Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Правила вежливости. Школа России

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему «Правила вежливости». УМК А.А. Плешакова

Цели: учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д., вежливо говорить по телефону; познакомить с понятием «культура поведения»; повторить правила поведения в общественном транспорте.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения.

Оборудование: листочки с пословицами (по одному на парту), карточки с вопросами к экзамену.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке.

— Какие правила поведения нужно соблюдать в школе?

(Учащиеся проговаривают правила по цепочке. Учитель проверяет выполнение заданий в рабочей тетради.)

— Какие условные знаки к правилам поведения в школе вы нарисовали?

(Можно использовать КИМы (тест 41, с. 58).)

III. Самоопределение к деятельности

Он кричит «ку-ка-ре-ку!»

Солнцу, речке, ветерку,

И летит на всю округу:

«Добрый день! Ку-ка-ре-ку!»

М. Садовский

— Кто так приветствует по утрам солнце, речку, ветерок? (Петух.)

— А какие слова приветствия употребляют люди? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, приветствую вас, рад приветствовать вас.)

— Какое слово чаще всего используют люди, приветствуя друг друга? (Здравствуйте.)

— А кто помнит, от какого слова произошло слово «здравствуйте»? (От слова «здоровье».)

— Что это значит? (Когда мы говорим «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья.)

— Какие еще «вежливые» слова вы знаете? (Ответы детей.)

(Слова можно записать на доске.)

— Какое волшебство они совершают? (Ответы детей.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О вежливости.)

— Прочитайте тему урока на с. 52 учебника. (Правила вежливости.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Работа в парах.)

— «Оживите» картинки на с. 52. Используйте слова «здравствуйте», «до свидания», «извините», «пожалуйста» и т. д.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1, 2 (с. 23-24).

(Самостоятельное выполнение.)

3. Игра «Вежливые прятки»

(Выбирается водящий. Ему завязывают глаза. Учащиеся по очереди произносят какие-то «вежливые» слова и выражения. Задача водящего - узнать говорящего по голосу.)

4. Беседа, работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 53. Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая. Нравится ли вам такой разговор? Как вы считаете, как нужно разговаривать по телефону?

(Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делается коллективный вывод, что разговаривать по телефону нужно вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. Не следует говорить слишком долго.)

Примерная схема разговора

1. «Алло».

2. Приветствие.

3. Объяснение цели своего звонка — собственно разговор.

4. Благодарность.

5. Прощание.

(Учащиеся придумывают свои диалоги, используя «вежливые» слова.)

5. Выполнение задания в рабочей тетради

№3 (с. 24).

(Самостоятельное выполнение.)

V. Физкультминутка

Игра «Ледышка, картошка и бабочка»

(Учитель несколько раз вразнобой произносит слова «ледышка», «картошка», «бабочка». Если учитель произносит слово «ледышка», учащиеся дышат на ладони, сложенные «чашечкой», слово «картошка» — делают движения руками, как будто отбрасывают горячую картошку, слово «бабочка» — поднимают ладони вверх, как будто отпускают бабочку.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Прочитайте текст «Волшебные поступки» на с. 54. Объясните понятие «культура поведения». (Ответы детей.)

— Вспомните правила поведения в общественном транспорте. (Ответы детей.)

— Рассмотрите рисунки на с. 55. Расскажите о поведении мальчиков и девочек. (Ответы детей.)

2. Конкурс «Самый вежливый»

Итак, задачи не на сложение,

Задачи на правила уважения!

— Я буду описывать различные ситуации, а вы должны сказать, какие ошибки допустили ребята и как нужно было поступить.

(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)

1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» Какие ошибки он допустил? Как нужно было обратиться к прохожему? (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись за то, что вы его побеспокоили, и употребить «вежливые» слова: «Извините, пожа,1уйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному восемь лет, а другому - одиннадцать? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)

3. Работа с пословицами

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

(Пословицы даны на отдельных листочках (по одному на парту).)

• Лошадь узнают в езде, а человека - в общении.

• Учись вежливости у невоспитанного.

• Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани.

• Добро помни, а зло забывай.

• В добре жить хорошо.

• Делать добро спеши.

• Доброе дело и в воде не тонет.

• Доброе дело крепко.

• Добро и во сне хорошо.

• Злой не верит, что есть добрые люди.

• С добрым жить хорошо.

• Зла за зло не воздавай.

• Злой человек не проживет в добре век.

• Во зле жить — по миру ходить.

• За добро добром платят.

• Ласковое слово и буйную голову смирит.

• Верная указка не кулак, а ласка.

VII. Рефлексия

Экзамен на вежливость

(Такая форма работы для второклассников очень интересна. Она дает им почувствовать себя взрослыми, серьезными людьми. Вопросы к экзамену хорошо написать на карточках или открытках. Учащиеся по очереди вытаскивают вопросы и отвечают на них. Можно вручить небольшие призы.) Примерные вопросы

1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-либо дом или квартиру?

2. Какие слова произносят при встрече и прощании?

3. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?

4. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

5. Что ты сделаешь с фантиком, когда съешь конфету?

6. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?

7. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

8. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Прочитайте еще раз задачи урока. Все ли мы выполнили?

Домашнее задание

Стараться всегда и везде соблюдать правила культурного поведения.

Дополнительный материал

Правила вежливости

1. В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не доставляет другому неприятностей, не обижает его.

2. Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

3. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

4. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

Игра «Доскажи словечко»

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора.

 

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... («спасибо»).

 

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит:... («Добрый день»).

 

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы:... («Спасибо»).

 

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече:... («Здравствуйте»),

 

Если нас бранят за шалости,

Говорим:... («Простите, пожалуйста»),

 

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят:... («До свидания»).

 

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова.

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю:... («Пожалуйста»).

***

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

***

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни,

Знаешь - повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.

Из истории слов

Как появилось слово «спасибо»?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, ему говорили: «Спаси вас Бог!»

«Спаси Бог» превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

А еще говорят...

Мама попросила дочку вымыть за собой посуду.

Девочка кое-как сполоснула чашку, а про блюдце и вовсе забыла.

— Все? — удивилась мама. — Что ж, спасибо и на том. И принялась перемывать заново.

— Да-а, — протянула капризная девочка, — все я делаю за спасибо. Хоть бы конфетку дали.

«Спасибо и на том» означает: сделано мало, а иногда и плохо, за что не стоит говорить спасибо.

«За спасибо» означает: делать что-то просто так, без вознаграждения. Обычно это говорят с неудовольствием.

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо!»

Как появилось слово «благодарю»?

Оно состоит из двух частей — благо и дарю. «Благо», или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», т. е. все доброе и служащее нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово «благодарю».

А еще говорят...

— Бабушка! Хочешь, я тебе нарисую усы — и ты станешь дедушкой?

— Нет уж, благодарю! — рассмеялась бабушка.

В данном случае «благодарю» означает отказ.

Воробья позвали кошки,

Обещали чай и крошки.

Он сказал: «Благодарю!

Я уже сегодня сыт.

Как на когти посмотрю,

Так теряю аппетит!»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»

Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Мы-зрители и пассажиры. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Проверим себя по разделу «Природа»

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме «Смена дня и ночи» (УМК «Образовательная система «Школа 2100»)

Нет комментариев. Ваш будет первым!