Занятие в детском саду для детей дошкольников 4-5 лет
Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к одежде русских людей.
Задачи:
— формировать первоначальные представления об отдельных атрибутах русской традиционной одежды (рубаха, сарафан, пояс, платок, кокошник, лапти, валенки, зипун);
— вызывать чувство восхищения красотой национального костюма, мастерством русских рукодельниц;
— обучать способам практического применения знаний в речевой, игровой, трудовой, коммуникативной деятельности.
Оборудование: кукла домовенок Кузя, набор одежды мужского русского национального костюма (для Кузи), тематический альбом «Русский национальный костюм», бусинки, бисер, сухие ягоды, береста для изготовления бус, одежда с вышивкой и украшения для куклы.
* * *
Воспитатель. Ребята, нас сегодня снова в гости приглашает домовенок Кузя.
Под звуки русской народной песни «Крутись, веретенце» дети отправляются к Кузе.
Дети. Здравствуй, Кузя!
Никто не отвечает.
Здравствуй, Кузя! (Здороваются громче.)
Вдруг откуда-то слышится: «Помогите! Помогите!»
Воспитатель. Ребята, это вроде бы Кузин голос. Кузя, ты где!?
Дети и воспитатель начинают его искать. Открывают сундук, там сидит Кузя, на нем надет сарафан.
Кузя, что ты здесь делаешь? Зачем надел сарафан?
Кузя. Меня пригласила в гости Аленушка, у нее сегодня день рождения. Я хотел красиво нарядиться. Думал-думал и вспомнил, что бабушка, когда в гости собирается, всегда сарафан надевает. Только я в нем запутался и поэтому не могу из сундука выбраться. Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель достает Кузю из сундука.
Воспитатель. Кузя, ты ведь мальчик! Ребята, разве мальчики и мужчины сарафаны носят?
Дети. Нет.
Воспитатель. Какую одежду в старину носили мужчины на Руси?
Дети. Рубаху с поясом и порты.
Воспитатель. Правильно, мужчины носили рубахи и порты. Одежду подвязывали поясом. На ногах мужчины носили лапти или сапоги.
Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением мужского русского народного костюма.
А что носили женщины?
Дети. Женщины носили длинные рубахи, поверх которых надевали сарафан.
Кузя. Я и надел сарафан поверх своей рубахи.
Воспитатель. Нет, Кузя, у женщин были совсем другие рубахи: длинные, и сарафаны тоже длинные, до пола, чтобы тепло было. На голове — платок, кокошник. На ногах женщины носили лапти.
Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением женского русского народного костюма.
Здесь у бабушки в сундуке много разной одежды и для мужчин, и для женщин. Есть праздничная, есть и повседневная. Праздничную одежду люди украшали вышивкой. Рукава, ворот, пояс расшивали узорами. На кокошнике у женщин — бусинки, бисер. Вот какие раньше были мастерицы, рукодельницы!
Рассказ воспитателя сопровождается показом одежды или иллюстраций с изображением повседневной и праздничной одежды русских людей.
Кузя, мы с ребятами поможем тебе нарядиться. Вот тебе праздничная рубаха и порты! (Надевает их на Кузю.) Подвяжем рубаху поясом, расшитым красивыми узорами! На ноги тебе наденем лапти. Посмотри, какой ты стал нарядный и красивый!
Кузя рассматривает себя в зеркале.
Кузя. Но я не могу зимой по улице идти в такой одежде, мне будет холодно! Что же носили для тепла русские люди?
Дети. Зипуны, валенки.
Воспитатель. Верно, ребята, зимой мужчины и женщины для тепла носили зипуны, на ногах — валенки.
Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением одежды, которую носили русские люди зимой.
Воспитатель надевает на Кузю зипун, шапку, валенки.
Ребята у нас здесь много кукол, они тоже хотят идти на день рождения к Аленушке. Поможем им нарядиться!?
Дидактическая игра «Одень Машу в русский национальный костюм»
Каждый ребенок надевает на свою куклу нарядную праздничную одежду с вышивкой, украшения: бусы, серьги. По предложению воспитателя читают потешку:
А, тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари.
Останутся деньги —
Куплю Маше серьги.
Останутся пятаки —
Куплю Маше башмаки.
Останутся гроши —
Куплю Маше ложки.
Останутся полушки —
Куплю Маше подушки.
Кузя. Какие красивые бусы у Маши, я такие хочу подарить Аленушке на день рождения.
Воспитатель. Ребята, что же нам делать, как помочь Кузе? Где взять бусы?
Дети. Купить, нарисовать, смастерить самим.
Воспитатель. У меня есть различные бусинки, сухие ягоды, береста, давайте соберем из них для Аленушки бусы. А Кузя подарит их ей.
Дети мастерят бусы.
Кузя. Спасибо, ребята! До свидания!
Рекомендуем посмотреть:
Занятие в средней группе по социально-коммуникативному развитию
Конспекты занятий в средней группе детского сада
Конспект занятия в детском саду «Свойства дерева». Средняя группа
Занятие в средней группе детского сада. Профессии людей сельской местности
Конспект занятия в детском саду в средней группе. Профессия спасатель