Конкурсы

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «Лекарственные растения Урала»

Познавательное занятие в старшей группе детского сада

Автор: Криволапова Алёна Владимировна, старший воспитатель МБОУ « СОШ№2» ДО д/с « Теремок» г. Верхний – Уфалей

Занятие с дошкольниками по теме «Лекарственные растения Урала»

Занятие познавательного цикла в старшей группе

Программное содержание:

Закрепить знания детей о названии лекарственных растений Урала; научить узнавать и правильно называть лекарственные растения Урала, расширить знания детей о пользе и применении лекарственных растений для человека, познакомить с новым лекарственным растением - душицей. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её, защищать; закрепить правила поведения в природе. Развивать речь, память, мышление детей, находчивость.

Словарная работа: настои, отвары, лекарственные растения, душица.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, открыток, оформление экологической газеты «Мы юные защитники природы», беседы о родном крае, просмотр видеофильмов, оформление для родителей библиотечки «Лекарственные травы нашего края», родительское собрание - беседа с родителями о пользе витаминных, травяных чаёв.

Дети здороваются с гостями (звучит музыка)

- Мы поздоровались с гостями, пожелали им здоровья, а теперь каждый из вас передаст друг другу частичку своего тепла, скажем, друг другу добрые слова (будь здоров, всего тебе хорошего, я желаю тебе здоровья, я хочу, чтобы ты никогда не болел, счастья, добра и др.)

- Мне кажется, что я слышу шум мотора (входит Д. Айболит)

Д.А. - Куда это я попал? Здесь никто не болен?     (нет)

- Где же моя телеграмма? (читает  «приезжайте, Доктор, в Африку скорей, и спасите, Доктор, наших малышей).

- Мне кажется, что я попал совсем не в Африку и не  смогу вылечить бедных малышей. А ведь они очень, очень больны.

В-ль - Д.А., ты попал в д/с «Теремок»

А где он находится, ребята тебе сейчас расскажут (Челябинская область, г. В-Уфалей, ул. Суворова 1)

Д.А. - А это далеко от Африки?

В-ль - Очень далеко. Мы живем на Урале. Это красивый край со сказочной природой. Но зимы у нас холодные, суровые.

Д.А.  - Суровые, холодные говорите? Тогда вы, наверное, тоже больны? Я сейчас достану таблетки, уколы и полечу вас…

В-ль - «Милый Д.А., нам не нужны таблетки и уколы, мы все абсолютно здоровы. А здоровы мы потому, что круглый год пьем травяной витаминный чай.

Д.А.  - то – то я смотрю, что вы все румяные, да веселые. А что это за чай такой волшебный?

В-ль -  Скоро ты это узнаешь. Мы приглашаем тебя Д.А. в гости к лесной Фее. Она тебе расскажет, чем можно лечиться кроме уколов и таблеток, а мы ей поможем.    (дети идут в зал)

По дороге в зал воспитатель читает стихотворение  Н. Благининой.

Здравствуй,  лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью темной, грозовою.

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои.

Фея: - Здравствуйте, дорогие гости! Я очень рада вас видеть. Что привело вас в мои лесные владения?

В-ль - Добрая Фея, мы очень хотим с Д.А. вылечить зверят. А с твоей помощью  расскажем о лекарственных растениях, которые, растут в твоем лесу (нашего чудесного края Урала)

Фея: - Хорошо, мы вместе с вами, ребята, поможем Д.А., расскажем о лекарственных растениях чудесного края Урала.

А сейчас я, взмахну волшебной палочкой и передо мной появятся, целебные растения.

Много разных растет травок

У тропинок, у канавок  (на детей одевают ободки)

И красивых, и пушистых

Разноцветных и душистых.

- Вот и мои верные друзья, мои помощники.

«Лекарственные травы мы, друзья

И все мы - дружная семья     (дети хором)

Растения! Встанем дружно в ряд!

Здесь каждый встрече с вами рад!

1)   Я - целебная крапива

Красиво выглядит крапива

А поступает некрасиво.

Чем к ней нежнее прикасаются,

Тем, хитрая, больней кусается.

2)   А я - аптечная ромашка

Нарядные платьица,

Желтые брошки

Ни пятнышка нет

На красивой одежке

Если случится тебе простудиться

Привяжется кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

3)    А я - малина

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи

4)    А Я - шиповник

Я на розу так похож

Разве что не так хорош

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.

5)    А я - подорожник

Каждый лист мой любит тропки

И обочины дорог,

Я однажды людям добрым

Раны вылечить помог.

Д.А.  - Молодцы! Какой же чудесный ваш край Урал! Сколько целебных растений в ваших лесах. Но мне не понятно, как же ими лечиться, сорвать растение и просто съесть?

В-ль: - Ребята, расскажите нашему гостю об этом.

 - Есть и такие растения, которые сразу можно есть. Что это, ребята? (Ягоды)

 - Какие ягоды вы знаете?

 - А многие растения заготавливают впрок.

 - Ребята, что нужно сделать, чтобы растение сохранилось до весны? (срезать, высушить, сложить в мешочки)

 - Ребята, а как хранят лекарственные растения?   (в брикетах, пакетах, коробочках)

 - Правильно, лекарственные растения сушат, упаковывают в пакеты, коробочки, прессуют в брикеты. Дома их нужно хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей.

Д.А.  А что можно приготовить из сухих растений?  (настои, отвары)

В-ль: - Мы сейчас тебе покажем некоторые растения и расскажем, что они лечат (показ иллюстрации).

1)    Аптечная  ромашка - когда болит горло, полоскать отваром

2)    Подорожник - применяют для остановки кровотечения из ранок и для их заживления.

3)    Календула - для полоскания горла и для заживления ран.

4)    Черника - улучшает зрение, используют ягоды и отвары из листьев.

5)    Шиповник - богат витаминами, особенно полезен весной.

6)    - Какое растение лечит сердце?   (Ландыш)

7)    - Какое растение узнает и слепой?   (Крапива)

8)    - Какие растения лечат простуду?   (мать – и – мачеха, липа, малина)

В-ль: -  Ребята,  а сейчас отгадайте загадку:

«Рос шар бел, дунул ветер, шар улетел!»    (Одуванчик)

Звучит музыка, дети «вживаются» в образ растения одуванчик.

В-ль: - Закройте глаза, представьте полянку, на ней много – много одуванчиков… Подул ветерок, закачались одуванчики и полетели маленькие парашютики в разные стороны.

Принес ветер парашютик одуванчика на полянку, зацепился он за почву, теплое ласковое солнышко его  пригрело, летний дождик полил, и стал одуванчик прорастать. Сначала появился маленький еле заметный росток, стал расточек расти, крепнуть, и вырос одуванчик. Налетел на полянку легкий ветерок, закачался одуванчик. Дунул сильный ветер… И вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики. Разлетелись они в разные стороны. А там, где они приземлились, вырастет много новых одуванчиков.

(звучит музыка)

Фея: - Дорогие гости! У меня для вас есть сюрприз. Сегодня я познакомлю вас с новым лекарственным растением, наз-ся оно душица обыкновенная (показ иллюстрации, дать понюхать)

Давайте повторим все вместе : “душица”

Душица оказывает успокаивающее действие на наш организм, отвар применяют для возбуждения аппетита, лечат кашель.

В-ль: -  Бесценна Уральского леса краса,

Зеленое золото - наши леса.

Чтобы сохранить эту красоту,

Мы соблюдаем правила поведения в лесу:

Дети:

1)    Не рубить живые растения и кустарники;

2)    Не разводить костры под деревьями;

3)    Не оставлять мусор в лесу;

4)    Не разорять гнезда птиц;

5)    Не рвать цветы;

6)    Не брать домой детенышей животных.

- Молодцы, умеете вы себя вести в моем лесном царстве.

А сейчас, ребята, мы научим Д.А. заваривать волшебный, целебный чай.

Состав чая:

- крапива

- шиповник

- черная смородина 3:1:1

(дети кладут сухие растения в термос, Фея заливает кипятком)

В-ль: - Д.А., пока ты летишь к больным малышам, чай настоится, станет вкусным, ароматным, полезным.

Д.А.  - Спасибо, ребята! Спасибо, дорогая Фея!

Вы меня многому научили, теперь я полечу в жаркую Африку спасать больных зверят.    (уходит, прощаясь)

Фея: - Ну а сейчас и я вас угощу волшебным витаминным чаем. Я всегда очень рада гостям.

В-ль:  - И мы очень рады гостям и приглашаем всех отведать нашего целебного чайку.

Кто целебный чай попьет

Тот 100 лет пусть проживет!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе

Конспект занятия по хореографии в старшей группе

Конспект НОД в старшей группе. Экскурсия в природу

Оксана Сергеевна Васильева # 15 октября 2016 в 09:52 0
Интересное занятие, с лекарственными травами необходимо детей знакомить . Обязательно возьму данный конспект на заметку очень понравилось завершение занятия фито чай . Молодцы .Спасибо.