Конспект занятия в старшей группе по развитию экологической культуры

Занятие по развитию экологической культуры в старшей группе

Воспитатель: Сучкова С. Н., воспитатель МКДОУ д/с № 40 «Калинка» г. Лесосибирск

Тема: "Заколдованный лес"

Программное содержание:

1. Посредством экологических игр: дидактических, игры – путешествия, применения методов и приёмов методики ТРИЗ- закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания.

2. Совершенствовать речь детей. Закрепить знания детей в употреблении в речи имён существительных в форме единственного и множественного числа.

3. Развивать мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.

Материал: игрушка - лесовичок; фонограмма "Пение птиц", картинки: деревьев (ёлка, сосна, берёза, верба), птиц (воробей, филин, синица, дятел), диких, домашних животных их  дома, картинки из серии "Береги живое",   отдельные лучики из бумаги, солнышко.

Ход занятия

Дети заходят в группу и встают в круг

Разминка   

На снегу косые тени.             Поскоком дети двигаются по кругу. Руки на поясе.

Разгулялся день весенний.   Меняют направления движения. Идут широкими шагами

Тени длинными шагами        Меняют направления движения. Идут с высоко поднимают колено

По сугробам ходят с нами.

Вдруг глубокие следы

Стали полными воды.

Солнце топит снег и лёд,   Останавливаются. Поднимают руки вверх. Тянуться.

А сосулька слёзы льёт.  Выполняют прыжки на носочках. Руки на поясе.

Стужа кончилась. Ура!   Поскоками двигаются по кругу.

Нам весну встречать пора.

Автор: Н. Нищева

Воспитатель: - Хотите отправиться в лес?

- Как мы это можем сделать?

- Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:

"Повертелись, покружились и в лесу мы очутились" (кружатся).

- Открывайте глаза.

- Вот мы с вами и в лесу.

(Звучит запись голоса Лесовичка)

"Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы оказались в лесу. Вот и пришла к нам весна, нужно радоваться её приходу, а у меня беда, наш лес заколдовала злая колдунья. Я обращаюсь к вам, чтобы вы мне помогли. И, если вы сможете исправить всё что натворила колдунья, то лес станет прежним. Спешите".

-  А где же Лесовичок? Ах, вот ты где! (под пеньком сидит Лесовичок).

- Что ж ты спрятался? (боится колдуньи)

Воспитатель: -Ну что ребята, поможем Лесовичку ?

- Расскажи нам, что же заколдовала в твоём лесу злая колдунья?

Лесовичок говорит (на ушко), что пойдите по тропинке и увидите, что случилось в лесу.

1 задание.

Находим солнышко, оно очень грустное.

- Почему солнышко такое грустное? (потому что деревья, замерли, они потеряли свои веточки)

-  Как нам помочь деревьям? (Нужно правильно подобрать веточку к своему стволу и вспомнить названия дерева - берёза, ёлка, сосна, верба)

- Что общего у этих деревьев? Ствол, ветки.

- Какие это деревья? (хвойные и лиственные)

- Чем отличается берёза от ёлки? Правильно, у берёзы - листочки, ствол белый, а у ёлочки- иголочки, ствол коричневый.

- Молодцы, справились с одним колдовством, деревья ожили, и появляется первый лучик в лесу ( прикрепляется лучик к солнышку )

2 задание

(На доске расположены дома диких и домашних животных)

- Что это?

- А вот и жильцы. Как вы думаете, что с ними произошло?

(Нужно домашних расселить в свои дома) Дети берут по 1 картинке с изображением животного) присаживаются.

- Расскажите к каким животным относится зверёк, как называется его дом? Дети селят животных.

(Дикие: заяц, лиса, медведь, волк, белка.)

- Где живёт лиса ? (в норе)

- Медведь? (в берлоге).

- Белка?(в дупле).

- Волк? ( в логове).

(Домашние: свинья, лошадь, кошка, корова.)

- Свинья в свинарнике.

- У свиньи кто детёныш? (поросёнок)

- А если их много? (поросята)

- Лошадь –конюшня.

- У лошади? (жеребёнок)

- У кошки? (котёнок)

- Корова – коровнике.

- У коровы? (телёнок)

На какие две группы разделились животные? (дикие, домашние)

- Молодцы, справились ещё с одним колдовством. Появляется второй лучик на солнышке. Солнышко радуется нашим победам.

№ 3-Задание(анализ ситуации)

- Ой ребята, кто это там пищит. А это домовая мышка осталась без места и она говорит что живёт под полом сельского дома?

- Определите, к каким животным относится мышь, живущая под полом сельского дома – к домашним или диким?

Вывод: домовая мышь – вовсе не домашнее, а дикое животное, которое хорошо приспособилась жить возле человека, в его доме

Справились и со 2 заданием. Появился второй лучик.

Отправляемся дальше.

Физминутка. Игра с мячом «Бывает-небывает»

Выскакивает мяч ( зелёный, синий, коричневый)

- Как вы думаете, что это такое?

- Я знаю - это перепуталась погода времён года, осадки различные природные явления неживой природы. Нам нужно распутать этот клубок и расставить всё по своим местам. Я буду бросать каждому из вас мяч, а Вы будите говорить бывает такое или не бывает.

(дети встают в круг)

Иней летом (не бывает)

Снег зимой Метель осенью

Заморозки весной

Дождь летом

Гроза весной

Дождь летом

Гроза весной

Мороз летом

Ледоход осенью

Капель летом

 - Какое время года?

 Как вы догадались, ребята, что сейчас весна? Правильно, тает снег, солнышко греет, появилась проталины, просыпаются животные от зимней спячки, люди стали легко одеваться.

- Какая весна? Тёплая, красивая, солнечная, пасмурная.

 А если весной идёт дождь? Дождливая.

 - Молодцы, вы справились и с этим колдовством. И погода в лесу стала ещё лучше. Появляется третий лучик.

4. Опыт

- Мы с вами идём дальше в лес по тропинке. Ой! Тропа обрывается на краю реки.

- Как нам перебраться на другой берег? (Можно на лодке, на плоту на верёвке) Если перебраться на лодке, то из чего её лучше сделать?

 У нас есть дерево, камни стекло.

Давайте по очереди будем отпускать предмет в воду и определять, какой это предмет

· Дерево-лёгкое, прочное, не тонет

· Камень – тяжёлый, прочный, тонет

· Стекло - хрупкое, тяжёлое, тонет

Вывод: лучше сделать лодку из дерева, т.к. оно прочное, лёгкое не тонет.

5 задание

- В лесу становится светлее. И у нас всё получается. Вот и птички в лес прилетели.

Давайте послушаем голоса птиц и определим, какие птицы прилетели?

(Дети присаживаются на полянке.)

- Что эта за птица? Синица, Воробей, Дятел, филин. По мере отгадывания детьми голосов птиц, картинка птицы появляется на экране.

- Опишите любую понравившуюся вам птицу опираясь на схему.

(Например: синица - маленькая. У неё есть голова, глазки, клюв, туловище, хвост, лапки, крылья чем питается.) 2 птички.

- Посмотрите на картинки и скажите, какие птицы вернулись в лес? (зимующие)

- Почему эти птицы не улетают в тёплые края?

Появляется пятый лучик.

6 задание

Посмотрите, на полянке лежат картинки

- Возьмите, по одной картинке.

- Максим, что у тебя на картинке нарисовано? Мальчик ломает деревья.

- Так можно делать? Нет.

- Почему? Правильно, деревьям больно.

- Настя, что у тебя на картинке нарисовано? Мальчики топчут насекомых.

- Можно так поступать? Нет.

- Почему? Насекомые живые, им больно, они хотят жить. И т. п.

Дети помещают картинки на доску в две колонки Хорошо и плохо.

Лесные правила. Дети читают стихи

1. Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

 

2. Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай.

Мусор с травки убирай.

 

3. Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки - не стрелять,

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

 

4. Топать, хлопать, палкой бить

Ты в лесу- всего лишь гость.

Здесь хозяин- дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Появляется на стене последний лучик и солнышко.

Воспитатель:- Посмотрите ребята, мы с вами справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло. Запели песни птицы (включается фонограмма пения птиц). И лес ожил. А вот и Лесовичок пришёл, он благодарит и дарит нам раскраски с животными, насекомыми и цветами. Скажем Лесовичку и лесу до свидания. А нам пора в детский сад. Закройте глазки и говорим: "Повертелись, покружились и в детском саду очутились".

Где мы с вами сегодня были? В лесу.

- Что делали в лесу? Помогали Лесовичку расколдовать лес.

- Илья, что тебе понравилось больше всего?

- А тебе, Катя?

- Когда мы задания все выполнили, что вы услышали? Пение птиц. Лес ожил, всё проснулось, солнышко засияло. Вы, ребята были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями. Спасибо.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Экологическое воспитание детей дошкольников

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины

Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения

Ирина Юрьевна Ломакина # 30 марта 2014 в 18:32 0
Очень интересное и познавательное занятие! все в доступной форме! детям будет интересно и останется на долгую память ,запомнят правила поведения в лесу.
Светлана Юрьевна Шумаева # 11 октября 2015 в 17:58 0
Занятие, несомненно, получилось отличным! Хочется проводить таких занятий больше, чтобы дети могли познавать окружающий мир, не теряя интереса к познанию. Тема занятия актуальная, т. к. экологическое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста. Удачно выбрано и название занятия -"Заколдованный лес". Уже оно, кажется, погружает нас в сказку, чего порой не хватает и взрослому человеку. Автор использует самые разнообразные методы. Конечно же, игровой (а как же иначе?), наглядный, словесный. Присутствуют сюрпризные моменты, интересно подобраны физкультминутки. Активно привлекается художественное слово, и даже лесные правила даются в стихах, которые читают сами дети. Спасибо за разработку!
Галина Анатольевна Сорокина # 3 октября 2019 в 15:36 0
Занятие образцовое,по всем правилам ФГОС.Во-первых-помощь в организации занятия, для воспитателя , т.к.все части логично перетекают одна в другую,во-вторых -для детей ясна вся логика занятия,в третьих -содержание воспитывает человечные качества ребёнка.Спасибо!