Конкурсы для педагогов и детей

Развитие речи у детей раннего возраста

Развитие речи у детей раннего возраста.
Автор: Малыхина Анна Александровна, учитель-логопед
Место работы: МБДОУ №21 "Буратино" г. Армавир, Краснодарский край

В возрасте 11-12 месяцев ребенок быстрее, чем раньше, усваивает названия, обозначающие различные действия, предметы и изображения; связь его с окружающим миром расширяется, игра усложняется, движения совершенствуются. Поэтому взрослым надо использовать каждый благоприятный момент для развития речи ребенка.
Чтобы своевременно развить у ребенка понимание речи, надо больше разговаривать с ним, стремясь организовать его поведение словом. Предложив ему сделать что-либо – «пойди ко мне», «сядь», «покачай куклу» и пр., надо помочь малышу понять просьбу и настоят на том. Чтобы он ее выполнил. Обратившись к ребенку с просьбой, подождите немного, чтобы проверить, понял ли он вас. В том случае, когда ребенок не понимает просьбы, можно пояснить их жестом: «Пойди ко мне» - протягиваете к нему руки, «сядь» - похлопываете рукой по тому месту, куда он должен сесть. Если жест будет ребенку не понятным, надо помочь ему выполнить просьбу, сопровождая это словами.
Вначале ребенок усваивает какие-либо движения путем подражания. Например, вы вытерли годовалой Насте нос и положили платочек в карман. Настя внимательно следит за вами и как только вы положили платочек в карман, вытаскивает его. «Настенька, вытри нос и положи платочек в карман», - говорите вы ей, и она старательно выполняет требуемое. Делает Настя лишь в начале, подражая вашим действиям, но затем она уже начинает понимать и соответствующие этому действию слова.
Надо называть, пояснять ребенку все то, что привлекло его внимание. Ребенок с интересом смотрит, как сестренка играет в мяч, мама накрывает на стол, папа читает журнал. Если называть ребенку эти предметы, действия, то он постепенно усваивает соответствующие слова. Нужно и специально привлекать внимание ребенка к некоторым предметам, явлениям, показать их и назвать. В этом возрасте малыши уже могут различать по имени всех членов семьи, соседей. Знать название частей лица, тела; различать по названию некоторые вещи в комнате, игрушки.
Важно приучить ребенка понимать и выполнять требования «дай», «принеси», «отнеси». Обращаясь к нему с просьбой, дать тот или иной предмет, название которого он еще не усвоил, вы помогаете запомнить ему это название. Например, ребенок держит в руках плюшевого мишку. Вы просите :»Дай мне мишку». Ребенок протягивает вам мишку, так как ему проще всего отдать предмет, который он держит в руках. Если же в руках у него ничего нет, а вы просите дать или ту игрушку, которая находится ближе всего к нему, или ту, которая особенно привлекла его внимание, то он правильно выполнит вашу просьбу. Сделает он это не потому что знает, как называется игрушка, а потому что вы угадали, какую он выберет. В результате таких совпадений ребенок начинает усваивать все новые и новые слова. Например, вы берете коробочку и просите: «Дай крышку, я закрою коробку», - ребенок, который прежде сам неоднократно открывал и закрывал коробку, находит среди игрушек крышку и протягивает ее.
Вначале он может не знать названия игрушки, которую вы у него просите, однако в результате того, что вы настаиваете на выполнении просьбы и не берете у него неправильно поданных игрушек, ребенок начинает усваивать новые названия. Слова «дай», «отдай» хорошо использовать и в первых поручениях ребенку: «Дай туфли бабушку, она наденет».«Дай карандаш Сереже, не фломастер, а карандаш» и т.д.
Для развития более тонкого восприятия речи, можно использовать также книги и фотографии. Ребенок этого возраста различает некоторые изображения на картинках, лица на фотографиях, и с вашей помощью начинает называть их. Он внимательно рассматривает фотографии в семейном альбоме и очень радуется. Когда находит знакомые лица.
Полезно развивать у ребенка и понимание названий действий, которые он выполняет с игрушками, обращаясь к нему с соответствующими словами:»Закрой матрешку», «Заверни куклу и покачай ее» и пр.
К концу года ребенок начинает понимать слово «нельзя» и некоторые другие, выражающие запрет. Так , например, Дима быстро ползет к двери, ведущей в коридор, так как заметил что она оставлена открытой. «Димочка, ты куда?- спрашивает ласково мама.- Нельзя в коридор». Малыш сел, посмотрел на мать и пополз в другую сторону.
Но чем реже вы будете прибегать к запретам, тем лучше. В случае необходимости переключите малыша на другое занятие. Но если вам все же пришлось что-то запретить, будьте тверды и не меняйте своего запрета, несмотря ни на какие протесты ребенка.
В этом возрасте так же следует поощрять попытки ребенка использовать речь для общения с окружающими, вызывать его на звукоподражание, закреплять новые осмысленные слова.
Если взрослые, обращаясь к ребенку, будут вызывать у него радостные возгласы или подражание звукам, то и он все чаще станет использовать вербальную речь для того, чтобы привлечь к себе внимание окружающих. Вот малыш, стоя в кровати, следит за матерью и упорно твердит : «Мам- мам- мам!»Мать откликается: «Скажи ма-ма, ма-ма.» Своим ответом мать доставляет малышу удовольствие, укрепляет в нем уверенность, что звуками можно привлечь к себе внимание, и вместе с тем помогает связать слово «мама» как смысловую единицу.
Ребенок любит повторять уже ранее освоенные им звуки, значительно труднее ему воспроизвести новые звукосочетания. На основе сложившейся потребности в общении ребенок научился и полюбил прислушиваться к тому, что ему говорят, стремясь понять , что его просят сделать. Когда взрослые вызывают у него подражание определенным звукам, то он сосредоточенно смотрит им в лицо, вслушивается и старается воспроизвести именно те звуки, которые он услышал. Если ребенку это не удается, надо побуждать его правильно повторять за взрослым те или иные сочетания звуков. Так, например, вы обращаетесь к ребенку: «Скажи ма-ма». Он говорит «ма-ма». Скажи «ня-ня», он говорит «ма-ма», «Нет! Не так ! Скажи ня-ня», - настаиваете вы. Ребенок после нескольких попыток повторяет правильно.
Подражая взрослым, малыш осваивает и первые слова. Некоторые родители думают, что если ребенок произносит «мА-ма», «ба-ба», «па-па», то он делает это осмысленно, связывая эти слова с определенными людьми. Но это невсегда так. Можно считать, что ребенок усвоил слово, если он определенным звукосочетаниям придает известное значение, например, если не просто лепечет «ма-ма-ма», а обращается к матери именно при помощи слова «ма-ма».
Первые слова могут быть очень простыми, состоять из отдельных звуков, слогов. Так, например, если он при виде кошки говорит «кс-кс-«, то «кс», обозначающее кошку на данном этапе считается словом. Овладев к году всего-10-15 словами, ребенок каждое из них использует для обозначения разных вещей. Но по мере того как ребенок узнает все большее число слов и начинает все более тонко различать окружающее, он все правильнее использует слова для обозначения предметов, животных, движений и для выражения своих желаний. Надо стремиться к тому, чтобы он не только научился произносить слова, но и активно пользовался ими.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы Консультации для воспитателей ДОУ. Использование устного народного творчества для развития речи Развитие речи у дошкольников через игру Технологии критического мышления для развития речи у дошкольников

Похожие статьи:

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Как подготовить ребенка к конкурсу чтецов
Опубликовано: 577 дней назад (7 мая 2015)
Просмотров: 1320
Рубрика: Консультации
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!