Классный час по этике, 8 класс

Беседа с учащимися 8-9 классов «Этика и мы». Конспект

Цели и задачи: нравственное воспитание подростков; развитие самоконтроля и самодисциплины; пробудить ответственность по отношению окружающим людям.

Я долго думала, какие средства необходимо использовать и какие подобрать слова, чтобы донести до сознания подростков смысл этических суждений великих философов и мыслителей прошлого.

Решив основательно подготовиться к серьезной беседе, отправилась в библиотеку. Обложившись со всех сторон книгами, я принялась их штудировать одну за другой. В этот момент, словно по иронии судьбы, происходит следующее: под дверью читального зала раздаются нечленораздельные звуки, сначала отдаленно напоминающие хрюканье, потом мяуканье и, наконец, кукареканье. Все присутствующие одновременно, как по команде, оторвавшись от книг, недоуменно переводят свой взгляд к двери, но возмутителей спокойствия в этот момент, как ветром сдуло. Через минут пять вновь слышится возня, сдавленный смех. Возгласы, на этот раз более пронзительные, повторяются. Библиотекарь, видимо привыкшая к такого рода сценам, с бесстрастным, ничего не выражающим лицом, с завидным олимпийским спокойствием продолжает заниматься своими делами. Остальные читатели, решив последовать ее примеру, также перестали обращать внимание на хулиганов. Те, очевидно, не ожидали такой реакции на свои проделки и были слегка разочарованы.

На какое-то время вновь воцаряется тишина, изредка нарушаемая шелестом страниц. Но вот снова раздается сдавленный смех, в зал вваливаются двое под метр восемьдесят подростков и, подталкивая друг друга, направляются к выставочным стеллажам, безрезультатно пытаясь придать своему лицу глубокомысленный вид.

Мне вдруг стало жутко интересно, в каком направлении будут развиваться последующие события. А дальше произошло вот что: библиотекарь все с тем же каменным лицом поинтересовалась, какого рода литература интересует молодых людей. Услышав в ответ сопение и все то же хрюканье, спросила, записаны ли они в библиотеке? Последовавшие звуки бесстрастная дама, очевидно, приняла за отрицание, поэтому раскрыв новенькие формуляры, предложила двум «джентльменам» пополнить собой ряды читателей - заполнить своими данными читательские бланки. Вот этого-то ребята совсем не ожидали! Один из них взял послушно ручку и стал писать, второй, пробормотав что-то типа: «я сщас, мне тут надо...» - быстро ретировался.

Сидевшие впереди меня две старшеклассницы, не в силах больше сдерживаться, закрывшись книгами, дружно захихикали. Работница библиотеки, надо отдать ей должное, как ни в чем не бывало, взяв заполненный формуляр, торжественно поздравила молодого человека за то, что он выбрал для своего посещения именно эту библиотеку, и стала перечислять все имеющиеся в фонде книжные новинки.

По растерянному лицу и блуждающему взгляду юноши было заметно, что ум его лихорадочно ищет «достойного» выхода из создавшейся ситуации. Ага, кажется, выход найден! Подросток внезапно хлопает себя по лбу и заявляет, что у друга в кармане остались его очки. После этого срывается с места и убегает. Пожав плечами, библиотекарь вновь занялась своими делами.

А за дверью в это время видимо происходило объяснение между приятелями: послышался смех и звуки громкой и звонкой оплеухи, после чего хлопнула входная дверь, и все стихло.

Что хотели приятели показать или доказать своим поведением? «Побравировать» перед сверстницами, которые в отличие от них, старательно готовились к предстоящему сочинению по литературе? Самоутвердиться в своем «геройстве» или продемонстрировать окружающим свое удивительно «тонкое чувство юмора»? Думается, юноши и сами вряд ли бы смогли вразумительно что-либо ответить по этому поводу. В любом случае, они и без упреков и замечаний поняли, как глупо, по-детски выглядели...

Я же с тоской посмотрела на книги, лежащие передо мной, и вдруг поняла всю бессмысленность своей затеи. Таких вот «шутников» сократовскими речами не прошибешь. Наверное, прав был один из великих философов и мыслителей прошлого, мудро заметив: «Всякий слышит лишь то, что он понимает...».

Ну что ж, все-таки попытаемся доступными нам средствами добиться от своих подопечных того самого понимания...

Основные вопросы:

1. Роль этики в жизни человека.

2. Этические задачи и ситуации.

3. Принимаем или отрицаем?

Вступлением к беседе могут стать слова И. В. Гёте: «Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик».

Учитель. Правила поведения и стремление вести себя прилично уходит в глубь веков. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и уже существовало еще до появления письменности. Рассуждения на этические темы получили большое распространение в Древнем Вавилоне. В сочинениях того времени встречаются пословицы такого содержания: «Нет большего стыда у людей каждому, кто захватывает добро у своих соседей», «Больше нет праведных людей, землю населяют только те, кто творит зло...».

Римский писатель и оратор Цицерон (106 43 до н. э.) в своих сочинениях «О высшем благе и зле», «Об обязанностях» рассматривал этику как искусство людей правильно жить, чтобы достигнуть полного счастья.

Тема нравственности и моральных устоев прослеживается и в античных стихотворных поучениях Гомера («Одиссея»); в древних сказаниях о богах и о героях средневековой Скандинавии.

Термин «Этика» впервые был введен в обиход древнегреческим мыслителем Аристотелем 2300 лет тому назад. Этикой были названы три близких по содержанию сочинения Аристотеля. В переводе с греческого «ethos» означает «обычай», «нрав», «характер». Понятие этики сходно с понятием слова «мораль», происшедшего от латинского «mos, mores», означающего также «нрав», «нравы», «обычаи». Поэтому, говоря об этике поведения, имеют в виду не только правила поведения и «приличия» в обществе, но и нравственный облик человека.

В каждую эпоху была своя мораль, своя этика. Например, в одной из старинных книг, изданной в Гамбурге в 1716 году, которая называется: «Книга о вежливом поведении и достойном обхождении как с высокими и почтенными персонами, так и с дамами, а также о том, каким образом дама может соблюсти вежливость по отношению к нам» автор Менантес рекомендует дамам не выгуливать на улице собак. Мотивацией этому служило то, что животное в силу своих природных инстинктов и «необдуманными действиями» может самым неприятным образом поставить свою хозяйку в неловкое положение.

Первая же книга «О правилах поведения» была издана еще в 1204 году испанцем Петрусом Альфонси. Вслед за ней последовали правила поведения при дворах князей, затем в буржуазном обществе.

В России примерно два с половиной века тому назад при Петре Первом императорской Академией наук была составлена книга, которая называлась: «ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО, ИЛИ ПОКАЗАНИЕ К ЖИТЕЙСКОМУ ОБХОЖДЕНИЮ». Назначение книги - ознакомление «отроков» с элементарными правилами приличий и житейского обхождения...

Один из учащихся открывает большую старую книгу и зачитывает.

1-й учащийся. «...Не хватай первый с блюда, не жри как свинья, и не дуй в ушное (в уху), чтобы везде брызгало. Не сопи, когда ешь; около своей тарелки не делай забора из костей. Не облизывай пальцев и не грызи костей, а обрежь ножом. Над едой не чавкай и головы своей не чеши. Не проглотив куска, не говори.

Неприлично руками по столу везде колобродить, не смирно сети. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должно тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть...»

Учитель (продолжая). Были в те времена популярны и другие сборники правил поведения... (Выходит следующий учащийся с книгой в руках и зачитывает некоторые из правил.)

2-й учащийся. Послушаем, как в одной из таких книг, которая называется «Свойства порядочного человека», определялся порядочный человек:

«...Он соединяет благовоспитанность с физическими и умственными достоинствами. Он должен выглядеть изящно, быть хорошим танцором, наездником, охотником, но при этом обладать ученостью, остроумием, умением вести беседу и знанием света. Под знанием «света» подразумевается: любезно, но крайне почтительно обходиться с дамами; молчать о своих добрых качествах, но с готовностью хвалить чужие; не злословить ни о ком; при любых обстоятельствах хранить выдержку и полное самообладание...»

Учитель (задает вопрос учащимся). Можно ли сказать, что данное определение описывает «порядочных людей» своего времени?

Предполагаемый ответ учащихся. Вряд ли. Образ такого человека настолько идеален, что вряд ли может быть распространенным.

Учитель. Со временем правила множились и усложнялись. Два-три века назад были в моде специальные учебные заведения, где учеников обучали хорошим манерам и всевозможным правилам приличия, именуемым этикетом. Например, в Петербургском институте благородных девиц обучали десятку видов одних только реверансов. (Гнатюк, Н. П. Нет придела совершенству. - М. Просвещение. 1989.) Оказывается, глубина приседания и степень наклона головы девицы зависели от того, кому предназначался этот поклон: сверстнику, старцу, мелкому чиновнику или генерал- губернатору.

«Кодексы» или «своды» правил приличия печатались, к примеру, в дореволюционном журнале «Нива» и переписывались в тетради, а затем буквально ходили по рукам.

Вопрос к учащимся: Как вы думаете, ребята, почему молодые люди того времени столь усердно переписывали и заучивали правила поведения и этикета?

Предполагаемый ответ учащихся: Незнание и несоблюдение правил строго осуждалось представителями высшего света. Перед молодым человеком, попирающим все правила и светские предписания, с презрением захлопнулись бы все двери приличных домов.

Учитель. Совершенно верно. Пренебрежение правилами поведения, бесцеремонность, невыдержанность, грубость могут доставить немало неприятностей в общении и в наше время. Поэтому необходимо соблюдать правила приличия. Этикет всегда тесно связывается с этикой, нравственностью. За соблюдением правил кроется отношение человека к человеку.

Как вы считаете, ребята, в нашем современном обществе нужно ли знание и выполнение правил приличия? Почему?

Учащиеся излагают свою точку зрения.

Далее учитель предлагает учащимся, молодым людям XXI века продемонстрировать свои знания современного этикета на конкретных житейских примерах.

1-й пример:

1) На автобусной остановке стоят двое - мужчина и женщина. Подошел автобус, их действия?

а) У автобуса могут быть две раскрытых двери, поэтому каждый войдет в свою дверь;

б) первым войдет тот, кто ближе стоит к автобусу;

в) первой входит женщина, мужчина помогает, поддерживая ее.

2) Пассажиры благополучно зашли в автобус, в котором не занятым оказалось всего одно место. Как им поступить?

а) Кто успеет первым добраться до места, тот и займет его;

б) мужчина помогает женщине присесть;

в) завязывается словесная баталия, победитель которой и занимает место.

2-й пример:

1) Молодой человек в прекрасный солнечный зимний день пригласил девушку прогуляться по парку. Девушка в знак своей симпатии к своему спутнику решается взять его под руку (или наоборот, значения не имеет). С какой стороны она должна это сделать - с правой или с левой? (Значения не имеет. С какой стороны удобнее для обоих путников.)

3-й пример:

Вы едете в переполненном автобусе и случайно наступили кому-то на ногу или задели локтем. На вас тут же обрушивается словесный поток нелицеприятных слов. Ваши действия?

а) Извинитесь, не приняв «незаслуженные» эпитеты близко к сердцу;

б) незамедлительно дадите словесный отпор обидчику;

в) не удостоите своим вниманием и постараетесь при удобном случае еще раз, теперь уже по собственной инициативе, наступить на ногу или толкнуть локтем несдержанного и чересчур обидчивого пассажира.

Учитель. Перечислите несколько правил поведения, которые, по-вашему, категорически никогда и никому делать не стоит.

Предполагаемый ответ учащихся:

- Скверно ругаться.

- Шокировать окружающих своей манерой одеваться.

- Чистить нос, уши, ногти в присутственных местах.

- Громко разговаривать, размахивать руками, кричать, свистеть и т. п.

- Сморкаться, плеваться на улице.

- Говорить только о себе и своих делах.

- Поправлять одежду и оправляться в общественных местах.

- Злоупотреблять парфюмом.

- Издавать «неаппетитные» звуки за столом и т. п.

Учитель. Откуда вообще появились разные правила поведения? Специально их никто не выдумывал. Они создавались в народе постепенно и возникли не случайно. Вот, например, знаете ли вы, откуда взялось правило снимать шапку при входе в помещение? (Перед беседой одному из учащихся необходимо дать задание - подготовить на эту тему небольшое сообщение.)

Сообщение учащегося. В далекую старину, примерно восемьсот лет тому назад, в Германии и во Франции путешествовать было очень опасно. На дорогах орудовали шайки разбойников и грабителей. Не менее опасно было и в многолюдных городах. Поэтому мужчины не расставались с оружием, а, отправляясь в далекий путь, облачались в сплетенную из железных колец, прочную кольчугу, железные сапоги, рукавицы и железный шлем с забралом, закрывавшим лицо.

Заходя в дом знакомого, странствующий рыцарь снимал шлем, и нес его в руке, тем самым, выражая хозяину дома уважение и доверие: «Я пришел к тебе с миром, и я доверяю тебе».

Суровые времена прошли, но обычай, входя в комнату, снимать шапку остался. С тех же самых пор идет и другой обычай: мужчины, здороваясь, снимают перчатку с правой руки. Сняв рукавицу, человек показывал встречному, что в его ладони не спрятано оружие. В наше время снимают перчатку в знак уважения и внимания к товарищу.

Учитель. Как вы думаете, ребята, к чему мы с вами ведем разговоры о поведении и приличиях, вспоминаем прошлое давно минувших дней? К тому, чтобы показать, в чем смысл и значение тех правил поведения, от которых некоторые из вас небрежно отмахиваются. Мол, и без этих церемоний прекрасно можно обойтись! Но так ли это? (Учащиеся высказывают свою точку зрения.)

- Существующие правила поведения возникали не стихийно. Люди пришли к этим правилам в результате большого опыта, постепенно, в совместной жизни и общем труде. Жизнь настолько сложна и многообразна, что предусмотреть все ее обстоятельства невозможно, но один закон следует запомнить: никогда не забывай о тех, кто рядом с тобой.

Дополнительный материал

Азбука вежливости

Издавна самым распространенным русским приветствием было пожелание здоровья. Здоровье по древнему своему смыслу значит «крепок как могучее дерево», целое, цельное, способное устоять в бурю.

Здравствуй(те) — повелительная форма глагола, которая сформировалась к концу XVII века из описательных вроде «повелеваю тебе здравствовати», «Здравия тебе желаю» и т. д. «Здравствуйте же многа лета» - написано в рукописи 1057 года, это самое древнее дошедшее до нас пожелание нашего предка.

С конца XVII века по иноземному образцу в господской среде стали появляться у нас «добрый вечер», «добрый день», но и им предшествовали чисто русские выражения типа «добръ здоровъ» - снова пожеланием здоровья. Все начиналось и кончалось пожеланием здоровья - и здравицы в застолье, и прощание при разлуке: «Будь здоров!»

Этим национальным пожеланием русские отличались от многих европейцев, у которых смысл приветствия заключался в пожелании радости, счастья и добра. Русский человек все это вместе видел в здоровье.

Сегодня «здравствуйте» - привычная для всех форма приветствия при встрече или свидании. Однако в прошлом она могла применяться и в прямо противоположных обстоятельствах - при прощании. Это ясно из значения корня слова: здоровья можно пожелать и при встрече, и прощаясь.

Челом да здорово! - эта древняя формула прощания и сегодня кажется удачной. Кланяюсь да желаю здоровья! Официальные письма XVII века так и кончались: «А по сем здравствую, государь», - здороваюсь на прощанье, желаю здоровья. Древний образ заложен в корне - в прощании пожелание жизни и процветания. В былые времена не было большой разницы: за встречей - прощанье, за прощаньем встречи, и дело не в формальном приветствии, а в пожелании хорошего. Поэтому-то в нашем сознании так часто соединяются вместе слова: - Прощай! - До свидания! - Здравствуй! Хотя при этом мы говорим: «здравствуйте», не думая о здоровье. Мы говорим: «прощай», не прося о прощении.

В древности пожелание простить равнозначно было другому - такому же высокому по смыслу: разрешить. Прощай, разреши, - и то и другое, но в разных оттенках, значило «сними с меня вину», «отпусти меня свободным», чтобы в дальнем пути я не чувствовал неудобство и горечь.

Привет - тоже старинное славянское слово, только значило оно «призыв» или «намерение». Это не пожелание добра или здоровья, а всего лишь вещание - безликое обращение, не согретое дружеским участием. Слово обычно употребляется в разговоре между близко знакомыми.

Прощайте, высокое по стилю слово, категорично. С начала прошлого века в оборот входило и более мягкое по тону «До свидания». В начале прошлого века письма заканчивали и так: «Прощайте, до свидания!» Как бы переводили старое пожелание на новое приветствие: простите - до встречи! Так и теперь говорят: «Всего вам доброго - до свидания!» - обязательно два, пожелание и привет вместе. Такова уж давняя русская традиция; как не изменялись слова, ее суть остается той же.

Слово «пожалуйста» произошло от «пожалуй», то есть «подай» и образовалось очень давно, но в законченном современном виде пришло в литературную речь уже после Пушкина. С глубокой древности пользовались наши предки исконной формой повелительного наклонения: «В дом пожалуй!» - будь добр. Во множественном числе старую форму можно встретить и сегодня: «Пожалуйте в дом!». Па современный язык «пожалуйста» можно перевести как «будь милостив», «будь добр».

Справочное бюро

Цинизм - глубокое проявление невоспитанности, отсутствие подлинной внутренней культуры, неуважение к людям и обществу.

Благородство - высокая нравственность человека, соединенная с честностью. С этим качеством связана способность человека сочувствовать, со-страдать, co-переживать, со-действовать. Благородство является признаком духовной зрелости личности.

Хулиган - грубый попиратель общепринятых норм поведения. Это слово английского происхождения. Примерно в XVIII веке в округе Лондона некий содержатель постоялого двора по фамилии Хулигэн вместе со всем своим семейством терроризировал всю округу. Его заведение славилось своими драками и дикими выходками. С тех самых пор имя содержателя постоялого двора стало нарицательным.

Эстетизм - стремление человека к прекрасному.

Вежливость - искусство человеческого общения. Это сумма поступков, определяющая внутреннюю культуру человека.

Культура человека - умение вести себя в соответствии с принятыми в обществе правилами «хорошего тона», образованность и просвещенность человека.

В понятие «культура» входят: глубокие знания, эрудиция человека и его навыки; уровень этического и эстетического развития, вкусов, манер, чувств.

Грубость - отсутствие необходимых навыков поведения в обществе. Грубость, как правило, является следствием недостатка воспитания или незнания правил приличия.

Внутренняя грубость - представляет большую социальную опасность. Проявляется в бездушии, жестокости и озлобленности.

Коммуникабельность - общительность.

Такт - это неписаное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением.

Сквернословие - форма грубости и невоспитанности.

Мировоззрение - основа манер человека, его каждодневное поведение; как он вообще смотрит на мир, на людей, на современное ему общество.

Мораль - нормы и правила, регулирующие поведение людей, их взаимоотношения.

Викторина

Ориентирована на знание учащихся элементарных правил приличия и поведения за столом.

1. Почему нельзя есть с ножа? (Это некрасиво и можно порезать рот.)

2. Как принято есть мягкие блюда, то есть рыбу, сырники, котлету, яичницу, запеканку и т. п. - при помощи ножа или одной вилки? (Блюда такого рода ножом резать не надо. Их легко разломить вилкой.)

3. Правила пользования ножом? (Когда пользуешься ножом, держать его необходимо в правой руке, а вилку — в левой.)

4. Если в компоте попалась косточка, как быть? (Необходимо поднести ложку ко рту, выложить косточку на ложку и затем положить косточку на блюдце.)

5. После второго блюда, как поступить с грязными вилкой и ножом? (Необходимо положить их на свою тарелку.)

6. В центре стола стоит салатница с салатом, который тебе хочется отведать, как лучше это сделать: а) потянуться через стол; б) передать товарищу свою тарелку и любезно попросить его наложить тебе салат; в) попросить хозяйку стола поставить салат перед тобой?

7. На столе стоит блюдо с нарезанными кусками торта, какой кусок возьмешь ты: а) какой получше; б) крайний тебе? (Крайний к тебе. Выбирая кусочек получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это не очень-то вежливо по отношению к нему.)

8. Как правильно надо есть рыбу: вынимать косточки вилкой или руками? (Косточки из рыбы можно вынимать не только вилкой, но и пальцами, придерживая корочкой хлеба. Но пальцы при этом не облизывают, а вытирают салфеткой.)

9. Как правильно есть мясо? (Мясо отрезают небольшими кусочками. Когда съедаешь один кусок, отрезаешь следующий. Не следует нарезать на кусочки всю порцию сразу: от этого тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.)

10. Как правильно есть жареную или вареную птицу? (Курицу, утку, гуся надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно, можно взять пальцами косточку и обглодать.)

11. Ты только что откусил кусок пирога, а в это время к тебе обратились с вопросом, твои действия? (Сначала необходимо проглотить пищу, а потом ответить.)

12. В гостях на первое подали слишком горячий суп, как ты поступишь?

а) попросишь хозяйку остудить суп;

б) начнешь «остужать» сам;

в) не придашь значения и приступишь к еде.

13. Можно ли гарнир - овощи, картошку, макароны, вермишель - набирать на вилку с помощью хлебной корочки? (Да.)

14. Как правильно надо есть бутерброд - большими или маленькими кусочками? (Некрасиво откусывать сразу большие куски.)

Автор: Е. Н. Арсенина

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие для 8, 9 классов. Экономическая игра для школьников

Внеклассное мероприятие в 8, 9 классе по географии

Деловая игра для школьников

Внеклассное мероприятие 8, 9 класс по теме искусство

Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет

Нет комментариев. Ваш будет первым!