Конспект НОД в средней группе по развитию речи

Занятие в средней группе

Тема занятия: «Составление описательного рассказа по игрушке – Домовенок Кузя»

Автор: Асаева Екатерина Сергеевна, воспитатель ГБОУ гимназии №402 им. Алии Молдагуловой (дошкольное отделение) ВАО, г. Москва

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности  по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста (можно использовать и в группе старшего дошкольного возраста) по теме «Составление описательного рассказа по игрушке-персонажу Домовенок Кузя». Данный материал будет полезен для воспитателей среднего и старшего дошкольного возраста. Этот конспект обучающего и познавательного характера, направленный на развитие связной монологической речи; обогащение словарного запаса.

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей среднего (старшего) дошкольного возраста на тему «Составление описательного рассказа по игрушке Домовенок Кузя»

Интеграция образовательных областей:  Познание, Чтение художественной литературы, Физкультура.

Задачи:  развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием сюжетной игрушки (литературный персонаж – Домовенок Кузя); формировать умение понимать поставленную задачу; закреплять навыки правильного произношения; правильно регулировать темп и силу голоса; развивать грамматический строй речи.

Предварительная работа: чтение сказок о Домовенке Кузьке Александровой Т. И.

Демонстрационный материал:  портрет Александровой Татьяны Ивановны (детская писательница); книги о Домовенке Кузе;  сюжетная керамическая (или из другого материала) игрушка – Домовенок Кузя;  игрушка  - Баба Яга, шкатулка.

Методические приемы: игровая ситуация (сюрпризный момент), беседа-диалог, познавательный рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций (портрет писательницы, книги о Домовенке Кузе), физкультминутка «Совушка-сова», «Раз, два, три, четыре, пять», чтение стихотворений «Домовенок».

Ход НОД

1. Познавательный рассказ воспитателя о том, кто такой домовой, и о  появлении литературного персонажа Домовенка Кузи.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Баба Яга. Пришла она не одна. Познакомиться с ее другом вы сможете, если отгадаете загадку об этом госте.

Тихо-тихо, словно мышка

В доме бегает мальчишка

Очень маленького роста.

Кто же он?

- Домовенок!

Воспитатель: Правильно, это Домовенок. Посмотрите, а вот и он!

Воспитатель достает из шкатулки игрушку – Домовенка.

Воспитатель: Ребята, мы  уже познакомились с этим героем. О нем мы знаем из сказок, которые читали. Помните? Назовите пожалуйста те истории о которых мы читали.

Дети называют. Если дети затрудняются назвать истории, воспитатель напоминает.

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы узнаем много интересного о Домовенке Кузьке, я расскажу вам кто такой ДОМОВОЙ. Вы знаете, кто такой Домовой?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, домовой – это домашний дух.  В старые времена домовых величали по-разному (Дух-хранитель, , Запечник, Дедушка), но всегда с  почтением и уважением, старались задобрить его. При переезде обязательно звали домового с собой на новое жилье.

Домовой охраняет дом, его хозяев от бед и несчастий, следит за порядком. Он проявляет заботу о том, чтобы никто не ссорился, не болел. Домовой никому не делает зла, иногда может только пошутить. Если вдруг вы обнаружили, что пропала какая-нибудь вещь, значит домовой шалит, перекладывает  вещи с места  на место.  Тогда Домового надо угостить  его чем-нибудь сладеньким: кусочком сахара, печеньем  или положить чуточку сливочного маслица. И вскоре потерянная вещь вернется на место. Домовой не видем, но его может увидеть кошка, маленький ребенок или пожилой человек. Домовой не любит беспорядок.

Сейчас ребята немного отдохнем.

Физкультминутка.

Совушка, сова –

Большая голова.

На пеньке сидит,

Головой вертит.

Глазками хлоп-хлоп,

Ножками топ-топ.

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг.

А как скажем «скок-скок-скок»,

Прыгнем хлопая хлоп-хлоп.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что-то заскучал наш гость. Напомните мне, кто это?

- Домовенок Кузька.

Воспитатель: (говорит за Кузьку)

- Эгее –охо-х! детушки- лапушки! Вы меня слышите? Я к вам в гости пришел. Вы меня ждали?

 - Да!

- Ребята, отгадайте, откуда я пришел к вам?

Ответы детей.

- Пришел я из избушки русской, теплой да уютной. Живу в избе за печкой , сплю свернувшись я колечком.  Я не кошка и не  кот. Я хозяин в доме - вот! 

И шутник я и затейник, лучший друг мой – старый веник !

Воспитатель: Ребята, а знаете, почему Кузькин друг старый веник?

- Нет.

Воспитатель: Сейчас Кузька расскажет историю своего появления.

КУЗЬКА (воспитатель):  Здравствуйте,  меня зовут Домовенок - Кузька. Я  смешной, симпатичный и трогательный ребёнок, с копной рыжих  волос, торчащих во все стороны. Нос у меня курносый, а рот до ушей, особенно когда смеюсь». Я обычный мальчишка, только маленького росточка и в огромных лаптях. Я очень добрый и стараюсь каждому помочь.  Я оберегаю дом от несчастий. Больше всего я не люблю, когда надо мной смеются, со мной ругаются и дерутся. У меня есть верные друзья: Водяной, маленькая Ведьмочка, Баба Яга и Лешик.

Ребята,  вы многое обо мне знаете, попробуйте теперь сами составить рассказ обо мне. Но сначала отдохнем.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

После физкультминутки дети составляют описательный рассказ по игрушке – Домовенок Кузька.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Сегодня постарались. В завершении нашего занятия  я прочитаю вам стихотворение «ДОМОВЕНОК»

Тихо-тихо, словно мышка

В доме бегает мальчишка

Очень маленького роста.

Кто же он? Всё очень просто:

 

Не гном и не ребенок,

Не мальчик-с-пальчик он,

А Кузька-домовёнок –

Живет он в доме том.

 

Кто сегодня утром рано

Вытер лужу из под крана?

Кто цветы полил из кружки,

Смел всю пыль, сложил игрушки?

 

Не гном и не ребенок,

Не мальчик-с-пальчик он,

А Кузька-домовёнок –

Помощник в доме том.

 

А когда тарелки бьются,

Стены в доме все трясутся –

Кто сказать вам что-то хочет,

Рассердился и грохочет?

Не гном и не ребенок,

Не мальчик-с-пальчик он,

А Кузька-домовёнок

Грохочет на весь дом.

 

Как же с ним вам помириться,

Тишины опять добиться?

В блюдце молока налейте

И конфет не пожалейте.

Не гном и не ребенок,

Не мальчик-с-пальчик он,

А Кузька-домовёнок.

Сластена он, притом.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе

Конспект НОД в средней группе по художественному творчеству

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности в средней группе

Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Физическая культура»

Людмила Александровна Воробьева # 20 января 2014 в 14:39 0
Очень полезный материал!
Круталевич Татьяна Геннадьевна # 28 января 2014 в 19:01 0
Интересный сказочный персонаж, грамотно подобранный материал,Спаибо за конспект! Удачи!
Марина Александровна Горбачева # 31 января 2014 в 21:07 0
хорошо распланированный ход занятия,очень интересно,спасибо)))
Ольга Михайловна Подгорных # 7 февраля 2014 в 12:51 0
интересный конспект, сама игрушка выбрана необычная, история про домовенка доступна и понятна детям. В ходе занятия применены разные формы работы с детьми.хотелось бы прочитать хотя бы один составленный рассказ про домовенка.
Тамара Геннадьевна # 18 февраля 2014 в 16:56 0
Замечательный познавательный материал, детям очень интересно представлен. Но в этом конспекте прослеживается в основном речь воспитателя, хотелось бы полных ответов детей. Самая главная часть - составление описательного рассказа: наводящие вопросы или может быть схемы - как она проходила? Мне это очень интересно, так как знаю, что это очень трудно для детей.
Татьяна Сергеевна Гудкова # 17 марта 2014 в 06:41 +1
Материал очень интересный и познавательный, тем более, такая реалистичная сказка детям интересна вдвойне. Однако для занятия по развитию речи мне показалось мало словесного участия детей. к тому же в средней группе дети ещё только учатся составлять описательные рассказы и делают это по образцу. А образец был довольно "расплывчатый". Ну а в остальном интересно и весело.
Юлия Анатольевна Тимошкина # 9 сентября 2014 в 21:25 0
Люблю проводить занятия по развитию речи, они дают реализацию творческому потенциалу воспитателя,дети всегда с интересом и любопытством участвуют в них. А ваш материал, немного упростив, я бы использовала и в средней группе. Спасибо за идеи.
Валентина Николаевна Муратова # 15 декабря 2014 в 16:23 0
"Домовой не видем, но его может увидеть кошка, маленький ребенок или пожилой человек"- думаю, что дети отнесутся к этому с опаской. Также в этом конспекте мне не хватило описание решения основной задачи - обучение составлению описания по игрушке.Реализация данной задачи обозначена одной строкой.
Светлана Юрьевна Шумаева # 10 октября 2015 в 18:14 0
Интересный конспект занятия, материалы которого можно взять на вооружение педагогу дошкольного образования. Важным представляется то, что в ходе занятия неоднократно используются увлекательные физкультминутки, которые позволяют воспитателю чередовать виды деятельности детей. Возможно, физкультминутки следовало связать с темой занятия, где главным персонажем является Домовенок.
Анна Сергеевна Коржова # 7 декабря 2015 в 10:32 0
Прекрасное занятие с Домовенком! Дети на таком занятии обязательно будут с удовольствием работать! Интересно ! СПАСИБО. ПРИМИТЕ ГОЛОС
Алла Алексеевна Бырова # 14 декабря 2015 в 09:11 0
Спасибо огромное за содержательную разработку, несколько раз используется физминутка,что очень важно для детей и их двигательной активности в этом возрасте.
Ольга Павловна Левина # 24 декабря 2015 в 18:28 0
Мой любимый домовенок, и наши дети его очень любят. Очень интересно что у ребят в итоге получилось.
Екатерина Николаевна Мартынова # 30 января 2016 в 14:33 0
Я бы использовала это занятие больше как познавательное, про домовенка Кузю. Действительно, дети слышали про такого героя, видели.А откуда он и для чего, не знают.
Олеся Николаевна Иванова # 1 апреля 2016 в 11:15 0
Я, пожалуй, соглашусь с Екатериной Николаевной. Ваше занятие более познавательное для среднего возраста детей. Много информации дается со стороны воспитателя, дети являются слушателями.Удачно подобран герой. Достаточно интересное занятие. Спасибо за полезную информацию.
Татьяна Сергеевна Фролова # 2 января 2017 в 13:26 0
Все таки дети должны быть на первом месте, исходить надо из интересов детей. Субъектные отношения. Воспитатель взял главную роль на себя. Историю появления Кузьки, каждый ребенок, мог бы придумать свою. Вот тут и творческое начало и реализация системно-деятельностного подхода.
Айгуль Салимчановна Бариева # 15 января 2017 в 10:19 0
Спасибо за хороший конспект. Интересное занятие прямо заразилась - хочу со своими детками провести.
Ольга Леонидовна Карепина # 19 мая 2017 в 17:39 0
Этот конспект обучающего и познавательного характера .Использованы интересные методические приемы.Выражен творческий потенциал воспитателя. Хотелось бы побольше участия детей.Понравилась физминутка ,очень важный в занятии элемент.Спасибо за идею.
Елена Юрьевна Котельникова # 8 октября 2017 в 16:24 0
Здравствуйте! Мне понравился Ваш содержательный конспект занятия. В ходе занятия много разнообразных форм работы. Материал интересный и познавательный. История про домовенка доступна и понятна детям ,что делает занятие интересным. Спасибо за полезную информацию!
Юлия Михайловна Шишкина # 13 марта 2018 в 21:06 0
Хороший конспект.Будет гораздо интереснее, если брать не игрушку, а пригласить взрослого в образе Домового для участия в занятии. Интересная физкультминутка, можно брать на утреннюю гимнастику с малышами.