Классный час «Культура речи», 10 класс

Эстетическое воспитание школьников

Методическая разработка классного часа для старшеклассников. Тема «О культуре речи»

Форма проведения: беседа с игровыми моментами.

Цель:

• показать учащимся важность и значение культуры речи в жизни человека;

• установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;

• воспитывать любовь и уважение к родному языку;

• формировать и развивать навыки культуры речевого общения.

Подготовка

• Подготовить материал для проведения игровых моментов.

• Объявить в классе конкурс «Неделя без слов-паразитов».

• Конкурс «Лучший оратор недели» (выявить лучший ответ на уроке по стилю, форме и речевому изложению).

• Подготовиться к игре «Правильно ли мы говорим?».

Содержание классного часа

Обороты речи — это своего рода одежда, в которую облачены мысли.

И. Энгель

Учитель: Язык — это наша история, наше богатство и культура.

Это язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.H. Толстого, К.Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка.

В речи человека, как в зеркале, отражаются его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее нормированное, то есть в подчинении определенным нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений, в ясности, эмоциональности и доступности — в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».

Каждое молодое поколение использует в своей речи так называемые сленговые выражения. В разговорном обиходе некоторые из них живо, эмоционально и даже органично вплетаются в речь. Однако существуют слова-паразиты, которые свидетельствуют о крайне ограниченном словарном запасе их пользователя, а также о его мыслительных способностях.

«Речь — удивительно сильное средство, да нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», — говорил Гегель.

Наверное, каждый из вас, ребята, использует в своей речи какие-нибудь «блатные», «хипповские» или просто молодежные слова вроде «в натуре», «чмо», «лох» или в худшем случае такие распространенные и общепринятые, как «пацан», «прикол», «тусовка». Однако надо помнить, что этот стиль языка принято называть уголовным, или криминальным, жаргоном (или «феней»), так как основное хождение он имеет прежде всего в криминальной среде. Подобный сленг очень распространен в «крутых» американских детективах и среди нашей «братвы» — представителей уголовного мира. Сложение плотное, взгляд мрачный, голос грубый, татуировки. Словарный запас крайне ограничен, состоит из нецензурных выражений (употребляемых, как правило, в первозданном виде, без использования приставок и суффиксов) и двух десятков фраз, составляющих профессиональный сленг, при этом речь сопровождается обильной жестикуляцией («пальцовкой»).

Однако некоторые ребята могут не иметь к такой «братве» никакого отношения, но считают «высшим шиком» подражать бандитам, употребляя нецензурную брань, иметь «приблатненный» вид, разговаривать на блатном жаргоне. Это происходит из желания не «быть, как все», у них появляется потребность выделиться, продемонстрировать свою индивидуальность, правда, в худшем ее выражении.

К сожалению, такая речь очень заразительна и приводит к неутешительным результатам при ответах на экзаменах, при написании школьных сочинений.

Учитель: Ребята, к нам в гости пришла Грамматина Глаголевна Ошибкина. Поприветствуем ее.

Выступление

Грамматины Глаголевны Ошибкиной

Дорогие, друзья. Будущие выпускники! Я каждый год надеюсь, что он принесет наименьшее число казусов, двусмысленностей в ваших сочинениях, но, увы, это не так... Думаю, что вам лучше поучиться на чужих ошибках, а самим писать правильно, грамотно выражая мысли. Вот послушайте эти перлы:

• Через свои лишь только трупы они пройдут к нашим телам...

• Это — один из поэтов, который полностью оголился перед читателем.

• Друзья Пушкина были казнены и сосланы в Сибирь.

• Сама Изергиль рассказывает о себе ночью. Небо в это время было освещено лучами зашедшего солнца.

• Заспанная физиономия бесцеремонно произносит.

• Раскольников стал нервным: при стуке ног о лестницу он вздрагивал.

• Декабристы разбудили спавших глубоким сном революционеров-демократов.

• Они патрулем проходят через всю поэму.

• Маяковский писал сам и других призывал писать так, чтобы брюки трещали в шагу.

• Теперь повернем колесо истории вперед.

• Мы терзаем науки.

• Надо оставить для потомства свой след, свою тень. Ребята, не надо оставлять в своих сочинениях такие следы, хоть они и очень меня иногда забавляют...

Игровые моменты

«Правильно ли мы говорим?»

1. Повторите скороговорки

Все бобры для своих бобрят добры.

У боярина-бобра нет богатства, нет добра.

На дворе трава, на траве дрова.

Дед Додан в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

2. Подберите синонимы к словам

Смелый — храбрый, отважный, решительный, бесстрашный, неустрашимый.

Победить — одержать победу, одолеть, побороть, осилить, сладить, справиться.

Холодный день — промозглый, ледяной, морозный, студеный, стылый, мерзлый.

Холодный человек — неотзывчивый, бездушный, черствый, сухой, нечуткий.

3. Объясните фразеологические обороты

Иголку негде воткнуть — о большом скоплении людей.

Крокодиловы слёзы — притворное сожаление.

Краем уха — невнимательно слушать.

Рукой подать — близко.

Как на духу — откровенно, чистосердечно.

Святым духом — как бы само собой, неизвестно как.

Душа в душу — полное согласие.

Во весь дух — очень быстро бежать или ехать.

В чем только душа держится — хилый, слабый.

Не верить своим глазам — удивляться чему-либо увиденному.

4. Поставьте правильно ударение в словах:

квартал,

каталог,

гружёный,

сливовый,

начал, начала,

звонит,

в яслях,

средства,

столяр,

коклюш,

начав,

начался,

договор,

балую, балуешь,

дефис,

свёкла,

предложить,

мышление,

августовский.

5. Образуйте повелительное наклонение от глаголов

(повелительное наклонение обозначает такие действия, которые кто-то заставляет или просит выполнить ):

ехать — поезжай, одеть — одень, надеть — надень, класть — положи.

6. Просклоняйте:

хочу — я хочу, ты хочешь, он хочет, она хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят.

7. Родительный падеж множественного числа:

столы (нет чего?) — столов;

носки — носков;

чулки — чулок;

шарфы — шарфов;

груши — груш;

яблоки — яблок;

полотенца — полотенец;

помидоры — помидоров;

килограммы — килограммов;

лимоны — лимонов;

туфли — туфель.

Награждение победителей конкурсов медалями «Знаток русского языка».

Заключение

Советы Дейла Карнеги

У нас лишь четыре метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы пользуемся!

Ваша манера речи в значительной мере отражает вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию. Проводите вечера, читая Шекспира и других великих поэтов и мастеров прозы. Делайте это, и ваш ум неизбежно обогатится.

На просмотр газет тратьте в два раза меньше времени, чем вы тратите сейчас, а сэкономленное время тратьте на чтение серьезных книг.

Читайте со словарем, лежащим на вашем письменном столе. Ищите незнакомые слова. Попытайтесь найти применение этим словам с тем, чтобы вы могли запечатлеть их в своей памяти.

Изучайте происхождение слов, которые вы употребляете. История этих слов совсем не скучная, и не сухая, и очень часто она полна романтики.

Будьте точными при выражении своих мыслей. Не называйте одним только словом (красивый) все, что ласкает ваш глаз. Вы можете выразить свою мысль более точно и более свежо, если вы примените какие- либо синонимы к слову (красивый), например: элегантный, необычный, приятный, симпатичный, стильный, изысканный, восхитительный, красочный, роскошный, замечательный и т.д.

Стремитесь к свежести в речи, создавайте свои собственные сравнения.

Афоризмы о речи

Не говори ничего дурного о ком-либо, если точно не знаешь этого, а если и знаешь, то спроси себя: почему я это говорю? Ж. Санд

Говорить кстати лучше, нежели говорить красноречиво. Б. Грасиан

Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь. Клавдий

Если человек иногда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями. П. Буаст

Разговаривая, редко выказывают качества, которыми обладают, скорее выдают те, которых недостает. Г. Лессинг

Люди предпочитают говорить о себе дурное, чем совсем не говорить о себе Ф. Ларошфуко

Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо — мысль природы. А. Шопенгауэр

Изрекать могут многие — понимают не все. Г. Богослов

Вы можете не говорить того, что вы думаете, но это не значит, что вы должны говорить то, чего вы не думаете: в первом случае — это благоразумие, во втором — лицемерие. В. Либкнехт

Краткость — сестра таланта. А. Чехов

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Классный час в 10 классе на тему: Личность и наркотики

mashulik # 23 марта 2016 в 16:19 0
Как это верно "Язык — это наша история, наше богатство и культура". Замечательно, что данному аспекту уделяется все более и более пристальное внимание. Долой жаргон! Да здравствует Русский язык!
Юлия Юрьевна Никитина # 28 марта 2016 в 17:32 0
Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию. Поэтому ученикам необходимо отрабатывать навык речевого общения, чтобы не испытывать дискомфорт в общении.
Татьяна Александровна Мурзаханова # 29 октября 2016 в 14:51 0
Я согласна с тем, что правильное произношение слов, красиво и грамотно составленные предложения, а также умение общаться с людьми определяют человека как личность. Психологами доказано, что на 25% первое впечатление о человеке, зависит от его способности грамотно разговаривать, вот почему важно знать, как правильно и красиво разговаривать.
Крайне полезная тема для учащихся старших классов.