Тема: «Знакомство с линейкой и циферблатом часов»
Задачи:
1. Познакомить детей с циферблатом часов.
2. Учить:
- создавать геометрические фигуры с использованием линейки;
- симметричному расположению предметов на плоскости;
- подбирать предметы определенной формы по знаковым обозначениям.
3. Закрепить умение рисовать предметы разной конфигурации, использовать разные виды штриховки, заштриховывать изображение в тетрадях полностью или частично в соответствии с инструкцией.
Демонстрационный материал: разнообразные часы (настенные, наручные, настольные, песочные и др.); иллюстрации часов; макеты часов; карточки-схемы; предметы, соответствующие карточкам-схемам.
Раздаточный материал: цифры; несколько листов бумаги на каждого ребенка; линейки; палочки Кюизенера; узоры для симметричного выкладывания; тетради в клеточку; карандаши.
Воспитатель с детьми стоят полукругом. У каждого ребенка в руках цифра.
На полу тоже лежат цифры.
— Ребята, предлагаю вам поиграть с цифрами:
- подойдите каждый к цифре, которая на одну меньше вашей;
- подойдите к цифре, которая на одну больше вашей;
- подойдите ко мне цифры от 5 до 10;
- подойдите ко мне цифры от 7 до 3.
И т.п.
Воспитатель благодарит детей за выполненные задания и приглашает за столы. На столах лежат листы бумаги и линейки.
— Послушайте загадку:
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
(Линейка.)
— Как вы думаете, для чего нужна линейка? (Предположения детей.) Что вы видите на линейке? Для чего нужны цифры? Что это за черточки (палочки)? Сегодня мы с вами поиграем с линейкой. Возьмите карандаш и лист бумаги. Положите линейку на лист и начертите линию.
Воспитатель демонстрирует на доске горизонтальные линии.
— Внизу начертите с помощью линейки линию короче первой. Ниже начертите линию длиннее первой и второй. У вас получились
дорожки. А как получить ровные столбики с помощью линейки?
Дети ставят линейку вертикально.
— Начертите 2 линии одинаковой длины. Ровные у вас получились линии? Как можно узнать длину линий? (Условной меркой, палочками.) А еще можно узнать с помощью делений и цифр на линейке. На доске моя первая линия длиной 8 сантиметров, а вторая — 10. Вот как мне помогла линейка и линии начертить, и измерить их. А сейчас с помощью линейки начертите любую геометрическую фигуру.
Воспитатель уточняет, какие фигуры начертили дети, и приглашает всех подойти к столу, на котором лежат разные часы и макеты часов, накрытые салфеткой. Воспитатель загадывает загадку о часах:
Мыс акробатами вполне
Родство ближайшее находим:
Стоять умеем на стене
И на руках прекрасно ходим.
(Часы.)
— Посмотрите, сколько здесь разных часов. Здесь есть часы, которые можно вешать на стену. Как их называют? (Настенные.) А эти часы ставят на стол. Как называются такие часы? (Настольные.) А это что за часы, они меньше остальных и с ремешком или браслетом? (Наручные.)
Даже лежа ходят тоже
Шагом ровным, электронным.
До секунды точен ход
И бесшумнее, чем кот.
(Электронные часы.)
— А это что за цифры горят? (Электронные часы.) Для чего нужны часы? (Размышления детей.)
Воспитатель показывает иллюстрации часов, которые люди использовали до изобретения механических.
— Разные раньше были часы: водяные, солнечные, теневые, огненные, песочные.
Воспитатель показывает детям настоящие песочные часы.
— А еще говорят, что время течет. Почему так говорят? Потому, что часы были песочные. Вот посмотрите, как пересыпается песок, течет из одного сосуда в другой. Конечно, сейчас уже почти никто не пользуется этими часами. В основном используют часы со стрелками либо электронные.
Воспитатель берет макет часов и объясняет детям их строение.
— Это циферблат. Почему он так называется? (На нем есть цифры.) Сколько здесь цифр? Что еще есть у часов? (2 стрелки.) Одна стрелка, короткая, — часовая, а длинная — минутная. А приводит часы в действие часовой механизм. После занятий мы еще раз рассмотрим макеты часов и поиграем с ними. А сейчас я предлагаю вам пройти за столы и поиграть в игру «Продолжи орнамент».
На столах у детей карточки с орнаментом с правой стороны листа.
— Возьмите цветные палочки и сделайте такой же орнамент, расположив его с левой стороны в зеркальном отражении.
Воспитатель благодарит детей за выполненные задания и предлагает им выйти из-за столов и встать в круг.
— Давайте поиграем в игру «Найди предмет по схеме». Разделитесь на 3 команды. Каждая команда пусть возьмет карточки-схемы и попытается найти в группе предметы, соответствующие вашему изображению.
Карточки-схемы воспитатель дает по своему усмотрению. До занятия ставит необходимые предметы, соответствующие схемам.
Примерные схемы:
1.
2.
3.
Воспитатель благодарит детей за выполненные задания и предлагает им пройти за столы.
Дети выполняют в тетрадях задания, предложенные воспитателем: рисуют флажки разной формы с различной штриховкой.
Автор: Минкевич Лариса Владимировна
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Пятиугольник
Конспект НОД по математике в подготовительной группе на тему: Площадь
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Решение логических задач
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Танграм
Конспект НОД по математике в подготовительной группе на тему: Счет до 13
Алла # 18 декабря 2018 в 04:07 0 |
Спасибо. Интересно, понятно, ничего лишнего) |