Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Мы-зрители и пассажиры. Школа России

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему «Мы-зрители и пассажиры». УМК А.А. Плешакова

Цель: познакомить с правилами поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, общественный транспорт).

Планируемые результаты: учащиеся научатся вести себя в общественных местах; делать выводы из изученного материала; отвечать на вопросы.

Оборудование: кроссворд (на доске или на карточках).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Вспомните «волшебные» слова.

— Какие вы знаете слова приветствия?

— Какие вы знаете слова благодарности?

— Какие вы знаете слова извинения?

— Верны ли следующие утверждения?

• Выходя из автобуса, мальчик должен пропустить девочку вперед.

• Если мальчик в дверях встретился с девочкой, он должен побыстрее пройти вперед, чтобы не мешать ей.

• Если девочка несет тяжелую сумку, не мешай, не отвлекай ее.

— Вспомните, как нужно вести себя за столом. Вставьте пропущенные слова.

• Не клади ... на стол.

• Не ... с полным ртом.

• За едой не....

• Не вытирай губы ..., пользуйся ....

(Слова-помощники записаны на доске: руками, читай, салфеткой, локти, разговаривай.)

— Кто хочет рассказать о своем друге?

— Кто узнал правила поведения за столом?

(Можно использовать КИМы (тест 43, с. 60).)

III. Самоопределение к деятельности

— Ребята, вы часто бываете там, где много незнакомых людей. Такие места называются общественными. Назовите такие места. (Кино, театр, улица, больница, музей, общественный транспорт.)

— В таких общественных местах существуют свои правила поведения. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О правилах поведения в общественных местах.)

— Прочитайте тему урока на с. 60 учебника. (Мы - зрители и пассажиры.)

— Предположите, какие учебные задачи мы поставим перед собой. (Ответы детей.)

— Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике.

IV. Работа по теме урока

1. Кроссворд

1. Исполнитель ролей в театральных представлениях. (Актер.) 2. Работник театра, подсказывающий актеру слова. (Суфлер.) 3. Возглас, требующий по просьбе публики повторения фрагмента представления. (Бис.) 4. Когда поднимается занавес, то в зале прекращается... (шум). 5. Место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц. (Ложа.)

- Какое слово получилось в выделенном столбце? (Афиша.) Афиша — это объявление о предстоящем спектакле, концерте, лекции и т. п. Именно афиша расскажет вам, где, когда и какой спектакль или концерт вы сможете посмотреть.

2. Беседа, работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 60. Обсудите, какие существуют правила поведения в театре.

(К доске выходят учащиеся с одного ряда. Они выносят стулья и рассаживаются перед доской в два ряда. Один из учеников показывает, как следует проходить между рядами в кинотеатре.)

— Познакомьтесь с советами Попугая на с. 61.

— Как вы считаете, как нужно вести себя в театре, кинотеатре?

(После обсуждения учащиеся под руководством учителя составляют памятку.)

Памятка. Правила поведения в театре (кинотеатре)

1. Приходя в кинотеатр в последнюю минуту, мы мешаем большому числу людей, которые вынуждены вставать со своих кресел, чтобы дать нам пройти. Поэтому приходить нужно пораньше.

2. Проходить на свое место следует лицом к сидящим.

3. Правила вежливости обязывают молодого человека опустить для своей спутницы кресло. Кроме того, мальчик уступает девочке то место, с которого лучше видно.

4. Есть во время киносеанса нельзя - шуршание бумажек, причмокивание и прочие звуки мешают присутствующим.

5. Во время сеанса не нужно делать никаких замечаний — ни в полный голос, ни вполголоса. Это отвлекает зрителей. Если же очень нужно что-то сказать, шепни спутнику (или спутнице) несколько слов, но при этом не забудь оглянуться — не мешаешь ли ты сидящему сзади.

6. Перед тем как погасят свет, необходимо снять высокую шапку, чтобы она не заслоняла экран.

7. Если твой сосед уже видел этот фильм и теперь, желая похвастать, рассказывает его содержание, следует остановить болтуна словами: «Не мешай, пожалуйста, дай спокойно посмотреть фильм».

8. Очень неприятно, когда в зале начинается топанье или раздаются выкрики, призывающие начинать киносеанс. Если произошла заминка, знай — случилось что-то непредвиденное. Топанье тут не поможет. Как только все будет в порядке, сеанс начнется.

3. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 1 (с. 26).

(Самостоятельное выполнение.)

V. Физкультминутка

Видим, скачут по опушке

Две веселые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок —

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет —

Всем друзьям физкультпривет!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Посмотрев кинофильм, мы решили отправиться домой на общественном транспорте. Отгадайте, на каком транспорте мы можем добраться до дома.

Что за чудо — синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус.)

 

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками. (Троллейбус.)

 

Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма,

Мчит без пара

Паровозова сестричка.

Кто такая? (Электричка.)

— Рассмотрите рисунки на с. 62. В парах обсудите правила поведения в общественном транспорте.

Памятка. Правила для пассажиров

1. Городской транспорт следует ожидать на специально оборудованных площадках — остановках. На остановке не толкайся, не кричи, не мешай другим людям.

2. Во время посадки в транспорт сначала подожди, пока выйдут пассажиры, а потом спокойно войди сам.

3. В транспорте веди себя спокойно: держись за поручни, не стой в дверях, не пытайся открыть двери до полной остановки транспортного средства.

4. В салоне автобуса, трамвая, троллейбуса громко не разговаривай, не толкайся.

5. Уступай место инвалидам, пожилым людям, женщинам с маленькими детьми или просто людям старше тебя. Вежливый мальчик всегда уступит место девочке и скажет при этом: «Садись, пожалуйста!»

6. При выходе из транспорта мужчина должен выйти первым и помочь спуститься по ступенькам своей спутнице (подать даме руку). Следует помочь подняться в транспорт и выйти из него людям пожилого возраста.

— А как нужно вести себя в метро? (Ответы детей.)

- Рассмотрите рисунки на с. 63 и скажите, на каких из них пассажиры соблюдают правила, а на каких нет. (Примерный ответ. Ребята на верхнем рисунке слева не соблюдают правила: нельзя бежать по эскалатору, сидеть на ступеньках, ставить вещи и наваливаться на перила эскалатора. Следует стоять на эскалаторе с правой стороны, так, как стоят пассажиры на верхнем рисунке справа. В метро нельзя подходить к краю платформы — мальчик на нижнем рисунке слева не соблюдает этого правила. Использованные билеты следует выбрасывать в специально предназначенные для этого контейнеры, как делает мальчик на нижнем рисунке справа.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№2 (с. 26).

(Самостоятельное выполнение.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 63, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

- О каких правилах мы должны были узнать сегодня на уроке?

— Справились ли мы с учебными задачами урока?

Домашнее задание

Рассказать дома о правилах поведения в театре, общественном транспорте, соблюдать эти правила.

Дополнительный материал

Ты пришел в театр

Каждый день наш театр раскрывает свои двери перед сотнями зрителей. Они очень разные и по возрасту, и по настроению, и даже по внешнему виду.

Вот идут ребята, подтянутые, нарядные, и хотя им хочется поговорить, они сдерживаются, стараясь и говорить тише, и смеяться вполголоса. Они пришли в театр.

...Группа мальчиков, проходя в зал, расталкивает тех, кто оказывается У них на пути. Обувь у ребят грязная, у одного пуговицы застегнуты через одну, у другого их вообще нет — оторвались.

Между тем дверь в театр — это не просто дверь, за которой контролер проверяет билеты. Это дверь, открывающая перед нами особый мир — мир искусства.

Приглядитесь внимательнее: уже в фойе царит та торжественно-при- Поднятая атмосфера, которая как бы предупреждает вас о предстоящей встрече с чудом, потому что сейчас вы перенесетесь в другое время, другое Место...

Я не раз расспрашивал наших зрителей, как они готовились к спек- таклю, как обсуждали его. Чаще всего ребята недоуменно пожимали плечами: «Это актеры должны готовиться! И что можно обсуждать, если спектакля еще не видел? Вот посмотрим, тогда обсудим...»

Это неверно. Конечно, большой разговор после спектакля необходим. Но не менее важен и серьезный разговор до него: когда была написана пьеса, по которой поставлен спектакль, кто ее автор, о чем он писал?

Даже перед спектаклем-сказкой вам, ребята, надо хорошенько поговорить друг с другом, почитать книги сказок, войти заранее в сказочный мир. Иначе трудно будет воспринять некоторую условность театра - Конька-Горбунка с «человечьим» голосом и лицом или двухголового Тяни-Толкая.

Хочу еще сказать, что мы, работники театра, в момент встречи с вами сами становимся зрителями. Мы смотрим в зал и по тому, какие «спектакли» вы там разыгрываете, судим о вас, о вашей школе.

Вот, хотя уже погас свет и зазвучала увертюра, выскочил мальчик из первого ряда и подпрыгнул, пытаясь заглянуть в оркестровую яму. Какие-то ребята сорвались с места, не дожидаясь, пока упадет занавес, не поблагодарив актеров за их сложное, высокое мастерство. Сорвались для того, чтобы первыми попасть в гардероб.

— А что тут еще ждать? Кого надо, поймали, кого надо, спасли. Все ясно!

И выскакивают, не дослушав последних реплик, которые часто несут в себе основную мысль автора, идею спектакля.

...Мне хочется, ребята, чтобы вы поняли: быть зрителем — это тоже искусство. Особое искусство, сложное, учиться которому надо с ранних лет, с ваших лет. Я верю, что вы научитесь.

(В. Кузьмин)

В театре

Когда мне было восемь лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли о подругой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре!

Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу — нету номерка.

Фея кружится по сцене —

Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени —

Номерка не нахожу.

Может, он под стулом где-то?

Мне теперь не до балета!

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то...

Я в девятый ряд ползу.

Удивляются ребята:

— Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала —

Я не видала ничего:

Я номерок везде искала

И наконец нашла его.

Но тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

— Мне очень нравится балет, —

Ребятам я сказала.

А. Барто

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме «Смена дня и ночи» (УМК «Образовательная система «Школа 2100»)

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Проверим себя по разделу «Природа»

Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Правила вежливости. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!