Занятие на тему «Речевой этикет» для детей 5-7 лет

Занятие из серии «Этикет для детей»

Тема занятия: Знакомство

Цель занятия: изучение правил речевого поведения во время знакомства.

Ребенок должен составить представление о правилах знакомства, об этикетных выражениях, принятых в этих случаях: разрешите представиться, позвольте представить и др.

Важно обратить внимание на то, что взрослые и дети по-разному ведут себя во время знакомства. Взрослые называют свою фамилию, имя и отчество, а дети — фамилию и полное имя. Когда люди знакомятся, они должны быть приветливы и дружелюбны. Поэтому, услышав фамилию и имя нового знакомого, говорят: очень приятно, очень рад или очень рада. Взрослые пожимают друг другу руки, а дети чуть-чуть наклоняют голову и сразу поднимают ее. Это этикетные движения и этикетные жесты.

Запоминанию этих правил поможет предлагаемый для чтения текст и беседа по его содержанию. Прочитайте текст несколько раз, пока ребенок не освоит правильные выражения. Он может запомнить и неправильные, но при этом знать, что они не являются общепринятыми.

Текст для чтения:

В одном большом городе на одной из улиц стоял большой дом. В квартире на четвертом этаже жила-была одна дружная семья.

Однажды к ним в гости пришла подруга мамы Валентина Степановна.

Папа:

— Разрешите представиться — Курбатов —

И представить моего старшего брата.

Меня зовут Александр Фомич.

Брата зовут Николай Фомич.

А это отец наш — Фома Кузьмич.

Позвольте представить, будем знакомы,

Самая старшая в нашем доме:

Курбатова Лидия Игнатовна.

Валентина Степановна:

— Очень рада! Очень приятно!

Бабушка:

— Мы тоже гостям всегда очень рады.

Валентина Степановна:

— Гостеприимство для гостя награда.

Папа помогает Валентине Степановне снять пальто. Все проходят в комнату. Валентина Степановна садится в кресло. В это время распахивается дверь. Вбегает Петя, за ним входит Ксюша.

— Тетя, знакомьтесь со старшим братом.

Я главный в доме — Петька Курбатов.

А та, что развесила ушки-хлопушки,

Салага и плакса, сестра моя Ксюшка.

Валентина Степановна очень удивилась, но ничего не ответила. Николай Фомич взял Петю за руку и ушел с ним в другую комнату.

Вот что сказал Петя, когда вернулся:

— Простите, пожалуйста, мне нездоровится,

Да я и не знал, как надо знакомиться...

Я — Петр Курбатов, а это — Ксюша —

Девочка умная и послушная.

Валентина Степановна:

— Рада знакомству с Петей и Ксюшей.

Хочу угостить вас душистыми грушами.

Петя схватил сразу две груши и по-очереди кусая стал их есть с большим аппетитом.

А вот как поступила Ксюша. Глядя на гостью, сказала грустно:

— Спасибо. И вы угощайтесь. Вкусно.

Валентина Степановна улыбнулась:

— У вас хорошо и уютно, как дома.

Приятная встреча. Будем знакомы!

Вопросы для обсуждения:

— Молодец папа, что представил гостье всех членов семьи. Почему папа это сделал? (Валентина Степановна в первый раз пришла в гости к маме, она не была еще знакома с семьей Курбатовых.)

Познакомимся и мы с семьей Курбатовых: с бабушкой и дедушкой, мамой и папой, Николаем Фомичом и, конечно, с Ксюшей и Петей.

— Какие слова говорят при знакомстве взрослые?

— Какие слова говорят при знакомстве дети?

— Когда люди знакомятся, они стараются сказать друг другу приятные слова. Какие это слова? Повторите их, пожалуйста.

— Хорошо ли вел себя вначале Петя? Что он сказал неудачно?

Беседуя с детьми, не нужно резко ругать Петю. Нужно объяснить, что мальчик так торопился познакомиться, что забыл, как вести себя, что принято говорить во время знакомства. Он ведь знает, что хвастаться, обижать сестру, произносить грубые слова не принято. Это не нравится окружающим, ухудшает их настроение.

— Как Петя исправил свою ошибку? Повторите выражения, которые использовал мальчик, представляя гостье себя и свою сестру.

— А что следует сказать, когда вас угощают? Как вел себя при этом Петя?

Поговорите с детьми о том, как следует благодарить за подарок, за угощение. Покажите на примере поведения Пети, что проявлять жадность, неумеренность некрасиво и смешно. Всегда нужно думать о других, а не только о себе.

— Как благодарила Валентину Степановну Ксюша?

Предложите детям подобрать другие варианты благодарности: Большое вам спасибо; Спасибо за вкусные груши; Какие вкусные груши! Большое спасибо. Это наши любимые фрукты, и др.

Игровая ситуация: к вашему ребенку пришли ребята, игра в знакомство.

— Пусть я буду бабушка, Катя и Саша — мама и папа, а Сережа и Таня— дети. К нам в гости пришел незнакомый гость. Пускай им будет Коля. Мы все должны познакомиться друг с другом.

— Входи, Коля. Как ты нам представишься?

— Теперь мы ему представимся. Кто будет начинать? Конечно, взрослые.

Пусть дети немного посмеются, изображая вежливых и невежливых «хозяев». Главное — понять: быть вежливыми лучше, чем грубыми.

Другие варианты: девочка приходит в гости к подруге; мальчик знакомит родителей со своим другом; сестра знакомит брата со своей подругой; брат знакомит сестру со своим другом.

Рекомендуем посмотреть:

Игры в детском саду на тему «Этикет» для старших дошкольников

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила поведения за столом

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила жизни

Этические беседы как средство нравственного воспитания дошкольников

Урок вежливости для старших дошкольников

Оксана Викторовна Коношенко # 14 января 2018 в 20:42 +1
Спасибо за интересную работу, не первый раз нахожу интересное для себя на сайте
Анастасия Артемьевна Лункина # 6 декабря 2018 в 14:22 +1
Хорошо составленный конспект занятия. Понравилось то, что есть вопросы для обсуждения с готовыми ответами. Спасибо за материал.