Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий познавательно-игровой программы для подготовительной группы «Птицы – наши друзья!»

Сценарий познавательно – игровой программы  «Птицы – наши друзья!» для детей старшего дошкольного возраста.
Описание. Предлагаю вашему вниманию игровую программу по лексической теме «Зимующие птицы». Игра  предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). В процессе игры дети закрепляют знания,  полученные на занятиях по развитию речи и по обучению грамоте. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям дошкольных учреждений.
Цель:  Закрепление и обобщение  знаний  по теме «Зимующие птицы». Формирование бережного отношения к птицам, желание помогать  в трудное для них время.
Интеграция образовательных областей  
Социализация: Развитие игровой деятельности детей.
Развивать умение детей действовать в команде. Закреплять умение справедливо оценивать результаты игры. Воспитывать культуру честного соперничества в ходе соревновательного мероприятия.
Познание: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
Расширять и систематизировать знания о зимующих и перелётных птицах. Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию.
Коммуникация: Развитие всех компонентов речи в игровой деятельности.
Поощрять стремление детей проявлять инициативу с целью получения знаний. Совершенствовать речь детей. Побуждать использовать разные части речи для более точного описания объекта, явления. Учить излагать свои мысли понятно для окружающих. Применять полученные речевые знания, умения и навыки  в игровой деятельности
Коррекционно-образовательные.
Обобщить лексический материал по теме «Зимующие птицы».
Учить действовать в команде быстро, слаженно.
Коррекционно-развивающие.
Формировать грамматический строй речи.
- Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
- Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
- Закреплять знания детей о голосах птиц. Упражнять в образовании глаголов.
Формировать связную речь.  
- Закрепить  умение составлять описательные рассказы по картинно-графическому плану.
Совершенствовать навыки слогового и звукового анализа слов.
Развивать сообразительность, внимание, логическое мышление, память.
Коррекционно-воспитательные.
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Оборудование. Карты с заданиями, ручки, игра «Собери картинку», картинки с изображением птиц, план-схема для описания птиц.
Ход
Звучит мелодия «В мире животных». Участники игры (команды) входят в зал и встают друг напротив друга.
Ведущий
Дорогие друзья! Я приглашаю вас на увлекательную и познавательную игру под названием «Птицы – наши друзья». В игре примут участие две команды по 6 человек.
В нашей игре 5 туров, в каждом туре вас ждут интересные задания. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Победителем станет самая дружная, самая эрудированная, самая сплочённая команда!
Я представляю наши команды:
Команда «Воробьи» и команда «Синицы»
Поприветствуем наши команды.
За правильностью ваших ответов будет следить жюри (представление жюри).
Итак, я объявляю начало нашей игры!
1 тур, друзья, вперёд!
1 тур - «Знатоки птиц»
1 задание! «Кто больше назовёт птиц?» (команды по очереди, по одному названию перечисляют представителей птиц).
2 задание  «Составь рассказ о зимующей птице»
Ведущий демонстрирует схему составления рассказа.

План рассказа.
Что это за птица?
Из каких частей состоит её тело?
Какого цвета части тела птицы?
Это зимующая или перелётная птица?
Где живёт птица? Чем она питается?
Какую пользу приносит человеку?
Ведущий
Я приглашаю капитанов команд. Выберите картинку с изображением птицы. Отлично!
Команда «Воробьи» составляет рассказ о снегире.
Команда «Синицы» составляет рассказ о голубе.
Команда «Воробьи»
Это снегирь. Снегирь – маленькая птичка. У неё есть голова, клюв, шея, брюшко, хвост, крылья, лапки. Тело покрыто перьями. На голове у снегиря чёрная шапочка, а грудка красная, поэтому его называют красногрудым. К нам снегирь прилетает зимой. Живёт он в лесу. Питается зимой плодами. Приносит пользу человеку и природе, так как поедает вредителей.
Команда «Синицы»
Это голубь. Голубь – птица средней величины. У неё есть голова, клюв, шея, брюшко, хвост, крылья, лапки. Голуби – это городские птицы. Живут они на чердаках домов и на деревьях в парках. Питаются хлебными крошками, ягодами, семенами, которые находят на улицах.
Ведущий
Молодцы, ребята!
2 тур – «Птичья столовая»
Ведущий
Друзья, мои. Я объявляю начало 2 тура!
Ребята, зимой птицы жмутся к человеческому жилью. Ведь зима страшна птицам голодом, а не холодом. Голодные птицы сильно страдают от холода. Поэтому зимой надо обязательно подкармливать птиц, вывешивать кормушки.
1 задание  «Кто прилетел на кормушку?» (вопросы задаются по очереди каждой команде)
Посмотрите на картинку и скажите:
Кто на ветке дерева? – На ветке снегири.
Кто под кормушкой? – Под кормушкой воробей.
Кто на кормушке? – На кормушке синицы.
Кто над деревом? – Над деревом сорока и голубь.
Кто справа от дерева? - Справа от дерева голуби.
Кто слева от дерева? - Слева от дерева вороны.
Кто за деревом? – За деревом ворона.
Кто перед деревом? – Перед деревом голубь.
(дети отвечают полным предложением)
Ведущий
Ребята, птицы улетели с кормушки, а пёрышки остались. Давайте разберёмся, чьи перья остались на кормушке.
2 задание  «Чьи перья?»
Перья вороны (чьи?) – вороньи.
Перья воробья (чьи?) – воробьиные.
Перья голубя (чьи?) – голубиные.
Перья сороки (чьи?) – сорочьи.
Ведущий
Ребята, а каких птиц зимой на кормушке не увидишь?
3 задание «Четвёртый лишний»
На доске картинки с изображением четырех птиц. Ребенок находит перелётную птицу и убирает ее.
Снегирь, ласточка, галка, дятел
Ведущий
Молодцы, ребята!
Пока жюри подводит итоги мы поиграем.
Подвижная игра «Птицы и метель»
3 тур - «Особенности птиц»
Ведущий
Друзья, мои! Я объявляю начало 3 тура!  
Ведущий
Ребята, как вы думаете, все ли птицы одинаково поют? (Нет)
Ведущий
Совершенно верно. У всех птиц разные голоса. По голосу можно отличить одну птицу от другой.  
1 задание  «Кто как голос подаёт?»
Ворона (что делает?) - … каркает.
Сорока (что делает?) - … стрекочет.
Воробей (что делает?) - … чирикает.
Сова (что делает?) - … ухает.
Голубь (что делает?) - … воркует.
Снегирь (что делает?) - … свистит.
Ведущий
Молодцы, ребята! Птицы отличаются тем, что они по-разному подают голос. А чем они ещё отличаются?
Дети: птицы отличаются окраской перьев, строением  тела.
Ведущий
Действительно, ребята, у каждой птицы есть своя отличительная черта.
2 задание «Скажи одним словом»
У сороки белые бока, поэтому её называют … белобокая.
У синицы грудка желтая, поэтому её называют … желтогрудая.
У вороны черные крылья, поэтому её называют … чернокрылая.
У снегиря грудка красная, поэтому его называют … красногрудый.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют … длиннохвостая.
У дятла длинный клюв, поэтому его называют … длинноклювый.
Ведущий
Ребята, птицы бывают разного размера – большие и маленькие.  Сейчас я буду называть части тела большой птицы, а вы части тела маленькой птички.
3 задание «Назови ласково»
Голова  - …(головка)
Клюв – …(клювик)
Лапы - …(лапки)
Хвост - ...(хвостик).
Шея - …(шейка).
Перья - …(пёрышки).
Ведущий
Ребята, вы отлично справились с  заданиями, пришло время поиграть
(жюри подводит итоги).
Игра «Собери картинку» (игра проходит под музыку)
Команды строятся в колонну за капитаном. По сигналу каждый игрок команды добегает до мольберта, берёт деталь пазла и составляет картинку. Выигрывает та команда, которая первая справилась с заданием.
Команда «Синицы», какая птица у вас получилась? Синица.

Команда «Воробьи», какая птица получилась у вас? Воробей.

Отлично!
4 тур – «Гимнастика для ума»
Ведущий
Друзья, мои! Я объявляю начало 4 тура.  Сейчас птицы будут задавать вам свои  каверзные вопросы.
Внимание! 1 вопрос
Снегирь: Дорогие, ребята! Определите количество слогов в названии каждой птицы и проведите «дорожки» от картинок к схемам слов.

Молодцы!
Внимание! 2 вопрос
Голубь: Дорогие, ребята! Назовите птиц в каждом прямоугольнике. Соедините их с той буквой, с которой они начинаются.

Молодцы!
Внимание! 3 вопрос
Сорока: Дорогие, ребята! В названии какой птицы звук [Л] встречается в начале слова, в какой – в середине, а в какой – в конце слова.

Внимание! 4 вопрос
Галка: Дорогие, ребята. В каком ряду в названии каждой птицы последний звук гласный?

1 голубь, дятел, галка
2 сорока, ворона, синица.
Внимание! 5 вопрос
Синица: Дорогие, ребята. Найдите птицу, которая начинается мягкого звонкого согласного. (воробей, дятел, голубь)

Внимание! 6 вопрос
Дятел: Дорогие, ребята. Назовите птиц,  и подберите слово к схеме.

Молодцы!
5 ТУР - СУПЕР ИГРА
Я объявляю начало супер игры, когда честь команды отстаивает капитан.
ЗАДАНИЕ «ЗАШИФРОВАННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Внимание! Задание Мудрой Совы:  Дорогие ребята! Расставьте буквы по порядку согласно цифрам и прочитайте зашифрованное предложение.

Дети читают ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ!
(жюри объявляет результаты игры)
Молодцы, ребята! Вы уже многое знаете о птицах. Это помогло вам  справиться со всеми заданиями. Любите птиц, берегите их, помогайте в трудное для них время.
А сейчас, примите наши поздравления  и позвольте вручить вам призы.
Ведущий
С вами птиц мы называли,
И рассказы составляли.
Говорили и читали,
Звуки в слове выделяли,
Думали и размышляли.
Здесь наш мир мы открывали,
Знания приобретали.
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам, детвора!
(дети под музыку покидают зал).

Список литературы:
Гозмяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет: Конспекты фронтальных занятий II периода обучения в старшей логогруппе/ Москва, Издательство «ГНОМ», 2011;
Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР /М. : Издательство «ГНОМ», 2011;

Рекомендуем посмотреть:

Игровое развлечение для детей 5-7 лет. Сценарий Сценарий познавательной конкурсной программы в подготовительной группе «Правила пожарной безопасност Сценарий развлечения в старшей, подготовительной группе «Легенды народов Севера» Сценарий игровой программы по обучению грамоте детей подготовительной группы

Похожие статьи:

Сценарий развлечения в старшей и подготовительной группе

Сценарий познавательного развлечения для старших дошкольников

Сценарий развлечения «Посиделки» для старших дошкольников

Сценарий развлечения НОД для старших дошкольников к празднику Всемирный день ребёнка

Сценарий интеллектуально - спортивного развлечения в старшей и подготовительной группе

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей 5-7 лет | Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников
Опубликовано: 3985 дней назад (1 февраля 2014)
Просмотров: 21730
+7
Голосов: 7
Раиса Рыжая # 1 февраля 2014 в 12:27 +2
Очень понравилась ваша познавательно-игровая программа "Птицы - наши друзья! После такого интересного мероприятия  птицы и дети станут настоящими друзьями. Вы использовали много интересных заданий и игр!
Татьяна Васильевна Червякова # 1 февраля 2014 в 12:59 +1
Спасибо, Раиса за Вашу оценку и голос!
Ирина Ильинична Паначева # 1 февраля 2014 в 20:13 +2
Татьяна! У вас получилась замечательная познавательно-игровая программа "Птицы - наши друзья". Использованный соревновательный прием всегда увлекает детей, способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ребенка. В повседневной жизни ребенок не всегда может раскрыться, а дух соревнования помогает нам взрослым увидеть ребенка с другой стороны. Интересно представлен и наглядный материал, красочные схемы и картинки в соответствии с темой. Увлекательные задания подобраны таким образом, что каждое последующее идет с усложнением, настоящая интеллектуальная викторина для детей, мотивирует детей к активной познавательной деятельности в повседневной жизни. Задача педагогов и родителей поддерживать такой интерес. Просмотрев ваш блог с другими материалами пришла к выводу, что вам это удается. Желаю творческих успехов! С уважением, Ирина Ильинична.
Татьяна Васильевна Червякова # 2 февраля 2014 в 04:59 +1
Спасибо, Ирина Ильинична за содержательный комментарий и пожелание! Очень рада, что Вы оценили сценарий.
Ольга Балдина # 2 февраля 2014 в 11:05 +1
Сценарий очень насыщенный. Была проделана огромная предварительная работа. Подготовлен яркий наглядный материал для игр, с помощью которых развивается лексико-грамматическая сторона речи, формируется связная речь, совершенствуются навыки звуко-слогового анализа слов.Спасибо за сценарий! Удачи в конкурсе!
Татьяна Васильевна Червякова # 2 февраля 2014 в 12:27 +1
Ольга, большое спасибо за внимание, и позитивный отзыв! И Вам удачи!
Наталья Михайловна # 2 февраля 2014 в 21:58 +2
Татьяна, ваша тема воспитывает у детей бережное отношение к птицам и заботе о них, особенно в зимнее время года. Использованный педагогический прием соревнования помогает детям глубже проникнуть в тему, тем самым знания полученные ранее, становятся прочными. Второй момент воспитывая доброжелательное отношение к птицам, вы решаете и свои непосредственно логпедические задачи. Детям интересно воспринимать материал, такой способ подачи материала, намного дольше сохраняет произвольное внимание, хотя мы знаем, что у детей с нарушениями речи, как правило внимание страдает. Поэтому если мы хотим, чтобы дети усваивали материал, надо создать условия для их восприятия, как это удачно сделала Татьяна. Удачи вам и дальнейшего продвижения!
Татьяна Васильевна Червякова # 3 февраля 2014 в 12:40 +1
Наталья Михайловна, большое спасибо за содержательный комментарий и пожелание!
Мария Валерьевна Михайлова # 3 февраля 2014 в 12:34 +2
Огромное спасибо за интереснейшую познавательно-игровую программу. Очень насыщенно и интересно подобран весь материал, созданы все условия, чтобы детям было интересно на протяжении всей игры.
Татьяна Васильевна Червякова # 3 февраля 2014 в 12:42 +2
Спасибо, Мария Валерьевна! Очень рада, что игровая программа Вам понравилась!
Ирина Юрьевна Хохлова # 3 февраля 2014 в 14:54 +1
Насыщенный познавательный материал. Здорово!
Татьяна Васильевна Червякова # 3 февраля 2014 в 14:59 +1
Спасибо, Ирина Юрьевна за внимание и позитивный отклик!
Елена Кривякова # 5 февраля 2014 в 20:26 +1
Прекрасно подобранный материал. Разнообразие заданий на развитие всех психических процессов детей. Очень интересно!
Татьяна Васильевна Червякова # 6 февраля 2014 в 15:29 +1
Елена, спасибо за отзыв.
Надежда Николаевна Галкина # 9 февраля 2014 в 01:11 +1
Татьяна , спасибо за сценарий праздника, очень интересный!Обязательно им воспользуюсь
Татьяна Васильевна Червякова # 15 февраля 2014 в 12:29 +1
Спасибо, Надежда Николаевна за позитивный отклик. Очень рада, что сценарий  пригодиться Вам в работе с детьми.
Наталья Владимировна Коренькова # 1 марта 2014 в 05:39 0
Соглашусь с предыдущими комментариями,мероприятие насыщенное,действительно познавательное,очень интересное и полезное! Но со своей,Извините,колокольни,хотелось бы все же подвигаться в ходе вашей игры.Тем более практика богата на подвижные игры с птицами.И "Совушка" та же,или "Воробьи и автомобили" даже.И немного путано у вас сформулированы задачи (или это цели?) которые вы планируете в интеграции.Но это,знаете,все же наверное мелочь,по сравнению с общим положительным впечатлением от сценария:)
Татьяна Васильевна Червякова # 1 марта 2014 в 08:34 +1
Наталья Владимировна, спасибо за комментарий. Мне приятно, что у Вас, в целом, сложилось положительное впечатление от сценария!
По поводу Ваших замечаний:
- что касается двигательной активности: соглашусь - можно добавить ещё одну подвижную игру;
- что касается формулировки задач: здесь, на мой взгляд, всё ясно и понятно.
Спасибо за внимание к моей работе! Желаю удачи и весеннего, солнечного настроения!!!
Наталья Владимировна Коренькова # 1 марта 2014 в 19:22 0
А еще раз прошу прощения,вот мне не понятно все же в ваших задачах-почему их формулировка ничем не отличается от формулировки цели? Цель-всегда существительное-создание,развитие,формирование и т.д.,а задачи-это глаголы-развивать,формировать и т.д. Вот в чем моё непонимание заключено.А в остальном все у вас замечательно! Вы большая молодец:)
Наталия Александровна Клюка # 19 марта 2014 в 01:42 +1
Татьяна, Ваша разработка познавательно-игровой программы замечательна и по содержанию, и по оформлению дидактического материала. Пять интереснейших туров с различными заданиями стимулируют детей на мыслительную деятельность, способствуют проявлению речевой активности, направлены на формирование грамматического строя речи. С удовольствием беру себе в копилку и отдаю свой голос! +++1!!!
Татьяна Васильевна Червякова # 19 марта 2014 в 07:19 +2
Наталия Александровна, спасибо за внимание и отзыв! С удовольствием отдаю разработку в Вашу копилку! Здоровья Вам и счастья!!!
Светлана Вячеславовна Клокова # 10 февраля 2016 в 13:52 +2
Спасибо, Татьяна, за отличную игру-развлечение! Вы использовали соревнование между командами, а это очень стимулирует детей и поддерживает интерес на протяжении всего мероприятия. После проделанной предварительной работы, дети на этом интересном занятии закрепят полученные данные и думаю усвоют тему
Татьяна Викторовна Кривцова # 9 апреля 2020 в 18:59 0
Спасибо, Татьяна, за прекрасный сценарий. Очень интересные задания, хорошо подобранный дидактический материал. Беру себе в копилочку!