Автор: Криволапова Алёна Владимировна, старший воспитатель МБОУ « СОШ№2» ДО д/с « Теремок» г. Верхний – Уфалей
Занятие познавательного цикла в старшей группе
Программное содержание:
Закрепить знания детей о названии лекарственных растений Урала; научить узнавать и правильно называть лекарственные растения Урала, расширить знания детей о пользе и применении лекарственных растений для человека, познакомить с новым лекарственным растением - душицей. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её, защищать; закрепить правила поведения в природе. Развивать речь, память, мышление детей, находчивость.
Словарная работа: настои, отвары, лекарственные растения, душица.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, открыток, оформление экологической газеты «Мы юные защитники природы», беседы о родном крае, просмотр видеофильмов, оформление для родителей библиотечки «Лекарственные травы нашего края», родительское собрание - беседа с родителями о пользе витаминных, травяных чаёв.
Дети здороваются с гостями (звучит музыка)
- Мы поздоровались с гостями, пожелали им здоровья, а теперь каждый из вас передаст друг другу частичку своего тепла, скажем, друг другу добрые слова (будь здоров, всего тебе хорошего, я желаю тебе здоровья, я хочу, чтобы ты никогда не болел, счастья, добра и др.)
- Мне кажется, что я слышу шум мотора (входит Д. Айболит)
Д.А. - Куда это я попал? Здесь никто не болен? (нет)
- Где же моя телеграмма? (читает «приезжайте, Доктор, в Африку скорей, и спасите, Доктор, наших малышей).
- Мне кажется, что я попал совсем не в Африку и не смогу вылечить бедных малышей. А ведь они очень, очень больны.
В-ль - Д.А., ты попал в д/с «Теремок»
А где он находится, ребята тебе сейчас расскажут (Челябинская область, г. В-Уфалей, ул. Суворова 1)
Д.А. - А это далеко от Африки?
В-ль - Очень далеко. Мы живем на Урале. Это красивый край со сказочной природой. Но зимы у нас холодные, суровые.
Д.А. - Суровые, холодные говорите? Тогда вы, наверное, тоже больны? Я сейчас достану таблетки, уколы и полечу вас…
В-ль - «Милый Д.А., нам не нужны таблетки и уколы, мы все абсолютно здоровы. А здоровы мы потому, что круглый год пьем травяной витаминный чай.
Д.А. - то – то я смотрю, что вы все румяные, да веселые. А что это за чай такой волшебный?
В-ль - Скоро ты это узнаешь. Мы приглашаем тебя Д.А. в гости к лесной Фее. Она тебе расскажет, чем можно лечиться кроме уколов и таблеток, а мы ей поможем. (дети идут в зал)
По дороге в зал воспитатель читает стихотворение Н. Благининой.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью темной, грозовою.
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои.
Фея: - Здравствуйте, дорогие гости! Я очень рада вас видеть. Что привело вас в мои лесные владения?
В-ль - Добрая Фея, мы очень хотим с Д.А. вылечить зверят. А с твоей помощью расскажем о лекарственных растениях, которые, растут в твоем лесу (нашего чудесного края Урала)
Фея: - Хорошо, мы вместе с вами, ребята, поможем Д.А., расскажем о лекарственных растениях чудесного края Урала.
А сейчас я, взмахну волшебной палочкой и передо мной появятся, целебные растения.
Много разных растет травок
У тропинок, у канавок (на детей одевают ободки)
И красивых, и пушистых
Разноцветных и душистых.
- Вот и мои верные друзья, мои помощники.
«Лекарственные травы мы, друзья
И все мы - дружная семья (дети хором)
Растения! Встанем дружно в ряд!
Здесь каждый встрече с вами рад!
1) Я - целебная крапива
Красиво выглядит крапива
А поступает некрасиво.
Чем к ней нежнее прикасаются,
Тем, хитрая, больней кусается.
2) А я - аптечная ромашка
Нарядные платьица,
Желтые брошки
Ни пятнышка нет
На красивой одежке
Если случится тебе простудиться
Привяжется кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
3) А я - малина
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи
4) А Я - шиповник
Я на розу так похож
Разве что не так хорош
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
5) А я - подорожник
Каждый лист мой любит тропки
И обочины дорог,
Я однажды людям добрым
Раны вылечить помог.
Д.А. - Молодцы! Какой же чудесный ваш край Урал! Сколько целебных растений в ваших лесах. Но мне не понятно, как же ими лечиться, сорвать растение и просто съесть?
В-ль: - Ребята, расскажите нашему гостю об этом.
- Есть и такие растения, которые сразу можно есть. Что это, ребята? (Ягоды)
- Какие ягоды вы знаете?
- А многие растения заготавливают впрок.
- Ребята, что нужно сделать, чтобы растение сохранилось до весны? (срезать, высушить, сложить в мешочки)
- Ребята, а как хранят лекарственные растения? (в брикетах, пакетах, коробочках)
- Правильно, лекарственные растения сушат, упаковывают в пакеты, коробочки, прессуют в брикеты. Дома их нужно хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей.
Д.А. А что можно приготовить из сухих растений? (настои, отвары)
В-ль: - Мы сейчас тебе покажем некоторые растения и расскажем, что они лечат (показ иллюстрации).
1) Аптечная ромашка - когда болит горло, полоскать отваром
2) Подорожник - применяют для остановки кровотечения из ранок и для их заживления.
3) Календула - для полоскания горла и для заживления ран.
4) Черника - улучшает зрение, используют ягоды и отвары из листьев.
5) Шиповник - богат витаминами, особенно полезен весной.
6) - Какое растение лечит сердце? (Ландыш)
7) - Какое растение узнает и слепой? (Крапива)
8) - Какие растения лечат простуду? (мать – и – мачеха, липа, малина)
В-ль: - Ребята, а сейчас отгадайте загадку:
«Рос шар бел, дунул ветер, шар улетел!» (Одуванчик)
Звучит музыка, дети «вживаются» в образ растения одуванчик.
В-ль: - Закройте глаза, представьте полянку, на ней много – много одуванчиков… Подул ветерок, закачались одуванчики и полетели маленькие парашютики в разные стороны.
Принес ветер парашютик одуванчика на полянку, зацепился он за почву, теплое ласковое солнышко его пригрело, летний дождик полил, и стал одуванчик прорастать. Сначала появился маленький еле заметный росток, стал расточек расти, крепнуть, и вырос одуванчик. Налетел на полянку легкий ветерок, закачался одуванчик. Дунул сильный ветер… И вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики. Разлетелись они в разные стороны. А там, где они приземлились, вырастет много новых одуванчиков.
(звучит музыка)
Фея: - Дорогие гости! У меня для вас есть сюрприз. Сегодня я познакомлю вас с новым лекарственным растением, наз-ся оно душица обыкновенная (показ иллюстрации, дать понюхать)
Давайте повторим все вместе : “душица”
Душица оказывает успокаивающее действие на наш организм, отвар применяют для возбуждения аппетита, лечат кашель.
В-ль: - Бесценна Уральского леса краса,
Зеленое золото - наши леса.
Чтобы сохранить эту красоту,
Мы соблюдаем правила поведения в лесу:
Дети:
1) Не рубить живые растения и кустарники;
2) Не разводить костры под деревьями;
3) Не оставлять мусор в лесу;
4) Не разорять гнезда птиц;
5) Не рвать цветы;
6) Не брать домой детенышей животных.
- Молодцы, умеете вы себя вести в моем лесном царстве.
А сейчас, ребята, мы научим Д.А. заваривать волшебный, целебный чай.
Состав чая:
- крапива
- шиповник
- черная смородина 3:1:1
(дети кладут сухие растения в термос, Фея заливает кипятком)
В-ль: - Д.А., пока ты летишь к больным малышам, чай настоится, станет вкусным, ароматным, полезным.
Д.А. - Спасибо, ребята! Спасибо, дорогая Фея!
Вы меня многому научили, теперь я полечу в жаркую Африку спасать больных зверят. (уходит, прощаясь)
Фея: - Ну а сейчас и я вас угощу волшебным витаминным чаем. Я всегда очень рада гостям.
В-ль: - И мы очень рады гостям и приглашаем всех отведать нашего целебного чайку.
Кто целебный чай попьет
Тот 100 лет пусть проживет!
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка
Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе
Оксана Сергеевна Васильева # 15 октября 2016 в 09:52 0 | ||
|