Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по русскому языку для 5 класса. Разделительные Ъ и Ь

Русский язык - 5 класс. Конспект
Автор: Тихонова Анна Николаевна, МБОУ «СОШ № 35» г.Чебоксары.
Подробная программа и содержание урока на основе технологии модерации.
Предмет, по которому проводится урок: Русский язык
Класс: 5
Тема: «Разделительные Ъ и Ь».
Цели урока:
-Сформировать представление о способе выбора написания Ъ и Ь, умение определять написание Ъ и Ь, комментировать условия написания.
-Закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.
-Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, умение действовать по алгоритму, логическое мышление, творческие способности.
Этапы урока:
Время, продолжительность этапа. Активный метод обучения (прием, способ, техника) Подробное описание АМО (приема, способа, техники)
1.Инициация 1 минута Приветствие учителем детей Цель: заинтересовать учащихся.
Сегодня вы познакомитесь с новым знанием. Как вы будете это делать? (Мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие, поймем, что мы не знаем, и сами построим новый способ).
2.Вхождение или погружение в тему.6 минут.Метод «Кластер»
Метод «Инфо-угадайка». Цель: Получить обратную связь от учеников по изученному материалу.
Время: 5 мин.
Численность: все ученики класса.
Материал: доска, магнитики, фломастеры, цветные карточки.
На доске (вставить пропущенные буквы в словах, поставить ударение в словах; выделенные слова разобрать по составу). Ученики по очереди выходят к доске, также задание выполняется в тетрадях.
Все ученики включаются в работу.
Цель метода: представление нового материала
Следующее задание - на пробное действие.
Вставить пропущенные буквы в словах.
При записи слов у учащихся мнения делятся: одни считают, что писать нужно Ъ, другие – Ь).
Оживление внимания учащихся.
Учащиеся определяют самостоятельно тему и цель урока.

3.Формирование ожиданий учеников.2 минуты. «Дерево ожиданий». Учащиеся на отдельных листочках записывают свои ожидания и опасения, прикрепляют их на «дерево».
4.Интерактивная лекция 15 минут Метод « Кластер». Цель: концентрация внимания учащихся.
Работа в группах, выполнение следующего задания: выделить ту часть слова, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я и обратить внимание на то, в какой части слова пишется буква Ъ.
Построение проекта выхода из затруднения.
Алгоритм действий заранее приготовлен на карточках, пошагово карточки прикрепляются на доске, таким образом, учащиеся визуально видят ход мысли.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики выполняют задание, затем проверяют по образцу и оценивают, используя критерии оценки.

5.Эмоциональная разрядка (разминка) 2 минуты Метод «Физкультминутка» Цель: повысить уровень энергии учащихся.
Учитель раздает карточки, на которых изображены различные животные, учащиеся выбирают карточку и изображают это животное. При этом звучит динамичная музыка.
6.Проработка содержания темы. 10 минут Метод «Узелки на память». Цель метода: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек
Численность: весь класс
Материал: раздаточные листы с заданиями, веревочки с узелками
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы. Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Каждой группе (на столе) раздали лист с заданием по теме и веревочки с узелками. Учитель ставит задачу группам – записать на листе условия написания Ъ и Ь. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записывается алгоритм действий. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. После знакомства с новым понятием, выполнения задания узелки последовательно развязываются. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы.

7.Подведение итогов. 4 минуты Метод «Репортаж».
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Численность: все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение:
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в издательстве журнала, где представили главному редактору репортаж об орфограмме «Разделительные Ъ и Ь», и теперь главный редактор просит их ответить на несколько вопросов:
-В слове об..явление какую букву вы поставите Ъ или Ь? Объясните.
-В слове вороб..и какой разделительный знак пишется? Объясните. Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист, комментируя. •
Ключевые процессы Вопросы организации Ответ
Эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса
-Каким образом будет обеспечена интеракция участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока? Для организации эффективного взаимодействия обучающихся я на протяжении урока сформировала малые группы, в которых на уроке шла основная работа. В процессе совместной работы обучающихся осуществлялись различные интеракции: учитель-ученик; учитель – малая группа; ученик – ученик

"Упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса"
-Как Вы будете учитывать разные каналы восприятия информации учащимися?
Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить? При разработке урока я учитывается индивидуальная особенность каждого учащегося на восприятие информации. Для этого обеспечила информацию из качественных источников, наглядность и удобные каналы коммуникации, то есть свободное общение. На уроках я использую наглядность, презентации, интернет ресурсы.
Помимо наглядности обмен информацией может быть как прямого, так и непрямого воздействия, осуществляемого вербальными и невербальными способами. Поведение педагога, его поза и жесты, выражение лица и глаз чаще передают намного больше информации, чем слова.
А помешать свободным коммуникациям в процессе урока может только эмоциональное состояние учащегося.
обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация)
-Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого? Визуализация каждого этапа урока позволяет увидеть весь ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты, а так же обеспечить наглядностью, четким восприятием и пониманием, возможностью многократного обращения к представленной информации, возможностью сравнения с предыдущей и последующей информацией.
Необходимый материал может быть абсолютно различным для учителя: это карточки - задания, презентации, иллюстрации.
мотивацию всех участников образовательного процесса
-Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий Ваш урок? Мотивация должна быть действенной, не мотивирует выполнение бессмысленной работы. Поэтому цели урока должны быть ясными и понятными, с признанием равноправной роли ученика, так как реально ощутить свою значимость, свой вклад в своё же обучение, а учитель является руководителем процесса обучения, старший товарищ, оказывающий мотивирующие действия.
Использование игровых моментов на уроке, презентации по темам, творческие задания, процесс собственного выбора, утверждение собственной самооценки, использование творческих заданий.
мониторинг образовательного процесса
-Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики?
Выработка критериев оценки работы в группах. Учитываю не только результативность работы группы, но и умение слушать, умение договариваться, считаться с мнением каждого.
рефлексию педагога и обучающихся
-Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока? На данном этапе эффективна обратная реакция. Очень важно дать каждому ученики возможность высказаться или задать вопрос, который у них возник.
Скачать Конспект урока по русскому языку для 5 класса. Разделительные Ъ и Ь

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Конспект урока-игры русского языка для 5 класса Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Конспект урока литературы, 5 класс. Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века
Опубликовано: 12 дней назад (21 ноября 2016)
Просмотров: 62
+3
Голосов: 3
Ольга Александровна Бура # 22 ноября 2016 в 09:50 0
Понятно и доступно! Молодцы. Голос.
Тамара Васильевна Енина # 30 ноября 2016 в 14:05 0
Здравствуйте, Анна Николаевна, спасибо за приглашение на урок. Мне показался Ваш сценарий урока русского языка интересным, многие методы знакомы по технологии критического мышления, главное, они действенные.И опять же, считаю важным работу на результат. Если дети усвоили материал, показали в итоге хорошие знания, значит Ваша задача, как учителя, выполнена. С чем Вас и поздравляю. Успехов в дальнейшей работе. Голос.
Оксана Анатольевна Данильченко # 1 декабря 2016 в 11:17 +1
Замечательный урок! Цель достигнута! Голос!