Цель: познакомить с правилами поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, общественный транспорт).
Планируемые результаты: учащиеся научатся вести себя в общественных местах; делать выводы из изученного материала; отвечать на вопросы.
Оборудование: кроссворд (на доске или на карточках).
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Вспомните «волшебные» слова.
— Какие вы знаете слова приветствия?
— Какие вы знаете слова благодарности?
— Какие вы знаете слова извинения?
— Верны ли следующие утверждения?
• Выходя из автобуса, мальчик должен пропустить девочку вперед.
• Если мальчик в дверях встретился с девочкой, он должен побыстрее пройти вперед, чтобы не мешать ей.
• Если девочка несет тяжелую сумку, не мешай, не отвлекай ее.
— Вспомните, как нужно вести себя за столом. Вставьте пропущенные слова.
• Не клади ... на стол.
• Не ... с полным ртом.
• За едой не....
• Не вытирай губы ..., пользуйся ....
(Слова-помощники записаны на доске: руками, читай, салфеткой, локти, разговаривай.)
— Кто хочет рассказать о своем друге?
— Кто узнал правила поведения за столом?
(Можно использовать КИМы (тест 43, с. 60).)
III. Самоопределение к деятельности
— Ребята, вы часто бываете там, где много незнакомых людей. Такие места называются общественными. Назовите такие места. (Кино, театр, улица, больница, музей, общественный транспорт.)
— В таких общественных местах существуют свои правила поведения. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О правилах поведения в общественных местах.)
— Прочитайте тему урока на с. 60 учебника. (Мы - зрители и пассажиры.)
— Предположите, какие учебные задачи мы поставим перед собой. (Ответы детей.)
— Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике.
IV. Работа по теме урока
1. Кроссворд
1. Исполнитель ролей в театральных представлениях. (Актер.) 2. Работник театра, подсказывающий актеру слова. (Суфлер.) 3. Возглас, требующий по просьбе публики повторения фрагмента представления. (Бис.) 4. Когда поднимается занавес, то в зале прекращается... (шум). 5. Место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц. (Ложа.)
- Какое слово получилось в выделенном столбце? (Афиша.) Афиша — это объявление о предстоящем спектакле, концерте, лекции и т. п. Именно афиша расскажет вам, где, когда и какой спектакль или концерт вы сможете посмотреть.
2. Беседа, работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 60. Обсудите, какие существуют правила поведения в театре.
(К доске выходят учащиеся с одного ряда. Они выносят стулья и рассаживаются перед доской в два ряда. Один из учеников показывает, как следует проходить между рядами в кинотеатре.)
— Познакомьтесь с советами Попугая на с. 61.
— Как вы считаете, как нужно вести себя в театре, кинотеатре?
(После обсуждения учащиеся под руководством учителя составляют памятку.)
Памятка. Правила поведения в театре (кинотеатре)
1. Приходя в кинотеатр в последнюю минуту, мы мешаем большому числу людей, которые вынуждены вставать со своих кресел, чтобы дать нам пройти. Поэтому приходить нужно пораньше.
2. Проходить на свое место следует лицом к сидящим.
3. Правила вежливости обязывают молодого человека опустить для своей спутницы кресло. Кроме того, мальчик уступает девочке то место, с которого лучше видно.
4. Есть во время киносеанса нельзя - шуршание бумажек, причмокивание и прочие звуки мешают присутствующим.
5. Во время сеанса не нужно делать никаких замечаний — ни в полный голос, ни вполголоса. Это отвлекает зрителей. Если же очень нужно что-то сказать, шепни спутнику (или спутнице) несколько слов, но при этом не забудь оглянуться — не мешаешь ли ты сидящему сзади.
6. Перед тем как погасят свет, необходимо снять высокую шапку, чтобы она не заслоняла экран.
7. Если твой сосед уже видел этот фильм и теперь, желая похвастать, рассказывает его содержание, следует остановить болтуна словами: «Не мешай, пожалуйста, дай спокойно посмотреть фильм».
8. Очень неприятно, когда в зале начинается топанье или раздаются выкрики, призывающие начинать киносеанс. Если произошла заминка, знай — случилось что-то непредвиденное. Топанье тут не поможет. Как только все будет в порядке, сеанс начнется.
3. Выполнение задания в рабочей тетради
№ 1 (с. 26).
(Самостоятельное выполнение.)
V. Физкультминутка
Видим, скачут по опушке
Две веселые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок —
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет —
Всем друзьям физкультпривет!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Посмотрев кинофильм, мы решили отправиться домой на общественном транспорте. Отгадайте, на каком транспорте мы можем добраться до дома.
Что за чудо — синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус.)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус.)
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая? (Электричка.)
— Рассмотрите рисунки на с. 62. В парах обсудите правила поведения в общественном транспорте.
Памятка. Правила для пассажиров
1. Городской транспорт следует ожидать на специально оборудованных площадках — остановках. На остановке не толкайся, не кричи, не мешай другим людям.
2. Во время посадки в транспорт сначала подожди, пока выйдут пассажиры, а потом спокойно войди сам.
3. В транспорте веди себя спокойно: держись за поручни, не стой в дверях, не пытайся открыть двери до полной остановки транспортного средства.
4. В салоне автобуса, трамвая, троллейбуса громко не разговаривай, не толкайся.
5. Уступай место инвалидам, пожилым людям, женщинам с маленькими детьми или просто людям старше тебя. Вежливый мальчик всегда уступит место девочке и скажет при этом: «Садись, пожалуйста!»
6. При выходе из транспорта мужчина должен выйти первым и помочь спуститься по ступенькам своей спутнице (подать даме руку). Следует помочь подняться в транспорт и выйти из него людям пожилого возраста.
— А как нужно вести себя в метро? (Ответы детей.)
- Рассмотрите рисунки на с. 63 и скажите, на каких из них пассажиры соблюдают правила, а на каких нет. (Примерный ответ. Ребята на верхнем рисунке слева не соблюдают правила: нельзя бежать по эскалатору, сидеть на ступеньках, ставить вещи и наваливаться на перила эскалатора. Следует стоять на эскалаторе с правой стороны, так, как стоят пассажиры на верхнем рисунке справа. В метро нельзя подходить к краю платформы — мальчик на нижнем рисунке слева не соблюдает этого правила. Использованные билеты следует выбрасывать в специально предназначенные для этого контейнеры, как делает мальчик на нижнем рисунке справа.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№2 (с. 26).
(Самостоятельное выполнение.)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 63, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
- О каких правилах мы должны были узнать сегодня на уроке?
— Справились ли мы с учебными задачами урока?
Домашнее задание
Рассказать дома о правилах поведения в театре, общественном транспорте, соблюдать эти правила.
Ты пришел в театр
Каждый день наш театр раскрывает свои двери перед сотнями зрителей. Они очень разные и по возрасту, и по настроению, и даже по внешнему виду.
Вот идут ребята, подтянутые, нарядные, и хотя им хочется поговорить, они сдерживаются, стараясь и говорить тише, и смеяться вполголоса. Они пришли в театр.
...Группа мальчиков, проходя в зал, расталкивает тех, кто оказывается У них на пути. Обувь у ребят грязная, у одного пуговицы застегнуты через одну, у другого их вообще нет — оторвались.
Между тем дверь в театр — это не просто дверь, за которой контролер проверяет билеты. Это дверь, открывающая перед нами особый мир — мир искусства.
Приглядитесь внимательнее: уже в фойе царит та торжественно-при- Поднятая атмосфера, которая как бы предупреждает вас о предстоящей встрече с чудом, потому что сейчас вы перенесетесь в другое время, другое Место...
Я не раз расспрашивал наших зрителей, как они готовились к спек- таклю, как обсуждали его. Чаще всего ребята недоуменно пожимали плечами: «Это актеры должны готовиться! И что можно обсуждать, если спектакля еще не видел? Вот посмотрим, тогда обсудим...»
Это неверно. Конечно, большой разговор после спектакля необходим. Но не менее важен и серьезный разговор до него: когда была написана пьеса, по которой поставлен спектакль, кто ее автор, о чем он писал?
Даже перед спектаклем-сказкой вам, ребята, надо хорошенько поговорить друг с другом, почитать книги сказок, войти заранее в сказочный мир. Иначе трудно будет воспринять некоторую условность театра - Конька-Горбунка с «человечьим» голосом и лицом или двухголового Тяни-Толкая.
Хочу еще сказать, что мы, работники театра, в момент встречи с вами сами становимся зрителями. Мы смотрим в зал и по тому, какие «спектакли» вы там разыгрываете, судим о вас, о вашей школе.
Вот, хотя уже погас свет и зазвучала увертюра, выскочил мальчик из первого ряда и подпрыгнул, пытаясь заглянуть в оркестровую яму. Какие-то ребята сорвались с места, не дожидаясь, пока упадет занавес, не поблагодарив актеров за их сложное, высокое мастерство. Сорвались для того, чтобы первыми попасть в гардероб.
— А что тут еще ждать? Кого надо, поймали, кого надо, спасли. Все ясно!
И выскакивают, не дослушав последних реплик, которые часто несут в себе основную мысль автора, идею спектакля.
...Мне хочется, ребята, чтобы вы поняли: быть зрителем — это тоже искусство. Особое искусство, сложное, учиться которому надо с ранних лет, с ваших лет. Я верю, что вы научитесь.
(В. Кузьмин)
В театре
Когда мне было восемь лет,
Я пошла смотреть балет.
Мы пошли о подругой Любой,
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре!
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы!
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу — нету номерка.
Фея кружится по сцене —
Я на сцену не гляжу.
Обыскала все колени —
Номерка не нахожу.
Может, он под стулом где-то?
Мне теперь не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то...
Я в девятый ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок везде искала
И наконец нашла его.
Но тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет, —
Ребятам я сказала.
А. Барто
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»
Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Правила вежливости. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Проверим себя по разделу «Природа»
Нет комментариев. Ваш будет первым!