Автор: Хайруллина Рамиля Муниповна, учитель-логопед МБДОУ №68 «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи», г. Нижнекамск.
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «Посуда». Данный материал будет полезен логопедам, воспитателям средней группы для закрепления знаний детей по теме «Посуда».
Задачи:
коррекционные
- активировать словарь по теме «Посуда»;
- совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные;
- закрепить умение классифицировать посуду;
- закрепить умение использовать в речи существительные в родительном падеже;
- закрепить употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме;
- совершенствовать умение повторять описательный рассказ по плану вслед за логопедом;
- подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих;
развивающие
- развивать внимание, память, мышление;
воспитательные
- воспитывать желание помогать людям в трудную минуту.
Оборудование: пипетка, вода, чайник, чашка, яблоко, сахарница, кастрюля, мяч, телефон, магнитофон, звукозапись, иллюстрации, изображающие, посуду на полках, пустые полки, грязную посуду; разрезные картинки посуды, подарочная коробка с чайником, конфеты.
Раздаточный материал: разрезные картинки.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, сюрпризный момент.
Ход НОД
Логопед. Ребята, мы поговорим сегодня о посуде. Но прежде сделаем гимнастику для языка: «Блинчик», «Чашечка».
(Во время выполнения детьми артикуляционного уклада «Чашечка» логопед из пипетки капает воду им на язычки с просьбой. Как можно дольше удержать воду в «Чашечке».)
- Молодцы! А теперь упражнение «Фокус».
Логопед. Отгадайте загадки:
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
- Что это? (чайник)
- Для чего нужен чайник? (чтобы кипятить воду для чая)
Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая ... (чашка)
- Для чего нужна чашка?( чтобы пить из нее чай)
- Чайник, чашку как назвать одним словом? (посуда)
Логопед выставляет на стол предметы:
чайник, чашка, яблоко, стакан
- Что лишнее? (лишнее яблоко)
- Почему? (Потому что яблоко – это фрукт, а чашка, чайник и стакан – это посуда)
Чайник, чашка, сахарница, кастрюля
Что лишнее? ( кастрюля лишняя, потому что это кухонная посуда, а остальная посуда – чайная)
Логопед. Ребята, встанем в круг и поиграем в мяч.
- Если посуда из железа, то она какая? (железная)
- если из дерева? (деревянная)
- из глины? ( глинянная)
- из фарфора?(фарфоровая)
- из стекла? (стеклянная)
- из пластмассы? (пластмассовая)
Логопед. Давайте отхлопаем слово пласт-мас-со-ва-я.
Дети вместе с логопедом, а затем по одному отхлопывают слово по слогам.
Логопед включает звукозапись со звуком телефонного звонка. Берет телефон. Далее идет звукозапись со словами Бабушки Федоры:
Ой, ребята, помогите мне, Федоре. Убежала от меня вся посуда.
Логопед. Ребята, давайте посмотрим и назовем, какая посуда была у Федоры.
- Эта посуда нужна на кухне, значит она какая? (кухонная)
- Чего не стало?
Логопед. Почему посуда убежала от Федоры? (потому что Федора ее не мыла, била)
- А вы помогаете мамам мыть посуду
- Давайте вспомним шуточную пальчиковую гимнастику
1,2,3,4
Мы посуду перемыли
Чайник, чашку, ковшик, ложку
и большую поварешку.
Мы посуду перемыли
Только чашку мы разбили
Ковшик тоже развалился
Нос у чайника отбился
Ложку мы чуть-чуть сломали
Так мы маме помогали.
Логопед включает звукозапись со звуком плача.
- Ребята, послушайте, кто-то плачет.
Это посуда, которая убежала от Федоры в дороге перебилась.
Логопед раздает детям разрезные картинки посуды.
- Назовите, что без чего? ( чайник без носика, чашка без донышка, кастрюля без крышки, сковорода без ручки, стакан без стенки)
Логопед. Поможем Федориной посуде «склеим» ее.
- Назовите ее ласково.( чайничек, чашечка, кастрюлька, стаканчик)
Логопед включает звукозапись телефонного звонка, а затем разговора бабушки Федоры.
- Спасибо, дорогие ребята, за помощь. Теперь я обязательно буду ухаживать за своей посудой. А вам я отправляю подарок.
Логопед. А вот и наш подарок, что же там внутри?
Достает чайник.
- Послушайте, как я расскажу о чайнике: Это фарфоровый чайник. У него есть носик, крышка, ручка, стенки и донышко. Он красного цвета. В этом чайнике заваривают чай. Это чайная посуда.
- Кто хочет рассказать о нем?
Рассказ детей.
Логопед. Чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось?
- Ребята, в коробке есть еще конфеты. Сейчас мы вместе будем пить чай с конфетами.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности в средней группе
Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Физическая культура»
Конспект НОД в средней группе по художественному творчеству
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе
Конспект НОД в детском саду по теме: «Наша кожа»