Конкурсы

Урок вежливости для старших дошкольников

Этическая беседа «Урок вежливости». Конспект

Цель: формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости; учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников; воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.

Подготовка к занятию:

1. Чтение детям произведений В. Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», «Что легче?», «До первого дождя», «Почему», «Плохо»; С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы».

2. Слушание записи «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского.

3. Заучивание пословиц о дружбе, честности.

Действующие лица: ведущий, Карлсон, куклы (3 — 4 человека).

Стук в дверь, входит Карлсон.

Карлсон: Ой, сколько детей? А что это вы здесь делаете?

Ведущий: Идет занятие, урок вежливости. Ребята, а можно ли о Карлосоне сказать, что он воспитанный? А что ему надо было сказать? Выйди и зайди снова.

Карлсон снова входит, здоровается, просит разрешения войти.

Воспитатель предлагает Карлсону сесть и послушать ребят, поучиться вежливости.

В комнате разбросаны игрушки. Кукол зовут на завтрак. Куклы заспешили, толкают друг друга, уселись за стол и ждут.

Ведущий: Правильно ли куклы вели себя? Можно ли о них сказать, что они воспитанные, вежливые? Что означают слова «вести себя вежливо, культурно»? Ребята, а как вы ведете себя со взрослыми? Какие волшебные слова знаете? Почему слова вежливости называются волшебными? Дети, а кого в нашей группе можно назвать вежливыми и почему? В каком произведении говорится о вежливых людях? («Волшебное слово»). Почему Павлику ничего не давали? Почему стали к Павлику все доброжелательно относиться? А теперь назовите правила вежливости:

• Будь вежлив и приветлив со всеми взрослыми.

• Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.

• На улице, в детском саду, в транспорте говори спокойно, негромко.

• Подай стул иди уступи место вошедшему человеку.

— Давайте послушаем песню «Настоящий друг» и отдохнем.

— Дети, а какой рассказ В. Осеевой учит нас быть честными и правдивыми? (рассказ «Почему?»)

— Какой поступок совершил мальчик? Почему мама по доброму отнеслась к сыну? А кто такой честный человек? На что похожи слова «честный», «честь»? А легко ли быть честным?

— Честный человек тот, кто правдив и смел. Вспомните пословицы о честности:

• Правда в воде не горит и в огне не тонет.

• В ком правды нет, в том и добра мало.

• Вчера солгал, завтра лгуном обзывают.

— А теперь я вам почитаю, а вы вместе с Карлсоном и куклами тихонечко посидите и послушаете.

Зачем быть честным?

Слова «честность», «честь» похожи на слово «чистота». Честным человеком мы называем такого, который «не запачкал» себя притворством, трусостью и ложью. Честный человек — тот, кто правдив и смел. Тот, кто дорожит дружбой. Кто уважает и любит своих близких, знакомых и даже незнакомых людей.

Вежливый и честный человек старается не делать таких поступков, которых бы ему пришлось стыдиться. Поступков, которые ему пришлось бы скрывать от своих родителей или друзей. Ведь это было бы уже притворством. А всякое притворство приучает человека лгать и трусить. Поэтому вежливый и честный человек старается совершать такие поступки, о которых можно всегда рассказать своим друзьям, чтобы порадовать или развеселить их. Такой человек и сам умеет радоваться удаче своих друзей. И никогда никому не завидует. Если у кого-то появился новый велосипед или футбольный мяч — это очень хорошо! Значит, во дворе у вас станет еще веселее... А если этот мяч или какая-нибудь другая игрушка появились у тебя, тоже замечательно! Теперь ты сможешь играть в новую игру вместе со всеми твоими друзьями.

Вежливый и честный человек уважает и ценит труд своей мамы, папы, бабушки или дедушки. Он и сам умеет и любит трудиться.

Ведь несправедливо, когда лишь взрослые наводят порядок в доме, готовят обед и ходят в магазин за продуктами, ремонтируют квартиру или наряжают к празднику елку.

Ведь, если взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, мальчишкам и девчонкам будет не очень-то весело жить-поживать на белом свете. У ребят тоже есть руки. И эти руки должны стать ловкими и умелыми. Они тоже должны работать.

Поэтому каждый вежливый мальчик и каждая вежливая девочка стараются иметь свои дела в доме. И если твои мама, папа, бабушка, дедушка и остальные взрослые еще не дали тебе никакого важного домашнего дела, пожалуйста, напомни им об этом.

А если у тебя уже есть обязательные домашние дела, старайся выполнять их хорошенько и вовремя. По-честному...

И если вдруг во время каких-нибудь домашних дел ты разобьешь нечаянно чашку или опрокинешь и прольешь варенье — будь честным. Не сваливай свою вину на другого. Сам во всем признайся. И извинись за свой нечаянный поступок.

На честного человека всегда можно положиться. Вот почему все его уважают и верят ему.

Вежливый и честный человек, если возьмет у товарища какую-либо книгу (на время, почитать), вернет ее, когда положено. И эта книга не будет порванной или испачканной.

Если вежливый и честный ребенок пообещает своим товарищам прийти к ним в гости, он явится точно в назначенное время. Опаздывать некрасиво. А если вдруг ты не сможешь почему-либо прийти, то постарайся предупредить об этом. И, в крайнем случае, извинись перед друзьями при первой же встрече.

У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твердый характер. Про такого говорят: «Этот человек умеет сам себя воспитывать».

Воспитывать всегда очень даже непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины. И очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они это дело с детства. Когда какой-нибудь мальчик или какая-нибудь девочка стараются изо всех сил во всем, всегда быть честными, вежливыми и добрыми людьми, — значит, они уже начали воспитывать самих себя. Со временем у них обязательно будет сильная воля и твердый характер.

Если вы, ребята, тоже желаете воспитать в себе волю и характер, то вот несколько советов:

• Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту на капризы и другие глупые дела свое время.

• По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким. (Вдруг тебе когда-нибудь понадобится защищать девочку или слабого малыша от задиры-хулигана? Для этого ты должен быть сильным.)

• Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.

• Всегда уступай свое место в автобусе, трамвае и другом транспорте людям, которые старше тебя. Или которые — ты видишь — очень устали, больны.

• Никогда не обманывай своих товарищей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые и плохо воспитанные люди. Не будь на них похожим!

Ведущий показывает книгу В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

— О ком эта книга? (О детях плохих и хороших).

— Как Маяковский пишет о плохих?

Если сын чернее ночи

Грязь лежит на рожице,—

Ясно, это очень плохо

Для ребячьей кожицы.

— А какими словами поэт говорит об аккуратном мальчике?

Если мальчик любит мыло

И зубной порошок,—

Этот мальчик очень милый,

Поступает хорошо.

— Ребята, а как вы себя ведете дома? Как вы относитесь к бабушкам, братикам, родителям? (Ответы детей.)

— А теперь мы все вместе поиграем в прятки, но сначала я вам расскажу одну историю.

Ребята играли в прятки. Марина водила: закрыла глаза руками, будто не видит, а сама сквозь пальцы смотрит — кто куда прячется? «Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать?» — громко произнесла девочка, отняла от лица руки и огляделась. Сделала вид, что ищет. А потом стала называть: «Юра за деревом! Тома за беседкой! Галя за кустом! Выходите, я вас всех нашла! Теперь я больше не вожу!» Но ребята догадались, какой водящей была Марина: ведь их не было видно, как же она могла их найти, если с места не отошла ни на шаг! И решили они исключить Марину из игры.

— За что ребята исключили Марину из игры? В чем дети Уличили ее? Какое чувство должна испытывать Марина? (Ответы детей)

Идет игра.

Ведущий: Карлсон, понравился тебе урок вежливости, все правила усвоил?

Карлсон: Да, очень. Я к вам обязательно приду еще.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Этическая беседа

Дидактическое пособие по этикету для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила жизни

Сценарий мероприятия в подготовительной группе на тему: «День рождения только раз в году»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила поведения за столом

Людмила Николаевна Татаринцева # 2 августа 2017 в 13:54 +1
Интересно, доступно и просто, как все гениальное. Актуально воспитывать "чистоту" в сердцах людей.
Юлия Владимировна Ташкина # 22 января 2018 в 11:52 0
Для каждого человека самое большое счастье - вырастить здорового и высоконравственного ребёнка.Умение уважать чужое мнение, справедливо оценивать свои поступки, приходить на помощь, сопереживать, доброта, вежливость - это качества, которые необходимо заложить в детстве.Тема данной публикации очень актуальна.Автор в доступной форме предлагает донести до детей основы культуры общения, представление о нравственных нормах отношений. Возьму на заметку для работы. Спасибо!
Ирина Викторовна Власова # 23 июня 2018 в 18:01 0
Замечательный материал. Детей важно приучить с раннего детства правильно общаться.
Зарина Александровна Кантеева # 26 июня 2018 в 00:56 0
если бы с самого раннего детства дети слышали разговоры о нравственности, об этикете, то подрастающее поколение не отличалось жестокостью. Отличный материал как для воспитателей, так и для родителей