты не беспокойся, Михаил Иванович, дети тебе подскажут. Дети, какой куб больше? Может, этот?» (Дети подсказывают — называют размер кубов: большой, маленький’, этот больше, этот меньше.)

«Решил Михаил Иванович перенести тот куб, который больше, в другую комнату. Никак не может его взять. (Педагог имитирует действие.) Сам Михаил Иванович большой, а лапы у него короткие. Давайте мы возьмем куб и перенесем. (По предложению педагога дети поочередно берут куб двумя руками — обхватывают так, чтобы пальчики рук соединились, но у них это не получается.) Большой куб, никак не обхватить его руками. У меня руки больше, чем у вас. Положи свою ладонь (обращается к ребенку) на мою. Видите, какая большая рука. Я смогу перенести куб. Я его полностью обхватила руками, посмотрите.

А этот куб поменьше. Вы сможете взять его в руки так, чтобы пальчики соединились? Попробуйте! (Совместные действия сопровождаются комментариями взрослого и детей. Кубики переносят в другую комнату.)

Как вы думаете, доволен Михаил Иванович, что мы перенесли его кубики в другую комнату? А что он может из них построить? Правильно, построить башни, дома. (Педагог предлагает каждому ребенку взять куб или кубик.) И они будут прочные, не упадут. Из больших кубов построим башню. Будем строить так: один куб ставлю я, один — ты, Костя, один — снова я, один — Аня (и т. д.). Смотри, Михаил Иванович, какая башня у нас. Прочная, красивая! Пусть она стоит в твоей комнате.

А теперь из маленьких кубиков построим дом. Опять один кубик ставлю я, один — ты, Саша (и т. д.) И домик у нас тоже получился прочный, красивый. Пусть и он стоит в твоей комнате, Михаил Иванович».

Итог ситуации. Педагог уточняет с детьми:

— Помогли мы Михаилу Ивановичу понять, какие кубы — большие, какие кубики — маленькие?

— Сможет ли он научить маленького Мишутку различать большие и маленькие кубики? Научит ли он его строить прочные дома?

— Стало ли в комнате Михаила Ивановича красиво, когда в ней появились башня и дом?

Возможные варианты усложнения:

1. В специально организованной обстановке: 1) на одном столе разложены и высокие, и низкие предметы; 2) на одном столе — только высокие, а на другом — только низкие. Ребенок выбирает предметы, переносит их в другое место, группирует по признаку высоты.

2. Упражнения с блоками Дьенеша (используется часть комплекта). Выбор блоков:

— отобрать маленькие круги, затем большие;

— отобрать красные круги, затем желтые;

— выбрать маленький красный, затем маленький желтый и т.д. Ребенок называет цвет предмета, размер, форму.

Дома с ребенком. Упражнения в различении и назывании фигур: круг, квадрат, треугольник (или: «как крыша»). Организация игр с использованием аппликации, тетрадей с печатной основой, с наклейками.

Использование игрового пособия «Блоки Дьенеша для самых маленьких» (см. литературу).

2. «Устроим Медвежонку такую же комнату, как у нашего Мишутки»

Цель. Освоение детьми умений находить предмет такой же, как... или не такой, как... (отличающийся по цвету, форме, размеру); совместно со взрослым выбирать такой же предмет, фигуру, ориентируюсь одновременно на два свойства (цвет и форма, цвет и размер); пользоваться выражениями: «такой же, как у Мишутки»', «не такой; этот красный, а этот желтый» и т. д.

Необходимые материалы: предметы мебели, интерьера для создания такой же комнаты, как у Мишутки; 2 игрушечных медвежонка, разных по размеру (Медвежонок меньше, чем Мишутка); телефонный аппарат; логические блоки Дьенеша (часть комплекта).

Ход ситуации

Воспитатель рассказывает и одновременно вовлекает детей в игру:

«Жил-был Мишутка. У него не было друзей, и ему было очень скучно. Дети захотели развеселить Мишутку и решили пригласить к нему в гости по телефону Медвежонка...»

Мишутка вместе с детьми начинает готовиться к приему гостя. Дети сервируют стол для двоих: ставят тарелки, ложки, чайные чашки с блюдцами. Подбирают все предметы одинаковые — такие же; называют цвет, размер в сравнении: такой же, больше, меньше. Стулья сравнивают по высоте, придвинув их один к другому; блюдца и тарелки — по размеру, путем наложения.

Приходит Медвежонок (ситуация обыгрывается). Гость вместе с Мишуткой садятся за стол. Дети выбирают для них печенье (используются логические блоки Дьенеша: 2 красных блока — малиновое печенье. Сначала берут одно «печенье», затем второе — такое же; затем берут 2 круглых (независимо от цвета; «печенье» может быть как одинаковым, так и различным по толщине).

Воспитатель: «Понравился вам Медвежонок, которого вы пригласили к Мишутке в гости? Чем понравился? А может быть, нам устроить для него комнату, чтобы Медвежонок и Мишутка жили рядом? Они тогда могли бы часто встречаться, играть вместе, ходить друг к другу в гости».

Если дети соглашаются, то начинается подбор мебели, посуды, салфеток на стол, ковриков на пол и т. д. Многие выбранные предметы — такие же, как у Мишутки, но некоторых таких же предметов не удается найти, и дети используют предметы, отличающиеся от тех, которые есть у Мишутки. Так, салфетка может быть тоже красная, но большего размера; коврик на пол — длиннее, чем у Мишутки.

При выборе игрушек для комнаты Медвежонка оказывается, что таких игрушек, как у Мишутки, больше нет, а есть только картинки. Дети заменяют игрушки их изображениями.

Дети включаются в процесс сравнения, называют отношения предметов: больше — меньше, выше — ниже.

Итог ситуации.

Воспитатель: «Мишутка очень рад, что он теперь не один. Спросите у медвежат, довольны ли они тем, что будут жить рядом и что у них почти все предметы одинаковые. А что у медвежат разное?» (Дети перечисляют.)

Возможные варианты усложнения:

1. Сравнение предметов, картинок, силуэтов по одному свойству (цвет, форма, размер, вес); по двум свойствам одновременно (цвет и форма, размер и цвет и т. д.). Дети упражняются в назывании свойств, в установлении отношений: такой же, не такой по... (например, по цвету) — и постепенно овладевают умением выделять в фигурах, логических блоках, окружающих предметах два свойства одновременно. Важно чаще предоставлять ребенку возможность выбирать нужный предмет из двух-трех.

2. Сравнение предметов, мешочков с песком, опилками, орехами и другим по весу, использование слов «тяжелый», «легкий». Использование «взвешивания на ладонях» для сравнения предметов по весу.

3. Выполнение упражнений в рабочих тетрадях, книгах-тетрадях с игровыми заданиями, использование наклеек.

Дома с ребенком.

1. Рассматривайте фотографии и находите на них «такое же» и «не такое, как...»; учите ребенка находить признаки сходства и различия.

2. Наклейте вместе с ребенком в альбом геометрические фигуры, простые узоры из фигур и постарайтесь найти среди них пары («точно такой же...»), разные, чем-то похожие и чем-то отличающиеся. Мотивируйте деятельность ребенка, стимулируйте речевые проявления, используйте простые загадки, песенки, потешки.

3. Используйте рамки-вкладыши М. Монтессори и другие развивающие игры.

3. «Найди меня»

Цель. Узнавание и соотнесение реального предмета с его изображением на картинке и с силуэтным изображением.

Необходимые материалы: предметы и их изображения (всех по 6: грибы, машинки, яблоки и груши, мячи, кораблики, елочки и пирамидки); медведь (игрушка).

Ход ситуации

Все игрушки расположены в ряд. Взрослый спрашивает, обращаясь к каждому из детей, какую игрушку он хотел бы взять. Ребенок берет, а взрослый помогает ему правильно назвать ее и побуждает к простому действию с игрушкой. Дети играют, а затем относят игрушки мишке, называют их ему и говорят, для чего принесли (играть). Медведь сожалеет, что у него нет игрушек, которые можно было бы дать детям, и предлагает детям картинки (достает из кармана изображения тех же игрушек).

Медведь (обращаясь к детям): «Я запомнил, какие игрушки вы мне дали: это... (называет). Я в них поиграю. А вы возьмите картинки. Они вам понравятся».

Медведь раздает детям картинки, не соотнося картинку с игрушкой, полученной от ребенка. Спрашивает каждого ребенка:

«У тебя какая игрушка была? (Машинка.) А на картинке тоже машинка нарисована?» (В случае ошибки, допущенной ребенком, взрослый разговаривает с ним по поводу внешнего вида игрушки, ее конструкции: сравнивает игрушку с картинкой. Разговор организуется последовательно со всеми детьми.)

У всех детей оказывается по одной картинке. Мишка предлагает им поменять картинки на игрушки. Каждый ребенок подходит к мишке и говорит, например: «У меня на картинке кораблик. Дай мне, мишка, мою игрушку». И т. д.

Итог ситуации. Взрослый разговаривает с детьми о том, что играть можно и с игрушками (предметами), и с их изображениями (картинками). Например, если есть парные картинки, можно поиграть в «Угадайку» (перевернуть картинки, а затем, открывая по одной, находить пару).

Возможные варианты усложнения:

1. На основе восприятия игрушки находить картинку (изображение игрушки), а затем и силуэт. Сравнивать картинки с предметом, включать их в игру.

2. Ребенок берет картинку, ищет такой же предмет, силуэт предмета в ограниченном пространстве (под салфеткой).

3. В специально подготовленной обстановке дети находят предмет и картинку, расположенные рядом, называют их, включают в игру. Можно находить предмет только по силуэту (игра «Что спрятано под салфеткой?»).

Дома с ребенком. Взрослый показывает силуэт предмета и говорит: «Догадайся, что мне нужно, и принеси это». Использование рабочих тетрадей.

4. «Каждый ли медвежонок встретился с мамой?»

Цель. Освоение детьми умений устанавливать соответствие «один к одному», отношения: «столько же», «больше, чем...». Упражнение в выполнении действий сопоставления с использованием схематизации (моделирования отношений).

Необходимые материалы: из комплекта логических блоков Дьенеша — большие и маленькие, толстые и тонкие прямоугольные блоки; медведи и медвежата (игрушки, по 3—4 шт.), силуэты деревьев, кустарника, обитателей леса для создания фона.

Ход ситуации

Воспитатель создает ситуацию, имитирующую лесную опушку, где гуляют три медведицы с тремя медвежатами. Дети их рассматривают, а затем слушают «разговор» медведиц с медвежатами: «Сынок, — говорит мама-медведица, — далеко от меня не убегай!» Медвежонок ей отвечает: «Не уйду далеко, я пойду поиграю с медвежатами и вернусь». (Ситуация с другими парами разыгрывается аналогично.)

Воспитатель: «Медведицы поговорили между собой о своих детях, а медвежата продолжают играть. Мамы-медведицы забеспокоились, все ли медвежата здесь, и стали их звать. Быстро прибежали медвежата. Давайте проверим, все ли медвежата вернулись. Возьмите каждый по одному медвежонку и поставьте медвежонка рядом с медведицей. Сколько у тебя медведиц и сколько медвежат? (Одна медведица и один медвежонок.) А у тебя? (Спросить каждого ребенка.) Давайте поставим их так, чтобы было видно: у каждой мамы- медведицы есть медвежонок».

Дети ставят медведей парами (медведица и медвежонок).

Воспитатель: «Все ли медвежата вернулись? Сколько их? (Ответ: их три.) У каждой ли медведицы есть маленький медвежонок? (Обращение к каждому ребенку.) Значит, медвежат столько же, сколько медведиц-мам. Все медвежата вернулись из леса.

Снова медвежата убежали гулять. Мы не будем их звать на поляну. Мы видим, что они все здесь, недалеко, вместе со своими мамами- медведицами. Давайте убедимся, что никто из них не потерялся. Заменим их вот этими фигурами (блоками). Медведиц — большими (показывает), а медвежат — маленькими. Я беру фигуру и ставлю ее. Я показала, что медведица здесь, а ты (обращается к ребенку) поставь рядом маленькую фигурку. Кого она обозначает? (Медвежонка.)».

Дети ставят фигуры, говорят, что они обозначают, сравнивают их. Взрослый задает вопросы: «Сколько медведиц? Сколько медвежат? По скольку их?» Уточняя ответы детей, взрослый говорит, что медведиц и медвежат по три, медвежат столько же, сколько и медведиц. Взрослый поощряет подбор пар по цвету.

Появляется еще одна медведица (большой тонкий блок). Ее просят встать рядом с медведями, стоящими парами. Взрослый спрашивает, у всех ли медведиц есть медвежонок. (У одной медведицы нет, она пришла без медвежонка.) Дети выясняют, кого больше — медведиц или медвежат. (Одного медвежонка не хватает, значит, медвежат меньше, чем медведиц, а медведиц больше, чем медвежат.)

Итог ситуации. Дети с воспитателем выясняют: у всех ли медведиц-мам было по медвежонку? Если бы прибежал еще один медвежонок, тогда у каждой ли медведицы было бы по медвежонку?

Возможные варианты усложнения:

1. Определение соответствия «один к одному» и наличие «лишнего» предмета (у которого нет пары) в процессе различных бытовых ситуаций. Упражнение детей в умении устанавливать пары, раскладывая предметы по горизонтали, вертикали, накладывая их один на другой и т. д.

2. Упражнение в использовании слов «столько же», «больше», «меньше», «не хватает», «лишний», «все» и др. при выполнении аппликации, в строительных играх.

3. Создание в предметно-игровой среде (на наборном полотне, плакатах, магнитных досках) ситуации изменения количества предметов, способов их расположения и установления равенства и неравенства.

Дома с ребенком. Играя с ребенком, сопоставляйте предметы по количеству: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4. Раскладывайте их так, чтобы было соответствие; в этом случае говорят, что одних и других предметов поровну, одних столько же, сколько других. В случае отсутствия соответствия побуждайте ребенка пользоваться словами «больше (меньше), чем...», но только в ходе практического действия или вслед за ним. Используйте разнообразные игры по принципу «парных картинок», например: «Большой — маленький», «Животные и их детеныши» и др.

5. «Построим дома для медведей»

Цель. Освоение детьми умений сравнивать предметы по размеру: больше — меньше. Различение размера предметов и умение называть его: большой — маленький. Различение и называние формы предметов: куб, кирпичик, «как крыша» (про треугольную призму); различение и называние цветов. Использование в речи слов «такой же», «не такой».

Необходимые материалы: строительный набор, включающий геометрические формы двух размеров; два игрушечных медведя контрастных размеров; два игрушечных грузовика; деревья, кусты на подставках; телефонный аппарат.

Ход ситуации

Воспитатель рассказывает и одновременно моделирует ситуацию с помощью игрушек; задает детям вопросы.

«Жили-были в лесу медведи. Посмотрите: сколько медведей? (Два медведя.) Каждый медведь захотел построить для себя дом. Сколько домов им нужно? (Этому медведю — один дом и этому — один. Всего два дома.) Этот медведь (показывает большого медведя) большой или маленький? (Большой.) Какой дом ему нужен — большой или маленький? (Большой.) Назовем этого медведя Миша. А этот медведь (показывает маленького медведя) большой или маленький? (Маленький.) Какой дом для него построим? (Маленький.) Этого медведя назовем Мишуткой. Подскажите медведям, из чего можно построить их дома? (Из кирпичей, досок, бревен и т. д.) Но у медведей не оказалось никакого строительного материала. Решили они позвонить по телефону и попросить привезти им то, что нужно. Сначала позвонил Миша и попросил привезти для него машину кубов. Как вы думаете, каких — больших или маленьких? Что он говорил? (Взрослый имитирует разговор медведей по телефону.) Что закажет Мишутка, как вы думаете?» (Маленькие кубы.)

Воспитатель предлагает одному из детей «заказать» по телефону от имени Мишутки маленькие кубы.

«Вот подъехали машины, нагруженные строительным материалом (показывает). Оказалось, что там в беспорядке лежат разные по размеру кубы: и большие, и маленькие».

Воспитатель предлагает детям разобраться, где чьи кубы. Попутно выясняется, имеет ли значение при отборе цвет кубов (называли ли его медведи).

Дети сначала отбирают все большие кубы и складывают их отдельно. Каждый ребенок при этом называет форму, цвет, размер куба, пользуясь выражением «такой же».

Затем дети строят дом для большого медведя: по очереди берут по одному кубу и кладут их так, чтобы получились 4 стены дома. Взрослый помогает детям и завершает постройку крышей.

Медведя поселяют в домике; проверяют, помещается ли он внутри, удобно ли ему.

При строительстве дома для маленького медведя каждый ребенок говорит, сколько кубиков он кладет каждый раз. (Один.) По окончании строительства маленького медведя также поселяют в доме и проверяют, удобно ли ему. Выясняют, чей дом больше (меньше).

Итог ситуации. Педагог предлагает: «Давайте спросим у медведей, довольны ли они построенными домами?» Дети выясняют «мнение» медведей: нравятся ли им дома, удобно ли в них, тепло ли; спрашивают, кого они собираются пригласить в гости, чем будут угощать и т. д.

Возможные варианты усложнения:

1. «Каждый строит дом для своего Мишутки». Дети упражняются в различении предметов по цвету, форме, размеру, в назывании этих свойств. Каждый ребенок отбирает строительный материал, участвует в развитии игрового сюжета, выполняет конструктивные действия.

2. «Строим дома из синих (красных, желтых и т.д.) маленьких (больших) кирпичей (кубов)». Дети упражняются в подборе предметов, ориентируясь на указанные свойства, а также в назывании цвета, размера, формы, количества (один, два, много); осуществляют игровые действия.

Дома с ребенком. Игры детей с предметами быта:

— вкладывание мисок, кастрюль одну в другую (учитывая их размеры);

— сравнение предметов по объему (больше — меньше), высоте (выше — ниже);

— игры с трех-, четырехместными матрешками, с пирамидками из трех—пяти колец.

Участие родителей в играх детей по строительству гаражей, домов и других сооружений из строительного материала.

Организация игр детей с рамками-вкладышами: листья, дикие и домашние животные и др.

Чтение и рассказывание сказок «Три медведя», «Три поросенка», «Телефон» К. Чуковского при активном участии ребенка.

Вовлечение ребенка в придумывание игровых сюжетов.

6. «Где один? два? три? Где много?»

Цель. Различение групп по количеству составляющих их предметов (один, два, три и т.д.) на основе зрительного восприятия или сосчитывания. Соотнесение числа (количества) с цифрой. Упражнение в назывании цвета, формы, размера предметов, в назывании чисел и цифр.

Необходимые материалы: столы, игрушки; разноцветные полоски (часть комплекта), пирамидки из них; логические блоки Дьенеша (плоские или объемные); цифры (крупные, привлекательные для ребенка).

Вместо разноцветных полосок — кубики, склеенные в ряд по два, три, четыре, окрашенные, как в игровом пособии «Разноцветные полоски» (2 — розового цвета, 3— голубого, 4 — красного).

Ход ситуации

На столах (полках) расставлены игрушки (имитация магазина): на первом — одна, на втором — две (разные, стоят рядом), на третьем — три (разные, стоят рядом), на четвертом — 5—7 шт. (много).

Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите, как много разных интересных игрушек разложено на полках, на столах. Это магазин. Хотите посмотреть и купить какие-нибудь игрушки? (В случае согласия детей все заходят в «магазин».)

Можно купить разное количество игрушек: одну, Две, три или много. Сколько ты хочешь купить? (Обращение к ребенку.) А ты?»

Ребенку предлагается найти стол с таким количеством игрушек, которое он назвал, сказать, сколько на нем игрушек, а затем взять их. Дети называют игрушки, их количество (самостоятельно или вместе со взрослым), уносят игрушки на ковер и еще раз определяют количество путем зрительного восприятия или счета. Педагог обращает внимание детей на цифры и предлагает каждому выбрать ту цифру, которая показывает количество игрушек у него. (Деятельность организуется как совместная со взрослым.)

«Давайте еще походим по магазину и посмотрим, что здесь продают», — предлагает воспитатель.

Дети увидели две пирамидки: одна из трех полосок (белой, розовой, голубой), другая их четырех полосок (белой, розовой, голубой и красной).

«Такие же красивые пирамидки можно составить. У нас есть не совсем обычные „полоски“ из кубиков — вот они лежат на столах». (Учитываются возможности каждого ребенка.)

Составляя пирамидку, каждый ребенок называет количество кубиков (частей), из которых состоит «полоска». Например, голубая состоит из трех кубиков, белая — из одного, а красная — из четырех. Возможно называние только цвета и последовательности раскладывания «полосок».

«Пока мы с вами составляли пирамидки, из магазина принесли подарок (оформленная в виде подарка коробка с логическими блоками). Посмотрим, что здесь? Разноцветные формы. Я буду показывать их по одной, а вы называйте цвет».

Педагог предлагает детям подойти к коробке, взять по одному блоку и отнести на стол; затем — по два, по три блока. Педагог помогает ребенку назвать цвет, форму блока. Когда все блоки окажутся на столе, дети составляют из них на плоскости силуэты: снеговиков, лодки, столы и стулья, кроватки и т. д.

Итог ситуации. Педагог задает детям вопросы: «Интересно ли было ходить по магазину? Что вы купили? Как можно играть с купленными игрушками?»

Возможные варианты усложнения:

1. Использовать в ходе развивающей ситуации большее количество игрушек, разнообразить их расположение на плоскости стола.

2. Активизировать процесс познания детьми свойств блоков: цвета, размера (исключая толщину).

3. Предоставлять детям самостоятельность в отборе форм, использовании их с целью воссоздания силуэтов.

Дома с ребенком. Предложить ребенку разные по цвету, размеру, форме фигуры, детали строительного материала, предметы быта и направлять деятельность ребенка на группировку (нахождение одинаковых), складывание фигур, силуэтов, сооружение построек. Дети при этом называют свойства предметов и то, что они хотят построить (замысел).

Поиграйте вместе с ребенком в игру «Блоки Дьенеша для самых маленьких» (см. литературу). Игра доставит вам удовольствие.

7. «Высокий — низкий»

Цель. Различение предметов по высоте; выбор такого же предмета.

Необходимые материалы: настенный ворсолановый коврик, на котором на разной высоте закреплены 3 фигурки — зайчик, белочка, медведь; 3 столбика (цилиндры из набора конструктора), резко отличающиеся по высоте, но одинаковые по толщине; 3—4 пары предметов для выбора такого же по высоте (цилиндры, кирпичики и др.).

Ход ситуации

Дети подходят к коврику и пытаются дотянуться до силуэта зайчика, который прикреплен достаточно высоко.

Педагог. «Кто погладил зайчика? Оказывается, до зайчика никому не дотронуться — ни.., ни... (называет имена детей). Почему? (Ответы детей.) Да, не достать, потому что он высоко».

Педагог показывает движением руки расстояние от пола до зайчика, свои действия сопровождает словами: «Зайчик высоко, поэтому вы его не достали. Посажу-ка я белочку пониже, вот сюда (прикрепляет к ворсолану белку на уровне вытянутой вверх руки ребенка)». Разыгрывается аналогичная ситуация. Дети говорят: «Белка низко, ниже зайчика, я достал ее».

Педагог продолжает:

«А медвежонка посадим еще ниже. Вот сюда. Удобно вам гладить его по мягкой спинке? Почему? (Он низко, можно потрогать рукой.)

Медвежонок, ты для чего принес нам эти столбики? (Ответ: чтобы посмотрели и сказали, который из них высокий, который пониже (ниже) и который самый низкий.) Ты, медвежонок, помоги Вове выбрать высокий столбик и поставить его вот сюда, около дома. (Затем дети выбирают тот, что пониже, и самый низкий, ставят их около домиков.) Можно проверить, не ошибся ли медвежонок. Я поставлю столбики в ряд: высокий, пониже, низкий». Каждый раз педагог фиксирует высоту ладонью руки.

Затем дети самостоятельно выбирают из предложенных им предметов высокие и низкие, организуют вместе со взрослым игру с ними.

Итог ситуации. Педагог обращается к детям: «Посмотрите, что в нашей комнате расположено высоко, а что низко? Что высокое, что низкое?»

Возможные варианты усложнения:

1. Игра «Не задень ’колокольчик». Высота расположения колокольчика меняется. Дети низкого роста могут пройти и не задеть колокольчик. А для детей высокого роста колокольчик надо поднять повыше.

2. Игра «Запусти самолетик». Самолетики из бумаги разного цвета подвешены на разной высоте. Дети по очереди «запускают самолетики» и говорят, высоко или низко пролетел самолетик.

3. Сравнение домов, изображенных на отдельных картинках (трех), упорядочение их от низкого к высокому.

Дома с ребенком.

1. Составлять упорядоченные ряды из хозяйственных банок (для круп), кастрюль. Называть размер в порядке убывания (меньше, ниже и т. д.) или возрастания (выше, больше и т. д.).

2. Составлять лесенки из кубиков, отражая каждый раз в речи высоту ступенек: ниже — выше; высоко — пониже — низко.

8. «Где — много, где — мало?»

Цель. Различение групп предметов по количеству: меньше — больше, мало — много; называние предметов, их цвета, формы, размера, количественных отношений групп предметов.

Необходимые материалы: игрушки (куклы, мишки, пирамидки, кубы); цифры (1, 2, 3); ковролин и комплект предметов к нему (высоких и низких в равном количественном сочетании).

Ход ситуации

Взрослый создает ситуацию: в одной комнате кукла играет с пирамидками, их у нее 6. В другой комнате (рядом) играет мишка, у него тоже пирамидки, их 3 (пирамидки разного размера, формы, цвета). Педагог рассказывает:

«Вернулись кукла и мишка из магазина и сразу стали играть в новые игрушки. Что они купили? Что купила кукла? Сколько у нее пирамидок? (Много.) Что купил мишка? Сколько? (Три.)

У кого больше пирамидок — у мишки или у куклы? Правильно, у куклы. Давайте рассмотрим пирамидки куклы: одна, еще одна, еще одна и т. д. (до 6). Вот как их много!

Посмотрите на мишкины пирамидки: одна, еще одна, еще одна — и всё. Больше нет. Всего 3.

У кого много пирамидок? У кого мало? Да, правильно вы сказали: у куклы много пирамидок, а у мишки мало. У него меньше пирамидок, чем у куклы. У куклы — больше.

Кукла и мишка попросили заменить им игрушки: теперь они хотят играть с кубиками. Давайте поделим кубики между куклой и мишкой. Мишка просил, чтобы у него было кубиков больше, чем у куклы». («Ведь я большой», — «говорит» мишка.)

«А тебе, кукла, сколько кубиков нужно?» (Ответ куклы: «Меньше, чем у мишки».)

Кукле приносят 2 кубика, мишке — много (7—8); раскладывают их так, чтобы неравенство было заметно. Пользуются словами: «много», «мало» (там, где «меньше», всего 2).

Вдруг 2 кубика исчезают, и на их месте появляется цифра 2 (яркая, объемная).

Педагог: «Сколько было кубиков? А что обозначает цифра? Принесите столько же кубиков и поставьте их рядом с цифрой».

Кукла и мишка пошли гулять. Видят: растут ели (ситуация конструируется на ковролине).

Дети находят различия в них по высоте. Ставят все высокие ели в ряд (самостоятельно). Затем рядом с каждой высокой елью ставят низкую. Сравнивают и выявляют количественные отношения (так же, как в предыдущем упражнении).

Итог ситуации. Педагог спрашивает:

«Если бы мишка попросил еще игрушек, чтобы у него было очень много, как бы вы поступили?» (Дали ему еще, еще и еще, пока все игрушки не закончились бы.)

И наоборот: что надо сделать, чтобы игрушек стало меньше?

Возможные варианты усложнения:

1. Отбирать группы предметов по свойствам, присущим каждому из элементов: все красные и высокие; круглые и большие.

2. Раскладывать предметы по-разному. Устанавливать соответствие «один к одному», расставлять парами (по 2), прикладывать и накладывать (на плоскости стола). Определять количество перечислением: один, еще один и т. д.

3. Активизировать в речи детей слова и выражения: «много» — «мало», «больше» — «меньше» (о размере, количестве); «столько же», «больше, чем...» (в сравнении) в различных видах детской деятельности: бытовой, игровой, художественной и т. д.

Дома с ребенком. Используйте развивающие игры на определение цвета, формы, размера, количества предметов. Поощряйте называние небольших количеств (1, 2, 3) числом, использование цифр (например: «Сегодня у Кости день рождения. Поэтому на столе красивый, вкусный торт. В нем — свечи. Сколько их? В середине торта — цифра. Сколько лет Косте?»).

Совместно с ребенком, не подавляя его инициативу, выполняйте упражнения в рабочих тетрадях.

Рекомендуем посмотреть:

Игры с предметами для детей 1-3 лет

Дидактические игры по социальному развитию в младшей группе детского сада

Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Куклы в гостях у детей»

Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Накормим куклу обедом»

Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека

Нет комментариев. Ваш будет первым!