Занятие по развитию экологической культуры в старшей группе
Воспитатель: Сучкова С. Н., воспитатель МКДОУ д/с № 40 «Калинка» г. Лесосибирск
Тема: "Заколдованный лес"
Программное содержание:
1. Посредством экологических игр: дидактических, игры – путешествия, применения методов и приёмов методики ТРИЗ- закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания.
2. Совершенствовать речь детей. Закрепить знания детей в употреблении в речи имён существительных в форме единственного и множественного числа.
3. Развивать мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.
Материал: игрушка - лесовичок; фонограмма "Пение птиц", картинки: деревьев (ёлка, сосна, берёза, верба), птиц (воробей, филин, синица, дятел), диких, домашних животных их дома, картинки из серии "Береги живое", отдельные лучики из бумаги, солнышко.
Ход занятия
Дети заходят в группу и встают в круг
Разминка
На снегу косые тени. Поскоком дети двигаются по кругу. Руки на поясе.
Разгулялся день весенний. Меняют направления движения. Идут широкими шагами
Тени длинными шагами Меняют направления движения. Идут с высоко поднимают колено
По сугробам ходят с нами.
Вдруг глубокие следы
Стали полными воды.
Солнце топит снег и лёд, Останавливаются. Поднимают руки вверх. Тянуться.
А сосулька слёзы льёт. Выполняют прыжки на носочках. Руки на поясе.
Стужа кончилась. Ура! Поскоками двигаются по кругу.
Нам весну встречать пора.
Автор: Н. Нищева
Воспитатель: - Хотите отправиться в лес?
- Как мы это можем сделать?
- Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:
"Повертелись, покружились и в лесу мы очутились" (кружатся).
- Открывайте глаза.
- Вот мы с вами и в лесу.
(Звучит запись голоса Лесовичка)
"Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы оказались в лесу. Вот и пришла к нам весна, нужно радоваться её приходу, а у меня беда, наш лес заколдовала злая колдунья. Я обращаюсь к вам, чтобы вы мне помогли. И, если вы сможете исправить всё что натворила колдунья, то лес станет прежним. Спешите".
- А где же Лесовичок? Ах, вот ты где! (под пеньком сидит Лесовичок).
- Что ж ты спрятался? (боится колдуньи)
Воспитатель: -Ну что ребята, поможем Лесовичку ?
- Расскажи нам, что же заколдовала в твоём лесу злая колдунья?
Лесовичок говорит (на ушко), что пойдите по тропинке и увидите, что случилось в лесу.
1 задание.
Находим солнышко, оно очень грустное.
- Почему солнышко такое грустное? (потому что деревья, замерли, они потеряли свои веточки)
- Как нам помочь деревьям? (Нужно правильно подобрать веточку к своему стволу и вспомнить названия дерева - берёза, ёлка, сосна, верба)
- Что общего у этих деревьев? Ствол, ветки.
- Какие это деревья? (хвойные и лиственные)
- Чем отличается берёза от ёлки? Правильно, у берёзы - листочки, ствол белый, а у ёлочки- иголочки, ствол коричневый.
- Молодцы, справились с одним колдовством, деревья ожили, и появляется первый лучик в лесу ( прикрепляется лучик к солнышку )
2 задание
(На доске расположены дома диких и домашних животных)
- Что это?
- А вот и жильцы. Как вы думаете, что с ними произошло?
(Нужно домашних расселить в свои дома) Дети берут по 1 картинке с изображением животного) присаживаются.
- Расскажите к каким животным относится зверёк, как называется его дом? Дети селят животных.
(Дикие: заяц, лиса, медведь, волк, белка.)
- Где живёт лиса ? (в норе)
- Медведь? (в берлоге).
- Белка?(в дупле).
- Волк? ( в логове).
(Домашние: свинья, лошадь, кошка, корова.)
- Свинья в свинарнике.
- У свиньи кто детёныш? (поросёнок)
- А если их много? (поросята)
- Лошадь –конюшня.
- У лошади? (жеребёнок)
- У кошки? (котёнок)
- Корова – коровнике.
- У коровы? (телёнок)
На какие две группы разделились животные? (дикие, домашние)
- Молодцы, справились ещё с одним колдовством. Появляется второй лучик на солнышке. Солнышко радуется нашим победам.
№ 3-Задание(анализ ситуации)
- Ой ребята, кто это там пищит. А это домовая мышка осталась без места и она говорит что живёт под полом сельского дома?
- Определите, к каким животным относится мышь, живущая под полом сельского дома – к домашним или диким?
Вывод: домовая мышь – вовсе не домашнее, а дикое животное, которое хорошо приспособилась жить возле человека, в его доме
Справились и со 2 заданием. Появился второй лучик.
Отправляемся дальше.
Физминутка. Игра с мячом «Бывает-небывает»
Выскакивает мяч ( зелёный, синий, коричневый)
- Как вы думаете, что это такое?
- Я знаю - это перепуталась погода времён года, осадки различные природные явления неживой природы. Нам нужно распутать этот клубок и расставить всё по своим местам. Я буду бросать каждому из вас мяч, а Вы будите говорить бывает такое или не бывает.
(дети встают в круг)
Иней летом (не бывает)
Снег зимой Метель осенью
Заморозки весной
Дождь летом
Гроза весной
Дождь летом
Гроза весной
Мороз летом
Ледоход осенью
Капель летом
- Какое время года?
Как вы догадались, ребята, что сейчас весна? Правильно, тает снег, солнышко греет, появилась проталины, просыпаются животные от зимней спячки, люди стали легко одеваться.
- Какая весна? Тёплая, красивая, солнечная, пасмурная.
А если весной идёт дождь? Дождливая.
- Молодцы, вы справились и с этим колдовством. И погода в лесу стала ещё лучше. Появляется третий лучик.
4. Опыт
- Мы с вами идём дальше в лес по тропинке. Ой! Тропа обрывается на краю реки.
- Как нам перебраться на другой берег? (Можно на лодке, на плоту на верёвке) Если перебраться на лодке, то из чего её лучше сделать?
У нас есть дерево, камни стекло.
Давайте по очереди будем отпускать предмет в воду и определять, какой это предмет
· Дерево-лёгкое, прочное, не тонет
· Камень – тяжёлый, прочный, тонет
· Стекло - хрупкое, тяжёлое, тонет
Вывод: лучше сделать лодку из дерева, т.к. оно прочное, лёгкое не тонет.
5 задание
- В лесу становится светлее. И у нас всё получается. Вот и птички в лес прилетели.
Давайте послушаем голоса птиц и определим, какие птицы прилетели?
(Дети присаживаются на полянке.)
- Что эта за птица? Синица, Воробей, Дятел, филин. По мере отгадывания детьми голосов птиц, картинка птицы появляется на экране.
- Опишите любую понравившуюся вам птицу опираясь на схему.
(Например: синица - маленькая. У неё есть голова, глазки, клюв, туловище, хвост, лапки, крылья чем питается.) 2 птички.
- Посмотрите на картинки и скажите, какие птицы вернулись в лес? (зимующие)
- Почему эти птицы не улетают в тёплые края?
Появляется пятый лучик.
6 задание
Посмотрите, на полянке лежат картинки
- Возьмите, по одной картинке.
- Максим, что у тебя на картинке нарисовано? Мальчик ломает деревья.
- Так можно делать? Нет.
- Почему? Правильно, деревьям больно.
- Настя, что у тебя на картинке нарисовано? Мальчики топчут насекомых.
- Можно так поступать? Нет.
- Почему? Насекомые живые, им больно, они хотят жить. И т. п.
Дети помещают картинки на доску в две колонки Хорошо и плохо.
Лесные правила. Дети читают стихи
1. Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
2. Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Мусор с травки убирай.
3. Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки - не стрелять,
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
4. Топать, хлопать, палкой бить
Ты в лесу- всего лишь гость.
Здесь хозяин- дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Появляется на стене последний лучик и солнышко.
Воспитатель:- Посмотрите ребята, мы с вами справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло. Запели песни птицы (включается фонограмма пения птиц). И лес ожил. А вот и Лесовичок пришёл, он благодарит и дарит нам раскраски с животными, насекомыми и цветами. Скажем Лесовичку и лесу до свидания. А нам пора в детский сад. Закройте глазки и говорим: "Повертелись, покружились и в детском саду очутились".
Где мы с вами сегодня были? В лесу.
- Что делали в лесу? Помогали Лесовичку расколдовать лес.
- Илья, что тебе понравилось больше всего?
- А тебе, Катя?
- Когда мы задания все выполнили, что вы услышали? Пение птиц. Лес ожил, всё проснулось, солнышко засияло. Вы, ребята были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями. Спасибо.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Экологическое воспитание детей дошкольников
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения