Конспект НОД в старшей группе на тему: «Традиции и быт Кубанского казачества»

Автор: Сейвач Лилия Евгеньевна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального дошкольного автономного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №11 МО Кореновского района г. Кореновск

Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Традиции и быт Кубанского казачества». Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к традициям, образу жизни Кубанского казачества.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: «Традиции и быт Кубанского казачества»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представление о жизни Кубанского казачества, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды.

Развивающие: Развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей:  глэчик, макитра, рубель, скрыня, коромысло.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории Кубанского казачества, любознательность.

Демонстрационный материал: папаха, мужской и женский казачьи костюмы, слайды с изображением казаков, их куреней, рубель, макитра, глэчик, скрыня, коромысло, вышивки, полотенце, салфетки, украшенные кружевом.

Раздаточный материал: трафареты макитры, трафареты листьев калины, краски, кисти, салфетки, тампоны, стаканы с водой.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, показ слайд-шоу, физкультминутка «Танец Кубанских казаков», рассматривание предметов быта казаков (музейные экспонаты), продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Словарная работа:  глэчик, макитра, рубель, скрыня.

Ход НОД:

Ребята у всех вас есть мамы, папы, бабушки и дедушки. Они для вас самые родные, самые близкие люди, самые дорогие. Скажите! А как можно назвать близких вам людей одним словом? – Родственники, родычи, предки.

Правильно. Близкие предки - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них.  И  вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть некоторые из предметов быта, которыми пользовались наши дальние предки.

Наденем на голову папаху, повернемся вокруг себя три раза и скажем: «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!». Дети надевают папахи, кружатся и повторяют слова, потом проходят дальше в группу, где расположены предметы быта казаков, модели хаты и казачьей заставы. (Показ слайд-шоу).

В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.

Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей - для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются  к поясу казака.

Его жена, казачка, занимается дома по - хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду, приготовить пищу (дать детям коромысло подержать).

А белье гладили вот этим предметом, называется он – рубель. Он ребристый. На каталку наматывают мятое полотенце и с силой проводят по нему рубелем несколько раз. Белье получается гладким, и пахучим (дать детям попробовать погладить, таким образом, белье). Повторите, как называется такой утюг?

Казаки очень любят украшать свою одежду и дом вышивкой и кружевом. Посмотрите, что вы видите украшенное вышивкой? Кружевом? (скатерть, полотенце, салфетки).

А наши предметы украшены кружевом?

Молоко казаки хранили в глиняной посуде, которая называется – глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто казачки замешивали в макитре - большом, глиняном горшке. Ну а чай пили, конечно же, из самовара.

Запомнили название посуды? (повторите).

Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в Армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыша. Давайте послушаем казачьи песни.

Физкультурная минутка (включить диск с записью кубанских казачьих песен, дети танцуют.)

А теперь ребята я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и расписать макитру узором.

Помните, что казачки замешивали в макитре? (тесто).

На Кубани очень распространено такое растение как калина. Вот я и предлагаю расписать нашу посуду «ветками калины».

Листики мы изобразим с помощью трафаретов, а ягодки нарисуем пальчиком.

(Роспись посуды). Выставка детских работ.

Рекомендуем посмотреть:

План-конспект НОД в старшей группе в рамках образовательной области «Коммуникация»

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по лепке из солёного теста в старшей группе

Нет комментариев. Ваш будет первым!