Конкурсы для педагогов и детей

Философский этюд для старшеклассников. Сценарий

"На распутье", философский этюд

Цель: формирование критического мировоззрения учащихся старших классов
Задачи:
1. Продолжить рабу над владением ораторским искусством старшеклассников
2. Знакомить учащихся с лучшими образцами литературы 20 века
3. Способствовать формированию в учащихся критического мышления
4. Продолжать работу над формированием юношеского коллектива

Назначение:
Материал будет интересен филологам и людям, работающим в области культуры со старшеклассниками, юношеством.

Оформление сцены:
Чтецы - люди в черно-белом, стоят в сумраке. Прожектор высвечивает только фигуры и лица людей эпохи, которые одеты в костюм, имеющий цвет.
Сценарий
1-й чтец:
С Россией кончено...
2-й чтец:
На последях
Ее мы прогалдели,
3-й чтец:
проболтали,
4-й чтец:
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах:
5-й чтец:
не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав?
6-й чтец:
И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
7-й чтец:
О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!
(М. Волошин)

Колокольный звон (набат)
1-й чтец:
В истории ни одна страна не была подвергнута такому количеству вражеских набегов, захватничества, воин…
2-й чтец:
Ни одна страна не обретала через каждую победу не только силу народную, но и крепость духовную.
3-й чтец:
И вот он, новый век.
4-й чтец:
Век информационных технологий.
5-й чтец:
А где человек?
6-й чтец:
Как и чем он живет?

Человек эпохи (появляется из темноты):

Проклятье века — это спешка,
и человек, стирая пот,
по жизни мечется, как пешка,
попав затравленно в цейтнот.

Поспешно пьют, поспешно любят,
и опускается душа.
Поспешно бьют, поспешно губят,
а после каются, спеша.

Но ты хотя б однажды в мире,
когда он спит или кипит,
остановись, как лошадь в мыле,
почуяв пропасть у копыт.

Остановись на полдороге,
доверься небу, как судье,
подумай — если не о боге —
хотя бы просто о себе.

Под шелест листьев обветшалых,
под паровозный хриплый крик
пойми: забегавшийся — жалок,
остановившийся — велик.

Пыль суеты сует сметая,
ты вспомни вечность наконец,
и нерешительность святая
вольется в ноги, как свинец.

Когда шагаешь к цели бойко,
как по ступеням, по телам,
остановись, забывший бога,—
ты по себе шагаешь сам!

Когда тебя толкает злоба
к забвенью собственной души,
к бесчестью выстрела и слова,
не поспеши, не соверши!

Остановись, идя вслепую,
о население Земли!
Замри, летя из кольта, пуля,
и бомба в воздухе, замри!

О человек, чье имя свято,
подняв глаза с молитвой ввысь,
среди распада и разврата
остановись, остановись!
(Е. Евтушенко )


1-й чтец: Безумие и бездумье…
2-й чтец: Но так было не всегда.
3-й чтец: Да, другие люди были, их голос эхом звучит в каждом из нас. Вслушайтесь.

Новый человек эпохи
Кто передаст потомкам нашу повесть?
Ни записи, ни мысли, ни слова
К ним не дойдут: все знаки слижет пламя
И выест кровь слепые письмена.
Но, может быть, благоговейно память
Случайный стих изустно сохранит.
Никто из вас не ведал то, что мы
Изжили до конца, вкусили полной мерой:
Свидетели великого распада,
Мы видели безумья целых рас,
Крушенья царств, косматые светила,
Прообразы Последнего Суда:
Мы пережили Илиады войн
И Апокалипсисы революций.

Мы вышли в путь в закатной славе века,
В последний час всемирной тишины,
Когда слова о зверствах и о войнах
Казались всем неповторимой сказкой.
Но мрак и брань, и мор, и трус, и глад
Застигли нас посереди дороги:
Разверзлись хляби душ и недра жизни,
И нас слизнул ночной водоворот.
Стал человек — один другому — дьявол;
Кровь — спайкой душ; борьба за жизнь — законом;
И долгом — месть.
Но мы не покорились:
Ослушники законов естества —
В себе самих укрыли наше солнце,
На дне темниц мы выносили силу
Неодолимую любви, и в пытках
Мы выучились верить и молиться
За палачей, мы поняли, что каждый
Есть пленный ангел в дьявольской личине,
В огне застенков выплавили радость
О преосуществленьи человека,
И никогда не грезили прекрасней
И пламенней его последних судеб.

Далёкие потомки наши, знайте,
Что если вы живёте во вселенной,
Где каждая частица вещества
С другою слита жертвенной любовью
И человечеством преодолён
Закон необходимости и смерти,
То в этом мире есть и наша доля!

(Максимилиан Волошин
«Потомкам» Из цикла «Усобица» (Во время террора)

1-чтец: Одни выбирали стояние. Верность Отечеству.
2-й чтец: А другие и сейчас ищут рай на земле. Комфортную и обеспеченную разными благами жизнь
3-й чтец: Мы тоже будем выбирать.
4-й чтец: Не ошибиться бы…
5-й- чтец: Поэтому и нужно пристальней вслушиваться в голоса, звучащие из переломных эпох.

Выходят двое (люди эпохи)
* * *
Собирались, паковали ценности,
уезжали по чужим следам…
Но забыли мы о нашей цельности,
а ее не сунешь в чемодан.

Думали: прощаемся с завалами
бед российских, коим несть числа…
Но потом себя не узнавали мы,
взглядом упираясь в зеркала.

Ни достатку, ни вину не рады мы.
И беду надвинувши на лбы,
мы стоим над нашими утратами,
соляные, скорбные столбы.
(С. Ионов)
***
Всё было: и свет, и тиранство,
И тени ежовских «марусь»…
От прежнего званья дворянства
И мысленно не отрекусь.

Мой род: Бородинское поле,
Балканы и крымский урок,
Рожденье в сибирском раздолье
Стальных магистральных дорог!

Везде имена и могилы…
И смертью солдата-отца
Клянусь, что, Россия, мы были
Судьбою с тобой до конца.

Путь отчей истории труден,
Мостами пылали года…
Дворянство – служилые люди
Издревле, и днесь, и всегда.

Покуда я памятью слышу,
Покуда в сознании есть
Святые понятья: Всевышний,
Отчизна, Свобода и честь.
( Ю. Адрианов)


1-й чтец:
Если у народа сохраняются такие ценности как Отчизна, честь, вера, значит, у такого народа есть будущее.
2-й чтец:
Как же должен жить человек, чтобы эти ценности не растерять?
3- й чтец:
Человек хорошо должен знать свои корни.
4-й чтец:
Даже в годы испытаний он не должен терять эту связь.

Человек эпохи
Младенец не помнит минуты крещенья
И руки того, кто свершает обряд…
Всю жизнь
Как к истокам своим возвращенье,
Я здесь постигаю полвека подряд!
Я в волжском селе не заезжий бродяга:
Я принял купель на кануне войны
Младенцем
Во храме Великого Врага
Под утренним сводом святой тишины.
Пусть мир претерпел роковые смещенья,
Но я прихожу, как на отчий порог.ю
В то место России,
Где принял крещенье,
Что жизнь охранило от бурь и тревог.
Спасло от наветов меня и от срама…
Я слушаю вновь после жизненных гроз
Над Волгой вблизи дерявянного храма
Молитвенный шепот столетних берез.
Вновь память осенней тропою ступает,
Хотя не осталось от детства следа,
Но где-то летят журавлиные стаи,
С тревогой в пути обходя города.
Пусть годы прошли
И сравнялись могилы,
И лица любимых увидишь едва ль…
У старого храма с нежданною силой
Мне вновь открывается светлая даль.
(Стихи Ю. Адрианова)


Человек Эпохи
Но родовые корни будут слабы, если человек однажды забудет того, кто каждый день за нас идет на крестную смерть.
Чтецы (приглушенно) :
Мы помним. Помним.
Все ( и чтецы и люди эпохи) по очереди читают строки

Гефсиманский сад
Мерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.

Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный Путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.

В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: "Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной"

Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь как смертные, как мы.

Ночная даль теперь казалась краем
Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.

И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом он молил отца.

Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле.

Он разбудил их: "Вас Господь сподобил
Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников себя предаст".

И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди - Иуда
С предательским лобзаньем на устах.

Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: "Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.

Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы мне сюда?
И, волоска тогда на мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.

Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана.
Столетья поплывут из темноты".

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы) Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ

Похожие статьи:

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Конспект урока по литературе в 10 классе

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Участник №57 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2016 года по 20 января 2017 года
Сценарий театральной миниатюры для школьников по басням Крылова | Сценарий пьесы для 7 класса по рассказу Чехова "Лошадиная фамилия"
Опубликовано: 6 дней назад (27 ноября 2016)
Просмотров: 40
+1
Голосов: 1
Анжела Сергеевна Каминская # 29 ноября 2016 в 18:44 0
Замечательные стихотворения, идеально подобрано и все спланировано. Больше добавить нечего, кроме что +1=)