Программное содержание. Уточнить представление детей о глине как о природном материале и о ее свойствах (пластичная — влажная, твердая — сухая).
Познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины (сувениры, посуда). Дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Сообщить, что глина бывает разная по цвету и по качеству, из хорошей белой глины делают посуду. Познакомить детей с народной глиняной игрушкой — дымковской, филимоновской. Упражнять детей в лепке изделий из глины.
Материалы к занятию. Простая и художественная глина, керамические изделия, фаянсовая и фарфоровая посуда, глиняные горшки, кирпичи (красный и белый), иллюстрации с изображениями кирпичных строений, глиняные игрушки, в том числе и художественные (гжель, дымковская, филимоновская). Глиняный (цветочный) горшок с нарисованным личиком, столики для лепки из глины.
Подготовка к занятию.
Организация выставки с тремя экспозициями:
1. Керамические изделия и посуда.
2. Глиняные игрушки.
3. Кирпичи и иллюстрации с изображением кирпичных строений.
Сухая глина разминается с небольшим количеством воды. В нее необходимо добавить растительное масло (а также смазать им руки перед лепкой).
I часть.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о глине. Кто знает, что это такое? Откуда она берется? (Ответы детей.) Ой, послушайте, кто-то стучит. Кто это? (Появляется глиняный горшок с личиком.)
Горшок. Я - глиняный горшок. Пришел к вам в гости, чтобы рассказать сказку о трех силачах. Хотите послушать?
Дети. Да-а-а!!!
Горшок: «В некотором царстве, в некотором государстве жили были три силача. Их звали Ветер, Вода и Огонь. Было время, когда эти три силача одни властвовали на Земле: шумел-разбойничал Ветер, Вода лилась потоками с неба, а солнце нагревало Землю как сильный Огонь. Потом оно пряталось за большие горы и на Земле наступал холод, да такой сильный, что камень не выдерживал и трескался. А Вода тут как тут: прольет дождем, проникнет в трещину и унесет с собой в реки и озера частички глины. Вода несет глину на своей серебряной спине далеко-далеко, но ей тяжело. Вот она и сбрасывает глину то у речного берега, то у отмели. Так растут кладовые глины.
Однажды один человек бросил в костер старую корзину, обмазанную глиной. Каково же было его удивление, когда на утро он обнаружил свою старую корзину еще прочнее, чем раньше. Это случилось потому, что глина затвердела в огне и стала прочной. С тех пор люди стали лепить глиняную посуду. И меня так слепили, а потом поставили в печь, чтобы я стал таким крепким. Постучите по мне, но не разбейте, я хотя и твердый, но очень хрупкий. (Воспитатель дает возможность каждому ребенку потрогать горшок.)
Воспитатель. Спасибо тебе, горшочек, за интересный рассказ. А теперь послушай, что я знаю про глину. Посмотрите, ребята какую я выставку для вас приготовила! (Дети рассматривают глиняные изделия.)
II часть
Воспитатель. В старину из глины делали не только посуду, но и краски и книги. Конечно, эти книги выглядели не так, как наши, современные, а имели форму небольших кирпичиков, на которых, когда они были только что слеплены, писали острой палочкой, а затем обжигали на огне. В Древней Греции богатые люди украшали свои дома не картинами, а глиняными вазами, на которых художники рисовали сценки народной жизни, праздников, труда, спорта. Сейчас такие вазы хранятся в музеях.
А еще люди научились делать из глины кирпичи, которые раньше называли «рукодельными камнями». Как вы, ребята, думаете — почему? (Ответы детей.) Кирпич и сейчас имеет ширину ладони человека, чтобы удобно было брать его рукой. Кирпич лепят из глины, потом обжигают в специальной печи и он становится твердым. Вместе с тем он очень хрупкий, если его уронить, то он разобьется. Из кирпича строили дома потому, что он не горит, и в случае пожара остается невредим. Многие дома в Москве построены из кирпича, и даже наш Кремль. (Воспитатель показывает иллюстрации.) Родственницу кирпича — плитку, тоже делают из глины. Где ее можно увидеть? (Ответы детей.)
Еще люди стали делать из глины игрушки, раскрашивая их разными узорами. Вот они, посмотрите. (Дети рассматривают экспозицию.)
Человека, который делает глиняные изделия, называют гончаром. Он разводит сухую глину водой, разминает ее (воспитатель показывает) и кладет на круглый стол — гончарный круг, который крутит ногами сначала медленно, потом быстро.
Физкультминутка. Дети изображают кручение гончарного круга.
Воспитатель. Затем гончар выдавливает кулаком в комке глины углубление и, осторожно разжимая кулак, тянет глину вверх. Круг останавливается. Теперь можно прилепить ручку и ставить изделие на сушку в специальную печь, которая называется горном. От названия этой печи «горн» — и произошло название ремесла — «гончар».
Глина, ребята, бывает разная: и по цвету, и по качеству. Чем глина светлее, тем она лучше. Такую глину называют художественной. Именно из нее делают фарфор — белое золото, как называли его в старину.
III часть.
Воспитатель. А теперь давайте мы с вами превратимся в гончаров. Посмотрите, я приготовила для вас два вида глины: серая и белая — художественная. И предлагаю слепить из нее игрушки, похожие на те, которые лепили гончары в старину и которые есть у нас сегодня, а также посуду. Потом мы поставим наши изделия вот на эту доску сушиться. Надевайте фартуки, закатывайте рукава. А перед работой не забывайте чуть-чуть смочить руки водой, чтобы глина не прилипала к ним.
Далее всю практическую работу дети осуществляют самостоятельно:
1. Закрепление глины на подставке.
2. Передача общего настроения предмета.
3. Уточнение общего строения.
4. Проработка основных деталей.
5. Проработка второстепенных деталей (по необходимости).
6. Обработка поверхности изделия (с помощью воды и тряпки).
Практическая работа.
По указанию воспитателя дети прикрепляют глину к доске. Воспитатель лепет вместе с детьми. Во время лепки продолжается беседа. После закрепления глины на доске воспитатель предлагает детям сделать из нее заготовку изделия. Вся работа проводится пальцами. Затем необходимо загладить поверхность игрушки, отполировать ее под последующую роспись. Для этого изделие сначала заглаживают смоченной в воде тряпочкой или ладонью.
КВН по экологии в подготовительной группе
Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе. Ценность радости и счастья
Экологические праздники в ДОУ. Конспекты
Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе
Евгения Вячеславовна Жукова # 17 февраля 2019 в 22:32 0 |