Цель: формирование уважительного отношения к истории страны.
Задачи:
— формировать первоначальные представления об истории возникновения Руси; о народах, населявших ее в прошлом;
— способствовать становлению потребности в получении информации об истории страны;
— формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.
Оборудование: видеописьмо, видеопроигрыватель; диктофон; настольно-печатная игра «Одень девицу, молодца» (с бумажными куклами); иллюстрации с изображением россиян (людей разных национальностей, проживающих в России), славян, князя, обряда крещения на Руси, князя Владимира Святого, церкви.
* * *
Воспитатель. Ребята, к нам пришло вот такое видеописьмо. «Здравствуйте, дети подготовительной группы, к вам обращается за помощью Алеша. Я учусь в первом классе. Мне очень нравятся уроки истории, на которых мы узнаем много нового о прошлом нашей страны, о том, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни. По каждой теме, которую изучаем на уроке, мы составляем словарики новых слов. Для этого нам приходится читать энциклопедии или другие книги, в которых мы можем найти объяснение новых слов. Сейчас мне нужно в словарь записать значение новых слов по теме «История возникновения Руси». В библиотеке я не смог найти книги, с помощью которых я бы выполнил домашнее задание. И вдруг я вспомнил о вас, ребята! Я знаю, что вам в детском саду много рассказывали об истории возникновения Руси, у вас есть много книг, альбомов, игр. Я очень надеюсь на то, что вы мне поможете». Ребята, вы согласны помочь Алеше в составлении словарика новых слов по теме «История возникновения Руси»?
Дети. Да.
Воспитатель. Я очень рада, что вы такие отзывчивые. А как мы можем ему помочь?
Дети. Мы можем подобрать иллюстрации, нарисовать рисунки о России, записать наши рассказы, составить словарик новых слов.
Воспитатель. Предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете об истории России. Слова, которые относятся к этой теме, я запишу на листе бумаги. К каждому слову нужно подобрать иллюстрации, а потом записать на диктофон ваши рассказы.
Ребята, какое первое слово мы предложим Алеше записать в словарик новых слов по этой теме?
Дети. Россия, Русь.
Воспитатель. Что означает слово «Русь»?
Дети. Светлое место.
Воспитатель. Правильно, ребята! Очень давно люди стали расселяться и добрались до тех мест, где сейчас находится Россия. Скажите, пожалуйста, представители каких национальностей живут в нашей стране?
Дети отвечают.
Правильно, ребята, в России кроме русского народа живут много других разных народов: татары, евреи, башкиры и др. У каждого — есть своя культура, свой язык. Но все, кто живет в России, — россияне. Вот еще одно слово, которое мы тоже запишем в словарик новых слов.
В давние времена на землях нынешней России, Украины и Белоруссии жил народ, от которого мы произошли, — славяне. Это слово мы тоже запишем в словарик. Оно означает славный, достойный народ, гордый, красивый, храбрый.
Рассказывая, воспитатель показывает иллюстрации с изображением славян: мужчин и женщин.
Обратите внимание на внешность славян. Какие у них волосы?
Дети. Светлые, светло-русые.
Воспитатель. Какого цвета кожа?
Дети. Светлая, белая.
Воспитатель. А глаза?
Дети. Голубые, зеленые.
Воспитатель. О русских девушках говорили: «Глаза васильковые, волосы, словно лен, рученьки белые, сама как лебедушка». А теперь давайте поиграем в игру, в ходе которой вспомним о том, какой была одежда у славян.
Игра «Одень девицу, молодца» (с бумажными куклами)
Дети подбирают для бумажных кукол различные элементы костюма (головной убор, украшения, обувь) в соответствии с полом куклы.
Воспитатель. Славяне жили родами, все были в родстве между собой. Как назывался главный среди них?
Дети. Князь.
Воспитатель. Правильно, ребята. Людьми в давние времена управляли князья, которых все слушались и которым подчинялись. Какое новое слово мы запишем в словарик новых слов?
Дети. Слово «князь».
Воспитатель. Раньше люди мало знали о природе, боялись грома, молнии, старались задобрить силы природы, чтобы они дали им питание и одежду. Поклонялись изображениям разных богов. Они думали, что их много и если задобрить каждого из них, всем будет хорошо. Киевский князь Владимир спрашивал у странников о том, в каких богов верят люди в других странах. Потом он выбрал лучших людей и отправил их посмотреть, как чужестранцы молятся своим богам. Понравилось ему, что в других странах есть красивые церкви и люди верят только в одного Бога. И приказал он всем креститься. С тех пор люди на Руси стали крещеными, а князя Владимира назвали Святым. Ребята, какие еще новые слова нужно записать в словарик?
Дети. Слова «крещение», «князь Владимир Святой», «церковь».
Воспитатель. Ребята, назовите, пожалуйста, все слова, которые мы с вами записали в словарик новых слов по теме нашего занятия.
Дети вспоминают новые слова по теме занятия. В случае затруднения воспитатель помогает им, показывая иллюстрации.
Ребята, как вы думаете, мы с вами помогли Алеше в выполнении домашнего задания к уроку по истории?
Дети. Да.
Воспитатель. Я тоже думаю, что ваши ответы, рассказы и игры помогут Алеше в составлении словарика новых слов по теме «История возникновения Руси».
Конспект занятия в подготовительной группе. Культурный человек
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Детский сад
Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: Этикет
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счет до 18
Ольга Носова # 8 февраля 2018 в 21:55 0 |
В начале занятия созданная проблемная ситуация, развивает мыслительную деятельность детей. Структурные элементы занятия продуманы, взаимосвязаны и обеспечат целостность преподносимого материала. Очень много полезного дети узнают об истории страны. Тем самым расширятся представления об окружающем, обогатиться словарь. Спасибо! |