Конкурсы для педагогов и детей

Повторительно - обобщающий урок по русскому языку в 5 классе с презентацией. Лексика

Повторительно-обобщающий урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексика". Конспект
ФИО: Кусакина Елена Николаевна
Место работы и должность: учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ имени Карла Маркса" г.Почепа Брянской области

Разработка урока повторения и обобщения материала по теме "Лексика" (русский язык, 5 класс)
Материал повторения представлен в занимательной, игровой форме, что, безусловно, будет интересно учащимся 5 класса, также может быть полезен и педагогам, работающим в таких классах.
Цель урока: проверить свои знания по теме «Лексика»
• проявить сообразительность и эрудицию
• получить истинное удовольствие от своих маленьких побед
Урок – путешествие по океану «Лексика» (итоговый урок с презентацией по теме «Лексика» в 5 классе)
Ход урока
1. Лингвистический диктант (метод незаконченного предложения)
Определи слово по его лексическому значению и запиши.
1. Раздел языка, изучающий слова - __________________
2. Словарный запас одного человека -__________________
3. Знаки для обозначения звуков - ______________________
4. Часть слова без окончания - ________________________
5. Слова одной и той же части речи с одинаковым лексическим значением- ______________
6. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением –
7. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются _______________________
8. Слова с одинаковым звучанием и написанием, но разные по значению___________________
9. Кроме прямого значения, у многих слов есть ________________________значение.
10. Большой (синоним) -_________________________
11. Большой (антоним) - _________________________

2. Словосочетания: памятное путешествие, идти цепочкой, ярко сверкнуть, злая волна, угрожать бедой, нужно помочь
3. Остров однозначных и многозначных слов. Бухта словарей (слайды)
Мы пут..шествуем (по)земле острова.(территория)
Ш..л долг..вяз в сыру землю увяз (почва)
Земля планета Солнечной системы.(планета)
Береги землю р..димую. (Родина)
4. Лексическое значение слов (на слайдах)
Скажите, что мы называем этими словами: море, вода, корабль, палуба, водоросли, течение, матрос, жемчуг, акула? (Ответы детей (они должны быть полными): водоем, жидкость, судно, часть судна, растения, движение воды, звание, драгоценный камень, рыба.)

5. Подбери антонимы к словам (на слайдах)
6. Замена слова на синонимы (текст на слайде)
Едва я занял свой наблюдательный пост, как пришли враги. Их было человек семь или восемь. Они быстро шли, громко стуча сапогами. Человек с фонарем шел впереди всех. За ним шли трое.
7. Морские байки (про кран)
8. Бухта Скелета. Слова прямого и переносного значения.
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки непростые,
Все скорлупки золотые
Золотые нивы, гладь и блеск озер!
Скоро наступит золотая пора каникул
Золотая моя бабушка!
9.Послание в бутылке (листок из судового журнала)
- Бирюзовое безбрежное море нежится в лучах солнца. Лениво набегают волны на берег. Спокойно и глубоко дышит необозримая водная гладь.
- Но вот потемнело море. Сильнее плещутся волны. Над мрачной бездной появились белые острокрылые чайки и резким криком возвещают бурю.
- Через несколько мгновений небо и море сольются в одну стихию. Ревет море, и тысячами брызг обдают вас волны.
10. Работа с текстом
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Предположите, что могло произойти дальше. Продолжите текст на заданную тему, сохраняя стилевые особенности.
4. Объясните значение слов: бездна, стихия, …
5. Подберите синонимы к словам: бирюзовый, безбрежный, резкий (крик), ревет (море).
6. Найдите существительные 2-го склонения.
7. Из текста выпишите существительное с нулевым окончанием.
8. Из предложения 3 выпишите слово(-а), в котором(-ых) количество звуков больше, чем количество букв.

11. Работа по карточкам (индивидуально, дифференцированно)
12. Домашнее задание
Написать сочинение по данному началу:
В темном лесу зашептались деревья, будто ожидая чего-то необыкновенного. Даже ветер затих и спрятался в их ветвях. На Остров Сокровищ пришла зима…
Презентация на тему: Повторительно-обобщающий урок по русскому языку по теме "Лексика"

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Конспект урока-игры русского языка для 5 класса Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе с презентацией. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места
Опубликовано: 565 дней назад (18 мая 2015)
Просмотров: 2939
+3
Голосов: 3
Наталья Владимировна Клюева # 18 мая 2015 в 22:16 0
Спасибо за приглашение! Очень хорошая работа, направленная на всестороннюю отработку лексического материала. Думаю, что данная разработка пригодится многим преподавателям. Примите мой голос.
Елена Николаевна Кусакина # 19 мая 2015 в 09:20 0
Спасибо!!!
Лариса Юрьевна Куценко # 20 мая 2015 в 10:42 0
Добрый день, Елена Николаевна! Поздравляю Вас с дебютным материалом! Отличное занятие. Голос!
Елена Николаевна Кусакина # 20 мая 2015 в 19:35 0
Спасибо!!!
Анна Викторовна Михеева # 22 мая 2015 в 14:52 0
Урок интересный, задания разнообразны, используете ИКТ. Мне понравилось, примите голос.
Елена Николаевна Кусакина # 22 мая 2015 в 17:15 0
Спасибо!